Административно-правовой статус физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества.

Содержание

Введение………………………………………………….………………………..3

Административно-правовой статус физических лиц

1. Административно-правовой статус граждан РФ……………………………..4

2. Административная ответственность за нарушения прав граждан………….17

3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………...24

Список использованной литературы…………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

административное право1.docx

— 45.59 Кб (Скачать)

    Выезд из России и въезд в Россию граждане России осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина России за пределами территории России. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется Федеральным законом.

    В Конституции РФ (Ст. 18) определено, что  права и свободы человека и  гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    В целях повышения уровня обеспечения  прав и свобод граждан в нашей  стране определена система экономических, политических и юридических гарантий.

    Экономические гарантии включают в себя создание материальных условий для практической реализации прав и свобод граждан. Они базируются на экономической системе России, что в настоящее время является наиболее слабым звеном в системе гарантий обеспечения прав и законных интересов граждан.

    К политическим гарантиям относятся:

    • народ — носитель и источник власти, он реализует конституционное право  в форме «избирать и быть избранным» (ст. 3);

    • участие граждан в управлении государственными и общественными  делами (ст. 32);

    • признание, соблюдение и защита прав и свобод граждан государством (ст. 2,15,18 и др.).

    Юридические гарантии - это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также средства их защиты.

    Как видно, между последними двумя гарантиями нет четкого разграничения в  используемых методах и формах, так как по существу политические гарантии закреплены в соответствующей правовой форме в названных статьях Конституции РФ, но они от этого не утрачивают своего политического смысла.

    Юридические гарантии реализуются государством, уполномоченными должностными лицами специальными способами в виде прокурорского надзора, судебного контроля, государственного и общественного контроля, а также правом на обжалование незаконных решений и действий органов и должностных лиц с правом на судебную защиту и возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями либо бездействиями органов государственной власти.

    Главная черта состоит в том, что граждане как субъекты административно-правовых отношений выступают как частные лица, реализующее свои субъективные права и несут правовые обязанности в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Административная ответственность за нарушения прав граждан 

    Рассматривая  административно-правовой статус граждан  РФ, необходимо отметить каким образом  нормами административного права  предусмотрена защита продекларированных прав и свобод. Например, в соответствии со статьёй 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право  обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения  в государственные органы и органы местного самоуправления. Эта формула  включает в себя право жалобы граждан.

    Более полно право граждан обжаловать в судебные органы решения и действия, нарушающие их права и свободы, реализуется  в Законе РФ от 27.04.93 (ред. от 14.12.95) «Об  обжаловании в суд действий и  решений, нарушающих права и свободы  граждан». В соответствии с этим законом «каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных  лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы».

    Ответственность государственного служащего наступает  в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и  гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об основах  государственной службы Российской Федерации».

    Действие  статей настоящего Закона в отношении  государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным  законодательством к государственным  служащим. В том случае, если гражданину должностными лицами органов власти и управления причинён ущерб, он вправе обратиться в вышестоящий орган  или в суд с заявлением о  возмещении ущерба.

    Статья 53 Конституции РФ  устанавливает, что: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными  действиями (или бездействием) органов  государственной власти или их должностных  лиц»

    Статья 16 ГК РФ детализирует приведенную статью Конституции и устанавливает, что  «убытки, причиненные гражданину или  юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим  субъектом Российской Федерации  или муниципальным образованием». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Административно-правовой статус иностранных граждан

    и лиц без гражданства 

    Административно-правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства регламентирован Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и международными договорами и соглашениями и Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».

    Административная  правоспособность иностранных граждан  и лиц без гражданства, приезжающих  в страну, имеют свои особенности по времени (оформление документов, пребывания в стране и выезд или изменение гражданства). Административная дееспособность зависит от того, какие права и обязанности ими реализуются своими действиями на общих основаниях, а какие на основании положений, указанных в международных договорах и соглашениях. На основании ст. 62 Конституции РФ эта категория лиц пользуется всеми правами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных Федеральным законом или международными соглашениями. Иностранные граждане, в том числе и большинство граждан из стран СНГ, имеют меньший объем административной провосубъектности, чем граждане России. Они не могут занимать государственные должности, а также заниматься деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству России или связана с государственной тайной. В отношении этой категории лиц допускаются ограничения в передвижении и выборе места жительства в целях обеспечения государственной безопасности. На иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяется действие законодательства о воинской обязанности и воинской службе. Нахождение этой категории лиц также различается в зависимости от цели: на постоянное проживание с получением документов на право жительства и на временно пребывающих или проезжающих через территорию России транзитом.

    Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Кроме этого к ним могут быть применены меры административной ответственности за проживание без документов на право жительства в России или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечению срока пребывания, несоблюдения правил транзитного проезда через территорию России. В соответствии с ст. 3.10 КоАП РФ эти лица могут быть выдворены за пределы РФ. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства как мера административного наказания устанавливается и назначается судьей, а в случае совершения административного правонарушения при въезде в Россию — соответствующими уполномоченными должностными лицами.

    Иностранные граждане, обладающие дипломатическим  иммунитетом или в соответствии с международными договорами не подпадающие под действие административной юрисдикции, а признанные в законном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, имеют особый административный статус.

    Выезд из России и въезд в РФ (включая  транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ и указанным выше Федеральным законом.

    В случае, если международным договором  РФ установлены иные правила, чем  те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.

    Иностранные граждане или лица без гражданства  обязаны при въезде в Россию и  выезде из РФ предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Россией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за пределами территории РФ либо органами внутренних дел или Министерством иностранных дел РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

    Основанием  для оформления въезда в РФ иностранных  граждан или лиц без гражданства  является письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ.

    В случае, если иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в РФ по приглашению российского физического или юридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливается Правительством РФ.

    Основанием  для оформления въезда в РФ иностранных  граждан или лиц без гражданства  является также надлежащим образом оформленный договор о туристической поездке.

    Въезд в РФ иностранным гражданам или  лицам без гражданства не разрешается  в случаях, если:

    1) это необходимо в целях обеспечения  безопасности государства;

    2) в период своего предыдущего  пребывания в РФ они были  осуждены в соответствии с законодательством РФ за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы РФ в принудительном порядке, — в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке;

    3) они не представили документы,  необходимые для получения российской  визы в соответствии с законодательством России — до их представления;

    4) они ходатайствуют о российской  визе на срок более трех  месяцев и не представили сертификат  об отсутствии у них ВИЧ-инфекции — до представления такого сертификата.

    Выезд из России иностранным гражданам  или лицам без гражданства  может быть ограничен в случаях, если они:

    1) в соответствии с законодательством  России задержаны по подозрению  в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

    2) осуждены за совершение преступления  на территории России — до  отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

    3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом —  до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

    4) не выполнили предусмотренные  законодательством России обязательства  по уплате налогов – до выполнения этих обязательств.

    Транзитный  проезд через территорию России без  визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:

    1) совершают беспересадочный полет  воздушным транспортом через  территорию России;

    2) следуют на самолете международной  авиалинии с пересадкой в аэропорту  на территории России и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории России в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки. Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие наступления следующих обстоятельств:

Информация о работе Административно-правовой статус физических лиц