Административно-правовой статус физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества.

Содержание

Введение………………………………………………….………………………..3

Административно-правовой статус физических лиц

1. Административно-правовой статус граждан РФ……………………………..4

2. Административная ответственность за нарушения прав граждан………….17

3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………...24

Список использованной литературы…………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

административное право1.docx

— 45.59 Кб (Скачать)
 
 

                   

                                                                                                       Кафедра Права 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: административное право

на тему: «Административно-правовой статус физических лиц» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 

2009

Содержание 

Введение………………………………………………….………………………..3

Административно-правовой статус физических лиц

1. Административно-правовой  статус граждан РФ……………………………..4

2. Административная ответственность за нарушения прав граждан………….17

3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………...24

Список использованной литературы…………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Административное право – важнейшая  отрасль правовой системы любой  страны. Эта отрасль публичного  права закрепляет права и обязанности  граждан и иных  невластных  субъектов  в отношениях с  представителями исполнительной  власти, организационные основы, систему  государственной администрации,  полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности. Обладание правами и свободами,  на которые не может посягать  государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным  самоутвердиться в качестве достойного  члена общества. Вместе с тем  отношения личности и государства  не исчерпываются обязанностью  государства не посягать на  права человека.

  Российское  государство, зафиксировав права  человека и гражданина в Конституции,  обязуется через деятельность  органов государственной власти, управления, суда, прокуратуры, охраны  правопорядка осуществлять их  реализацию и защиту.

      Однако, не все права и обязанности  человека и гражданина производны  от его конституционного правового  статуса. Есть такие, которые  находятся за пределами такого  статуса и устанавливаются нормативными  актами, соответствующими конституционной  концепции положения человека  и гражданина в Российской  Федерации. Например, права и обязанности,  связанные с управлением транспортными  средствами, приобретением оружия и др.  
 
 
 
 
 
 
 

    Административно-правовой статус физических лиц 

    1. Административно-правовой статус  граждан РФ 

    Необходимость использования термина «физические  лица» обусловлена, прежде всего, их множественностью и разным объемом административной правосубъектности (правоспособность и дееспособность в единстве и развитии). К физическим лицам можно отнести следующие категории индивидуальных лиц: граждане РФ, лица с двойным гражданством, почетные граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. У всех этих категорий граждан различный объем административно-правового статуса, но все они как физические лица являются субъектами административного права. Мы рассмотрим три категории физических лиц: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

    Особым  признаком демократического государства  является не только признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, но и его обязанностей (ст. 2 Конституции РФ). Каждое физическое лицо в России обладает на ее территории всеми правами, свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (п. 2, ст. 6 Конституции РФ).

    Конституционные нормы, регламентирующие основные права  и свободы физических лиц, являются нормами прямого действия, но это не значит, что административно-правовые нормы утрачивают свое значение, скорее наоборот, они детализируют их права и свободы, а также регламентируют отношения по возложению на них обязанностей в сфере управления, устанавливают в соответствии с административным законодательством меры ответственности за нарушение этих норм и правил.

    Граждане  России, выступая в роли субъекта административного  права, обладают соответствующим административно-правовым статусом, закрепленным в правовых нормах, определяющих его социально-правовую роль в государстве и обществе.

    Административно-правовой статус гражданина включает комплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченных юридическими способами и средствами их защиты.

    Административно-правовой статус гражданина РФ определен Конституции РФ, международно-правовыми договорами. В законе «О гражданстве РФ» впервые определены принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ. Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

    Заключение  или расторжение брака между  гражданином РФ и лицом, не имеющим  гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц, то есть теперь будет меньше фиктивных браков с целью приобретения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов также не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака также не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

    Гражданство России приобретается:

    а) по рождению;

    б) в результате приема в гражданство  России;

    в) в результате восстановления в гражданстве  России;

    г) по иным основаниям, предусмотренным  Федеральным законом или международным договором России.

    В ст. 14. Конституции РФ регламентирован упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации:

    а) для лиц, имеющих хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство России;

    б) имели гражданство СССР, проживали  и проживают в государствах, входивших  в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства

    и другие условия.

    Основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство России и о восстановлении в гражданстве России возникают (ст. 16), если заявления поданы лицами, которые:

    а) выступают за насильственное изменение  основ конституционного строя России или иными действиями создают угрозу безопасности России;

    б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями  о приеме в гражданство России или о восстановлении в гражданстве России, выдворялись за пределы России в соответствии с федеральным законом;

    в) использовали подложные документы  или сообщили заведомо ложные сведения;

    г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в  правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

    е) преследуются в уголовном порядке  компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

    ж) осуждены и отбывают наказание в  виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);

    з) не имеют законного источника  средств к существованию на день обращения с заявлениями о  приеме в гражданство РФ или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории РФ, если иной срок проживания на территории РФ, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ, не установлен ФЗ.

    Полномочными  органами, ведающими делами о гражданстве  Российской Федерации, являются:

    1) Президент Российской Федерации;

    2) МВД РФ и его территориальные  органы;

    3) МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения России, находящиеся за пределами РФ.

    В полномочия Президента России входит:

    • утверждение положений о порядке  рассмотрения вопросов гражданства РФ;

    • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия полномочных органов, ведающих делами о гражданстве России, в связи с исполнением Федерального закона;

    • издание указов по вопросам гражданства  России.

    МВД России и его территориальные  органы осуществляют следующие полномочия:

    а) определяют наличие гражданства  России у лиц, проживающих на территории России;

    б) принимают от лиц, проживающих на территории России, заявления по вопросам гражданства России;

    в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства России документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

    г) направляют Президенту РФ документы  и иные материалы по вопросам принятия гражданства;

    д) исполняют принятые Президентом  РФ решения по вопросам гражданства  России;

    е) рассматривают заявления по вопросам гражданства России, поданные лицами, проживающими на территории России, и принимают решения по вопросам приема в гражданство России в упрощенном порядке в соответствии с законом;

    ж) ведут учет лиц, в отношении которых  приняты уполномоченным органом  решения об изменении гражданства;

    з) оформляют гражданство России в  соответствии с законом;

    и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства России в случаях, определенных законом.

    Решения по вопросам гражданства России в  общем порядке принимаются и  рассматриваются Президентом РФ в срок до одного года.

    Решения о приеме в гражданство России в упрощенном порядке принимаются:

    • МВД России и его территориальными органами;

    • МИД России, дипломатическими представительствами  и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.

Информация о работе Административно-правовой статус физических лиц