Административно-правовой статус физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества.

Содержание

Введение………………………………………………….………………………..3

Административно-правовой статус физических лиц

1. Административно-правовой статус граждан РФ……………………………..4

2. Административная ответственность за нарушения прав граждан………….17

3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………...24

Список использованной литературы…………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

административное право1.docx

— 45.59 Кб (Скачать)

    Рассмотрение  заявлений по вопросам гражданства  России и принятие решений о приеме в гражданство России в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

    Административно-правовой статус граждан России, как значительная часть норм общего правового статуса, закреплен во многих законах и подзаконных актах и проявляется в совокупности прав и обязанностей и обеспечен гарантиями их осуществления со стороны органов государственной власти и органов МСУ, которые принимают правовые акты, влияющие на объем административно-правового статуса граждан России.

    О расширении административно-правового  статуса граждан России свидетельствует  также принятый от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об обеспечении гарантий избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ». Этим законом регламентировано конституционное положение о том, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

    Субъектами  административного права вообще являются все физические и юридические  лица, которые потенциально могут вступить в административно-правовые отношения. Многие из них длительное время, являясь субъектами административного права, могут не вступать в конкретные административные правоотношения. Следовательно, реализация административных правоотношений является как бы следствием волеизъявления одной из сторон. Поэтому необходимо различать понятия «субъект административного права» и «субъект административного правоотношения».

    Субъекты  административного права определяются в нормах права общим или родовым понятием, как физические лица, государственные органы власти, негосударственные объединения, организации, предприятия, учреждения различной формы собственности, общественные объединения и другие юридические лица, а также иные коллективные образования, не являющиеся юридическими лицами, например, кафедра или факультет вуза. Они могут также в течение длительного времени не вступать в административные правоотношения.

    Субъект же правоотношения всегда определен. Субъекты административных правоотношений — это конкретные участники, стороны правоотношений, наделенные обязанностями и правами в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления и способные реально осуществлять эти отношения в рамках и определенной последовательности, закрепленной законодательством.

    Субъекты  административного права могут  стать субъектами административно-правовых отношений, если имеются три условия:

    1) административно-правовая норма,  предусматривающая реализацию прав  и обязанностей сторон (субъектов правоотношений);

    2) юридический факт (правомерное или  неправомерное действие, бездействие), юридическое событие;

    3) административная правоспособность  и дееспособность субъектов этих  отношений;

    На  практике эти общие условия для  каждого субъекта административного  права осуществляются по-разному.

    Особенностью  физических лиц, как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, то есть, реализуют свои субъективные права и обязанности человека и гражданина в сфере исполнительной власти, государственного управления, а не права и обязанности юридических лиц или их уполномоченных должностных лиц.

    Административные  правоотношения между физическими лицами, с одной стороны, обладающими правами и обязанностями в сфере деятельности органов исполнительной власти государственного управления, администрации органов МСУ и другой стороны в лице соответствующего органа (должностного лица), наделенного государственно-властными полномочиями, могут возникать в связи:

    1) с реализацией физическими лицами  своих конституционных прав в  сфере административно-правовых  отношений;

    2) с нарушением, совершаемым органами  исполнительной власти, государственного  управления, администрациями органов МСУ, их должностными лицами прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

    3) с осуществлением обязанностей  физическими лицами в сфере  деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ;

    4) с нарушением физическими лицами  своих правовых обязанностей  в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и администрации органов МСУ.

    Согласно  ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной власти, государственного управления являются составной частью прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции РФ и детализированных в законах и других нормативно-правовых актах.

    Согласно  ст. 32 Конституции РФ, граждане России имеют право участвовать в  управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

    Граждане  России имеют равный доступ к государственной  службе.

    В соответствии ст. 33 граждане России имеют  право обращаться лично, а также  направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

    Конституцией  РФ, законами и другими нормативными актами определен целый ряд специальных правовых норм, которые направлены на охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений. Например, каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (ст. 27), статьями 45 и 46 Конституции РФ установлено, что в России каждому человеку гарантируется судебная защита его прав и свобод. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53) и др.

    Законодательством установлен определенный процессуальный порядок, который является гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной ответственности за их неправомерные действия в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ. В новом КоАП РФ, расширен состав норм процессуальной защиты прав человека и гражданина. Конституцией РФ установлено, что Россия гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Эта конституционная обязанность государственных- органов детализирована во многих правовых актах с изложением различных способов и средств (например, протест прокурора, судебный контроль, государственный контроль, общественный контроль, административный надзор, право на жалобу).

    В ст. 80 Конституции РФ предусмотрено, что Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если этими актами нарушаются права и свободы человека и гражданина, до решения вопроса соответствующим судом РФ.

    Специальные юридические гарантии осуществляют органы исполнительной власти (в форме контроля), суды (контроль, частное определение, решение, постановление) и прокуратура (постановление, протест, определение, письменное предостережение) по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, а также обеспечивают в соответствии с законом привлечение к ответственности виновных должностных лиц.

    В зависимости от ситуации и условий  административно-правовое положение  физических лиц может быть различным. Административно-правовой статус физических лиц определяется объемом и характером их административной правосубъектности. Некоторые авторы термин «правосубъектность» определяют как качественное состояние, необходимое для участника различных правоотношений, что не совсем ясно, так как недееспособный не может быть участником правоотношений, ввиду того, что своими действиями не может осуществлять свои субъективные права и обязанности.

    В Конституции РФ провозглашено равенство  всех граждан перед законом и  судом, что гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    По  закону граждане обладают равным объемом  административной правоспособности во всех сферах хозяйственной, социально-культурной и административно-политической жизни. Она не может быть отчуждаема или передаваема. При этом правоспособность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке, определенных действующим законодательством.

    Административная  правоспособность является необходимым  условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления. В законодательстве нет однозначного возраста для осуществления административной дееспособности. Например, ребенок с 6 лет может осуществить своими действиями право на образование, а с 14 лет за свои действия, нарушившие соответствующие нормы УК РФ, может быть привлечен к уголовной ответственности.

    Наиболее  полная административная дееспособность, как правило, возникает по достижении гражданином 16 лет. С этого возраста он может быть субъектом административной ответственности.

    По  закону граждане, как правило, обладают равной административной дееспособностью. Однако по состоянию здоровья некоторые граждане в судебном порядке могут быть признаны частично или полностью недееспособными. Например, ст. 2.8. КоАП РФ определено, что не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости.

    Все дееспособные граждане могут осуществлять своими действиями субъективные права  и обязанности, вступив при этом в административно-правовые отношения с органом исполнительной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ или быть стороной, реализующей принадлежащие ей права (например, право на жалобу). Административные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны, наделенной государственно-властными полномочиями.

    Как правило, правовые нормы содержат указания на фактические обстоятельства, с  которыми практически связывается возникновение, изменение и прекращение правоотношения, например, государственная регистрация общественного объединения, зачисление на должность, реализация права гражданина России на выезд из России и въезд в Россию и др.

    В соответствии с федеральным законом  гражданин России не может быть ограничен  в праве на выезд из России иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством.

    Гражданин России не может быть лишен права  на въезд в Россию.

    Выезд гражданина России из Российской Федерации  не влечет для него, его супруга  или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством России и международными обязательствами.

    Порядок пересечения Государственной границы  России при осуществлении выезда из России и въезда в Россию регулируется Законом РФ «О Государственной границе РФ» и Федеральным законом «О порядке выезда из России и въезда в Россию».

    Граждане  России, пребывающие за пределами  России, находятся под защитой  и покровительством России.

    Дипломатические представительства и консульские  учреждения России обязаны обеспечивать меры по защите граждан России и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством России и международными договорами России.

Информация о работе Административно-правовой статус физических лиц