Административно-правовой статус Федеральной антимонопольной службы

Автор: a************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 11:41, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в рассмотрении административно-правового статуса федеральной антимонопольной службы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть правовое положение федеральной антимонопольной службы как субъекта административного права;
Проанализировать организацию деятельности ФАС и ее правовое регулирование;
Рассмотреть функции Федеральной антимонопольной службы России;
Выяснить полномочия Федеральной антимонопольной службы России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Федеральная антимонопольная служба как субъект административного права, организация ее деятельности………………….5
1.1. Федеральная антимонопольная служба как субъект
административного права……………………………………………………5
1.2. Организация деятельности ФАС и ее правовое регулирование………9
Глава 2. Функции и полномочия Федеральной антимонопольной
службы России……………………………………………………………….12
2.1. Функции Федеральной антимонопольной службы России…………..12
2.2. Полномочия Федеральной антимонопольной службы России……….18
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

       Вторая группа объединена полномочиями  антимонопольного органа выдавать (направлять): а) предписания, обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами (п. 2 ч. 1 ст. 23); б) предписания, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органам или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, их должностными лицами (см. п. 3 ч. 1 ст. 23); в) предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный банк РФ о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий в случае, если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство.

     Особым  образом следует подчеркнуть, что любое предписание может использоваться только с учетом целей Закона о защите конкуренции, предусмотренных в ч. 2 ст. 1 (обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков), и функций ФАС России, зафиксированных в п. 2 ст. 22 этого Закона (выявление нарушений антимонопольного законодательства, осуществление мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения)14.

       Третья группа представлена полномочиями  по ведению реестра хозяйствующих  субъектов (за исключением финансовых  организаций), имеющих долю на  рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

     В состав четвертой группы входят полномочия, связанные с размещением на сайте  антимонопольного органа в сети "Интернет" решений и предписаний, затрагивающих  интересы неопределенного круга  лиц .

       С помощью полномочий, составляющих  пятую группу, ФАС России устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией  Шестая группа полномочий представлена возможностью осуществлять действия, связанные с рассмотрением дел о нарушении антимонопольного законодательства. В этой связи антимонопольные органы вправе: возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства; привлекать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства подконтрольных субъектов, в том числе их должностных лиц, а также индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и др.

     Седьмая группа затрагивает полномочия антимонопольного органа, связанные с возможностью самостоятельно принимать и утверждать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.

     Восьмая группа полномочий включает возможность  антимонопольного органа давать в установленном порядке заключения о последствиях воздействия специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, последствиях изменения ставок таможенных пошлин на конкуренцию на товарном рынке Российской Федерации15.

     Девятая группа включает полномочия по внесению в лицензирующие органы предложений об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий.

       Десятая группа представлена полномочием антимонопольного органа на осуществление сотрудничества с международными организациями, государственными органами иностранных государств.

     ФАС России обобщает и анализирует практику применения антимонопольного законодательства, разрабатывает рекомендации по его применению, а также дает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства.

     Еще одна группа объединяет полномочия антимонопольного органа ежегодно представлять в Правительство РФ доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации и размещать его на сайте антимонопольного органа в сети "Интернет". На конец сентября 2010 г. на официально сайте ФАС России размещен доклад ФАС России "О состоянии конкуренции в Российской Федерации" (за 2009 г.), а также презентация "Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2010 год", в которой содержится комплексная характеристика важнейших аспектов российской политики по защите и развитию конкуренции.

     ФАС России проводит тщательный анализ рынков, контролирует экономическую концентрацию, осуществляет предварительный контроль крупных сделок, подготавливает и публикует ежегодно доклад о состоянии конкуренции.

     Самая обширная практика рассмотрения заявлений  о нарушении антимонопольного законодательства у ФАС16. Как правило, юридические лица сначала подают заявление в ФАС и лишь в случае вынесения ФАС отрицательного решения идут оспаривать его в арбитражный суд. И это правильно, поскольку ФАС - это все-таки профессиональный государственный орган, ориентированный именно на пресечение антимонопольной деятельности и недобросовестной конкуренции. 

     Заключение 

     Таким образом, федеральным антимонопольным  органом в соответствии с постановлениями  Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" и от 30 июня 2004 г. № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" является ФАС России.

     Федеральная антимонопольная служба - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы и т.д.

     Федеральная антимонопольная служба РФ обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения. Федеральная антимонопольная служба уполномочена в том числе возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

     Подводя итог, можно отметить, что Федеральная  антимонопольная служба РФ является наиболее значимым элементом системы  публичных органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением законодательства о защите конкуренции обладающая большим количеством функций и полномочий.

     Список  использованной литературы 

     1. Нормативно-правовые акты  

1.1. Конституция Российской Федерации 1993г (с изменениями от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237; Российская газета от 31 декабря 2008. № 267.

1.2. Кодекс Российской Федерации Об административных правонарушениях. Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года (ред. от 07.02.2011) // Российская газета. - № 256. - 2001.

1.3. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006.- № 31 (часть I).- Ст. 3434.

1.4. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" //  Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 15. - Ст. 1482.

1.5. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2004.- № 31. - Ст. 3259.

1.6. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Собрание законодательства РФ.- 2004. - № 11. - Ст. 945.

1.7. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 21. - Ст. 2023. 

2. Учебники и учебные пособия 

2.1. Агапов, А.Б. Административное право / А.Б. Агапов. М., 2008. – 490 с.

2.2. Административное право / под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2008. -540 с.

3.2. Административное право РФ / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Юристъ, 2007. -542 с.

2.4. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов.- М., 2007. - 548 с.

2.5. Бахрах, Д.Н., Россинский, Б.В., Старилов, Ю.Н.  Административное право / Д.Н. Бахрах,  Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 2008. -540 с.

2.6. История становления и современное состояние исполнительной власти в России / ответственный редактор сборника доктор юридических наук, профессор Н Мелехин,  А.В. Административное право Российской Федерации / А.В. Мелехин. - М., 2010. – 462 с.

2.7. Кайль, А.Н., Агешкина, Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" / А.Н. Кайль, Н.А. Аглешкина. - М.: Академия, 2011. 340 с.

2.8. Попов, Л.Л., Мигачев, Ю.И., Тихомиров, С.В. Административное право России / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. - М.: "Проспект", 2010. – 564 с. 
 

3. Научные статьи и монографии 
 

3.1. Калинина, Л.Е. Административно-деликтные отношения при злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке / Л.Е. Калинина // Право и экономика. - 2011. - № 2. - С. 27 - 30.

3.2. Оводов, А.А., Макаровский, И.А. Нарушение антимонопольного законодательства: актуальные вопросы судебной практики / А.А. Оводов, И.А. Макаровский // Налоги. - 2010.-  № 5. - С. 17 - 19.

3.3. Павлов,  С.А. Антимонопольный контроль за экономической концентрацией как инструмент рыночного администрирования в различных юрисдикциях / С.А. Павлов  // Административное и муниципальное право. - 2010.-  № 10. - С. 78 - 84.

3.4. Тотьев, К.Ю. Предписание антимонопольного органа о перечислении незаконного дохода: правовая природа и функции  / К.Ю. Тотьев // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2010. - № 8. - С. 40 - 48. 

5. Электронные ресурсы 

5.1. Доклад ФАС России "О состоянии конкуренции в Российской Федерации" (за 2009 год). Официальный сайт ФАС России, http://www.fas.gov.ru 
 
 

Информация о работе Административно-правовой статус Федеральной антимонопольной службы