Административно-правовой статус Федеральной антимонопольной службы

Автор: a************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 11:41, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в рассмотрении административно-правового статуса федеральной антимонопольной службы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть правовое положение федеральной антимонопольной службы как субъекта административного права;
Проанализировать организацию деятельности ФАС и ее правовое регулирование;
Рассмотреть функции Федеральной антимонопольной службы России;
Выяснить полномочия Федеральной антимонопольной службы России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Федеральная антимонопольная служба как субъект административного права, организация ее деятельности………………….5
1.1. Федеральная антимонопольная служба как субъект
административного права……………………………………………………5
1.2. Организация деятельности ФАС и ее правовое регулирование………9
Глава 2. Функции и полномочия Федеральной антимонопольной
службы России……………………………………………………………….12
2.1. Функции Федеральной антимонопольной службы России…………..12
2.2. Полномочия Федеральной антимонопольной службы России……….18
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 123.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Административно-правовой статус Федеральной антимонопольной службы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Оглавление 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Федеральная  антимонопольная служба как субъект  административного права, организация  ее деятельности………………….5

1.1. Федеральная  антимонопольная служба как субъект 

административного права……………………………………………………5

1.2. Организация  деятельности ФАС и ее правовое  регулирование………9

Глава 2. Функции  и полномочия Федеральной антимонопольной

службы России……………………………………………………………….12

2.1. Функции Федеральной антимонопольной службы России…………..12

2.2. Полномочия  Федеральной антимонопольной службы  России……….18

Заключение……………………………………………………………………23

Список использованной литературы………………………………………..24 

     Введение 

     Актуальность работы «Административно-правовой статус федеральной антимонопольной службы»  определяется тем, что административно-правовой статус органа власти  является одним из основополагающих в соответствующей отрасли права. В связи с этим для большего понимания необходимо рассмотреть структуру и компетенцию такого органа государственной власти,  как  Федеральной антимонопольной службы.

     В России отношения в области конкуренции  и антимонопольной политики регулируются нормами различных отраслей права, в том числе уголовного, гражданского, административного. Между тем особое значение в системе антимонопольных и проконкурентных правовых механизмов занимает административно-правовое регулирование.

     Научная разработанность  темы. При написании работы были использованы  работы ученых Д.Н. Бахраха,  Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова, Л.Е. Калининой, К.Ю. Тотьева, С.А. Павлова и других авторов.

     Так же работа основывается на законодательстве РФ, его комментариях, научной и  учебной литературы.

     Объектом работы являются общественные отношения, как комплекс теоретических, правовых и практических проблем, касающихся государственного управления охраной окружающей природной среды в РФ.

     Предметом является нормы права регулирующие государственное управление в различных областях его деятельности.

     Цель исследования заключается в рассмотрении административно-правового статуса федеральной антимонопольной службы.

     Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

     Рассмотреть правовое положение федеральной антимонопольной службы как субъекта административного права;

     Проанализировать  организацию деятельности ФАС и ее правовое регулирование;

     Рассмотреть функции Федеральной антимонопольной службы России;

     Выяснить  полномочия Федеральной антимонопольной службы России.

     Методология исследования. В работе над настоящим исследованием автор использовал современные достижения методологии науки управления, теории государства и права, применял диалектический, системный, функциональный, сравнительный и социологический методы исследования.

     Структура работы представлена ведением, двумя главами,  заключением и списком использованных источников. 
 

     Глава 1. Федеральная антимонопольная служба как субъект административного права, организация ее деятельности 

     1.1. Федеральная антимонопольная  служба как субъект  административного права 

     Административное  право представляет собой отрасль  права, регулирующая общественные отношения  в сфере государственного управления и устанавливающая административную ответственность за правонарушения, связанные с осуществлением государственного управления.

     Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому они  обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время  они имеют свои отличия: в этих отношениях одной из сторон выступают  орган или должностное лицо органа исполнительной власти или государственного управления; соответствующие орган или должностное лицо реализуют в административно-правовых отношениях предоставленные им государственно-властные полномочия; участники (субъекты) данных правоотношений юридически не равны между собой; разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке (хотя за последние годы все больше и больше таких споров рассматривается судами).

     Субъект административного права - это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения1.

     Д.Н. Бахрах подчеркивает, что "субъектами административного права следует признать участников управленческих отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения»2.

     Это понятие включает в себя два критерия: социальный - участие в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, персонифицированного субъекта; юридический - признание правовыми нормами способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях3.

     Правоотношения - основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений и в общем кругу тех и других совпадает"4.

     По  мнению А.Б. Агапова, участниками (субъектами) административно-правовых отношений  являются лица, наделенные административной право- и дееспособностью5.

     Ученые  А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Н.Ю. Хаманева, выделяет следующих  субъектов административного права: органы (должностные лица) исполнительной власти, органы (должностные лица) местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, коммерческие и некоммерческие организации, в том числе общественные и религиозные объединения, граждане6. Приведенное деление субъектов административного права - наиболее распространенное, но не единственное.

     Еще одной особенностью административного  права является то, что в подавляющем  большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают  те, которые обладают определенными  властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений.

     К числу таких властных субъектов  относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные  служащие.

     В российской системе антимонопольного контроля и конкурентного регулирования  административное право обеспечивает правовые и организационные основы деятельности антимонопольных (конкурентных) органов, регулирует порядок контрольно-надзорной деятельности этих органов, в том числе применения мер предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, восстановительных мер. Также нормами административного права устанавливаются требования к хозяйствующим субъектам и властным субъектам, предусматривающие публично-правовые обязанности в целях обеспечения конкуренции и противодействия монополистическим тенденциям. Административное право регулирует также процедуры применения мер антимонопольного контроля, порядок разбирательства конфликтных дел антимонопольным органом. Нормы административно-процессуального права регулируют, в свою очередь, порядок административного судопроизводства по спорам или правонарушениям в области конкуренции и антимонопольной деятельности, где одной из сторон процесса выступает или антимонопольный орган, преследующий нарушителя, или иной властный субъект, рассматриваемый как предполагаемый нарушитель антимонопольного законодательства, чьи акты и действия оспариваются как нарушающие нормы конкурентного права. При этом дела, связанные с нарушениями антимонопольного законодательства, в том числе в порядке административного судопроизводства, рассматриваются преимущественно в арбитражных судах, являющихся в России особой ветвью правосудия, призванной рассматривать конфликтные дела в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Наряду с указанными вопросами, административное право России также регулирует и вопросы административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

     Ключевое  значение в российской системе источников административно-правового регулирования  конкурентных отношений, в том числе вопросов установления и применения административной ответственности за нарушения требований конкурентного законодательства, имеют нормы центрального проконкурентного закона России - Федерального закона "О защите конкуренции" и основного федерального закона, регламентирующего вопросы административной ответственности за широкий спектр нарушений общественного порядка, - Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

     Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну). 
 
 

     1.2. Организация деятельности  ФАС и ее правовое  регулирование 

       Руководство деятельностью Федеральной  антимонопольной службы осуществляет  Правительство Российской Федерации.

       Федеральная антимонопольная служба  в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

     Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

     Федеральную антимонопольную службу возглавляет  руководитель, назначаемый на должность  и освобождаемый от должности  Правительством Российской Федерации.

     Руководитель Федеральной антимонопольной службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

     Руководитель  Службы имеет заместителей, назначаемых  на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

     Количество  заместителей руководителя Службы устанавливается  Правительством Российской Федерации.

     Структурными  подразделениями центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы являются управления по основным направлениям деятельности Службы. В состав управлений включаются отделы.

     Закон, О защите конкуренции7, определяя в п. 15 ст. 4 статус федерального антимонопольного органа в качестве федерального органа исполнительной власти, руководство которым осуществляет Правительство РФ, в статье 22 закрепляет основные функции антимонопольного органа применительно к сфере действия рассматриваемого Закона, детальная регламентация которых определяется положениями ст. 23 Закона.

     Прежде, чем перейти к рассмотрению данных функций ФАС России, хотелось бы отметить, что в настоящее время нет единого официального документа, регламентирующего в полном объеме все функции и полномочия ФАС России. Одна часть функций и полномочий закреплена в постановлении Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 1898, другая - в постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 3319, третья часть воспроизводится в разного рода нормативных правовых актах, положениями которых в той или иной мере затрагиваются условия деятельности ФАС России и ее территориальных органов. Безусловно, Правительству РФ виднее, в каком именно документе и в каком объеме определять функции и полномочия одного из подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти. Однако представляется, что в целях исключения возможного произвольного вмешательства ФАС России в деятельность хозяйствующих субъектов, а также установления четких и прозрачных критериев ответственности антимонопольных органов, следует закрепить все возможные функции и полномочия ФАС России в одном документе, обеспечивая при этом оперативное внесение изменений и дополнений в случаях, когда это будет необходимо10.

Информация о работе Административно-правовой статус Федеральной антимонопольной службы