Административно-правовой статус Федеральной антимонопольной службы

Автор: a************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 11:41, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в рассмотрении административно-правового статуса федеральной антимонопольной службы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть правовое положение федеральной антимонопольной службы как субъекта административного права;
Проанализировать организацию деятельности ФАС и ее правовое регулирование;
Рассмотреть функции Федеральной антимонопольной службы России;
Выяснить полномочия Федеральной антимонопольной службы России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Федеральная антимонопольная служба как субъект административного права, организация ее деятельности………………….5
1.1. Федеральная антимонопольная служба как субъект
административного права……………………………………………………5
1.2. Организация деятельности ФАС и ее правовое регулирование………9
Глава 2. Функции и полномочия Федеральной антимонопольной
службы России……………………………………………………………….12
2.1. Функции Федеральной антимонопольной службы России…………..12
2.2. Полномочия Федеральной антимонопольной службы России……….18
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     Глава 2. Функции и полномочия федеральной антимонопольной службы России 

     2.1 Функции федеральной антимонопольной службы России 

       Закон о защите конкуренции в статье 22 закрепляет следующие основные функции контроля и надзора ФАС России:

     1) обеспечение государственного контроля  за соблюдением антимонопольного  законодательства, в том числе  в сфере использования земли,  недр, водных ресурсов и других природных ресурсов. Данная функция,  в несколько ином виде, воспроизводится в постановлении Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 189.

     2) выявление нарушений антимонопольного  законодательства, принятие мер  по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечению к ответственности за такие нарушения. Эта функция отчасти соотносится с функцией, закрепленной в п. 5.3.10 постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331, определяющей, что ФАС России возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Приказом ФАС России от 19 ноября 2004 г. № 180 установлен перечень должностных лиц территориальных органов ФАС России, которые в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ в пределах компетенции антимонопольного органа вправе составлять и подписывать протокол об административном правонарушении на бланке территориального органа ФАС России. Аналогичного рода приказ предусмотрен и для должностных лиц центрального аппарата ФАС России, управомоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;

     3) предупреждение монополистической  деятельности, недобросовестной конкуренции,  других нарушений антимонопольного  законодательства. В данном случае  речь идет об осуществлении  надзора в отношении ранее указанных подконтрольных субъектов, а именно: федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих функции указанных органов, или организаций, государственных внебюджетных фондов, хозяйствующих субъектов и физических лиц. Данная функция реализуется преимущественно посредствам выдачи (направления):

     - заключения о последствиях влияния  на конкуренцию на внутреннем  рынке Российской Федерации специальных  защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством в указанной сфере;

     - заключения о наличии или отсутствии  ограничения конкуренции на товарном  рынке при введении, изменении  и прекращении действия таможенных  тарифов, а также при введении нетарифных мер;

     - обязательных для исполнения  предписаний в случаях, предусмотренных  антимонопольным законодательством;

     - предложений заказчику, являющемуся  органом государственной власти  Российской Федерации, федеральному  органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление функций по размещению заказов для государственных нужд, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;

     4) осуществление государственного  контроля за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами. В данном случае можно говорить о выделении отдельного вида контроля, осуществляемого ФАС России, - контроля за экономической концентрацией.

     Следует обратить внимание на то, что приведенный  перечень функций ФАС России применительно  к сфере действия Закона, не является исчерпывающим. Так, в частности, необходимо отметить присутствие в рассматриваемом Законе упоминания об осуществлении ФАС России контроля за использованием государственной или муниципальной преференции (ст. 21), дальнейшего закрепления которого нет ни в тексте, ни в иных подзаконных актах. Ученые считают, что если законодатель счел уместным выделить в Законе регулирование государственных и муниципальных преференций в отдельную главу, то вполне логичным будет законодательное закрепление и регламентация осуществления ФАС России как уполномоченного в данной сфере органа функций по контролю за использованием государственных и муниципальных преференций. Представляется, что указанные выше недочеты следует устранить путем внесения соответствующих изменений и дополнений как в сам Закон, так и в названные подзаконные акты11.

     Сроки и последовательность административных процедур при исполнении ФАС России и его территориальными органами государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства регулируется соответствующим  Административным регламентом, утв. приказом ФАС России от 24 февраля 2010 г. № 89. Условия и порядок осуществления антимонопольными органами контроля за экономической концентрацией регулируется Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утв. приказом ФАС России от 17 января 2007 г. № 5).

     Хотелось бы обратить особое внимание на приоритеты деятельности ФАС России, формируемые исходя из обозначенных выше функций и имеющие существенное значение в контексте всего рассматриваемого Закона. Такие приоритеты, как правило, находят свое отражение в докладах, ежегодно представляемых в Правительство РФ. Так, в частности в докладе к числу основных задач ФАС России по реализации конкурентной политики в Российской Федерации, поставленных на среднесрочный период, отнесены в том числе:

     1) создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий, снижение уровня недобросовестной конкуренции; количества нарушений антимонопольного законодательства;

     2) предупреждение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, повышение эффективности использования бюджетных средств;

     3) обеспечение равного доступа  к товарам (работам, услугам), реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий12.

     В рамках создания условий для развития конкуренции посредством предупреждения и пресечения антиконкурентных действий актуальным является решение задачи создания благоприятной правовой и информационной среды путем совершенствования конкурентного законодательства, а также задачи адвокатирования (повышения эффективности системы информирования участников рынка о возможностях использования антимонопольного законодательства для защиты их прав) конкуренции.

     Задача  снижения уровня недобросовестной конкуренции реализуется через защиту потребителей и участников рынков от действий, не вписывающихся в нормы деловой этики и прямо противоречащих законодательству, в частности, пресечение недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг и предотвращение и пресечение фактов недобросовестной конкуренции, в том числе:

     - распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

     - введение потребителей в заблуждение  относительно характера, способа  и места изготовления, потребительских  свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

     - некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом производимых или реализуемых  им товаров с товарами других  хозяйствующих субъектов;

     - продажа, обмен или иное введение  в оборот товара с незаконным  использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг.

     Задача  снижения количества нарушений антимонопольного законодательства, совершенных хозяйствующими субъектами, предполагает обеспечение условий для своевременного принятия обоснованных решений антимонопольными органами в процессе рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе:

     - проведение исследований товарных  и финансовых рынков, необходимых для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, разработки рекомендаций и предложений по совершенствованию нормативной базы и практики ее применения;

     - проведение анализа экономической  концентрации в рамках государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при создании, ликвидации, реорганизации или смене собственников организаций.

     Задача  предупреждения и пресечения нарушений  антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления предполагает предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства указанных органов в функционирование рынков, повышение эффективности использования бюджетных средств при размещении государственного и муниципального заказа. Реализация данной задачи предполагает контроль за предоставлением государственных или муниципальных преференций, предупреждение ограничивающих конкуренцию соглашений органов государственной власти и местного самоуправления, а также предупреждение практики:

     - введения ограничений в отношении  создания хозяйствующих субъектов  в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов  или введение ограничений в  отношении осуществления отдельных  видов деятельности или производства  определенных видов товаров;

     - необоснованного препятствования  осуществлению деятельности хозяйствующими  субъектами;

     - установления запретов или введение  ограничений в отношении свободного  перемещения товаров в Российской  Федерации, иных ограничений прав  хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

     - наделения хозяйствующих субъектов  функциями и правами органов  власти.

     Задача  обеспечения равного доступа  к товарам и услугам, производимым субъектами естественных монополий, и  развития конкуренции в их потенциально конкурентных видах деятельности, заключающаяся в защите потребителей и участников рынков от действий естественных монополий, ограничивающих доступ к услугам естественных монополий и препятствующих развитию конкуренции в потенциально-конкурентных отраслях и создании условий для развития конкуренции в сфере деятельности субъектов естественных монополий, предусматривает:

     - контроль деятельности субъектов  естественных монополий (в части  государственного контроля за  экономической концентрацией);

     - определение перечня потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию  субъектами естественных монополий;

     - выявление и пресечение случаев  злоупотребления доминирующим положением  на рынке, случаев дискриминации  доступа к услугам субъектов  естественных монополий, случаев нарушения требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий;

     - выявление и пресечение действий  естественных монополий или действий  с их участием, сдерживающих экономически  оправданный переход рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. 

     2.2. Полномочия Федеральной антимонопольной службы России 

     В Законе о Защите конкуренции определяется достаточно обширный, но тем не менее не исчерпывающий перечень полномочий ФАС России и ее территориальных органов, реализуемых в целях исполнения предусмотренных настоящим Законом функций. Все полномочия ФАС России можно разделить на несколько самостоятельных групп, в каждой из которых выделяются отдельные подгруппы. Исходя из положений Закона О защите Конкуренции и постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331, таких групп несколько.

     В первую группу включаются полномочия по осуществлению контроля, в том  числе: 1) за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами13. При осуществлении указанного полномочия антимонопольный орган вправе: получать от подконтрольных субъектов необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме; обращаться в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Перечень органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, а также содержание этой деятельности определяется Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"; 2) за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары (п. 12). Порядок и сроки административных процедур ФАС России по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) регулируются соответствующим Административным регламентом, утв. приказом ФАС России от 5 декабря 2007 г. № 415; 3) за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов; 4) за исполнением выданных предписаний; 5) за использованием государственной или муниципальной преференции; 6) за экономической концентрацией.

Информация о работе Административно-правовой статус Федеральной антимонопольной службы