Административно-правовое регулирование в сфере высшего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:28, реферат

Описание работы

Целью данной работы является попытка проведения анализа административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения складывающиеся в сфере высшего образования.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие высшего образования как объекта государственного управления;
определить нормативно-правовую базу регулирования высшего образования;
проанализировать организацию государственного управления в названной сфере;
охарактеризовать статус высшего учебного заведения.

Работа содержит 1 файл

адм-правовое регулирование.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Глава 4. Правовой статус высшего  учебного заведения

 

     Согласно  статье 8 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

     Основными задачами высшего учебного заведения  являются:

     1) удовлетворение потребностей личности  в интеллектуальном, культурном  и нравственном развитии посредством  получения высшего и послевузовского профессионального образования;

     2) развитие наук и искусств посредством  научных исследований и творческой  деятельности научно-педагогических  работников и обучающихся, использование  полученных результатов в образовательном  процессе;

     3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

     4) формирование у обучающихся гражданской  позиции, способности к труду  и жизни в условиях современной  цивилизации и демократии;

     5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей  общества;

     6) распространение знаний среди  населения, повышение его образовательного  и культурного уровня.

     Закон отмечает, что  высшие учебные заведения  самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов.

     В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

     Статус  высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.

     Управление  высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

     Устав высшего учебного заведения принимается  общим собранием (педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся  высшего учебного заведения).

     Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. В состав ученого совета входят ректор, который является председателем ученого совета, и проректоры, а также президент, если такая должность предусмотрена уставом. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием. Состав, полномочия, порядок выборов и деятельности ученого совета определяются уставом высшего учебного заведения на основании типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). Уставами высших учебных заведений может быть предусмотрено создание попечительских советов. В части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляется ректором, который избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, муниципального района, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет. После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Повторные выборы ректора проводятся в случае нарушения установленной законом и уставом высшего учебного заведения процедуры выборов ректора либо в случае признания выборов ректора несостоявшимися или недействительными.

     Факультет высшего учебного заведения возглавляет декан, избранный ученым советом из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или звание.

     Основным  звеном вуза являются кафедры, возглавляемые  заведующими. Кафедры ведут учебную, методическую и научную работы по соответствующим дисциплинам. 

     В случае если государственное или  муниципальное высшее учебное заведение  в целом лишается государственной  аккредитации, ректор высшего учебного заведения и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемых должностей органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение. Выборы ректора высшего учебного заведения в этом случае не допускаются, и он принимается соответствующим органом, осуществляющим управление в сфере образования, на работу по трудовому договору на срок не более чем пять лет. Учредителем высшего учебного заведения или уполномоченным этим учредителем органом, осуществляющим управление в сфере образования, по представлению ректора высшего учебного заведения утверждается новый состав ученого совета.

     После возобновления государственной  аккредитации высшего учебного заведения (но не ранее чем через один год со дня лишения его государственной аккредитации) в таком высшем учебном заведении избирается ученый совет в установленном законом порядке. В создаваемом или реорганизуемом государственном или муниципальном высшем учебном заведении до избрания ученого совета устав такого высшего учебного заведения утверждается соответствующим органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района на срок не более чем один год. С ректором такого высшего учебного заведения заключается трудовой договор на указанный срок. 

 

     Заключение

 

     Целью данной работы была поставлена попытка проведения анализа административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере высшего образования. Для решения достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:

  1. определить понятие высшего образования как объекта государственного управления;
  2. определить нормативно-правовую базу регулирования высшего образования;
  3. проанализировать организацию государственного управления в названной сфере;
  4. охарактеризовать статус высшего учебного заведения.
 

     В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

     Управление образованием – это социальное управление, которое охватывает одну из сфер социальной политики, выражающейся в целенаправленной стратегии государства на создание благоприятных, достойных условий жизни и развития человека.

     В данной работе было выяснено, что правовую основу административно-правового регулирования высшего образования  составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования,  а также акты Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по различным вопросам. Среди них, утвержденные Правительством РФ Положение о Министерстве образования и науки РФ от 15 июня 2004 года, Положение о лицензировании образовательной деятельности от 18 октября 2000 года, Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения от 2 декабря 1999 года.

     Государственное управление в сфере образования  осуществляют в пределах своих полномочий федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако, что касательно высшего образования в соответствие с ФЗ “О высшем и послевузовском образовании» возможно говорить лишь только об управлении на федеральном уровне, так как статья данного закона о том, что по общим вопросам высшего профессионального образования субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне установленной Федеральным законом компетенции Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования, утратила силу.

     На  федеральном уровне управление образованием осуществляется Федеральным Собранием  РФ, Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования – Министерством образования и науки РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования – Рособрназором, а также Федеральным агенством по образованию – Рособразованием.

 

Список  использованных источников и литературы

 
  
  1. Нормативно-правовые акты
    1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2009. №4. ст. 445
    2. Федеральный закон от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об Образовании» // СЗ РФ. 1992. № 172
    3. Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» // СЗ  РФ. 1996. № 35. ст. 4135
    4. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 года № 280 «Об утверждении положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 25. ст. 2562
    5. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 года № 288 «О Федеральном агентстве по образованию» // СЗ РФ. 2004. № 25. ст. 2570
    6. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 № 300 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки"  //  СЗ  РФ. 2004. № 26. ст. 2670
 
  1. Учебники  и учебная литература
    1. Административное право Российской Федерации: учебник / под ред. Л.Л. Попова. – М.: Высшее образование, 2007. – 467 с.
    2. Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации: учебник / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий,  Ю. М. Козлов. –  М.: ИКД «Зерцало-М»,  2005. – 712 с.
    3. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – М.: Норма, 2005. – 800 с.
    4. Габричидзе, Б. Н., Черневский, А. Г. Курс Административного права РФ в трёх частях: учебник / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Черневский. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 980 с.
    5. Овсянко, Д. М. Административное право: учеб.пособие / Д. М. Овсянко. – М.:Юристъ, 2002. – 468 с.
    6. Четвериков,  В. С. Административное право / В. С. Четвериков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -  512 с.
 
  1. Монографии
    1. Барабанова, С.В. Государственное регулирование высшего образования Российской Федерации: административно-правовые вопросы / С.В. Барабанова. – Казань: Издательство Казанского Государственного университета, 2004. – 340 с.
 
  1. Научные статьи

        4.1.Ибрагимов, И.И. Правовая основа  управления системой образования / И. И. Ибрагимов // Вестник ТИСБИ. – 2006. - № 2

        4.2 Кириловых, А.А. Административно-правовой  статус вуза: понятие и структура / А.А. Кириловых // Журнал российского права. – 2009. - № 5. – С. 79-90

        4.3 Сиземская, И. Н. Высшее образование  и развитие человека / И.Н. Сиземская // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». – 2009. - № 1 
     
     
     
     


Информация о работе Административно-правовое регулирование в сфере высшего образования