Административно-правовое регулирование в сфере высшего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:28, реферат

Описание работы

Целью данной работы является попытка проведения анализа административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения складывающиеся в сфере высшего образования.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие высшего образования как объекта государственного управления;
определить нормативно-правовую базу регулирования высшего образования;
проанализировать организацию государственного управления в названной сфере;
охарактеризовать статус высшего учебного заведения.

Работа содержит 1 файл

адм-правовое регулирование.doc

— 148.00 Кб (Скачать)
 

РЕФЕРАТ

по административному  праву Российской Федерации

на тему:

Административно-правовое регулирование в сфере высшего  образования 

Выполнила:

.

 

     Оглавление 

 

     Введение

 

     Социологи определяют современный институт образования (в широком смысле, включая науку и культуру) как важнейший институт, удовлетворяющий одну из фундаментальных потребностей, – потребности в передаче знаний, социализации молодежи, подготовки кадров. Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Дмитрий Медведев, Президент Российской Федерации, в своем последнем послании Федеральному Собранию отметил, что образование  образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации. Особо внимания заслуживает уровень высшего профессионального образования, так как данный уровень образования имеет своей целью готовить специалистов всех отраслей и сфер жизни, соответственно именно от качества высшего образования зависит будущее страны, ее развитие. Тем самым и определяется актуальность выбранной мной темы.

     В юридической литературе данная тема рассмотрена достаточно.  Ей посвящены труды таких исследователей как: С.В. Барабановой, С. В. Ванюшина,  И.Н. Сиземской, И.В. Рукавишниковой. Стоит отметить, что в учебной литературе данный вопрос рассмотрен также достаточно хорошо – каждый учебник, учебное пособие по Административному праву содержит главу об административно-правовом регулировании сферы образования и высшего образования в частности.

     Объектом  данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу высшего образования. Предметом же исследования являются нормы административного права, регулирующие данные общественные отношения.

     Целью данной работы является попытка проведения анализа административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения складывающиеся в сфере высшего образования.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие  задачи:

  1. определить понятие высшего образования как объекта государственного управления;
  2. определить нормативно-правовую базу регулирования высшего образования;
  3. проанализировать организацию государственного управления в названной сфере;
  4. охарактеризовать статус высшего учебного заведения.
 

     При написании данной работы применялись  в основном такие методы научного познания как диалектический и сравнительно-правовой.

     Настоящее исследование состоит из введения, 4 глав, заключения и списка использованных источников и литературы. 
 
 
 

 

     Глава  1. Высшее образование  как сфера государственного управления

 

     Для начала необходимо выяснить, что же такое государственное управление? Существует несколько подходов в пониманию государственного управления.

     Д.Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов рассматривают государственное  управление в узком и широком  смыслах.  В широком смысле –  это  регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, судов, и т.д). В этом понимании государственное управление характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.

     Государственное управление в узком смысле – это  административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственной  власти как на  федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. В административном праве именно в узком смысле рассматривается понятие государственного управления.1

     По  мнению В. С. Четверикова, государственное управление - сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной власти в определенной сфере (по предметам ведения) и в объеме полномочий на основании и в порядке определенном законодательством. 2

     Понятие государственного управления включает в себя такие организационно-правовые категории (проявляющиеся в управленческих отношениях), как: государственная управленческая деятельность, область государственного управления (управление экономической сферой, например), отрасль государственного управления, орган государственного управления.

     Таким образом, государственное управление в сфере  высшего образования - целенаправленное организованное воздействие государства, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной власти на сферу образования, в частности высшего,  в порядке установленном законодательством.

       Управление образованием – это  социальное управление, которое охватывает одну из сфер социальной политики, выражающейся в целенаправленной стратегии государства на создание благоприятных, достойных условий жизни и развития человека. Кроме того образование обусловливает социально-экономическое развитие общества, обладает социальной сущностью, и государство, особенно определяемое как социальное (ст. 7 Конституции Российской Федерации), не может быть безразличным к его обеспечению.

       Право на образование – это право гражданина на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества. Как следует из преамбулы закона РФ «Об образовании», образование есть целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся      констатацией    достижения     гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

     Высшее  образование как возможность  получения  специальности     (квалификации),    подтвержденной соответствующим документом об образовании, не только субъективное социальное право  граждан, закрепленное в Конституции  РФ (ст.43), но и элемент, фактор культуры общества, его устойчивого развития. Поэтому его реализация сопровождается целым рядом последовательных действий со стороны государства по созданию надлежащего механизма реализации и обеспечения этого права. Одним из важных его элементов является статус обучающегося, студента, как особый социальный и административно-правовой статус личности, отражающий отношение государства и общества к этому субъекту через совокупность прав, обязанностей, ответственности, гарантий. Формирование статуса российского студента осуществляется в русле общих социально-экономических процессов, происходящих в современной России, и это не может не сказываться на особенностях и проблемах его правового регулирования.3

     Общество  все больше зиждется на знаниях, и  высшее образование вкупе с наукой в настоящее время выступают в качестве важнейших компонентов           культурного,     социально-экономического, экологически защищенного развития человека и общества. Перед высшим образованием открываются новые горизонты, связанные с технологиями, которые способствуют созданию знаний, управлению ими, их распространению, доступу к ним и контролю за ними. В законе Российской Федерации «Об образовании» сфера образования провозглашена приоритетной. Конституционное право граждан на образование обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования (ст. 1, 5 Закона). В соответствии со ст.43 Конституции РФ за гражданами признается право получить на конкурсной основе бесплатно высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. При всей краткости этой формулировки она породила немало вопросов в практике ее применения, ее толкование приводит к неоднозначным выводам. Организационно-правовыми         способами       обеспечения реализации конституционного права на высшее профессиональное образование являются механизмы реализации указанного права: закрепленная в законе соответствующая функция государства, нормативно-правовые акты, прежде всего образовательное законодательство, образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, структуры и формы управления      системой   высшего профессионального образования,    закрепленный      нормативно   и обеспеченный организационно статус участников образовательных отношений.

     Итак, содержание государственного управления в сфере высшего образования (как  и в сфере образования вообще) заключается в том, что федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют соответствующие приоритетные направления развития образования, науки, обеспечивают формирование системы педагогических и научных организаций, а также осуществление межотраслевой координации образовательной, научной и научно-технической деятельности, кроме того обеспечивают разработку  и реализацию образовательных программ и проектов.4

             
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Правовые основы государственного управления в сфере  высшего образования

 

     Как уже говорилось,  право на образование является конституционным, следовательно, именно в Конституции Российской Федерации определены концепция и основные начала образования в Российской Федерации. Таким образом, в соответствие со статьей 43 Конституции Российской Федерации право на образование имеет каждый. Общедоступным и бесплатным являются  дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. При этом основное общее является обязательным. Конституция подчеркивает, что высшее образование каждый вправе получить бесплатно на конкурсной основе. Соответствующее образование обеспечивается в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Но вместе с тем Конституция подчеркивает, что в Российской Федерации поддерживаются различные формы образования и самообразования.

     Специальным комплексным правовым актом, затрагивающим  различные аспекты деятельности в области образования, является Федеральный закон от 10 июля 1992 года «Об образовании»5, в котором:  во-первых, указывается, что область образования является приоритетной для государства, во-вторых, формулируются принципы государственной политики в области образования (гуманистический характер образования, единство федерального культурного и образовательного пространства,  общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, светский характер образования, свобода и плюрализм в образовании, а также демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Кроме того формулируется понятие системы образования. Что касательно высшего профессионального образования, то в статье 24 закона регламентируется, что целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) "бакалавр" и квалификации (степени) "специалист" осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) "магистр" - на базе бакалавриата. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается. В главе 3 закона регламентируется управление образованием – как на федеральном, так и на региональном уровне.

     Правовую  основу организации управления высшим профессиональным образованием кроме общего закона «Об Образовании»  также составляет специальный Федеральный закон от 22 августа 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»6. В данном законе также устанавливаются принципы государственной политики в области высшего образования, и кроме общих принципов государственной политики в области образования, изложенных в ФЗ «Об образовании» также устанавливаются следующие принципы: непрерывность и преемственность процесса образования; интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования; конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников; государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством: финансирования за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации; расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию, предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством,  создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования; создания условий для интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

     Гражданам Российской Федерации гарантируется  свобода выбора формы получения  высшего и послевузовского профессионального  образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности).

Информация о работе Административно-правовое регулирование в сфере высшего образования