Административно-правовое регулирование в сфере высшего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:28, реферат

Описание работы

Целью данной работы является попытка проведения анализа административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения складывающиеся в сфере высшего образования.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие высшего образования как объекта государственного управления;
определить нормативно-правовую базу регулирования высшего образования;
проанализировать организацию государственного управления в названной сфере;
охарактеризовать статус высшего учебного заведения.

Работа содержит 1 файл

адм-правовое регулирование.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Ограничения прав граждан на получение высшего  и послевузовского профессионального  образования могут быть установлены  исключительно федеральным законом  только в той мере, в какой это  необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     Также в данном законе формулируется система  высшего и послевузовского образования, а также определяются полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации в области высшего и послевузовского образования.

     Стоит также отметить, что правовую основу государственного управления в сфере  образования также составляют акты Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по различным вопросам. Среди них, утвержденные Правительством РФ Положение о Министерстве образования и науки РФ от 15 июня 2004 года, Положение о лицензировании образовательной деятельности от 18 октября 2000 года, Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения от 2 декабря 1999 года.

     Кроме того также являются правовой основой регулирования сферы высшего образования  Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Данными стандартами определяются общие требования к структуре высшего профессионального образования и образовательным программам, условия их реализации, нормативы учебной нагрузки обучающихся и ее максимальный объем. В стандарте подчеркивается его обязательный характер специальным указанием на то, что положения стандарта подлежат обязательному применению учреждениями, расположенными на территории РФ и аккредитованными федеральным государственным органом управления высшим образованием в качестве высших учебных заведений. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования. Однако стоит  отметить, что существует Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или форме экстерната не допускается. Эти ограничения установлены Постановлением Правительства от 22 ноября 1997 г № 1473. В основу перечня положен такой критерий, как степень влияния будущей профессиональной деятельности выпускника вуза на жизнь и здоровье человека (что, естественно, касается всех медицинских специалистов), состояние окружающей среды, обеспечение безопасности общества и государства. 
 

     Глава 3. Организация государственного управления в сфере  высшего образования

 

     Согласно  ст. 37 ФЗ “Об образовании» государственное  управление в сфере образования  осуществляют в пределах своих полномочий федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования, относятся федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере образования, а также федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения. Стоит отметить, что касательно высшего образования в соответствие с ФЗ “О высшем и послевузовском образовании» возможно говорить лишь только об управлении на федеральном уровне, так как статья о том, что по общим вопросам высшего профессионального образования субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне установленной Федеральным законом компетенции Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования, утратила силу.

     Итак, рассмотрим полномочия федеральных государственных органов в сфере высшего образования.

     Согласно  ст. 24 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» к полномочиям Федерального Собрания Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования относятся:

  1. Принятие федеральных законов в области высшего профессионального образования и внесение изменений в соответствующие законы;
  2. установление уровней высшего профессионального образования;
  3. ратификация международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования относятся:

  1. Участие в разработке и реализация государственной политики в области высшего образования;
  2. издание нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы высшего профессионального образования;
  3. установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений;
  4. создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  5. определение перечня федеральных государственных высших учебных заведений, в которых осуществляется подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", к вступительным испытаниям;
  6. заключение и реализация межправительственных договоров, регулирующих вопросы высшего профессионального образования;
  7. определение порядка разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;
  8. определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования;
  9. утверждение порядка и критериев отбора, а также перечня высших учебных заведений, при приеме в которые для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится дополнительное вступительное испытание профильной направленности, и направлений подготовки (специальностей);
  10. определение порядка утверждения перечня направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности;
  11. утверждение перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист";
  12. установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области высшего профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, государственной аккредитации высших учебных заведений;
  13. установление порядка приема граждан в государственные высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, и высшие учебные заведения, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
 

     Ключевое  место в механизме государственного регулирования высшего профессионального  образования занимает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, которым является Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России). Данный орган обладает следующими полномочиями:

  1. утверждение положений об итоговой государственной аттестации студентов и об экстернате в высших учебных заведениях;
  2. разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ высшего профессионального образования, организация издания учебной литературы и производства учебно-наглядных пособий;
  3. содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего профессионального образования;
  4. установление формы документов государственного образца о высшем профессиональном образовании;
  5. определение порядка подтверждения документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях, порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях;
  6. участие в изучении потребности рынка труда в специалистах; разработка прогнозов подготовки специалистов; разработка предложений по объемам бюджетного финансирования высших учебных заведений, учреждений, действующих в системе высшего профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также их научных учреждений (организаций) и структурных подразделений; разработка предложений по объемам капитального строительства указанных учреждений;
  7. участие в работе федеральных органов исполнительной власти по определению объема бюджетного финансирования, направляемого на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников, научно-педагогических работников, в том числе научных работников, развитие науки, а также участие в разработке федеральных нормативов финансирования соответствующих образовательных учреждений;
  8. координация деятельности высших учебных заведений, отраслевых систем высшего профессионального образования по определению объемов и структуры подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области;
  9. определение порядка установления федеральным органам исполнительной власти, имеющим в ведении высшие учебные заведения, другим главным распорядителям средств федерального бюджета контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета;
  10. утверждение положения о подготовке научно-педагогических работников, в том числе научных работников;
  11. установление порядка приема граждан в государственные и муниципальные высшие учебные заведения, за исключением высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и высших учебных заведений, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. В том числе установление порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в указанные высшие учебные заведения, и порядка перевода обучающихся из одного высшего учебного заведения в другое;
  12. прогнозирование развития сети учреждений системы высшего профессионального образования, согласование создания новых федеральных государственных учреждений системы высшего профессионального и соответствующего дополнительного образования;
  13. организация участия высших учебных заведений и научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего профессионального образования, в федеральных научно-технических программах, разработка и утверждение межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, осуществление ресурсного обеспечения указанных программ;
  14. разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной поддержке студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и работников системы высшего профессионального образования по улучшению условий их обучения, труда;
  15. финансирование деятельности высших учебных заведений, учреждений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
  16. согласование нормативных документов в области высшего профессионального и соответствующего дополнительного образования, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и в случае необходимости приостановление действия указанных нормативных документов;
  17. утверждение положения о порядке замещения должностей научно-педагогического персонала;
  18. разработка и утверждение типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, порядок организации указанных филиалов;
  19. издание в пределах своей компетенции нормативных актов;
  20. заключение международных договоров межведомственного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

     К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования - Рособрназору, относятся:

     1) осуществление контроля качества  образования, в том числе качества  подготовки обучающихся и выпускников,  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с образовательными стандартами и требованиями: в высших учебных заведениях по всем реализуемым ими образовательным программам, в расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалах высших учебных заведений;

     2) лицензирование и государственная  аккредитация высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам; а также в филиалах высших учебных заведений;

     3) осуществление контроля и надзора  за соблюдением законодательства  Российской Федерации в области  образования высшими учебными  заведениями;

     4) принятие мер по устранению  нарушений законодательства Российской  Федерации в области образования,  в том числе путем направления в образовательное учреждение и его учредителю (учредителям) обязательных для исполнения предписаний, а также контроль за исполнением таких предписаний;

     5) осуществление контроля и надзора  за деятельностью советов по  защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, ученых (научно-технических) советов высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций по вопросам присвоения ученых званий;

     6) выдача разрешений на создание  советов по защите диссертаций  на соискание ученой степени  кандидата наук, на соискание  ученой степени доктора наук, установление полномочий этих  советов и определение перечня  специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты, а также приостановление деятельности и закрытие таких советов;

     7) рассмотрение в установленном  порядке вопросов присвоения  ученых званий профессора по  специальности, профессора по  кафедре, доцента по специальности, доцента по кафедре, присуждения ученых степеней кандидата наук, доктора наук; выдача соответствующих аттестатов и дипломов установленного образца, а также рассмотрение вопросов лишения, восстановления указанных ученых званий и ученых степеней;

     8) признание и установление эквивалентности  на территории Российской Федерации  документов иностранных государств  о высшем профессиональном образовании,  об ученых степенях и ученых  званиях;

     9) информационно-методическое обеспечение  деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере образования;

     10) подтверждение документов государственного  образца о высшем или послевузовском  профессиональном образовании, об  ученых степенях и ученых званиях.

     Закон подчеркивает, что разграничение  полномочий между федеральными органами исполнительной власти, в ведении  которых находятся высшие учебные  заведения, устанавливается положениями  о соответствующих органах, утвержденными  Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации7. 

     Нельзя  умолчать о таком органе исполнительной власти как Федеральное агентство по образованию – Рособразование. Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. В сфере высшего образования Рособразование осуществляет следующие функции:

  1. является государственным заказчиком федеральных целевых программ;
  2. организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего образования;
  3. определяет контрольные цифры приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому бюджету;
  4. размещение на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе инженерных и научных кадров для оборонных отраслей промышленности;
  5. открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях;
  6. утверждение на установленный законодательством Российской Федерации срок избранных общими собраниями (конференциями) образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Агентства, ректоров (директоров), а при наличии вакантной должности ректора возложение исполнения его обязанностей на одного из проректоров.

Информация о работе Административно-правовое регулирование в сфере высшего образования