Административно-правовое принуждение как средство борьбы с совершением административных правонарушений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка теоретических положений, методических основ и практических рекомендаций в ходе административного принуждения и административной ответственности. В соответствии с поставленной целью исследования определены следующие задачи:

определить понятие и систему методов административно-правового принуждения;
раскрыть их содержание.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Понятие и система методов административно-правового принуждения…………………………………………………………………………5
Меры административно-правового пресечения………….…………11
Меры административно-правового восстановления……………….15
Меры административного сдерживания…………………………….19
Заключение…………………………………………………………………..23

Список использованных источников……………………………………….26

Работа содержит 1 файл

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     В систему административно-восстановительных мер можно включить:

     1) меры организационно-распорядительного  характера: отмена незаконных  административных актов; замена  субъекта правоотношений (в случае  неисполнения обязанности заключать  публичные договоры), изменение состава его контрагентов (например, при экспорте товаров двойного применения зарубежным партнерам, специально не оговоренным национальным органом государства-получателя); реорганизация субъекта, смена его администрации; понуждение восстановить ранее существовавшее положение;

     2) меры организационно-имущественного  характера: проведение мероприятий  по финансовому оздоровлению  и устранению материальных нарушений  режимных требований; изменение  обязательных нормативов.

     Отмена  незаконных административных актов, предоставивших правомочия на осуществление отдельных видов деятельности может быть связана с лишением правового статуса, либо с подтверждением незаконного использования статусных правомочий, например, признанием недействительности сертификатов соответствия.

     Совершение  юридически значимых действий в отношении  третьих лиц субъектом, лишенным статуса, не должно влечь само по себе признание незаконности последствий  этих действий, если лицо, в отношении  которого они состоялись, не знало  или не должно быть знать о неправоспособности исполнителя, и отсутствуют другие основания для признания их незаконности. В частности, выдача сертификатов соответствия испытательной лабораторией, свидетельство об аккредитации которой признано недействительным, не должно влечь признания недействительными сертификатов соответствия только в силу названной причины [11, c. 27].

     Регистрация предпринимательской деятельности может быть признана недействительной судом в связи с допущенными  нарушениями при создании юридического лица или приобретении статуса индивидуального предпринимателя, если эти нарушения носят неустранимый характер.

     Аннулирование административного акта является административной санкцией в силу её организационного характера. Спора о субъективном праве в данном случае нет. Думается, её применение должно осуществляться не судом, а органом, осуществляющим государственную регистрацию.

     Допускается замена руководителя кредитной организации  в случаях систематического невыполнения предписаний об устранении нарушений, приведших к ухудшению финансового положения и созданию реальной угрозы интересам кредиторов, серьезных нарушений в организации бухгалтерского учета, несоблюдения банковского законодательства, правил совершения операций на рынке ценных бумаг. Возможно назначение временной администрации по управлению ею в случаях отсутствия надлежащей квалификации у действующего руководства (неспособность обеспечить работу в соответствии с законодательством, неудовлетворительное финансовое состояние банка), наличия внутриорганизационных противоречий (возникновение разногласий между органами управления банка, дезорганизующими его работу, потеря управления банком в связи с прекращением деятельности или сменой руководства).

     Меры  административно-правового восстановления при нарушении удостоверительного воздействия не применяются, ибо, зачем требовать действий от другого лица, когда сам представитель государственной администрации уполномочен совершить учетно-регистрационные операции.

     Предусмотрено применение мер административно-правового  восстановления в рамках правопризнания. В актах проверки соблюдения требований стандартов в области строительства должны быть указаны конкретные организационные меры по устранению выявленных нарушений.

     В соответствии с законодательством Республики Беларусь «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» антимонопольным органам предоставлено право обращаться в суд с заявлениями о признании властного акта (договора) недействительным либо о понуждении восстановить существовавшее положение, заключить договор, об изменении или расторжении договора.

     Антимонопольные органы вправе самостоятельно осуществлять широкий перечень мер административного  принуждения. Обоснованно ли в таком  случае принятие судебного решения? По мнению автора данной работы, судебная защита прав требуется, если применение мер восстановления касается ограничения правового статуса субъекта. 
 

 

      4. Меры административного сдерживания 

     Меры  административно-правового сдерживания  появились относительно недавно  в связи с необходимостью гибкого государственного регулирования экономических процессов. Если восстановление связано с дачей распоряжения об устранении допущенных нарушений и оказанием государством организационной помощи в указанных целях, то меры административного сдерживания заключаются в непредоставлении в будущем льготного статуса или прав-льгот, которыми ранее в индивидуальном порядке был наделен правонарушитель. Названные меры создают ситуацию самостимулирования деликвентов к устранению нарушений.

     В отличие от мер ответственности административное сдерживание не связано с лишением реально принадлежащих прав или возложением запретов и обязанностей. Лицо лишается возможности получения преимуществ от государства.

     Административно-правовое сдерживание проявляется в: отмене упрощенного (льготного) порядка осуществления деятельности; установлении дополнительных оснований и условий ее ведения; непринятии актов, позволяющих осуществлять деятельность; непредоставлении персонального государственного содействия; непредставлении к поощрению.

     Отмена  упрощенного (льготного) порядка осуществления  отдельных видов деятельности, предоставленного конкретным лицам, применяется при  условии, что такой режим был  введен в порядке исключения и  не являлся следствием его распространения  в отношении любого и каждого лица.

     Установление  дополнительных оснований и условий  признания возможности осуществления  отдельных видов деятельности, требующих  получения управомочивающего акта от органов исполнительной власти, видимо, должно применяться в связи  с наличием в деятельности субъекта стабильных показателей, позволяющих установить ограничения, сдерживающие его активность.

     Применение  таких мер, видимо, допускается к  субъектам, в отношении которых  состоялись акты правопризнания или  разрешения, ибо они направлены на видоизменение социальной среды. Субъект, внесший изменения в документацию, послужившую основанием для выдачи заключения государственной экологической экспертизы, обязан вновь пройти процедуры его получения, а нарушивший условия заключения, привлекается к ответственности [11, c. 29].

     Устанавливаемые обязанности не должны носить характера  ответственности.

     Непредоставление  ограниченных сроком действия актов, позволяющих  осуществлять отдельные виды деятельности, следует применять за нарушение  специальных правил их ведения при отсутствии оснований для аннулирования или отзыва, а также, если орган, их предоставивший, считает в дальнейшем нецелесообразным наделение лица возникающими на их основании полномочиями.

     Представляется  необходимым ввести основания для непредставления в будущем персонального государственного содействия: нецелевое использование предоставленных средств, их невозврат, неперечисление процентов, непредставление сведений о нуждаемости в средствах, их получение с нарушением установленного порядка, неоформление или неисполнение документов, опосредующих движение средств. Данные меры могут применяться в случае, когда неполучение средств не создает угрозу жизненно важным интересам их получателя.

     Непредставление к поощрению часто является последствием примененных дисциплинарных взысканий, однако в качестве самостоятельной меры принуждения оно не рассматривалось.

     Безусловно, данная принудительная мера должна применяться  к лицам, выполняющим постоянные публичные обязанности: государственным  служащим, субъектам-исполнителям публичных договоров (таможенным брокерам), отдельных административных актов-поручений (уполномоченным банкам). Деятельность названных лиц оценивается государством на предмет правомерности, наличия заслуг или упущений, и, вероятно, нет оснований непризнания публичных заслуг лиц, постоянно необязанных перед государством, ранее привлеченных к ответственности, но совершивших поступки, достойные поощрения.

     Представляет  сложность введение оснований для  непредставления к поощрению. Если предположить, что оно должно являться следствием неправомерного поведения, то в отношении наказанного дважды применяются карательная санкция и лишение юридической возможности быть поощренным. Если предположить, что его основанием является отсутствие особого усердия, старательности, рвения при выполнении обязанностей, когда в деяниях других субъектов имеются позитивные показатели, то в этом случае такой психологический фактор не имеет принудительного характера, поскольку не связан с неправомерным поведением, а за обычную законосообразную деятельность поощрять не стоит.

     Непредставление к поощрению выступает последствием такого неэффективного выполнения административных правил, которое выражено в отсутствии творческого, инициативного отношения  к исполнению публично-правовых обязанностей. В частности, в отношении сотрудников оперативного состава данные меры могут применяться вследствие непринятия адекватных мер и усилий по раскрытию правонарушений, розыску совершивших их лиц. Деятельность, основанная на противоборстве сторон, исключает формальное исполнение служебных обязанностей, однако часто за неудовлетворительные результаты расследования применяют дисциплинарные взыскания, не взирая на характер проведенных мероприятий, хотя вполне обоснованным было бы непредставление к поощрению.

     Итак, правильное использование метода принуждения  органами государственной власти, в  том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка. Создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.

     Таким образом, подводя итог данного раздела, можно сказать, что административное принуждение – это предусмотренная нормами административного права система мер физического, психологического либо экономического воздействия на сознание, поведение правонарушителей, применяемая компетентными субъектами управления в целях предупреждения, пресечения правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности.

     В основном меры административного принуждения  имеют профилактическую направленность и являются средством предупреждения преступности.

 

      Заключение 

     В системе отраслей белорусского законодательства важная роль принадлежит административному законодательству. Административное законодательство есть отрасль белорусского законодательства, регулирующая отношения, возникающие в процессе исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления.

     Исполнительная  деятельность представляет собой претворение в жизнь требований российских законов и других нормативных актов, принимаемых органами государственной власти. Распорядительная же деятельность органов управления заключается в издании административно-правовых актов, обеспечиваемых в необходимых случаях мерами государственного принуждения.

     Правильное  использование метода принуждения  органами государственной власти, в  том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка. Создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.

     Несомненно, законодательством органы власти наделены достаточно широкими полномочиями в  области принуждения, что не исключает  и нарушения допускаемые уполномоченными органами, осуществляющих государственное управление. В свези с этой проблемой законодательство в определённых случаях осуществляет защиту граждан, организаций чьи права и интересы были нарушены. Каждый гражданин имеет право обратится с жалобой в суд, если считает что его права были нарушены неправомерными действиями или решениями органов управления. К ним закон относит: нарушены права и свободы, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к какой-либо ответственности.

     Законом определяется следующий порядок  подачи жалоб, либо непосредственно  в суд, либо вышестоящему государственному органу, лицу. Это даёт право выбора гражданину, чьи права были нарушены. Жалоба может быть как в письменной, так и в устной форме, её может подать как само лицо, так и уполномоченное. Приняв жалобу, суд или вышестоящее звено по общему правилу приостанавливает исполнение обжалуемого действия или решения.

     Сроки подачи жалобы в суд согласно закону: 3 месяца со дня, когда гражданину стало  известно о нарушении его права, месяц со дня получения письменного  отказа выше стоящего органа, а сроки  обжалования постановления согласно КоАП Республики Беларусь – 10 дней со дня вынесения постановления.

     Пропущенный по уважительной причине срок может  быть восстановлен судом или правомочным  лицом.

     Общий срок рассмотрения жалобы вышестоящего органа один месяц Специальный срок  – 15 дней (в безотлагательных случаях). Срок рассмотрения жалоб военнослужащих и членов их семей общий 15 дней, специальный 7 дней со дня поступления жалобы или заявления.

Информация о работе Административно-правовое принуждение как средство борьбы с совершением административных правонарушений