Административно-правовое принуждение как средство борьбы с совершением административных правонарушений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка теоретических положений, методических основ и практических рекомендаций в ходе административного принуждения и административной ответственности. В соответствии с поставленной целью исследования определены следующие задачи:

определить понятие и систему методов административно-правового принуждения;
раскрыть их содержание.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Понятие и система методов административно-правового принуждения…………………………………………………………………………5
Меры административно-правового пресечения………….…………11
Меры административно-правового восстановления……………….15
Меры административного сдерживания…………………………….19
Заключение…………………………………………………………………..23

Список использованных источников……………………………………….26

Работа содержит 1 файл

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

    «МОГИЛЕВСКИЙ  ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ МВД 

    РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ»

 

Кафедра административной деятельности 
 

                                                Зачетная книжка № 1371

                                                Вариант № 1 
 

Курсовая  работа

  по  дисциплине «Административное право»

   на  тему: «Административно-правовое принуждение как средство борьбы с совершением административных правонарушений»

слушателя 4 курса 1 взвода факультета заочного обучения

отделения высшего образования

старшего  лейтенанта милиции Ерошко Дмитрия  Анатольевича  
 
 

   Служебный адрес:                               Домашний адрес:

   г. Могилев  Ленинский ОВД       г. Могилев

   оперуполномоченный  ОУР                ул. 30 лет Победы, д. 22 а, кв. 1

   телефон № 29-58-67                            телефон № 24-53-02 
 
 
 
 

Могилев 2011

 

      Содержание: 

     Введение……………………………………………………………………….3

  1. Понятие и система методов административно-правового принуждения…………………………………………………………………………5
  2. Меры административно-правового пресечения………….…………11
  3. Меры административно-правового восстановления……………….15
  4. Меры административного сдерживания…………………………….19

     Заключение…………………………………………………………………..23

     Список  использованных источников……………………………………….26 
 

 

      Введение 

     Административное  принуждение и административная ответственность являются необходимым  стимулятором правомерного поведения, содействуют воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

     Ответственность несут и субъекты, и объекты  управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями  каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам они тесно связаны с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается. Эти положения приобрели еще большую актуальность в современных условиях, на крутом переломе в жизни страны, когда поставлена цель достичь качественно нового состояния общества.

     Идеи  административной ответственности, ее неотвратимости, законности, справедливости и гуманности находят все большее применение в законодательстве, хотя вместе с тем стало больше объективных препятствий для их реализации.

     Все административное законодательство выдвигает  на первый план законные интересы человека и гражданина, обеспечение и защиту его прав и свобод, закрепленных Конституцией Республики Беларусь. По существу, гражданин с его разнообразными интересами и запросами во все возрастающей степени получает административно-правовую поддержку со стороны исполнительных органов общей и правоохранительной компетенции.

     Меры  процессуального обеспечения, являясь  разновидностью мер административного  принуждения, применяются в целях  обнаружения правонарушений, установления личности нарушителей, обнаружения доказательств и создания иных условий для объективного, всестороннего и полного рассмотрения дел о правонарушениях.

     Основные  аспекты теории административного  принуждения и административной ответственности широко рассматривались  и обсуждались в работах Кононова П.И., Еропкина М.И., Алехина А.П., Козлова Ю.М., Бахраха Д.Н., Манохина В.М., Игнатенко В.В., Веремеенко И.И., Кудрявцева В.Н., Коркунова Н.М., Студеникиной М.С. и др.

     Недостаточная разработанность теоретических  и практических аспектов по вышеизложенным вопросам требуют дальнейших исследований, что и предопределило выбор темы и направлений ее разработки.

     Предметом исследования являются теоретические, методические и практические положения  и закономерности, связанные административным принуждением и административной ответственностью.

     Объектом  исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе административного  принуждения и административной ответственности.

     Целью курсовой работы является разработка теоретических положений, методических основ и практических рекомендаций в ходе административного принуждения и административной ответственности. В соответствии с поставленной целью исследования определены следующие задачи:

  • определить понятие и систему методов административно-правового принуждения;
  • раскрыть их содержание.

     Теоретической и методологической базой исследования явились труды выдающихся белорусских и зарубежных ученых по проблемам административного принуждения и административной ответственности.

     При этом использовались методы: монографический, диалектический, графический, системный, детализации, сопоставления, моделирования и др.

 

      1. Понятие и система  методов административно-правового  принуждения 

     Административно-правовое принуждение определено как особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленными нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями.

     Меры  административно-правового принуждения  применяются специально уполномоченными субъектами в рамках связанной компетенции, как правило, по отношению к определенному кругу лиц. Оно не имеет самостоятельного значения, а служит вспомогательным средством обеспечения властных требований. Принуждение процессуально оформлено и связано с принятием административных приказов. Фактическим основанием для его применения являются правонарушения или отдельные опасные деяния и события.

     Сходными  с мерами административно-правового  принуждения являются методы оперативного введения специальных режимных запретов и ограничений в целях противодействия негативным фактором.

     Введение  защитных и ответных мер во внешней  торговле есть реакция на дискриминационные  действия иностранных государств, неудовлетворительную для Республики Беларусь конъюнктуру внешнего рынка, угрожающие экономической безопасности государства. По этим причинам названные меры применяются независимо от виновности и противоправности в поведении белорусских субъектов внешнеторговой деятельности, и не являются мерами принуждения.

     При этом проявляется особенность механизма административно-правового регулирования – в случае введения специального режима деятельности, как правило, производится прекращение действия ранее состоявшихся правонаделительных актов.

     Меры  административно-правового принуждения подчинены универсальной цели предупреждению воздействия небезопасных факторов. Милицией вообще называется та государственная деятельность, где государство стремится предупреждать и парализовать опасности, стоящие на пути гражданского развития. Где нет опасности, там нет и милиции. Для этого вводятся специальные административно-правовые режимы, отбирается состав участников правоотношений, используется государственная монополизация и т.д. Административно-правовое регулирование основано на презумпции возможности наступления угроз безопасности, выступающих юридическими фактами, достаточными для принятия мер, имеющих своей целью только предупреждение отрицательных последствий, связанных с управляемой средой.

     П.И. Кононов предлагает разграничивать меры административно-правового принуждения и меры административно-правового ограничения, традиционно называемые административно-предупредительными [5, с. 74]. Дело в том, что любой метод воздействия (кроме административного содействия), положенный в основу какого-либо специального административно-правового режима, вызывает введение правоограничений. Меры административно-правового ограничения отражают введение более жесткого режима регулирования, в том числе и в отношении лиц, чье поведение не было связано с угрозой безопасности.

     Основанием  применения к лицу мер административно-правового  ограничения является наличие потенциальных  или реальных угроз его безопасности, безопасности других людей или государства, вызываемых причинами как природного и техногенного характера, так и противоправным поведением других лиц. Введение правоограничений основано на оперативном изменении охранительного режима.

     Существенным  признаком, отличающим режимы правоограничений, от иных правоохранительных вариантов  административно-правового воздействия, является установление абсолютных запретов. Режим охраны Государственной границы Республики Беларусь носит относительный, запретительно-разрешительный характер, а закрытие ее участков исключает возможность пересечения. Эти меры не связаны с обеспечением требований иных административно-правовых режимов. Они распространяются на субъектов, ситуационно оказавшихся под воздействием небезопасных факторов, к числу административно-принудительных мер не относятся.

     М.И. Еропкин указывал, что если основанием для применения мер административного пресечения и административных наказаний является правонарушение, то основанием применения административно-предупредительных мер служат не противоправные действия, а цели их предупреждения [5, с. 77]. Однако, что есть цель в административной деятельности? Может ли она быть юридическим фактом? Цель нормативно закрепленный результат, который необходимо достичь посредством осуществления административного воздействия. Таким образом, предупреждение как цель достигается и в процессе административного нормотворчества, и в оперативно-исполнительной, и в юрисдикционной деятельности государственной администрации. Она не может служить основанием того или иного действия, ибо это конечный пункт механизма административно-правового регулирования.

     Предупредительные административно-правовые средства как  самостоятельные инструменты воздействия  отсутствуют, и не потому, что они  не связаны с правонарушением, а  в силу не проявления у них признаков  технологичности, инструментальности воздействия. Невозможно в одну группу объединять и сравнивать цели и средства реализации какой-либо деятельности.

     Методами  административно-правового принуждения  являются применяемые во внешневластных отношениях представителями государственной  администрации на основе административно-правовых норм и принимаемых в соответствии с ними индивидуальных административных актов средства воздействия, направленные на выявление угроз безопасности, своевременную их ликвидацию, установление обстоятельств происшедшего, устранение нарушений и привлечение виновных в их совершении к ответственности в целях предупреждения наступления и развития негативных последствий таких угроз.

     Не  однозначна систематизация данных методов. По цели воздействия Алехин А.П. и  Козлов Ю.М. выделяют административно-предупредительные, административно-пресекательные меры и меры административной ответственности. В зависимости от оснований применения Бахрах Д.Н. отмечает меры административного пресечения, восстановления и ответственности. Манохин В.М. подразделил их по назначению: применяемые в силу государственных нужд (реквизиция), контрольно-предупредительные меры (регистрация, осмотр объектов, запрещение деятельности и т.д.), меры пресечения административных правонарушений, меры процессуального обеспечения [4, с. 59].

     Целесообразно было бы выбрать в качестве критерия систематизации мер административно-правового  принуждения стадии развития угроз  безопасности, в связи, с чем к  таким мерам относятся: меры выявления  угроз безопасности, осуществляемые гласно или негласно, направленные на получение информации о противоправных или иных опасных деяниях и лицах, к ним причастных; меры административно-правового пресечения, направленные на оперативное прекращение совершаемого противоправного или иного опасного деяния, а также предотвращение вызываемых ими последствий; меры административно-правового восстановления нарушенных режимных требований, направленные на устранение последствий опасного деяния, нарушившего публичный порядок, системы управления и руководства; меры административной ответственности, применяемые за совершение административного правонарушения, выраженные в применении административных наказаний; названная группа мер особо выделяется в системе мер государственного, в том числе административно-правового принуждения, ибо она в отличие от многих других применяется только за виновные противоправные деяния, выражена в применении санкций административных наказаний; меры административно-правового сдерживания, применяемые за нарушение административных правил или административное правонарушение, выраженные в непредоставлении дополнительных правовых статусов (отдельных прав или льгот) разового характера.

Информация о работе Административно-правовое принуждение как средство борьбы с совершением административных правонарушений