Административное принуждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка теоретических положений, методических основ и практических рекомендаций в ходе административного принуждения. В соответствии с поставленной целью исследования определены следующие задачи:
- раскрыть существующие в теории административного права имеющиеся подходы ученых-административистов к классификации видов мер административного принуждения;
- раскрыть назначение мер административного предупреждения, административного пресечения, административных наказаний и мер восстановительного характера

Содержание

Введение 4
1 Понятие и виды административного принуждения 7
2 Административно-предупредительные меры 12
3 Меры административного пресечения 18
4 Понятие и правовое основы административной ответственности 23
Заключение 35
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

курсач админ право.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Субъектом административного правонарушения является совершившее его лицо. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо, причем независимо от того, является ли оно гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом либо иностранным гражданином, лицом без гражданства или иностранным юридическим лицом.

Наряду с этим среди физических лиц выделяются так называемые специальные субъекты. К ним прежде всего относятся должностные лица (осуществляющие функции представителей власти, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и т.п.), которые, как и юридические лица, подлежат ответственности в тех случаях, когда это специально предусмотрено законом.

В качестве примеров можно привести нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6 КоАП РФ), злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15) и иные административные правонарушения, влекущие привлечение к ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц.

В тех случаях, когда юридические лица или должностные лица специально не указаны в правовой норме, к административной ответственности привлекаются граждане. Имеются в виду, например, повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24 КоАП РФ), блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18) и др.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует психическое отношение физического лица к совершенному деянию и его последствиям, т.е. представляет собой вину, которая имеет две формы.

Умышленная форма вины заключается в том, что лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ст. 2.2 КоАП РФ).

В качестве примеров можно привести умышленное невыполнение законных требований прокурора, следователя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ), умышленное повреждение или срыв печати (пломбы) (ст. 19.2).

Неосторожная форма вины заключается в том, что лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

Характерными примерами подобных правонарушений является небрежное хранение материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, повлекшее их утрату (ст. 7.26 КоАП РФ), небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату (ст. 21.7 КоАП РФ).

В ряде случаев правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

Следует иметь ввиду, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения соответствующих норм и правил, но указанным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1 КоАП РФ).

Как уже говорилось ранее, данные лица делятся на две принципиально отличающиеся группы -физические и юридические лица.

Среди физических лиц общими субъектами

являются вменяемые граждане Российской Федерации, достигшие 16-летнего возраста (ст. 2.3 и 2.8 КоАП РФ). К ним относятся также иностранные граждане и лица без гражданства, поскольку они подлежат ответственности на общих основаниях (ст. 2.6 КоАП РФ)./4/

При этом следует иметь в виду, что при определенных условиях некоторые категории физических лиц не подлежат административной ответственности на общих основаниях либо освобождаются от нее. Например, установлен особый порядок привлечения к административной ответственности судей; не могут быть привлечены к ответственности депутаты за совершение административного правонарушения в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Что касается иностранных граждан, то имеются в виду лица, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами (ст. 2.6).

Кроме того, некоторые категории физических лиц привлекаются к административной ответственности лишь за совершение определенных видов административных правонарушений. Поэтому правомерно выделить их в отдельную группу — особых субъектов.

Это — военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов). Они несут административеную ответственность на общих основаниях за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения и некоторые другие правонарушения. В иных случаях ответственность наступает в соответствии с дисциплинарными уставами или специальными положениями о дисциплине. К перечисленным лицам также не может быть применен административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — и административный штраф (ст. 2.5 КоАП РФ).

Ограничения подобного рода касаются и иных лиц. Так, конфискация охотничьего ружья, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию (ст. 3.7 КоАП РФ). Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп (ст. 3.9).

Следует также иметь в виду, что комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП РФ).

Специальными субъектами являются лица, специально указанные в правовой норме. Например, родители или иные законные представители несовершеннолетних несут административную ответственность за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22 КоАП РФ).

Основную группу специальных субъектов представляют собой должностные лица, которые привлекаются к ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 под должностным лицом понимается лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, т.е. наделено в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, которое выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Кроме того, следует иметь в виду, что совершившие правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как должностные лица (примечание к ст. 2.4).

Как правило, в правовых нормах в качестве субъектов ответственности фигурируют должностные лица в целом. Это имеет место, например, в случае нарушения правил лесопользования (ст. 8.25 КоАП РФ), нарушения правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте (ст. 11.16) и в других случаях.

Однако иногда ответственности подлежат конкретные категории должностных лиц. Так, за выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра, наказываются должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (ст. 12.31 КоАП РФ).    

             Можно привести и иной пример, касающийся назначения такого наказания, как дисквалификация. Она может быть применена только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим (ст. 3.11 КоАП РФ)./4/

Юридические лица также должны быть отнесены к специальным субъектам, поскольку они подлежат административной ответственности за совершение правонарушений только тогда, когда это предусмотрено статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ (ст. 2.10 КоАП РФ).

Кодексом специально оговорено, какое юридическое лицо привлекается к ответственности при осуществлении его реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида) (ст. 2.10).

Иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (ст. 2.6 КоАП РФ).

Классификация административных правонарушений может быть проведена по различным основаниям.

Прежде всего необходимо учитывать наличие различных источников правового регулирования. Как говорилось ранее, административная ответственность устанавливается КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП РФ).

Следует иметь в виду, что Особенной частью Кодекса об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 1.3).

В качестве соответствующих примеров следует привести нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 5.38 КоАП РФ), управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.3), заведомо ложный вызов специализированных служб (ст. 19.13).

Что касается соответствующих законов субъектов .РФ, то можно упомянуть о Законе г. Москвы от 12 июля 2002 г. «Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве», которым установлена ответственность за совершение в ночное время таких правонарушений, как использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, других громкоговорящих устройств на повышенной громкости, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли — киосках, павильонах, лотках; использование звуковых сигналов охранной сигнализации автомобилей; производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекших нарушение покоя граждан и тишины, и др.

Административные правонарушения можно объединить в различные группы, имеющие один и тот же основной объект (предмет) посягательства. Именно по этому признаку и сформированы главы Особенной части КоАП РФ.

Таким образом, выделяются административные правонарушения, посягающие на права граждан (гл. 5 КоАП РФ), посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6), в области охраны собственности (гл. 7), в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8), в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9), в сельском' хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл.10), на транспорте (гл. 11), в области дорожного движения (гл. 12), в области связи и информации (гл. 13), в области предпринимательской деятельности (гл. 14), в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15), в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16), посягающие на институты государственной власти (гл. 17), в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (гл. 18), против порядка управления (гл. 19), посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20), в области воинского учета (гл. 21).

    Административные правонарушения можно классифицировать и по субъектам административной ответственности, к которым относятся граждане, должностные лица и юридические лица.

       Например, нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя влечет ответственность как граждан, так и должностных лиц (ст. 5.6 КоАП РФ); нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности -ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц (ст. 5.9).

Ранее говорилось, что административные правонарушения можно различать по форме вины. Так, встречаются умышленные правонарушения, например, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ); правонарушения, совершенные по неосторожности, например небрежное хранение удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее утрату данного удостоверения (паспорта) (ст. 19.16).

В ряде случаев лицо привлекается к ответственности независимо от того, было совершено правонарушение умышленно или по неосторожности. Это касается, например, нарушения требований по рациональному использованию недр (ст. 8:10 КоАП РФ), нарушения правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах (ст. 11.10), несоблюдение сроков подачи таможенной декларации (ст. 16.12).

                                      

Информация о работе Административное принуждение