Административное принуждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка теоретических положений, методических основ и практических рекомендаций в ходе административного принуждения. В соответствии с поставленной целью исследования определены следующие задачи:
- раскрыть существующие в теории административного права имеющиеся подходы ученых-административистов к классификации видов мер административного принуждения;
- раскрыть назначение мер административного предупреждения, административного пресечения, административных наказаний и мер восстановительного характера

Содержание

Введение 4
1 Понятие и виды административного принуждения 7
2 Административно-предупредительные меры 12
3 Меры административного пресечения 18
4 Понятие и правовое основы административной ответственности 23
Заключение 35
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

курсач админ право.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Основываясь на перечисленных признаках, можно сделать вывод, что административное принуждение – это урегулированное нормами административного права психическое, физическое, организационное или материальное воздействие, применяемое в публичных интересах уполномоченными органами государственного управления и должностными лицами.


         2 Административно-предупредительные меры

        Административно-предупредительные меры-это меры принудительного характера, которые применяются, как это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством. Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

          Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений.

       Административно-предупредительные меры достаточно многообразны, они применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны с:

-осуществлением надзорных проверок;

-дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;

-досмотром вещей и личным досмотром граждан;

-проверкой документов, удостоверяющих личность;

-введением карантина;

-прекращением движения транспорта и пешеходов (при возникновении угрозы общественной безопасности);

-освидетельствованием медицинского состояния лиц и др./8/

      Так, например, в соответствии с Законом РФ «О полиции» ей предоставляется право применять следующие административно-предупредительные меры:

             1)проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность (при наличии к тому достаточных оснований);

              2)осуществлять надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;

             3)производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости - личный досмотр пассажиров;

            4)при возникновении угрозы общественной безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;

              5)в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты, обязывать оставаться там или, наоборот, покинуть эти участки и объекты;

              6)осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также любые другие объекты, где они обращаются;

              7)останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;

              8)с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осуществлять осмотр транспортных средств и грузов;

            9)производить досмотр транспортных средств (при подозрении, что они используются в противоправных целях) и др./5/

    Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ могут применять следующие административно-предупредительные меры:

                -беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, санитарного законодательства и выполнения на всех этих объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

                -проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

                 -давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;

                  -давать соответствующим организациям обязательные для исполнения предписания о проведении лабораторного обследования граждан, контактирующих с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

                 -давать обязательные для исполнения предписания о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;

                  -госпитализировать или иным образом изолировать больных инфекционными заболеваниями, представляющих опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

                 -временно отстранять от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

                  -проводить профилактические прививки гражданам или отдельным группам граждан;

                   -вводить карантин в организациях и на других объектах./2/

     Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» должностным лицам уполномоченных на то органов исполнительной власти в условиях чрезвычайного положения предоставлено право:

                1)устанавливать ограничения на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;

                2)вводить особый режим въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на данную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

                3)устанавливать ограничения на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

               4)устанавливать особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

              5)запрещать или ограничивать проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

                6)запрещать забастовки и иные способы приостановления или прекращения деятельности организаций;

                7)ограничивать движение транспортных средств;

                8)осуществлять досмотр транспортных средств;

                9)приостанавливать деятельность опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химические и биологические опасные вещества;

              10)вводить комендантский час (т. е. запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выдаваемых пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан);

              11)ограничивать свободу печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления;

              12)временно изымать или арестовывать печатную продукцию, радиопередающие, звукоусиливающие технические средства, множительную технику;

             13)устанавливать особый порядок аккредитации журналистов;

             14)проверять документы, удостоверяющие личность граждан;

             15)осуществлять личный досмотр, досмотр вещей граждан, их жилища и транспортных средств;

            16)ограничивать или запрещать продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ;

            17)устанавливать особый режим оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества;

             18)устанавливать особый режим оборота этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции;

             19)в исключительных случаях временно изымать у граждан и у организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, оружие, боеприпасы и ядовитые вещества;

             20)в исключительных случаях временно изымать у организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, боевую и учебную военную технику, взрывчатые и радиоактивные вещества;

            21)временно отселять жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

            22)в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизовать трудоспособное население и привлекать транспортные средства граждан для проведения этих работ (при обязательном соблюдении требований охраны труда)./2/

    Можно привести еще множество примеров применения органами Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета РФ,Федеральной службы безопасности РФ,различными надзорными органами, другими органами исполнительной власти различных административно-предупредительных мер,направленных на предупреждение правонарушений в сфере государственного управления.


          3. Меры административного пресечения

        Основаниями для применения мер административного пресечения могут служить совершение преступления, общественно опасного деяния, совершенного лицом в состоянии невменяемости, нарушение административных правил, административное правонарушение, иные действия, угрожающие жизненно важным интересам, и (или) события, представляющие угрозу безопасности России.

Меры административное пресечения, видимо, могут быть применены в случае совершения и продолжения выполнения противоправного деяния, если есть достаточные основания полагать, что в результате неправомерных действий лицо может причинить ущерб себе самому, общественным и государственным интересам, а другие способы их прекращения исчерпаны.

Эдмун Мунье полагает, что государство имеет право на принуждение по отношению к индивидам или социальным группам каждый раз только в случае:

            1)когда индивид или группа будут угрожать материальной независимости или духовной свободе даже одной-единственной личности; таким образом, государство имеет право бороться против тирании трестов, банков или вооруженных групп вплоть до полного устранения опасности;

     2)когда индивид или группа под влиянием своей естественной склонности к анархии откажутся подчиняться социальной дисциплине, которая будет признана необходимой организованными гильдиями нации, для того чтобы обеспечить материальную независимость или духовную свободу личностей, образующих национальное сообщество./9/

В этой связи меры пресечения по характеру юридических оснований и последствий подразделяются на:

      противодействующие посягательствам на абсолютные права, охраняемые как неприкосновенные - меры непосредственного принуждения: физическое воздействие на личность, применение специальных средств и оружия;

      противодействующие посягательствам на порядок управления в рамках специальных административно-правовых режимов: меры запрещающего юридического воздействия (приостановление, ограничение, запрещение деятельности) с вынесением юрисдикционных актов, если нет прямой угрозы наступления последствий, или меры сдерживающего материально-технического характера (изъятие, уничтожение и т.д.), если угроза реальна./9/

И.И. Веремеенко называл последнюю группу мер санкциями реального исполнения, связанными с косвенным воздействием на правонарушителя, так как они сводятся к созданию условий, которые вынуждают выполнять правовую обязанность при отсутствии непосредственного принуждения. Однако, думается, нет оснований утверждать, что воздействие является косвенным, ибо присутствует персональное императивное влияние, направленное на непосредственное изменение поведения правонарушителя.

Административное пресечение может повлиять на правовой статус (приостановление деятельности, запрет совершать определенные сделки и т.д.). При устранении нарушений предыдущее правовое положение может быть восстановлено (устранение недостатков, вызывавших приостановление лицензируемой деятельности, влечет ее возобновление); или на пользование им некоторыми субъективными правами: материальными (арест имущества предприятия-недоимщика), или процессуальными (изъятие вещей, товаров и документов).

Информация о работе Административное принуждение