Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование одного из основных видов, относящихся к сфере административного права – административной ответственности. Проследить каким образом совершение правонарушения переводит субъекта права из сферы регулятивных правоотношений позитивной ответственности в сферу охранительных правоотношений негативной ответственности.

Содержание

I. Введение 3
II. Основная часть 5
1. Понятие административной ответственности 5
2. Признаки административной ответственности как вида юридической 7
3. Законодательная основа административной ответственности. 10
4. Административное правонарушение 13
5. Административное наказание 17
III Заключение 30
Список литературы: 31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (Административная ответственность).doc

— 188.00 Кб (Скачать)

      В отличие от перечня обстоятельств, смягчающих ответственность, перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является исчерпывающим, то есть орган или должностное лицо, налагающее административное взыскание, не может выйти за пределы этого перечня.

      Как видно из предыдущего текста, факт повторного совершения административного  правонарушения является отягчающим обстоятельством  лишь при одновременном выполнении всех следующих условий:

– вновь совершенное административное правонарушение однородно составу (квалификации) с предыдущим административным правонарушением;

– новое административное правонарушение совершено до истечения года с момента совершения предыдущего;

– за предыдущее административное правонарушение лицо было подвергнуто административному взысканию.

      Если  хотя бы одно из этих обстоятельств  отсутствует, то факт повторности административного  правонарушения не является отягчающим обстоятельством при оценке вновь совершенного административного правонарушения. В частности, если составы предыдущего и нового административных правонарушений предусмотрены разными правовыми нормами, предусматривающими административную ответственность, повторность административного правонарушения не будет являться отягчающим обстоятельством. Не будет являться таким обстоятельством и повторение административного правонарушения (такого же, как и ранее совершенного), если за предыдущее на правонарушителя не было своевременно наложено административное взыскание.

      Когда речь идет о совершении административного  правонарушения группой лиц, как  обстоятельстве, отягчающем ответственность  за это правонарушение, то при этом имеется в виду объединение несколькими  лицами своих усилий для совершения одного и того же административного правонарушения. Самостоятельное совершение даже однородных по составу административных правонарушений несколькими лицами не является для каждого из них отягчающим обстоятельством.

      Правило, исключающее наложение одного основного, либо одного основного и одного дополнительного взыскания, предусмотренного за данное правонарушение, не исключает применения к правонарушителю наряду с мерой административной ответственности также и мер дисциплинарной и (или) материальной ответственности, если они предусмотрены для конкретного правонарушения нормативными правовыми актами. Например, согласно Кодексу законов о труде Российской Федерации возмещение ущерба, причиненного работником предприятию, учреждению, организации, производится независимо о привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб15.

      Если  одно и то же лицо совершило два  или более административных правонарушений, то административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.

      Однако  если одно и то же лицо совершило  несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются  одним и тем же органом (должностным  лицом), то взыскание на это лицо налагается лишь в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение, то есть за то правонарушение (из числа рассматриваемых), за которое установлено наиболее суровое административное взыскание. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

      Таким образом, если выяснилось, что одно и то же лицо совершило несколько  административных правонарушений, то на него может быть наложено одновременно несколько основных административных взысканий только, если одновременно выполняются все следующие условия:

– составы правонарушений предусмотрены разными правовыми нормами (разными, имеющими самостоятельные санкции статьями КоАП РФ или другого нормативного правового акта, предусматривающего административную ответственность), то есть каждое правонарушение квалифицировано по отдельной статье законодательства об административных правонарушениях, отличной от статей квалификации других правонарушений;

– по каждому правонарушению не истек срок давности привлечения к административной ответственности;

– за эти правонарушения (в целом и по отдельности) еще не были наложены административные взыскания;

– дела о нескольких административных правонарушениях не рассматриваются одновременно одним и тем же уполномоченным органом (должностным лицом).

      При рассмотрении дела о совокупности административных правонарушений надлежит выяснить, действительно  ли имеют место несколько административных правонарушений, или же имеет место лишь одно административное правонарушение, но продолжаемое или длящееся.

      Правонарушение  оценивается как продолжаемое, если состоит из ряда сходных по направленности и содержанию действий, направленных к общей цели и образующих в совокупности единое правонарушение.

      Правонарушение  оценивается как длящееся, если непрерывно осуществляется в течение какого–то, более или менее продолжительного периода времени. Например, неисполнение руководителем требований налоговой инспекции об устранении выявленных нарушений налогового законодательства.

      Если  же выяснилось, что имеют место  несколько административных правонарушений, то надлежит выяснить, имеют место  несколько самостоятельных правонарушений или повторение одного и того же правонарушения. Повторение является отягчающим обстоятельством, но лишь при условиях, названных выше.

      Если  при рассмотрении дела о совокупности административных правонарушений выяснилось, что фактически имеет место одно продолжаемое административное правонарушение, или одно длящееся административное правонарушение, или повторение однородного административного правонарушения, то на правонарушителя может быть наложено только либо одно основное, либо одно основное плюс одно дополнительное взыскание.

      Длящееся  преступление характеризуется непрерывным  осуществлением состава определенного  преступного деяния. Оно начинается с какого–либо преступного действия или с акта преступного бездействия. Следовательно, длящееся преступление можно определить как действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой уголовного преследования. Оно начинается с моментов совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действия самого виновного, направленного к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство органов власти). Срок давности уголовного преследования в отношении длящихся преступлений исчисляется со времени их прекращения по воле или вопреки воле виновного (добровольное выполнение виновным своих обязанностей, явка с повинной, задержание органами власти и др.).

      Продолжаемое  преступление складывается из ряда тождественных  преступных действий, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление. Его началом считается совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих одно продолжаемое преступление, а концом – момент совершения преступного последнего действия. Срок давности в отношении продолжаемых преступлений исчисляется с момента совершения преступного последнего действия из числа составляющих это преступление.

      Административное  взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения.

      В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращении, но при  наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

      Должностные лица, уполномоченные рассматривать  дела об административных правонарушениях, могут налагать административные взыскания только в пределах предоставленных им полномочий и лишь при исполнении служебных обязанностей.

      Если  лицо, подвергнутое административному  взысканию, в течение года со дня  окончания исполнения взыскания  не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается вообще не подвергавшимся административному взысканию. То есть, срок погашения административного взыскания – один год, причем этот срок отсчитывается не со дня вынесения постановления о наложении взыскания, а со дня фактического окончания исполнения наложенного взыскания. Для административного взыскания в виде штрафа таким днем является день полной выплаты суммы штрафа; для административного взыскания в виде предупреждения срок отсчитывается со дня его наложения.

      По  истечении указанного срока совершенное тем же лицом аналогичное административное правонарушение не может быть квалифицировано как повторное.

      Срок  погашения административного взыскания  установлен единый для всех административных правонарушений и всех административных взысканий по ним.

     Факт  погашения административного взыскания  не требуется оформлять каким–либо специальным документам, поскольку он наступает автоматически – по истечении срока погашения, если в течение этого срока не совершено новое административное правонарушение.

      Если  в результате совершения административного  правонарушения причинен имущественный  ущерб гражданину или юридическому лицу, то компетентный орган при  решении вопроса о наложении  взыскания за административное правонарушение имеет право (но не обязан) одновременно решить вопрос о возмещении виновным и имущественного ущерба. Таким компетентным органом является:

– административная комиссия (если в ее компетенцию входит рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий);

– администрация органа местного самоуправления (при том же условии);

– комиссия по делам несовершеннолетних;

– районный (городской) судья;

– районный (городской) суд.

      Районный (городской) суд вправе решить вопрос о возмещении имущественного ущерба любого размера, а прочие органы – только о возмещении имущественного ущерба в размере до 0,5 МРОТ.

      В прочих случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.

      Решение, принятое в порядке административного  производства, может быть обжаловано в суд.

      На  должностных лиц административные взыскания налагаются в том же общем порядке наложения административных взысканий, который предусмотрен для физических лиц.

 

III Заключение

     Подводя итог, можно дать следующее (в известной  мере усовное и учебное) определение административная ответственность – это комплекс мер ответственности, представляющих в совокупности разновидность юридической ответственности, проявляется в применении уполномоченным кругом органов или должностных лиц в соответствии с действующим законодательством административных взысканий к лицам (физическим и юридическим лицам), совершившим административное правонарушение; такая ответственность имеет свою специфическую структуру (основания ответственности, субъекты отношений, возникающих в связи с её реализацией, условия её применения), а также предусмотренные в правовом порядке меры ответственности, т.е. административные взыскания за совершение такого рода противоправного деяния.

      В данной работе были рассмотрены основные, но далеко не все элементы, признаки, характеризующие административную ответственность. В частности, не выделены критерии и признаки, отличающие её от уголовной, гражданско – правовой, экологической и других видов юридической ответственности. Однако эти проблемы не «вмещаются» в рамки курсовой работы и требуют отдельного, самостоятельного анализа. Но, тем не менее, вывод очевиден и можно с полной уверенностью утверждать, что институт административной ответственности представляет собой важнейшую часть административного права, не менее значимую, чем та, которую имеют институты уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности в соответствующих отраслях российского права.

 

Список литературы:

  1. Кодекс  Российской Федерации об Административных Правонарушениях 
  2. Налоговый Кодекс РФ (часть первая)
  3. Трудовой Кодекс Российской Федерации
  4. Уголовный Кодекс Российской Федерации
  5. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991г. №1026-1
  6. Положение о МВД РФ утверждено Указом Президента РФ от 19 июля

Информация о работе Административная ответственность