Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение истории, организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Цель данной работы обусловила решение следующих задач:
- исследовать историю становления и развития конституционного судопроизводства в России;
- изучить порядок формирования, принципы конституционного судопроизводства и полномочия Конституционного Суда РФ;
- рассмотреть общие признаки конституционного судопроизводства.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере конституционного производства РФ. Предметом исследования данной работы является Конституционный суд РФ.

Содержание

Введение .3
Глава 1. История становления и развития
конституционного судопроизводства
в России………………………………………………………….5
1.1. Формирование института конституционного
контроля в России .5
1.2. Образование Конституционного Суда РФ .11
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ: ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ПОЛНОМОЧИЯ……….….15
2.1. Понятие Конституционного суда РФ и порядок его формирования….…15
2.2. Принципы и полномочия Конституционного суда РФ…………..……….19
ГЛАВА 3. Общие признаки конституционного судопроизводства РФ .24
3.1. Стадии производства по делам в Конституционном Суде РФ .24
3.2. Виды решений Конституционного Суда РФ .28
3.3. Примеры решений Конституционного Суда РФ .31
Заключение .34
библиографический список использованной
Литературы………………………………………………………….………..36

Работа содержит 1 файл

Конституционный Суд РФ.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

    Следующая стадия связана с деятельностью  Конституционного Суда по рассмотрению конкретных дел в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В обоих случаях существует единый порядок их рассмотрения. Пленарные заседания созываются Председателем Конституционного Суда, а заседания палаты – Председательствующим в палате. Сначала Конституционный Суд принимает решение о назначении дела к слушанию. Это должно произойти не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. Закон в ст.48 предусматривает возможность соединить в одном производстве дела по обращениям касающимся одного и того же предмета. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционный Суд, в соответствии со ст.49 назначает одного или нескольких судей – докладчиков, которые вправе требовать необходимые документы, материалы, поручать производство проверок, исследований, экспертиз, пользоваться консультациями специалистов, направлять запросы.

    Участники процесса в Конституционном Суде – это стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Статья 53 дает перечень субъектов, которые  выступают в конституционном судопроизводстве как стороны и их представители. Таковыми являются: заявители – органы или лица, направившие в Конституционный Суд обращения; органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается; представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавшего обращение; руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции; должностное лицо издавшее оспариваемый акт; любой член Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом – это первая категория представителей сторон. Вторая категория – это адвокаты или лица, имеющие учёную степень по юридической специальности. Любая из сторон может иметь не более трех представителей. Стороны, как и другие участники процесса, обладают процессуальными правами и обязанностями. Они перечислены в части 3 и 4 статьи 53 Закона, причем их процессуальные права равны.

    В статьях 54-55 Закона детально урегулирован порядок проведения заседаний Конституционного Суда. Заседания могут проходить  открыто, а также может быть назначено  закрытое заседание в случаях, когда  это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Статья 56 предусматривает два обстоятельства, при которых судья может быть отстранен от участия в рассмотрения дела: во-первых, если судья ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения и, во-вторых, если объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение в виду его родственных или супружеских связей с представителями сторон.  По поводу отстранения судьи Конституционный Суд должен принять мотивированное решение. Эта норма является важной гарантией объективного, беспристрастного рассмотрения обращений, поступающих в Конституционный Суд и принятия решений, основанных на Конституции и данном Законе. 

    Ход самого заседания подробно изложен в статьях 57 – 70 Закона. Итоговое решение по делу принимается закрытым совещанием, в котором участвуют только те судьи, которые рассматривали данное дело. Там же могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Судьи вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу, просить других судей уточнить их позицию. Не ограничено число и продолжительность выступления судей на совещании.

    Новый закон изменил положение об открытом совещании и голосовании судей по принятию решений. Теперь решение принимается только на закрытом совещании. Протокол совещания фиксирует все от начала до конца судебного заседания. Он не подлежит оглашению. Судьи и другие лица присутствующие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования. Это способствует объективности принимаемого решения. 
 
 

3.2.  Виды решений Конституционного Суда РФ 

    Статья 71 выделяет несколько видов решений: это постановление, заключения и определения. Решения могут быть приняты как в пленарных заседаниях, так и на заседаниях палаты. Постановления и заключения – это итоговые решения. Постановления Конституционного Суда выносятся по результатам разбирательства дел о соответствии Конституции РФ законов и  иных правовых актов, перечисленных в статье 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции органов государственной власти, перечисленных в вышеназванной статье, а также по результатам дел, принятых к рассмотрению по вопросу толкования Конституции. Заключения выносятся Конституционным Судом, когда требуется проверка соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении.

    Все иные акты Конституционного Суда, принимаемые в ходе конституционного судопроизводства, называются определениями. Они связаны с организацией работы Конституционного Суда, с обеспечением проведения его заседаний. Решение вопросов об избрании Председателя Суда, его заместителя, судьи – секретаря, об утверждении в должности руководителей подразделений Секретариата суда, об одобрении Регламента, формировании палат, о принятии к производству конкретных дел, о назначении судей-докладчиков, о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок -  также оформляется в виде определения. Определение, в котором дается толкование ранее принятого решения Суда, оформляется в виде отдельного документа.

    Решения Конституционного Суда принимаются  открытым голосованием путем поименного опроса судей (ст. 72). При этом судья не вправе воздержаться или уклониться от голосования. Для принятия решения за него должны проголосовать большинство судей участвующих в голосовании. Здесь есть уточнения: если принимается решение по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора РФ и голоса поделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по вопросу о толковании Конституции всегда принимается большинством (не менее 2/3 от общего числа судей). Принятое решение подписывается всеми судьями, участвующими в голосовании.

    Если  судья не согласен с принятым решением, он может письменно изложить свое особое мнение. Это важный институт, который обеспечивает принцип независимости и объективности судей. Особое мнение, оформленное в виде отдельного документа, приобщается к материалам дела и публикуется вместе с решением.  Судья может в целом поддерживать решение, но не соглашаться с какими-либо доводами мотивировочной части. Он также письменно излагает своё несогласие. Оно должно быть опубликовано вместе с текстом решения (ст. 76). Особое мнение не случайно публикуется вместе с решением Конституционного Суда. Это делается для того, чтобы исключить все поводы к различным политическим спекуляциям.

    Далее решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании сразу же после его подписания. В ч. 2 ст. 77 Закона перечислены субъекты, которым направляются постановления и заключения Конституционного Суда в двухнедельный срок со дня их подписания. Постановления и заключения Конституционного Суда должны быть опубликованы в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение, а также в «Вестнике Конституционного Суда РФ».

    Статья 6 говорит об обязательности решений  Конституционного Суда на всей территории РФ. Это положение обеспечивает юридическую  силу его решений. Согласно ст. 79 решения Конституционного Суда окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Окончательность решения означает, что оно после вступления в силу не может быть отменено или изменено ни по жалобам заинтересованных лиц, ни по инициативе самого конституционного суда. Это важное условие «сохранения стабильности и последовательности правового регулирования, гарантия независимости Конституционного Суда».1 Они действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.  

    Неисполнение  решения или его ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда влечет за собой ответственность установленную федеральным законом (ст. 81).  Санкции Конституционного Суда и конституционного права в целом – слабы и недостаточны. Конституционная юстиция опирается на силу права, на убедительность решений, на лояльность участников государственной жизни, на их готовность повиноваться. Но на деле в настоящее время довольно трудно представить себе, что какой-нибудь из участников государственной жизни, например, субъект федерации, выполнит решение суда, которое принято явно не в его пользу. Надо учесть, что работа Конституционного Суда сейчас протекает в очень сложных и противоречивых условиях: позиции права очень слабы и авторитет его не высок.  Пока в нашем государстве не будет стабильного социально-экономического и политического положения, правовой культуры на должном уровне останутся проблемы, связанные с выполнением решений Конституционного Суда. 
 

3.3.  Примеры решений Конституционного Суда РФ 

    В настоящее время в России существуют примеры влияния независимых оценок Конституционного Суда на государственную жизнь и гражданское общество. Опыт работы Конституционного Суда становится богаче. 

    В качестве примера можно привести постановление Конституционного Суда от 3 мая 1995г. №4-П «По делу о проверке конституционности статей 220.1 и 220.2 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А.Аветяна». Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина  В.А.Аветяна на нарушение  его  конституционного   права на судебную защиту примененными в его деле нормами Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Основанием к рассмотрению  дела послужила неопределенность в вопросе о том,  соответствуют  ли  Конституции РФ положения оспариваемых статей УПК РСФСР, согласно которым правом на обжалование в суд ареста обладает  лишь   лицо, содержащееся под стражей, его защитник или законный представитель по месту такого содержания. Рассмотрев данное дело, Конституционный Суд РФ признал положение статьи 220.1 УПК РСФСР, ограничивающее круг лиц, имеющих право на судебное обжалование постановления о применении к ним в качестве меры пресечения заключения под стражу, только лицами, содержащимися  под  стражей, и  связанное с ним положение статьи 220.2 УПК РСФСР о  проверке законности и обоснованности применения заключения под стражу судом только по месту содержания лица под стражей не соответствующими Конституции РФ, ее статье 46 (части 1 и 2), а также   статьям 19 (часть 1), 21 (часть 1), 22 (часть 1), 55 (часть 3).1

    В качестве еще одного примера можно привести постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.97г. №2-П «По делу о проверке конституционности ч.4 ст.47 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В.Антипова, Р.Л.Гитиса и С.В.Абрамова». Поводом к рассмотрению дела  явились индивидуальные жалобы указанных граждан на нарушение их   конституционных прав положением ч.4 ст.47 УПК РСФСР, согласно которому в качестве защитников при производстве по уголовным делам   допускаются   лишь   адвокаты  и представители профессиональных союзов и других общественных объединений. Основанием к рассмотрению дела   явилась обнаружившаяся неопределенность в  вопросе  о  том,  соответствует  ли указанное положение УПК РСФСР Конституции РФ. Граждане, привлеченные в качестве обвиняемых по различным уголовным делам, заявили в ходе предварительного следствия ходатайства о допуске в качестве защитников выбранных ими частнопрактикующих юристов, не являющихся членами коллегий адвокатов. Следователями, осуществлявшими расследование по этим делам, в удовлетворении заявленных ходатайств было отказано со ссылкой  на ч.4 ст.47 УПК РСФСР. Рассмотрев данное дело, Конституционный Суд признал положение ч.4 ст.47 УПК РСФСР не противоречащим Конституции РФ, но иные условия, профессиональные критерии и организационно-правовые формы, обеспечивающие оказание квалифицированной помощи в уголовном процессе, определяются законодателем.22

    По  данному вопросу выразили свое особое мнение ряд судей. Все они отметили, что, к сожалению, Конституционный Суд не ответил на поставленные в жалобах указанных граждан, вопрос о возможности участии в качестве защитника на предварительном следствии частнопрактикующего юриста, не являющегося членом коллегии адвокатов. В своем решении Конституционный Суд констатировал те обстоятельства, которые не вызывали сомнений. Спорный же вопрос остался нерешенным. А так как решение Конституционного Суда окончательно и не подлежит обжалованию, разрешение данного вопроса возможно только при внесении соответствующих изменений в Уголовно-процессуальный кодекс.

    Таким образом,  Конституционное судопроизводство РФ состоит из последовательно сменяющих  друг друга стадий. Стадия конституционного судопроизводства охватывает относительно замкнутый комплекс действий Конституционного Суда РФ и участников судебного конституционного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной правовой ситуации. Последовательность наступления стадий преследует конечную цель – вынесение Конституционным Судом РФ итогового решения по делу и его исполнение.

Информация о работе Административная ответственность