Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение истории, организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Цель данной работы обусловила решение следующих задач:
- исследовать историю становления и развития конституционного судопроизводства в России;
- изучить порядок формирования, принципы конституционного судопроизводства и полномочия Конституционного Суда РФ;
- рассмотреть общие признаки конституционного судопроизводства.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере конституционного производства РФ. Предметом исследования данной работы является Конституционный суд РФ.

Содержание

Введение .3
Глава 1. История становления и развития
конституционного судопроизводства
в России………………………………………………………….5
1.1. Формирование института конституционного
контроля в России .5
1.2. Образование Конституционного Суда РФ .11
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ: ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ПОЛНОМОЧИЯ……….….15
2.1. Понятие Конституционного суда РФ и порядок его формирования….…15
2.2. Принципы и полномочия Конституционного суда РФ…………..……….19
ГЛАВА 3. Общие признаки конституционного судопроизводства РФ .24
3.1. Стадии производства по делам в Конституционном Суде РФ .24
3.2. Виды решений Конституционного Суда РФ .28
3.3. Примеры решений Конституционного Суда РФ .31
Заключение .34
библиографический список использованной
Литературы………………………………………………………….………..36

Работа содержит 1 файл

Конституционный Суд РФ.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Орловская региональная академия

государственной службы 

Кафедра административного  и финансового  права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «Административное право» 

на тему: «Административная ответственность» 
 
 
 
 
 
 

                                      Выполнила: студентка 2 курса

                                      2ЮЗВ гр. 11

                                      Усманова  Римма Ринатовна 

              Научный руководитель: канд. юр. наук, доцент

                                      Борисов Александр  Сергеевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Орел  – 2009

СОДЕРЖАНИЕ 

    Стр.

Введение .3

Глава 1. История становления и развития

      конституционного  судопроизводства

      в России………………………………………………………….5

1.1. Формирование  института конституционного 

      контроля  в России .5

1.2. Образование  Конституционного Суда РФ .11

      ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ  СУД РФ: ПОРЯДОК 

      ФОРМИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ПОЛНОМОЧИЯ……….….15

      2.1. Понятие Конституционного суда РФ и порядок его формирования….…15

      2.2. Принципы и полномочия Конституционного суда РФ…………..……….19

      ГЛАВА 3. Общие признаки конституционного судопроизводства РФ .24

3.1. Стадии  производства по делам в Конституционном  Суде РФ .24

3.2. Виды  решений Конституционного Суда РФ .28

3.3. Примеры  решений Конституционного Суда РФ .31

Заключение .34

библиографический список использованной

Литературы………………………………………………………….………..36

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Практически во всех современных государствах (независимо формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще не позволяет отождествлять его с «конституционным государством» в современном смысле.

    В этой связи необходимо подчеркнуть  роль судебного конституционного контроля. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредствам конституционного судопроизводства.

    Являясь судебным органом конституционного контроля, он обладает государственно-властными полномочиями особого характера, позволяющими принимать решения, имеющие общеобязательный характер и нередко обладающие нормативностью. Причем, речь идет не только о так называемом негативном правотворчестве, когда Конституционный Суд признает неконституционным определенное положение нормативного акта; нередко Суд выступает и «позитивным законодателем», формулируя правовые позиции нормативного характера, имеющие повышенную юридическую силу. В обоих случаях Конституционный Суд осуществляет в конечном счете в рамках установленных конституционных процедур функцию по урегулированию, снятию противоречий и конфликтов в социальной и правовой действительности, это становится возможным, в частности, в силу особой природы, повышенной юридической силы решений Конституционного Суда и его правовых позиций.

    Актуальность  темы исследования определяется тем, что  Конституционный Суд Российской Федерации выступает важнейшим  элементом правового государства, судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независим, осуществляющий судебную власть посредствам конституционного судопроизводства.

    Целью работы является изучение истории, организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

    Цель  данной работы обусловила решение следующих задач:

    - исследовать историю становления и развития конституционного судопроизводства в России;

    - изучить порядок формирования, принципы конституционного судопроизводства и полномочия Конституционного Суда РФ;

    - рассмотреть общие признаки конституционного судопроизводства.

    Объектом  исследования являются общественные отношения  в сфере конституционного производства РФ. Предметом исследования данной работы является Конституционный суд РФ.

    При осуществлении юридического анализа, наряду с нормативными правовыми актами и документами, анализировалась научная литература, аргументированные точки зрения по данной проблеме ученых К.Ф.Гуценко, М.А.Ковалева, Ю.А.Шульженко, Б.С.Эбзеева и других ведущих специалистов в области конституционного права. 
 
 
 

 

1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ  И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО  СУДОПРОИЗВОДСТВА  В РОССИИ 

    1. Формирование  института конституционного контроля в России
 

    Конституционный контроль относится к одному из средств  обеспечения верховенства конституционных  предписаний. Основным назначением конституционного контроля в широком смысле этих слов признается, прежде всего, выявление правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.

    Институт  конституционного контроля прошел в  нашей стране длительный путь развития.

    До 1918г. вопрос подобного рода даже не ставился, поскольку в России до этого года не было акта, называвшегося Конституцией и имевшего соответствующее юридическое, социальное и политическое значение.

    Но  даже в самодержавной России «предлагались  конституционные проекты и практические решения, связанные с организацией и деятельностью органов государственной  власти, с законотворчеством, надзором и контролем в правовой сфере. Они оказали определенное влияние на дальнейшее формирование и развитие государственно-правовых институтов в России».1 Здесь следует упомянуть о конституционных проектах М.М. Сперанского, которые он подготовил по поручению Александра 1-го; о «Государственной уставной грамоте Российской империи» 1881 года; о работах графа П.П. Шувалова, министра внутренних дел Н.П. Игнатьева. Все эти документы пытались в какой-то мере ограничить самодержавие, и носили характер «монархического или  правительственного конституционализма».

    В 1918 году принимается первая в истории  нашей страны Конституция РСФСР. С этого момента можно говорить о реальном возникновении института  конституционного контроля.2

    По  Конституции верховным органом  власти в стране стал Всероссийский съезд Советов, а в период между его съездами – ВЦИК. Съезд Советов мог устанавливать, дополнять и изменять основные начала конституции. ВЦИК был высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР. Он наблюдал за проведением в жизнь Конституции, постановлений Съездов Советов, центральных органов Советской власти, издавал собственные декреты и распоряжения, мог отменять постановления и решения СНК.

    Таким образом, функции конституционного контроля осуществляли Всероссийский съезд Советов и ВЦИК, хотя прямо Конституция 1918 года ничего не говорила об институте конституционного контроля. Тем не менее, её положения закрепляли парламентскую форму конституционного контроля (систему парламентского самоконтроля).3

    В 1924 году была принята первая Конституция СССР. Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов, который решал все вопросы союзного значения. В период между его съездами таковым органом являлся ЦИК СССР, который был ответственен перед Съездом Советов. Через ЦИК проходили все декреты и постановления, которые определяли общие нормы политической и экономической жизни страны, он имел право приостанавливать и отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума ЦИК СССР и соответствующие документы нижестоящих органов власти. Данные полномочия ЦИК относятся к сфере конституционного контроля. Президиум ЦИК СССР был высшим законодательным, распорядительным, исполнительным органом власти.4 В сфере конституционного контроля он наблюдал за соблюдением Конституции СССР и исполнением всех постановлений Съездов Советов и ЦИК СССР всеми органами власти.5

    Пока  не были приняты Положения о Верховном  Суде СССР и Наказ Верховному Суду СССР его полномочия по осуществлению  конституционного контроля могло быть реализовано только в виде дачи заключения о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции,  заключение давалось только по требованию ЦИК СССР. После принятия выше названных положений Верховный Суд СССР мог давать заключения по требованию ЦИК и в отношении постановлений общесоюзного правительства; по собственной инициативе, по предложениям центральных органов союзных республик или Прокурора Верховного Суда СССР он мог вносить представления о приостановлении и отмене актов всех союзных органов, кроме ЦИК и Президиума ЦИК. По указанным вопросам Верховный Суд мог давать заключения и вносить представления.6

    Из  приведенного выше видно, что Верховный  Суд СССР осуществлял конституционный  надзор и выступал в этом плане  как консультативный орган при  Президиуме ЦИК СССР.

    С начала 30-х гг. активность Верховного Суда СССР в области конституционного контроля (надзора) значительно упала, а затем и вовсе "исчезла". В Конституции 1936г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом какими бы то ни было судами.

    Данная  Конституция предусматривала образование  Верховного Совета СССР и его Президиума, как высших органов государственной  власти. Теперь только Верховный Совет  СССР имел право изменять Основной Закон страны. Президиум ВС СССР выступал как основной орган конституционного контроля. Шульженко Ю.Л. характеризует сложившуюся в стране систему как парламентскую систему конституционного контроля. Он пишет, что Конституция 1936 года сосредоточила всю полноту власти, включая конституционный контроль, в руках парламента.7

    Надо  отметить, что после принятия Конституции 1936 года на практике конституционный  контроль применялся редко, в основном в виде предварительного контроля.

    В 1977 году была принята новая Конституция  СССР. Она не внесла каких-либо значимых изменений в систему органов конституционного контроля, а еще более усилила монополию союзного законодательства – его компетенция стала практически не ограниченной, закрепила за Президиумом Верховного Совета полномочия по осуществлению конституционного контроля, отведя главную роль здесь Верховному Совету СССР. Он имел и законодательные и контрольные функции, то есть сам принимал акты и сам устанавливал их соответствие Конституции. Таким образом, он мог проверить акт любого органа. При данном положении вещей контроль не мог быть полноценным. Не было четко урегулированной процедуры конституционного контроля, поэтому его значимость и престиж оказались на низком уровне.

    Из  вышеизложенного можно сделать  вывод, что после принятия Конституции 1977г. реальный конституционный контроль в нашей стране отсутствовал. Конституция лишь выполняла роль символа, (также, как герб и флаг). Она выражала интересы КПСС и поэтому не нуждалась в защите. Вся власть, в том числе и судебная, была сосредоточена в руках ЦК КПСС.  Конституционный контроль был такой же фикцией, как и сама Конституция, нормы которой не соблюдались, искажались, а зачастую грубо нарушались.

    Начало  следующего этапа развития института  конституционного контроля приходится на 1985г. и связан с началом перестройки, когда СССР вступил на новый этап развития.

Информация о работе Административная ответственность