Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение истории, организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Цель данной работы обусловила решение следующих задач:
- исследовать историю становления и развития конституционного судопроизводства в России;
- изучить порядок формирования, принципы конституционного судопроизводства и полномочия Конституционного Суда РФ;
- рассмотреть общие признаки конституционного судопроизводства.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере конституционного производства РФ. Предметом исследования данной работы является Конституционный суд РФ.

Содержание

Введение .3
Глава 1. История становления и развития
конституционного судопроизводства
в России………………………………………………………….5
1.1. Формирование института конституционного
контроля в России .5
1.2. Образование Конституционного Суда РФ .11
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ: ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ПОЛНОМОЧИЯ……….….15
2.1. Понятие Конституционного суда РФ и порядок его формирования….…15
2.2. Принципы и полномочия Конституционного суда РФ…………..……….19
ГЛАВА 3. Общие признаки конституционного судопроизводства РФ .24
3.1. Стадии производства по делам в Конституционном Суде РФ .24
3.2. Виды решений Конституционного Суда РФ .28
3.3. Примеры решений Конституционного Суда РФ .31
Заключение .34
библиографический список использованной
Литературы………………………………………………………….………..36

Работа содержит 1 файл

Конституционный Суд РФ.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

    В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда представление кандидатуры на вакантное место судьи вносится Президентом РФ в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судья Конституционного Суда несменяем. Его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде».

    Действующее законодательство предъявляет к  судьям Конституционного Суда самые  высокие требования. Кандидатом на должность судьи Конституционного Суда может быть гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда - 70 лет.

    Закон устанавливает строгие правила, определяющие недопустимость занятий и действий, не совместимых с должностью судьи Конституционного Суда (ст. 11 Закона «О Конституционном Суде»). Судья Конституционного Суда не может быть членом представительного органа, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности; не вправе осуществлять защиту или представительство в суде, арбитражном суде; не может принадлежать к политическим партиям, участвовать в политической деятельности; не вправе публично высказывать свое мнение в средствах массовой информации по вопросу, который может стать предметом рассмотрения Конституционного Суда, до принятия решения по этому вопросу.

    Закон предусматривает специальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда. Независимость судьи Конституционного Суда обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленным Законом «О Конституционном Суде», порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

    Материальные  и иные гарантии судьям Конституционного Суда для независимого и полного  осуществления конституционного судопроизводства, сохранения научного потенциала Конституционного Суда, повышения уровня социальной защищенности судей определены Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 1995г. «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации».  
 
 
 
 
 

    2.2. Принципы и полномочия  Конституционного суда РФ 

    Конституционный Суд представляет собой одну из ветвей судебной власти и осуществляет свои функции в установленных законом  формах конституционного судопроизводства. Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. К принципам конституционного судопроизводства Закон «О Конституционном Суде» относит также устность разбирательства (ст. 32) и непрерывность судебного заседания (ст. 34).

    Своеобразие конституционного судопроизводства накладывает свой отпечаток на перечень и содержание его принципов: среди них нет указаний на законность, принцип презумпции невиновности, право на защиту, участие представителей народа и другие принципы правосудия. Это объясняется тем, что Конституционный Суд не осуществляет правосудие по конкретным уголовным и гражданским делам. Функция осуществления конституционного контроля исключает участие в судопроизводстве обвиняемых, подсудимых, их защитников, истцов и ответчиков. Гражданин может принимать участие в конституционном судопроизводстве в ограниченных случаях, когда он поддерживает жалобу на то, что по его конкретному делу, рассматриваемому в соответствующем суде, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции.

    Статья 29 Закона впервые определяет принцип независимости – наиболее важный. Эта статья воплощает в себе требования ст. 120 Конституции, где приведены конституционные принципы осуществления конституционного судопроизводства. 

    В судопроизводстве судья отстаивает свою личную позицию (ч.2 ст. 29). Постороннее воздействие на свободу волеизъявления судей должно быть исключено  как извне,  так  и изнутри. Судьи имеют право выражать свою позицию по порядку исследования вопросов (ст. 60), свободно высказываться в ходе совещания судей; обеспечивается соответствующий порядок голосования и тайна совещания (ст. 15 ч. 4, ст. 70). Все эти нормы направлены на обеспечение внешней стороны принципа независимости. Его внутренняя сторона – это субъективная внутренняя независимая позиция судьи. Судья политически  беспристрастно должен выражать свою позицию (ч. 3 ст. 29). Установлена ответственность за вмешательство в деятельность Конституционного Суда. Часть 5 ст. 29  является лишь отсылочной нормой. Санкции предусмотрены  в отраслевом законодательстве.

    Коллегиальность конституционного судопроизводства отличается от коллегиальности правосудия: к  рассмотрению дел в Конституционном  Суде не привлекаются представители  народа, так как разрешаемые им дела требуют глубоких юридических знаний и высокого профессионализма. Вместе с тем рассмотрение дел и принятие по ним решений могут проходить лишь в коллегиальном составе: в пленарном заседании или заседаниях палат.

    Следующий принцип – это принцип гласности (ст. 31). Это общий конституционный принцип. В Конституции он содержится в ст. 123 ч.1. Этот принцип призван обеспечивать социальный контроль за осуществлением правосудия и ответственность судей перед обществом. Немаловажен тот факт, что в конституционном судопроизводстве решения не пересматриваются. Над Конституционным судом кроме социального контроля нет никакого другого. Поэтому принцип гласности очень важен (и для граждан, и для государственных органов и должностных лиц). Он предполагает свободный доступ в зал судебного заседания. «В прежней практике имели место факты, когда допуск публики в зал был по персональным пропускам или спискам, независимо от того, принято ли решение об этом судом или его должностными лицами».19  Гласность выражается в проведении открытых заседаний (ст. 54). Закрытые заседания проводятся только по основаниям, предусмотренным в ст. 55. Ранее присутствие публики допускалось даже при проведении совещания и голосования судей. Этого можно было избежать по требованию не менее чем 3-х судей, что часто применялось на практике. Теперь согласно ст. 70 решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным судом в закрытом совещании. Принцип гласности нужен, чтобы придать авторитет выносимым решениям. Нередко к рассмотрению дел подключаются СМИ.  

    Следующий принцип – состязательность и равноправие сторон (ст. 35). Ранее у Конституционного суда принципа состязательности не было. В конституционном судопроизводстве состязательность такая же, как и в других судопроизводствах. Она не ограничивается признанием равноправия сторон участвующих в рассмотрении дел судами. Теперь функции Суда и сторон в конституционном судопроизводстве разграничены. Это исключает начало процесса по инициативе суда и исходит из принципа разделения властей. Иначе Конституционный суд подменял бы законодательную и исполнительную власть, оценивая конституционность их актов и действий, вмешивался бы в законотворческую и исполнительную деятельность.  Состязательность в конституционном судопроизводстве имеет ту особенность, что стороной в деле нередко бывает орган государственной власти. В разбирательстве  вообще может не быть спора, если это, например,  разбирательство по запросу о толковании Конституции. Равноправие сторон предполагает, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции. Стороны могут действовать в интересах третьих лиц или в общих интересах, могут отказаться отстаивать позицию, изменить её, стороны имеют равные права и при решении процедурных вопросов не связанных с их позицией по существу дела. Свидетели, эксперты, переводчики также пользуются равными правами. Процессуальные отношения строятся с ними на равной основе.  

    В статье 32 говорится о принципе устности разбирательства. В ходе заседания  Конституционный Суд заслушивает  объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.         

    Этот  принцип тесно связан с гласностью судопроизводства. Он обеспечивает судьям и участникам процесса непосредственное восприятие сведений о фактах и обстоятельствах  дела. Но допускается и не оглашение документов, если они были представлены для ознакомления судьям и сторонам или их содержание излагалось на заседании по данному делу. 

    Язык  конституционного судопроизводства - следующий принцип (ст. 33). Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Если участник процесса не владеет русским языком, он может давать объяснения на другом языке и обеспечивается услугами переводчика. 

    Принцип непрерывности судебного заседания  (ст.34). Он важен для объективного, своевременного и всестороннего анализа дел, рассматриваемых Конституционным Судом. Его цель обеспечить разрешение дела без волокиты и в наиболее благоприятных условиях для судей. Закон устанавливает, что заседания по каждому делу происходят непрерывно за исключением времени на отдых или на подготовку участников процесса к дальнейшему разбирательству, либо для устранения обстоятельств мешающих нормальному ходу заседания. Этот принцип исключает параллельное проведение судебных заседаний с участием тех же судей по нескольким делам. Но ч. 4 ст. 34 определяет, что до принятия решения по делу, рассматриваемому пленарным заседанием  Конституционного Суда, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат и наоборот. Поэтому данный принцип, несмотря на всю его важность, не перечисляется в ст. 5 наряду с другими основными принципами.

    Таким образом, в основе конституционного судопроизводства РФ лежат такие  принципы, как независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.

    При осуществлении своих полномочий судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются только Конституцией РФ и Федеральным конституционным  законом «О Конституционном Суде РФ». Они выступают в своей деятельности в личном качестве и не  представляют никаких общественных структур. Их правовые позиции, выражаемые в актах Суда, должны быть свободны от политических пристрастий.  Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Суда недопустимо и влечет предусмотренную законом ответственность. Сами судьи не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, находящимся в производстве Суда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РФ 

3.1. Стадии производства по делам в Конституционном Суде РФ 

    Особое  значение имеет то, что новое законодательство детально  урегулировало общие правила конституционного судопроизводства по подведомственным суду делам. Это способствует более эффективной деятельности Конституционного суда. Характеристика основных принципов конституционного судопроизводства была приведена выше. Закон также в главе 5, 6, 7 и 8 четко выделяет стадии производства по делам в Конституционном Суде: обращения в Конституционный Суд, предварительное рассмотрение обращений, предварительное изучение обращений, общие процедурные правила рассмотрения дел в Суде, принятие  решений Конституционного Суда и подробно характеризует содержание его решений.

    Закон в ст. 36 устанавливает поводы и основания к рассмотрению дела в суде. Данная статья проводит различие между понятиями «повод» и «основание».  Поводом к рассмотрению дела являются обращение. Оно может быть в форме запроса, ходатайства, жалобы. Статья 37 приводит общие требования к обращению. Вообще, требования к обращениям в настоящем законе упрощены. Несмотря на это обращения как правило составляются с нарушением этих требований, что служит основанием для отказа в производстве по обращению.  Обращение должны быть обязательно в письменной форме с подписью уполномоченного лица, там должны быть обязательно указаны точные данные о заявителе, указаны нормы Конституции и настоящего Закона, который дает право на обращение в Конституционный Суд, конкретные, указанные в настоящем законе основания к рассмотрению обращения и т.д. в соответствии со ст.37. Статья 38 определяет перечень документов, которые необходимо приложить к обращению. 

    Полученные  обращения подлежат обязательной регистрации, их рассматривает Секретариат Суда. Статья 41 определяет порядок предварительного изучения обращения: Председатель Конституционного Суда поручает это одному или нескольким судьям. Предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Закон выделяет это в отдельную стадию конституционного судопроизводства. Заключение о результатах предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда. Статья 43 устанавливает основания для отказа в принятии обращения к рассмотрению: если разрешение вопроса не подведомственно не Суду, если обращение не является допустимым и если по предмету обращения Судом ранее вынесено   постановление, сохраняющее свою силу. Производство может быть прекращено, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела. Исключение составляют случаи, когда в результате действия этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.  Обращение в Конституционный суд  может быть отозвано заявителем в соответствии со ст.44, но до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда. В этом случае производство по делу прекращается.

Информация о работе Административная ответственность