Административная ответственность за экологические правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования будет являться рассмотрение и актуализация вопросов, касающихся сущности и содержания административной ответственности за экологические правонарушения.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач: дать общую характеристику экологическим правонарушениям, дать общую характеристику и проанализировать содержание административной ответственности за экологические правонарушения; определить систему профилактических мер, сделать собственные выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ………. 8
Обзор теоретических взглядов на юридическую ответственность …… 8
Сущность и содержание экологического правонарушения ………….. 13
Основные черты юридической ответственности за экологические правонарушения ………………………………………………………… 17
Основания освобождения от эколого-правовой ответственности ……24

ГЛАВА 2.АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКА …….27
Административная ответственность за экологические правонарушения и ее реализация …………………………………………………………. 27
Результаты реформы административного законодательства ………... 43
Профилактика экологических правонарушений ……………………....49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….....55
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 341.00 Кб (Скачать)
  1. Хотя большинство составов экологических проступков сформулированы как формальные, но сохранены и конструкции материальных (ст. 8.19, 8.30, 8.35) и введены составы поставления в опасность (например, в ст. 8.3, устанавливающей ответственность за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде, в ст. 8.13, устанавливающей ответственность за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (по ч. 1), а по ч. 4 – за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение).
  2. Изменился подход к использованию таких конструкций составов, как общие и специальные: в новый КоАП РФ включен целый ряд общих составов (ст. 8.1 – 8.5), выполняющих роль своеобразных резервных норм. Конечно, это порождает проблему разграничения общих и специальных составов, но она решается со значительно меньшими затратами – путем толкования закона – по сравнению с необходимостью внесения постоянных поправок в текст Кодекса59.
  3. Уточнены признаки объективной стороны многих традиционных составов экологических проступков. Они описаны более подробно, например, ст. 8.35 ч. 1 – уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка. Правда, привычка использовать «назывательные» составы, когда и текст нормы, и ее название фактически совпадают, все же сохранилась (например, ст. 8.15 «Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств»).
  4. Законодатель счел нужным в некоторых случаях подробно описать предмет посягательства. Например, в ст. 8.5 раскрыто не только содержание экологической информации: это данные о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, сведения о состоянии земель, водных и других объектов, но и указаны общие ее признаки – полнота и достоверность. Впервые в качестве самостоятельного объекта названа окружающая среда60.
  5. Специфика рассмотрения дел об экологических административных правонарушениях отражена законодателем и должна учитываться правоприменителями, например, в связи со ст. 4.5, регулирующей давность (ч. 1), ст. 26.1, в которой указываются обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, где особое внимание для материальных составов надо обратить на установление характера и размера ущерба, причиненного административным правонарушением.
  6. Усложнились предписания, определяющую систему субъектов применения административных взысканий, что отражает сложность самого построения контрольно-надзорных органов.
  7. Изменен порядок и круг лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа, а также должностными лицами органов внутренних дел (милиции) по статьям, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст. 28.361.
  8. Санкции в основном определены в виде административного штрафа, Предусмотрена и конфискация (например, ст. 8.19, 8.37). Законодатель использовал два способа определения размера штрафа. В большинстве статей он определяется через величину кратную МРОТ. В нескольких случаях – в зависимости от стоимости предмета административного правонарушения (например, ч. 2 ст. 8.17).
  9. По многим параметрам структура КоАП РФ схожа со структурой КоАП РСФСР, что понятно. Обсуждавшаяся в начале работы над проектом идея о двух кодексах, содержащих, соответственно, материальные и процессуальные предписания (по аналогии с УК и УПК,ГК и ГПК), не была поддержана, и КоАП РФ объединяет нормы различных видов и, следовательно, состоит из трех частей: Общей (раздел 1), Особенной (раздел 2) и регулирующей процессуальные вопросы (разделы 3-4).

   Удачным решением технического  характера следует признать введение отдельной нумерации статей внутри каждой из глав. Это позволит вносить изменения и дополнения в текст Кодекса без особого ущерба для его структуры62.

     Если проанализировать – хотя  бы в первом приближении –  результаты реформы административной ответственности за экологические правонарушения применительно к отдельным их видам, то можно отметить ряд тенденций.

     З е м е л ь н ы е   п р а в о н а р у  ш е н и я. КоАП РФ, сохраняя  традиции и преемственность правового  регулирования, содержит ряд статей, предусматривающих меры ответственности за посягательства на земельную собственность, право землепользования, правопорядок в сфере рационального использования и охраны земель (почв), их состояние и качество. Эти статьи включены в гл. 7, 8, 10.

    Число статей и составов земельных административно-наказуемых правонарушений увеличилось; расширен круг объектов защиты; усилены санкции.

     Г о р н ы е  п р  а в о н а р у ш е  н и я. При формулировании  составов в этом случае законодатель  использовал более разнообразные приемы юридической техники, предусмотрев формальные, материальные и составы поставления в опасность. Этим обеспечивается потенциальная эффективность норм КоАП и повышается их профилактический потенциал.

     Кодекс достаточно полно регулирует ответственность за посягательства на отношения собственности, порядок недропользования и охраны недр63.

    В о д н ы е  п р  а в о н а р у ш е  н и я. Пожалуй, в ходе  административно-правовой реформы  эта часть подверглась наибольшим  изменениям (если не считать введения общих составов). Законодатель принял решение не только существенно расширить перечень составов, но в максимальной степени использовал средства юридической техники при формулировании признаков предмета и объективной стороны, постаравшись их конкретизировать.

     П р а в о н а р у  ш е н и я , п о с я  г а ю щ и е  н а   а т м о с ф е р н  ы й  в о з д у х.  Изменения здесь были минимальны. Например, был исключен состав ввода в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха в связи с введением общей нормы (ст. 8.1). Аналогичная ситуация с составами нарушения таких требований при складировании и сжигании отходов, при обращении с пестицидами и агрохимикатами.

    П р а в о н а р у  ш е н и я , п о с я  г а ю щ и е   н а  к о н т и н е н т а л ь н ы й ш е л ь ф и м о р с к и е в о д ы Р Ф. Были проведены в основном редакционные и структурно-технические преобразования, сводящиеся к объединению отдельных статей, уточнению терминологии и отдельных формулировок. Главное – это расширение объекта защиты за счет включения в предмет посягательства внутренних морских вод и территориального моря РФ, их живых и неживых ресурсов.

    Л е с о н а р у ш  е н и я. Институт административной  ответственности за их совершение  имеет давние традиции и регулируется подробным образом. И в КоАП РСФСР и в КоАП РФ это самые многочисленные статьи (соответственно, 17 и 9). В них содержится значительное число формальных и материальных составов.

    Изменения носят в основном  редакционный и структурный характер.

    П р а в о н а р у  ш е н и я , п о с я  г а ю щ и е  н а   ж и в о т н ы й   м и р. Подход к охране  животного мира средствами административной  ответственности в принципе остался  прежним. В результате реформы  уточнены признаки объективной  стороны в ряде составов, дана новая редакция норм. Было проведено сокращение перечня административно-наказуемых деяний (жестокое обращение с животными, нарушение правил их содержания). К сожалению, законодатель отказался от предложения ввести ответственность за содержание экзотических, т.е. несвойственных России, видов животных без разрешения, бойцовых собак и др64.

     П р а в о н а р у  ш е н и я , п о с я  г а ю щ и е  н а   о с о б о  о х р  а н я е м ы е  т  е р р и т о р и и   и  о б ъ е к т ы.  Эта часть административного законодательства подверглась существенным изменениям: расширен перечень составов, введена новая статья (8.39).

     Но – подчеркнем еще раз  – главное, конечно, это включение  новых общих и специальных составов, ранее не предусматривающихся в российском законодательстве об административной ответственности за экологические правонарушения. 

2.3 ПРОФИЛАКТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ  ПРАВОНАРУШЕНИЙ 

             В любом экологическом правонарушении  неизбежно угадывается наличие  причин и условий, способствующих  его совершению. Например, причиной отсутствия очистных сооружений на предприятии является их дороговизна, существенно сказывающаяся на хозрасчетном доходе трудового коллектива, а условием этого нарушения – безнаказанность за подобные нарушения.

             Устранение причин и условий, способствующих экологическим правонарушениям, - главная цель юридической ответственности. Поэтому в законодательстве содержится ряд мер, специально предназначенных для этого.65

             1. Устранение причин и условий  совершения экологических правонарушений должно осуществляться путем системного подхода к реализации этой цели. Например, нельзя считать системной такую группу мероприятий, как лесовосстановительные работы при отсутствии необходимых посадочных машин, саженцев и других средств при достаточной правовой урегулированности этих отношений. Проводимые профилактические мероприятия оказываются нереализованными именно из-за несистемного подхода к этому делу.

             2. В профилактике экологических  правонарушений должны использоваться многообразные средства: организационные, управленческие, идеологические, технические, технологические и т. п. Так, недостаточно всестороннего обеспечения профилактических мероприятий техническими, технологическими и т.п. средствами, если не будет проводиться систематической работы по их идеологическому обеспечению, направленной на перестройку экологического сознания граждан и юридических лиц.

             3. Профилактическая работа должна  сочетать общеэкологические мероприятия  и учитывать обеспечение сохранности как всей окружающей природной среды, так и отдельных составляющих природных объектов. Например, при применении агрохимопыления полей необходимо обеспечить чистоту всей окружающей природной среды и непричинение вреда отдельным объектам (дикой фауне в лесах, рыбным запасам в водоемах и т.п.).

             4. Профилактические мероприятия  можно подразделить на:

             А) предварительную профилактику  экологических правонарушений. Так,  точное определение размеров  лесосеки в лесорубочном билете  устраняет условия безнаказанности  в случае данного нарушения,  поскольку ликвидирует обезличку  при ведении лесохозяйственных работ;

              Б) пресекательную профилактику, осуществляемую в условиях продолжающегося  экологического правонарушения. Например, административное задержание лиц,  нарушающих правила охоты, ловли  рыбы, изъятие вещей, являющихся  непосредственным орудием правонарушения;

             В) профилактику по свершившемуся  факту экологического правонарушения. Так, органы, должностные лица  и суд, рассматривающие дело, при  обнаружении причин и условий,  способствовавших экологическим  правонарушениям, выносят соответствующим организациям и должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий (ст. 29.13 КоАП РФ), представления следователя, частные определения суда (ст. 225 ГПК РФ).

            Приоритетное положение в системе  профилактических мероприятий должна занимать предварительная профилактика. Поэтому государственные органы, общественные организации, трудовые коллективы разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение административных правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, строгое воспитание граждан в духе высокой сознательности и дисциплины, соблюдение экологических законов.66   
 
 
 

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

          Резюмируя все вышеизложенное в данной дипломной работе, мы можем сделать определенные выводы относительно интересующих нас проблем, а именно относительно сущности и содержания административной ответственности за экологические правонарушения по действующему законодательству.

          Итак, мы выяснили, что основанием  административной ответственности  является наличие в деянии  признаков состава экологического  проступка, а также умышленная  или неосторожная вина субъекта  ответственности (физического или  юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение.

           Экологическому правонарушению  присущи следующие признаки:

      - противоправность (нарушение Закона  об ООС и других законодательных  актов РФ и субъектов Федерации);

      - вредоносность – причинение  либо создание реальной угрозы  причинения вреда ОС и здоровью  человека;

      -   наказуемость – применение  мер воздействия к нарушителям;

      -    наличие деяния (действия  либо бездействия);

      -   наличие виновности.

           Экологические правонарушения посягают  на экологические правоотношения, т.е. общественные отношения, возникающие  как по поводу ОС в целом,  так и ее отдельных составляющих. 

           Следует отметить, что административная  ответственность является наиболее часто применяемым видом юридической ответственности за нарушение экологического законодательства, а наиболее распространенным видом наказания – штраф. В целом же, согласно статье 3.2 КоАП РФ, выделяют следующие виды административных наказаний:

Информация о работе Административная ответственность за экологические правонарушения