Шпаргалка по "Государственному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:20, шпаргалка

Описание работы

1.Система государственного управления
2. Управление: понятие, признаки, управленческая парадигма.
3. Государственное управление: понятие, сущность, специфика + объективная необходимость управления.
4. Английская научная школа государственного управления.
5. Германская научная школа государственного управления.

Работа содержит 1 файл

шпоры гу (печать).docx

— 138.90 Кб (Скачать)

Эффективность государственного управления не может отражать результаты только в каком-либо одном направлении  или аспекте (политическом, экономическом, социальном и др.). Она должна раскрывать все его многоэлементное содержание, все многообразие протекающих процессов  и явлений. Она должна отражать результаты взаимообусловленных процессов развития человека и общества, их взаимодействие с природой. Это свидетельствует о необходимости комплексного подхода к оценке эффективности государственного управления.

экономическую, включает результат общегос деят  в виде ВВП, роста нац благосостояния, объёма произв тов и услуг, ур-ня оплаты труда (средняя з\п), покупательная способность и потребителький бюджет за отчётный период, динамику роста цен, % ставки и стоимость ден ресурсов в стране, ур-нь занятости и безработицы, курс нац ден ед и ур-нь платёжного баланса гос-ва

социальную, позволяющую определить эффективность социальной политики государства, решения социальных проблем жизнедеятельности общества, его различных групп и классов. Главный критерий социальной эффективности государственного управления – повышение качества и уровня жизни человека. Показатели: ур-нь интеллектуального и культурно-духовного развития нации, мат-фин обеспечение соц гарантий, Конституционно провозглашённых прав и свобод каждого гражданина, при этом гос соц защита отражает не только соц стандарты, но и финн обеспечение пенсий, дотаций, выплат, поддержки безработных, косвенного и прямого стимулирования создания новых рабочих мест, развитие междунар контактов и связей с целью обогащения нац культуры, а также её представление на мировой арене

экологическую, связанную с использованием окружающей среды, реализацией природоохранных мер, создание безопасных условий жизнедеятельности для народа; влияет на демографические показатели, здоровье нации,

внешнеэкономическую, отражающую взаимовыгодное экономическое сотрудничество с государствами на международной арене, в международном разделении труда, в области кредитно-денежных отношений, при обмене новейшими технологиями и т.д.

техническую. Определяется качеством  гос инфраструктур на республиканском  ур-не, включая развитие транспорта, связи, финн потоков и банковской системы, и на местном ур-не наличием дорог, необходимых коммуникаций, доступности  к источникам энергии, развитием  торговой сети и мат-технич базы мед, образов, культ и прочих учереждений.

Выделяется также эффективность отраслевого, регионального и местного управления и самоуправления.

Можно выделить и другие виды эффективности, но все они, по сути, связаны с  функциями государства, т.е. с основными  направлениями его деятельности, выражающими сущность и назначение государственного управления. Степень  реализации этих функций и определяет эффективность государственного управления объектами и процессами.

47. Критерии и показатели  эффективности государственного  управления.

Для достоверного и обоснованного  суждения об эффективности государственного управления используется критерии и показатели, многокритериальный подход.

главным критерием выступает наращивание  общественного производства на базе новейших научно-технических достижений, ведущее к росту производительности труда, повышению качества, разнообразия и технологичности выпускаемой  продукции.

При общей оценке эффективности  функционирования экономики применяется  следующая система показателей: ВВП, ВНП и НД – их общий объем и расчеты на душу населения, структура национальной экономики, производство основных видов продукции на душу населения, уровень и качество жизни населения, показатели экономической эффективности. Однако эта система по мере развития национальной экономики может измениться.

Важнейшими группами показателей  являются следующие группы:

Общий объем и расчеты на душу населения ВВП, ВНП и НД. Отраслевая структура национальной экономики.

Производство основных видов продукции  на душу населения.

Уровень жизни населения. Оценивается  по таким показателям, как:  ВВП  на душу населения, структура использования  ВВП, особенно структура расходов на конечное потребление (личных потребительских  расходов). ИРЧП представляет собой интегральный показатель человеческого развития, состоящий из трех компонентов: долголетия, образованности и уровня жизни. Долголетие измеряется продолжительностью жизни, образованность – комбинацией грамотности взрослых и среднего количества лет обучения, уровень жиз- 
ни – реальным ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни (ППС). Величина ИРЧП колеблется от 0 до 1, где 0 – min, а 1 – max . Если ИРЧП равен 0,5 и меньше – он оценивается как низкий; от 0,5 до 0,8 – средний и от 0,8 до 1 – высокий.

Показатели экономической эффективности 

производительность труда (по народному хозяйству в целом, по отдельным отраслям, по видам производства);

фондоотдача;

материалоемкость ВВП, производимых товаров и услуг.

важнейшей проблемой современного этапа развития национальной экономики  является обеспечение расширенного воспроизводства основных фондов на новой технической основе.

Материалоемкость

Энергоемкость представляет собой показатель, характеризующий уровень потребления топливно-энергетических ресурсов внутри страны на единицу ВВП.

Металлоемкость – это показатель, характеризующий уровень затрат металла на единицу ВВП.

Для решения проблемы ресурсосбережения  на государственном уровне выработан  комплекс мер, направленных на обеспечение и рациональное использование материальных ресурсов. Общереспубликанские программы («Энергосбережение», «Ресурсосбережение») объединяют мероприятия по снижению материалоемкости продукции, рациональному использованию отходов и т.д., а также предусматривают их организационно-экономическое обеспечение.

Ресурсосберегающая деятельность должна также обеспечиваться государственным  регулированием потребления важнейших ресурсов путем ограничения их удельных расходов, рационального применения заменителей дефицитных ресурсов, а также стимулирования ресурсосбережения посредством льготного кредитования и налогообложения, через финансирование, дифференцированную систему амортизационных отчислений, систему

48 Методы оценки эффективности  государственного управления

Всю совокупность исследований, направленных на оценку эффективности государственного управления, можно представить через  две группы:

научные исследования;

традиционные формы оценки.

Научные исследования осуществляются с использованием различных научных методологий и методик изучения социальных, экономических, политических процессов. Их применение приносит хорошие теоретические и практические результаты, но требует много времени и больших финансовых затрат.

При проведении научных исследований применяются:

социологические опросы (анкетирование  и итервьюирование);

наблюдения (открытые и скрытые);

экспертные оценки;

моделирование;

формирование контрольных групп;

проведение экспериментов и  др.

Наиболее распространенный метод, который используется при оценке эффективности управления, – метод  сравнений. При этом используются различные  виды сравнений: сравнение с плановыми  заданиями, с прошлыми, с лучшими или средними за определенный период. Например, при оценке эффективности управления в отношении социально-экономического развития страны в разрезе годового или пятилетнего периода применяется сравнение фактических показателей с показателями, заложенными в годовом прогнозе или пятилетней программе социально-экономического развития.

Традиционные формы оценки эффективности  государственного управленческого  решения представлены политическим или административным контролем  и являются результатами парламентских  слушаний, отчетов руководителей и контрольных комиссий, государственной аудиторской проверки и т.п.

Следует отметить, что оценку эффективности государственного управления делают разные общественные институты: гражданин, семья, трудовые коллективы, общественные объединения, государственные структуры. Из всех способов оценки следует выделить следующие:

отчеты органов государственной  власти, управленческих структур, а  также должностных лиц о результатах  их деятельности. Это – ежегодные  послания Президента РБ Национальному  Собранию, отчеты Правительства РБ перед Национальным собранием, отчеты палат Национального Собрания перед обществом, а депутатов - перед избирателями и т.д.;

общественное мнение также является разновидностью оценки эффективности  государственного управления, которое представляет собой совокупность суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей. Оно как бы соотносит результаты управления с потребностями, интересами и ожиданиями людей. И хотя общественное мнение по своей природе субъективно, из-за своей массовости оно обладает свойством объективно «видеть» эффективность государственного управления;

оценку эффективности государственного управления дают средства массовой информации, которые по своей сути призваны зеркально  отражать происходящие в жизнедеятельности  общества события и, следовательно, результаты управления;

обращения граждан, содержание которых  формирует представления о жизни  людей, их потребностях, конкретных интересах, нарушениях их прав и т.п., что, в определенной мере, позволяет судить об эффективности государственного управления, обнаруживать недостатки, упущения, слабые места в системе государственного управления.

49.  Методы оценки эффективности  государственного управления.

Всю совокупность исследований, направленных на оценку эффективности государственного управления, можно представить через  две группы:

научные исследования;

традиционные формы оценки.

Научные исследования осуществляются с использованием различных научных методологий и методик изучения социальных, экономических, политических процессов. При проведении научных исследований применяются:

социологические опросы (анкетирование  и итервьюирование);

наблюдения (открытые и скрытые);

экспертные оценки;

моделирование;

формирование контрольных групп;

проведение экспериментов и  др.

Наиболее распространенный метод, который используется при оценке эффективности управления, – метод  сравнений. При этом используются различные  виды сравнений: сравнение с плановыми  заданиями, с прошлыми, с лучшими или средними за определенный период. Например, при оценке эффективности управления в отношении социально-экономического развития страны в разрезе годового или пятилетнего периода применяется сравнение фактических показателей с показателями, заложенными в годовом прогнозе или пятилетней программе социально-экономического развития.

можно использовать следующую модель, построение которой предполагает три  этапа:

Первый этап – это организационное моделирование, когда строится функциональная и структурная модели органа государственного управления.

 «Положение об организационной  структуре», «Положение о подразделениях»,  «Положение о должностных инструкциях».

Второй этап – это этап трансформации функциональной модели в процессную модель. На этом этапе отдельные функции представляются в виде последовательно взаимосвязанных процессов, отражающих их причинно-следственный характер, что осуществляется установлением для каждой функции входных и выходных параметров. На этом же этапе структурная модель трансформируется в ролевую модель. Процессная модель отвечает на вопросы: «что, кому, когда?», тем самым, определяя, какую роль в процессе играет определенная должность (государственный служащий на определенной должности). Система, состоящая из процессной и ролевой модели, представляет собой процессно-ролевую модель органа государственного управления, которая отвечает на вопросы: «что, кто, кому, когда?».

На третьем этапе дается количественное описание процессов, то есть строится количественная модель процесса, которая отвечает на вопрос: «сколько?».

Традиционные формы оценки эффективности  государственного управленческого  решения представлены политическим или административным контролем  и являются результатами парламентских  слушаний, отчетов руководителей и контрольных комиссий, государственной аудиторской проверки и т.п.

Следует отметить, что оценку эффективности государственного управления делают разные общественные институты: гражданин, семья, трудовые коллективы, общественные объединения, государственные структуры. Из всех способов оценки следует выделить следующие:

отчеты органов государственной  власти, управленческих структур, а  также должностных лиц о результатах  их деятельности. Это – ежегодные  послания Президента Республики Беларусь Национальному Собранию, отчеты Правительства  Республики Беларусь перед Национальным собранием, отчеты палат Национального  Собрания перед обществом, а депутатов - перед избирателями и т.д.;

общественное мнение также является разновидностью оценки эффективности  государственного управления, которое представляет собой совокупность суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей. Оно как бы соотносит результаты управления с потребностями, интересами и ожиданиями людей. И хотя общественное мнение по своей природе субъективно, из-за своей массовости оно обладает свойством объективно «видеть» эффективность государственного управления;

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному управлению"