Этика аудиторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 22:43, реферат

Описание работы

Этика - это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной группы. Издавна известно такое понятие, как врачебная этика. Но аудитор - это тоже своеобразный врач. Только объектом его благотворного воздействия является не человек, а предприятие (организация). Этические нормы аудиторской деятельности укладываются в четыре главных принципа: независимость, компетентность, добросовестность и объективность.

Работа содержит 1 файл

Этика аудиторов.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

  к) правила и процедуры, запрещающие  лицам, не являющимся членами группы, выполняющей задание, неправомерно влиять на результаты задания;     

  л) своевременное доведение информации о правилах и процедурах аудиторской  организации, в том числе о  любых изменениях в них, до сведения всех руководителей и профессиональных сотрудников, и надлежащая организация их обучения;     

  м) назначение одного из руководителей  аудиторской организации ответственным  за должное функционирование системы  внутреннего контроля качества;     

  н) информирование всех руководителей  и сотрудников аудиторской организации  обо всех клиентах по проверке и связанных с ними организациях, независимость по отношению к которым они должны соблюдать;      

  о) дисциплинарный механизм, стимулирующий  соблюдение правил и процедур аудиторской  организации;     

  п) официально объявленные правила  и процедуры, стимулирующие и уполномочивающие сотрудников сообщать руководству аудиторской организации о любых проблемах, связанных с соблюдением основных принципов.     

  1.39. Конкретные меры предосторожности, относящиеся к заданию, могут включать:     

  а) привлечение другого аудитора для проверки проделанной работы или получения необходимой консультации;     

  б) получение консультаций от независимой  третьей стороны (например, комитета по аудиту клиента), профессионального  контрольного органа или других аудиторов;      

  в) обсуждение этических проблем с  руководящими работниками клиента;      

  г) раскрытие руководящим работникам клиента характера оказываемых  услуг и размера взимаемой  платы (гонорара);     

  д) привлечение другой аудиторской  организации для выполнения (повторного выполнения) части задания;     

  е) ротация руководящего персонала  проверяющей группы.     

  1.40. В зависимости от характера задания аудитор может также полагаться на меры предосторожности, применяемые клиентом. Однако для сведения угроз до приемлемого уровня полагаться исключительно на такие меры невозможно.      

  1.41. Меры предосторожности, заложенные в системах и процедурах клиента, могут включать:      

  а) утверждение или одобрение назначения аудиторской организации для  выполнения задания лицами, не входящими в руководство клиента;     

  б) наличие у клиента компетентных работников, обладающих опытом и полномочиями для принятия управленческих решений;      

  в) применение клиентом при поручении  заданий, не связанных с аудитором, внутренних процедур, обеспечивающих объективный выбор исполнителя;     

  г) наличие у клиента структуры  корпоративного поведения (управления), обеспечивающей надлежащее наблюдение и информирование об услугах аудиторской  организации.     

  1.42. Определенные меры предосторожности могут увеличить вероятность выявления или пресечения неэтичного поведения. Такие меры включают, в частности:     

  а) эффективную, широко освещаемую систему  работы с жалобами и претензиями, управление которой осуществляется организацией-работодателем, профессией или регулирующим органом, позволяющую коллегам, работодателям и представителям общественности обращать внимание на факты непрофессионального или неэтичного поведения;     

  б) четко определенную обязанность сообщать о нарушениях норм этики.     

  1.43. Характер мер предосторожности, подлежащих принятию, изменяется в зависимости от обстоятельств. При вынесении профессионального суждения аудитор должен рассмотреть, что признало бы неприемлемым разумное и хорошо информированное стороннее лицо, обладающее всей необходимой информацией (в том числе о существенности угрозы и принятых мерах предосторожности). 

  Разрешение  этических конфликтов.     

  1.44. При оценке соблюдения основных принципов аудитору, возможно, потребуется разрешить конфликт, возникающий из применения основных принципов поведения.     

  1.45. Приступая к формальному или неформальному процессу разрешения конфликта, аудитор в качестве части такого процесса должен самостоятельно или совместно с другими лицами рассмотреть:     

  а) уместные факты;     

  б) имеющиеся этические проблемы;     

  в) основные принципы, имеющие отношение  к вопросу;     

  г) установленные внутренние процедуры;      

  д) альтернативные действия.     

  Рассмотрев  указанное, аудитор должен определить соответствующий образ действий, совместимый с основными принципами поведения. Аудитор также должен взвесить последствия каждого возможного образа действий. Если проблема остается неразрешенной, аудитор должен проконсультироваться с соответствующими лицами в аудиторской организации с целью получения помощи для разрешения конфликта.      

  1.46. В интересах аудитора может быть документирование сути проблемы, деталей любых обсуждений ее и принятых решений по этой проблеме.      

  1.47. Если значительный конфликт не поддается разрешению, аудитор может пожелать обратиться за профессиональным советом в соответствующую саморегулируемую организацию аудиторов или к юридическим консультантам и, таким образом, получить рекомендации по разрешению этической проблемы, не нарушая при этом конфиденциальности. Например, аудитор может столкнуться со случаем мошенничества, сообщая о котором он может нарушить обязательство соблюдать конфиденциальность. В таком случае аудитор должен рассмотреть возможность юридической консультации, чтобы определить, обязан ли он сообщать о данном факте компетентным органам.   

  1.48. Если все уместные возможности исчерпаны, а этический конфликт остается неразрешенным, аудитор должен (когда это возможно) отказаться быть ассоциированным с предметом, ставшим причиной этого конфликта. Аудитор может решить, что в данных обстоятельствах следует выйти из состава проверяющей группы, или отказаться от конкретных обязательств, или полностью сложить с себя обязанности в рамках задания (договора) или нанявшей его аудиторской организации. 

  Раздел 2. Заключение договора об оказании профессиональных услуг  

  Приемлемость  отношений с клиентом.     

  2.1. Прежде чем установить отношения с новым клиентом, аудитор должен рассмотреть вопрос, может ли выбор этого клиента привести к возникновению угроз соблюдению основных принципов. Потенциальная угроза честности или профессиональному поведению может, например, иметь место при наличии сомнительных характеристик клиента (его собственников, руководящих лиц или деятельности).     

  2.2. Сомнительными характеристиками клиента (если они известны) являются, например: участие клиента в незаконной деятельности (легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем); репутация непорядочного контрагента; сомнительная практика составления финансовой (бухгалтерской) отчетности.      

  2.3. Аудитор должен оценить значимость любых угроз. Если выявленные угрозы не являются явно несущественными, требуется рассмотреть и по мере необходимости предпринять меры предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня.     

  2.4. Надлежащие меры предосторожности могут включать получение и понимание информации о клиенте, его владельцах, руководителях и лицах, ответственных за административную и коммерческую деятельность, или получение от клиента гарантированного обязательства усовершенствовать практику корпоративного поведения (управления) либо систему внутреннего контроля.     

  2.5. Если угрозы невозможно свести до приемлемого уровня, то аудитор должен отказаться вступать в отношения с клиентом.     

  2.6. Приемлемость отношений с клиентом должна периодически пересматриваться для возобновляемых заданий. 

  Приемлемость  задания.     

  2.7. Аудитор должен предоставлять только такие услуги, которые соответствуют его компетентности. Прежде чем принять конкретное задание от клиента, аудитор должен рассмотреть вопрос о том, не приведет ли принятие задания к возникновению угроз нарушения основных принципов. Например, угроза личной заинтересованности в отношении соблюдения принципа профессиональной компетентности и должной тщательности может возникнуть в случае, если группа, выполняющая задание, не обладает компетентностью, необходимой для правильного выполнения задания, или не может приобрести ее.     

  2.8. Аудитор должен оценивать серьезность выявленных угроз и, если они не являются явно незначительными, должен предпринять необходимые меры предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня. К таким мерам относятся:     

  а) правильное понимание характера  деятельности клиента, сложности совершаемых  им операций, конкретных требований задания, цели, характера и объема работы, подлежащей выполнению;     

  б) знание соответствующей отрасли  экономической деятельности или  предмета задания;     

  в) наличие опыта в рамках соответствующих  юридических требований или требований к отчетности либо приобретение такого опыта;     

  г) привлечение достаточного количества сотрудников, обладающих необходимой  квалификацией;     

  д) использование работы экспертов  при необходимости;     

  е) договоренность о реальном сроке  выполнения задания;     

  ж) соблюдение правил и процедур контроля качества, способных в разумных пределах гарантировать, что конкретное задание  принимается только тогда, когда  оно может быть квалифицированно выполнено.     

  2.9. Когда аудитор намеревается полагаться на совет или работу эксперта, он должен оценить, насколько обосновано его доверие к такому совету или работе. Аудитор должен учесть такие факторы, как репутация эксперта, его опыт, имеющиеся в распоряжении ресурсы и соответствующие профессиональные и этические правила (стандарты). Такую информацию можно получить в результате предыдущей работы с этим экспертом или от третьих лиц. 

  Изменения договора об оказании профессиональных услуг.     

  2.10. Аудитор, которому предлагают заменить другого аудитора или который собирается предложить свою кандидатуру для выполнения задания, которым занимается другой аудитор, должен определить, имеются ли какие-либо причины (профессиональные или иные), не позволяющие ему принять это задание, например обстоятельства, угрожающие нарушением основных принципов. Например, если аудитор принял задание, не зная всех связанных с ним фактов, может возникнуть угроза соблюдению принципа профессиональной компетенции и должной тщательности.     

  2.11. Необходимо оценить серьезность таких угроз. В зависимости от характера задания для установления всех фактов и обстоятельств, вызывающих изменение задания, может потребоваться прямой контакт с выполняющим задание аудитором с целью определения того, можно ли это задание принять.

  Например, поверхностные причины изменения могут не отражать полностью все факты, а лишь служить признаком наличия разногласий с выполняющим задание аудитором, которые могут повлиять на решение о принятии этого задания.     

  2.12. Выполняющий задание аудитор обязан соблюдать конфиденциальность. Степень, в которой аудитор может и должен обсуждать состояние дел клиента с предполагаемым аудитором, зависит от характера задания, а также от:     

  а) наличия на то разрешения клиента;     

  б) относящихся к такому контакту и  раскрытию информации юридических или этических требований.     

Информация о работе Этика аудиторов