Экономическая политика государства: ее виды, эффективность и механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Политика — это управленческая деятельность государст¬венных и общественных
органов, которая ставит перед со¬бой общезначимые цели. Последние сочетаются
со стремле¬нием удержать или завоевать власть.
Политика в широком смысле включает разные аспекты дея¬тельности (оборону,
социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика
занимает среди них ключевое положение. В содержательном смысле наиболее
близким к понятию экономической политики является термин «политическая
экономия» — в его первозданном значении — как науки изучающей чистую теорию в
связи и социально-политиче¬скими требованиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Теории экономической политики..................5
1.1. Теория экономических порядков..................6
1.2. Типология экономической политики государства...........6
1.3. Концепция Тинбергена.......................10
1.4. Критика Лукаса...........................12
Глава 2. Механизмы реализации экономической политики в Республике
Беларусь...............................16
2.1. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты,
средства...............................16
2.2. Цели и приоритеты социально-экономического развития Республики
Беларусь...............................27
2.3. Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................37
ЛИТЕРАТУРА.............................39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике на тему.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

 целесообразным  для экономики Беларуси.

 Привлечение инвестиций в экономику страны предполагает рост валовых

 сбережений  домашних хозяйств, предприятий и  государственных учреждений, их

 использование в возрастающей доле на валовое накопление и инвестиции в

 основной  капитал при постепенном снижении доли финансовых операций

 (накопление  валютных резервов, вывоз капитала, чистое погашение

 государственного  долга и пр.).

 С учетом ориентации экономики на рост нормы накопления рост конечного

 потребления должен быть несколько ниже темпов роста ВВП. Вместе с тем

 представляется  целесообразным продолжить ориентацию на высокие темпы роста

 долларового эквивалента заработной платы. Такой  экономический курс позволит:

 во-первых, создать  более сильные стимулы к труду; во-вторых, обеспечить более

 приемлемые  условия воспроизводства основного его фактора - человеческого

 капитала; в-третьих, сдержать отток наиболее квалифицированных кадров за

 рубеж; в-четвертых, способствовать росту объемов совокупного спроса; в-

 пятых, создать  базу для роста валовых сбережений, которые при

 соответствующих рыночных механизмах трансформируются в инвестиции в основной

 капитал.

 Следует отметить, что наибольший вклад в динамику ВВП со стороны спроса

 вносит потребление  домашних хозяйств. Однако в последние  два года рост

 платежеспособного спроса населения в значительной мере покрывается

 импортом, что объясняет снижение ВВП за счет этого фактора. В целом, хотя

 экспортный  спрос в реальном выражении возрастал, влияние внешней

 составляющей на динамику ВВП в последние годы было в основном

 отрицательным, вследствие чего представляется весьма актуальной проблема

 импортозамещения.

 С учетом сложившегося соотношения экспорта, импорта и  валового национального

 располагаемого  дохода, а также зависимости производства от импортируемого

 сырья, материалов и комплектующих в результате развития импортозамещения в

 перспективном периоде прирост ВВП целесообразно на 40-50 % инициировать

 внешним спросом  и на 50-60% - внутренним. Доля прироста за счет изменения

 внутреннего спроса может быть несколько меньшей в случае значительного

 привлечения в экономику страны зарубежных инвестиций, ориентированных на

 наиболее  передовые иностранные технологии. Удовлетворение внутреннего спроса

 на инвестиционные товары предполагается обеспечивать преимущественно за счет

 их импорта. С учетом последнего в Беларуси вполне допустимо отрицательное

 сальдо внешней  торговли товаров и услуг. Это, однако, не означает роста

 внешнего  государственного долга, который будет  покрываться иностранными

 инвестициями.

 Для достижения высоких темпов роста производства и доходов населения

 принципиальным  элементом макроэкономической политики является ее ориентация

 на развитие предприятий с высокой добавленной  стоимостью, которая характерна

 для наукоемких, высокотехнологичных, финишных производств. Наоборот, в

 добывающих  отраслях, с малым количеством переделов, добавленная стоимость не

 столь значительна.

 Обеспечить  высокие темпы роста ВВП в  долгосрочной перспективе способны

 адекватные  налогово-бюджетная, кредитно-денежная, валютная и ценовая

 политики, которые должны содействовать финансовому оздоровлению предприятий

 реального сектора  экономики, создавать нормальный деловой  и инвестиционный

 климат в  стране, а также благоприятные  стимулирующие условия ускорения

 воспроизводственных процессов.

 Денежно-кредитную политику целесообразно основывать на прямом инфляционном

 таргетировании. При этом снижение уровня инфляции должно быть подчинено

 необходимости максимизации экономического роста, что, как показывает

 международный опыт, требует плавного ее снижения, поскольку резкое

 ограничение инфляции на основе быстрого перехода к излишне жесткой денежно-

 кредитной политике чревато стагнацией производства.

 С учетом изложенного  подхода представляется целесообразным к 2010 г.

 -8-10-процентного,  а в 2015 -уровня, не превышающего 5%. Это позволит

 достаточно, хотя и сдержанно поддерживать перспективные  производства, имеющие

 транзитивные  трудности, и осуществить эффективные структурные изменения

 преимущественно не путем закрытия предприятий, а на основе их преобразования и

 развития  конкурентоспособных производств

 [8].

 Политику  обменного курса в этот период необходимо ориентировать, во-первых,

 на поддерживание  баланса спроса и предложения валюты; во-вторых, на

 достаточное стимулирование экспорта; в-третьих, на защиту отечественных

 товаропроизводителей  от конкурирующего импорта при поддержании приемлемых

 цен на непроизводимые в стране товары; в-четвертых, на создание достаточных

 золотовалютных резервов; в-пятых, на эффективную сбалансированность текущего

 и финансового счетов платежного баланса.

 С учетом более  высоких темпов роста ВВП в  Беларуси по сравнению с мировыми, а

 также ожидаемого значительного повышения цен  на неторгуемые товары и услуги

 в ближайшие  годы уровень девальвации может  быть ниже темпов инфляции на 3-5

 процентных  пунктов, что означает укрепление реального курса белорусского

 рубля. В целом  к 2015 г. целесообразно выйти на официальный (он же рыночный)

 обменный  курс, составляющий 50-60% паритета покупательской способности (в

 настоящее время - менее 20%).

 Расширение  денежной массы должно осуществляться с учетом названных

 инфляционно-девальвационных  процессов, а также исходя из предложения

 сокращения  скорости обращения денег в условиях снижения ожиданий и

 сохранения  положительных процентных ставок по рублевым активам. Это

 равносильно росту коэффициента монетаризации  экономики.

 Финансовому оздоровлению экономики, созданию условий  для воспроизводства и

 эффективного  перелива капитала в значительной мере должно способствовать

 продолжение либерализации цен. Уже сегодня  на рынке большинства товаров и

 услуг сложилась  ситуация равновесия, когда рост цены ограничен спросом и нет

 диктата какого-либо монопольного производителя. Это состояние экономики

 особенно  проявилось с приходом на белорусский рынок конкурирующих товаров

 из-за рубежа, в первую очередь из России. Актуален вопрос об установлении

 окупаемых цен  на неторгуемые товары и услуги, прежде всего на жилищно-

 коммунальные  услуги и пассажирский транспорт. Тарифы на названные услуги

 должны быть установлены в среднесрочной перспективе на уровне,

 обеспечивающем  стопроцентное покрытие из затрат за счет оплаты населением.

 При этом заработная плата и доходы населения должны иметь соответствующую

 динамику  роста, а в указанных сферах необходимо создание рыночного механизма,

 стимулирующего снижение себестоимости услуг.

 Главным результатом  реализации основных направлений социально-

 экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. станет

 существенное  преобразование нынешней ресурсоемкой экономики с элементами

 старых форм и структур управления в эффективно функционирующую социально

 ориентированную рыночную экономику, призванную в перспективе  стать

 материальной  базой нового постиндустриального общества. Достижение

 параметров  основных направлений позволит обеспечить устойчивые темпы

 экономического  роста и на этой основе существенно  повысить уровень жизни

 населения, улучшить демографическую и экологическую ситуацию в стране,

 повысить  уровень комплексного развития производительных сил ее регионов. 
 
 
 

   [1] Бункина М.К., Семенов А.М.

 Экономическая политика. Учебное пособие – М., 1999. С.36

      [2] Бункина М.К., Семенов А.М.

 Экономическая политика. Учебное пособие – М., 1999. С.40.

      [3] Бункина М.К., Семенов А.М.

 Экономическая политика. Учебное пособие – М., 1999. С. 41.

      [4] Экономика. Учебник для

 экономических академий, вузов и факультетов. Под  редакцией кандидата

 экономических наук, доцента А.С.Булатова. Издательство БЕК. Москва 1995. С.

 138.

      [5] Рыночная экономика. Учебник. Том

 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 1992. С. 87.

      [6] Рыночная экономика. Учебник. Том

 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 1992. С- 35.

      [7] Пинигин В.В. Макроэкономические

 факторы экономического роста в Беларуси // Проблемы прогнозирования  и

 государственного  регулирования социально-экономического развития: Материалы 3-й

 междунар. Науч. конф., Минск, 10-11 окт. 2002 г. – Минск, 2002. С. 140.

      [8] Пинигин В.В. Макроэкономические

 факторы экономического роста в Беларуси // Проблемы прогнозирования  и

 государственного  регулирования социально-экономического развития: Материалы 3-й

 междунар. Науч. конф., Минск, 10-11 окт. 2002 г. – Минск, 2002. С. 146.

Информация о работе Экономическая политика государства: ее виды, эффективность и механизмы