Экономическая политика государства: ее виды, эффективность и механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Политика — это управленческая деятельность государст¬венных и общественных
органов, которая ставит перед со¬бой общезначимые цели. Последние сочетаются
со стремле¬нием удержать или завоевать власть.
Политика в широком смысле включает разные аспекты дея¬тельности (оборону,
социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика
занимает среди них ключевое положение. В содержательном смысле наиболее
близким к понятию экономической политики является термин «политическая
экономия» — в его первозданном значении — как науки изучающей чистую теорию в
связи и социально-политиче¬скими требованиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Теории экономической политики..................5
1.1. Теория экономических порядков..................6
1.2. Типология экономической политики государства...........6
1.3. Концепция Тинбергена.......................10
1.4. Критика Лукаса...........................12
Глава 2. Механизмы реализации экономической политики в Республике
Беларусь...............................16
2.1. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты,
средства...............................16
2.2. Цели и приоритеты социально-экономического развития Республики
Беларусь...............................27
2.3. Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................37
ЛИТЕРАТУРА.............................39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике на тему.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

 функционирования системы ценообразования во взаимосвязи с денежно-кредитной,

 валютной, налогово-бюджетной  политикой и политикой доходов населения;

      • обеспечение финансового оздоровления экономики, урегулирование на этой

 основе неплатежей, пополнение оборотных средств; сокращение бартера и

 кредиторско-дебиторской  задолженности, усиление стимулирующих мер в области

 ресурсосбережения, поэтапное сокращение перекрестного  субсидирования;

      • формирование условий для развития экономически эффективных производств

 и на этой основе повышение конкурентоспособности белорусской экономики;

 обеспечение инвестиционной активности в реальном секторе экономики и

 преодоление тенденции роста износа активной части основных фондов; развитие

 инвестиционной инфраструктуры; увеличение в структуре денежной массы

 долгосрочных  компонент; формирование предпосылок для возобновления внешнего

 финансирования  и привлечения прямых иностранных  инвестиций; улучшение

 отраслевой  и технологической структуры капитальных вложений, сокращение

 незавершенного  строительства;

      • стабилизация социальной сферы; осуществление комплекса неотложных мер

 по повышению  уровня доходов, прежде всего за счет роста заработной платы, а

 также всех видов  социальных выплат;

      • сокращение неэффективных бюджетных расходов; осуществление

 государственных закупок и распределение бюджетных средств преимущественно на

 основе проведения тендеров и аукционов;

      • активное использование программно-целевого принципа в решении

 народнохозяйственных задач;

 сокращение дефицита торгового баланса на основе развития механизма

 защиты внутреннего рынка и поддержки отечественных

 товаропроизводителей  посредством реализации программ импортозамещения,

 наращивания экспорта продукции из местных ресурсов, национальной программы 

 развития экспорта;

      2.3. Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси

 Основной  целевой установкой макроэкономической политики на долгосрочную

 перспективу является поддержание высоких темпов роста основного

 макроэкономического показателя - валового внутреннего  продукта (ВВП).

 Обеспечение высоких темпов роста ВВП - это экономическая основа обеспечения

 главной цели воспроизводства - повышения благосостояния населения Беларуси.

 Для эффективного достижения названной цели важно  видеть средства и

 механизмы, способные  обеспечить ее реализацию. Опыт новейшей истории Беларуси

 показывает, что механизмы, основанные на экспансионистской накачке денег в

 экономику, использовании  методов административного принуждения

 производителей, а также применении ресурсов по заниженным ценам (рабочая

 сила, энергоносители и др.), становятся все более ограниченными по своим

 возможностям.

 С учетом этого  в последнее время идет процесс  постепенного уменьшения

 эмиссионной поддержки экономики, направленный на финансовую стабилизацию,

 снижение  темпов девальвации и инфляции, придание нового качества

 экономическому  росту, основанного на финансовых стимулах производства, в

 условиях  ужесточения бюджетных ограничений

 [7].

 Представление о том, что либерализация быстро приведет к созданию нормальных

 рыночных  отношений, оказалось глубоко ошибочным. В стране отсутствовали

 рыночные  формальные и неформальные институты. В решении проблем формирования

 и функционирования институтов рыночного типа главная роль отводится

 государству. Стратегическая цель государства в переходный период -

 содействие  системному формированию новых экономических  отношений, что

 предполагает  поддержку частного предпринимательства, организацию

 преобразования государственных предприятий и собственности, разработку и

 контроль  соблюдения «правил игры» на рынках и многое другое. Фактически

 государство должно создавать условия дальнейшей либерализации и

 дебюрократизации  экономики, уменьшения административных барьеров для

 организации и ведения бизнеса.

 Иными словами, государство призвано формировать  условия для уменьшения

 собственного  прямого административного вмешательства  в экономику, для

 раскрепощения предпринимательской личности, а  не для чрезмерной опеки,

 порождающей необоснованные гарантии и иждивенчество. Вместе с тем государство

 обязано жестко контролировать и обеспечивать соблюдение субъектами

 законодательства, регламентирующего права собственности и поведение на

 рынках.

 К числу важнейших  функций государства по регулированию социально-

 экономических процессов следует отнести: создание благоприятных

 макроэкономических предпосылок и условий для хозяйственной деятельности

 (сбалансированность  бюджета, низкая инфляция, устойчивость  национальной

 валюты и др.); обеспечение социальной стабильности и защиты населения;

 формирование  условий инвестиционной деятельности; поддержку инновационной

 сферы и научных  исследований; обеспечение экономической  безопасности и

 укрепление  обороноспособности страны; контроль за рациональным

 природопользованием и охраной окружающей среды.

 Значительные  споры в экономической литературе вызвала проблема роли

 государства в отраслевых структурных сдвигах  и использования для этого

 определенных  мер государственной поддержки  отдельных отраслей и производств.

 Сегодня даже достаточно либеральные экономисты считают необходимым участие

 государства в регулировании структурных  процессов, хотя и ограниченными

 рыночными методами. Позиция экономистов -сторонников  активной роли

 государства сводится к необходимости защиты и обеспечения развития экономики

 в целом, а  не соблюдения локальных интересов  и ориентации на конъюнктурные

 изменения.

 Не отрицая  в целом позитивную и активную роль государства в условиях рынка и

 особенно  в период движения к нему, следует отметить неэффективность тех

 функций, которые  оно выполняет сегодня с использованием административных

 рычагов оперативного вмешательства в текущую деятельность предприятий.

 Возврат к  прямым административным методам государственного регулирования

 экономики в  условиях неразвитости (скорее отсутствия) институциональной среды

 рыночного типа и наступающего глубокого социально-экономического кризиса был

 оправдан. Однако сегодня такая система управления является значительным

 тормозом  социально-экономического развития, поскольку не позволяет

 использовать  в полном объеме предпринимательскую  энергию. Более того, в

 условиях  отсутствия механизма ответственности и контроля за деятельностью

 чиновников  создаются предпосылки для злоупотреблений, принятия решений не с

 позиции и  в интересах страны в целом, а  в угрозу индивидуальным и групповым

 корыстным намерениям. Последнее во многом обусловлено низкой заработной

 платой работников органов управления, что одновременно стимулирует отток

 наиболее  квалифицированных кадров в коммерческую сферу и предопределяет в

 целом недостаточную  компетентность и подготовленность кадров

 государственного  аппарата управления к системным  преобразованиям и системному

 регулированию экономики.

 В связи с  этим первостепенной задачей является формирование системно полной

 законодательно  правовой базы, регулирующей экономические отношения рыночного

 типа и  проведение административной реформы, максимально исключающей

 оперативные исполнительно-распорядительные функции  государственного

 управления  и сосредоточивающей их на преимущественно политических и

 регулятивных  функциях, основанных на использовании механизмов рыночной

 саморегуляции. Главной задачей государства поэтому является создание

 институциональных основ эволюции на базе развития и поддержки

 предпринимательства, реформирования отношений собственности, реструктуризации

 предприятий, улучшения налоговой системы, формирования фондового рынка и др.

 Институциональная среда и более совершенная  макроэкономическая политика

 должны способствовать разрешению сложной проблемы, связанной со старением

 основного капитала. Сегодня активная его часть изношена более чем на 70%, и

 процесс этот продолжается.

 В то же время  Беларусь направляет на инвестиции около 17-18% своего валового

 внутреннего продукта. Казалось бы, это достаточная величина для нормального

 воспроизводства основного капитала (во многих развитых странах, в том числе

 в США, этот показатель меньше). Однако для республики, которой  в наследство

 от бывшего  СССР достались огромные по объему фонды, данной доли инвестиций

 для поддержания  и нормального воспроизводства явно недостаточно в силу

 относительно  малого ВВП.

 Поэтому для  решения этой проблемы целесообразно  использовать два подхода. Во-

 первых, необходимо избавиться от производственных мощностей, не способных

 выпускать конкурентную продукцию. По экспертным оценкам, в настоящее время

 производственные  мощности

 Беларуси  загружены на 50-60%, однако те из них, которые способны производить

 конкурентоспособную продукцию, загружены на 80-90%. Именно они и должны

 воспроизводиться  наиболее интенсивно. Во-вторых, целесообразно увеличить

 долю инвестиций в ВВП до 22-25%, прежде всего за счет привлечения иностранных

 инвестиций. Это позволит поддерживать ежегодный темп роста ВВП со стороны

 предложения на уровне 5-8% и, следовательно, с позиции  решения проблемы

 старения  основных средств ускоренно расширять  инвестиции без увеличения их

 доли в  ВВП. Сочетание этих двух подходов представляется наиболее

Информация о работе Экономическая политика государства: ее виды, эффективность и механизмы