Экономическая политика государства: ее виды, эффективность и механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Политика — это управленческая деятельность государст¬венных и общественных
органов, которая ставит перед со¬бой общезначимые цели. Последние сочетаются
со стремле¬нием удержать или завоевать власть.
Политика в широком смысле включает разные аспекты дея¬тельности (оборону,
социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика
занимает среди них ключевое положение. В содержательном смысле наиболее
близким к понятию экономической политики является термин «политическая
экономия» — в его первозданном значении — как науки изучающей чистую теорию в
связи и социально-политиче¬скими требованиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Теории экономической политики..................5
1.1. Теория экономических порядков..................6
1.2. Типология экономической политики государства...........6
1.3. Концепция Тинбергена.......................10
1.4. Критика Лукаса...........................12
Глава 2. Механизмы реализации экономической политики в Республике
Беларусь...............................16
2.1. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты,
средства...............................16
2.2. Цели и приоритеты социально-экономического развития Республики
Беларусь...............................27
2.3. Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................37
ЛИТЕРАТУРА.............................39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике на тему.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

 инструментов  политического воздействия, обращение  к навешенным денежно-

 кредитным средствам.

                            1.4. Критика Лукаса                          

 Большая эконометрическая модель Тинбергена являлась схемой экономической

 политики  более двадцати лет. Однако в середине 70-х гг. экономисты все чаще

 стали писать о недостатках теории Тинбергена, придавая особенное значение

 неопределенности. Нашего внимания заслуживает в этой связи «критика

 Лукаса», одного из первых представителей теории рационального выбора.

 Американский  экономист Роберт Лукас, профессор Чикагского университета

 выступил  в 1976 г. с монографией «Эволюция экономической политики»

 [3].

 В модели экономической  политики Тинбергена выведены коэффициенты,

 связывающие экономические переменные и политические действия. Между тем,

 изменения в  экономике и политике делают эти  коэффициенты ненадежными. Сами

 исходные  экономические параметры чаще всего некорректны, поскольку уже

 являются результатом политического маневрирования, и поэтому дальнейший

 анализ может  привести к неожиданным результатам.

 В центре внимания Лукаса оказалась оценка ожиданий. Как правило, ее

 производят  приблизительно, исходя из прошлого опыта. Такая механическая

 экстраполяция, считает Лукас, порочна. Реакции на политические перемены

 невозможно  предвидеть, исходя из прошлого. Например, между предложением денег

 и выпуском продукции  существует, как мы позже увидим, линейная зависимость, но

 неожиданные изменения количества денег могут  нарушить ритм, предсказанный

 ожидавшимся приростом денежной массы. Или другой пример: почему взаимосвязь

 между безработицей и инфляцией, традиционно базировавшаяся на доктрине Т.

 Филлипса, оказалась  в 60-е гг. несостоятельной? (См. словарь.) В другом месте

 Лукас ссылается на оценку эффекта, проистекающего из изменений в налоговой

 политике. Он зависит от того, являются ли налоговые изменения временными или

 постоянными и как их, соответственно, оценивают  налогоплательщики.

 Политика, основывающаяся на среднестатистических показателях прошлого и

 недооценивающая фактор переменчивых ожиданий, обречена на ошибки и неудачи.

 Следствием  критики Лукаса стало создание более совершенных

 макроэкономических моделей, включающих оценку фактора ожиданий.

 Попробуем теперь систематизировать общие позиции, которые выдвигает

 неоклассическая теория экономической политики.

 Ключевую  цель экономической политики — минимизацию  социальных потерь можно

 реализовать лишь при последовательности действий многократно повторяемых,

 ставших как  бы само собой разумеющимися. Понятно стремление политических

 органов достичь  оптимального сочетания поставленной задачи с выбором

 эффективного  инструмента воздействия. Но главное  состоит в том, чтобы не

 поддаваться искушению отступить от правил, даже если это представляется

 вполне оправданным, например, в денежной политике, когда  так просто выйти из

 обруча неплатежей путем «подпечатывания денег». Экономисты называют подобное

 политическое  поведение затруднительным. В США  долгие годы обсуждался вопрос

 об ограничении свободы действий для государственных органов «по

 обстоятельствам». В конечном счете был принят закон, согласно которому

 Конгресс  и президент должны следовать  по пути сокращения бюджетного дефицита

 (1985), а в  1996 г. Конгресс утвердил закон  о бездефицитности бюджета.

 Важным при  выборе и проведении рациональной политики является степень 

 доверия к ней со стороны электората. Отклонения от объявленного курса

 подрывают веру в дееспособность власти, они опасны еще и потому, что недоверие

 к политическим акциям порождает пассивность, сопротивление попыткам

 правительств  минимизировать социальные потери, что  тормозит проведение

 разумной  экономической политики. Плохо, например, когда люди не верят банкам, а

 предпочитают  хранить деньги дома и в валюте.

 Общим замечанием применительно к неоклассической политике является

 взаимодействие  позитивной и нормативной сторон. Позитивная теория изучает

 политические  институты, возможные варианты воздействия, а также

 законодательные нормы, облегчающие или ограничивающие свободу политической

 конкуренции, пути повышения экономической грамотности  избирателей.

 Нормативное политическое вторжение является достаточно распространенным;

 экспансионистскими  вы глядят фискальные меры, нередок  инфляционный уклон в

 политике. Все  это может быть вызвано стремлением повлиять на грядущие

 выборы. Политическая сдержанность обычно наступает после  выборов.

 Итак, нормативная  экономическая теория изучает, как  правительственные органы

 должны действовать, позитивная — вносит в общую копилку  продукт своих

 исследований  и наработок.

 Предметом особого  внимания является затрудняющая оптимальный политический выбор

 неопределенность. Математики предлагают модель «эквивалентной определенности»,

 в которой неопределенные экономические переменные приравниваются к

 количественно оцениваемым ожиданиям. Положительно влияют на стандартную

 экономическую политику атаки, предпринимаемые исследователями-позитивистами

 (Р. Лукас, Р. Манделл, М. Фридмен и др.).

 Таким образом, еще Фома Аквинский считал государственную деятельность

 оправданной лишь в том случае, если она приносит общественную пользу. Но чаще

 всего предпочтения избирателей и правящей элиты  не совпадают, власти

 ориентируются на «среднего избирателя», скорее на производителя, менеджера,

 видя в  них концентрированное выражение интересов экономического роста. К тому

 же предпочтения потребителей дифференцированы и противоречивы.

 Государственная экономическая политика стала жизненно важным условием

 экономического  развития.

 Конечную  цель политики можно определить в виде минимизации социальных

 потерь. Но для  этого необходимо сохранять многократно проверенную

 последовательность  политических действий, не поддаваться искушению

 отступления от правил.

 Позитивная  и нормативная стороны политики дополняют друг друга: первая

 изучает комплекс проблем и предлагает рекомендации, исходя из возможностей,

 чаще всего  косвенного воздействия; вторая — достаточно распространенная,

 сосредотачивается на фискальных методах, провоцирующих  инфляцию.

     

     

      Глава 2. Механизмы реализации экономической политики в Республике Беларусь

      2.1. Государственное  регулирование экономики:  субъекты, объекты,  средства

 В современных  условиях государственное регулирование  экономики является

 составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например,

 стимулирование  экономического роста, регулирование  занятости, поощрение

 прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка

 экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного

 регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и

 социальных  проблем в той или иной стране в конкретный период.

 Для уяснения механизма государственного регулирования  экономики целесообразно

 охарактеризовать  его субъекты, объекты, цели, инструменты (средства).

      Субъектами экономической политики являются носители,

 выразители  и исполнители хозяйственных  интересов.

      Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся

 друг от друга  по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам

 деятельности  при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным

 интересам. Это  наемные рабочие и хозяева  предприятий, фермеры и земельные

 собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры,

 государственные служащие и т. п. У каждой из этих групп есть свои интересы,

 обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к

 тому или  иному региону, виду деятельности.

 Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах

 массовой  информации, на митингах и обращаясь  с просьбами, протестами,

 пожеланиями в государственные учреждения, ответственные  за экономическую и

 социальную  политику.

 Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным

 аппаратом, регулирующим хозяйство.

 Носители  экономических интересов объединены в развитых странах рыночного

 хозяйства в  многочисленные союзы, ассоциации: это  профсоюзы, союзы

 предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров и т. п.

 Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих

 выразителей хозяйственных интересов на органы государственного экономического

 регулирования - это вторая линия связи хозяйственных интересов с

 государственной экономической политикой.

 Выразителями  социально-экономических, политических, религиозных, культурных,

 экологических, специфических региональных интересов  являются политические

 партии, которые  часто действуют под знаменем общенациональных интересов.

 Проводить в  жизнь программу государственной  экономической политики будут

 субъекты  государственного экономического регулирования - исполнители

 хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации

 частных экономических  интересов в государственной  экономической политике.

      Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного

 регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по

 иерархическому  принципу, а также центральный  национальный банк. Заметна

Информация о работе Экономическая политика государства: ее виды, эффективность и механизмы