Функционально-стоимостной анализ в системе управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:09, отчет по практике

Описание работы

Адаптация российских предприятий к рыночной среде, отличающейся нестабильностью и неопределенностью, требует применения таких подходов в управлении, которые позволяют выработать наиболее эффективную стратегию и поддержать достаточный уровень доходности предприятия. Одним из таких методов, по мнению автора, является ФСА. ФСА выступает мощным методическим инструментом в работе контроллеров, помогает дать обоснованные рекомендации менеджерам по принятию решений разного вида: управленческих, организационных, конструкторских и технологических.

Работа содержит 1 файл

Отчет по практике ПРИМЕР.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

      - производство творога;

      - производство масла сливочного;

      - производство сухого обезжиренного  молока;

      - производство детского молочного  питания.

      Основными конкурентами предприятия являются: ОАО «Вамин Татарстан» (г.Казань), ОАО  «Чистопольский молочный комбинат» (г.Чистополь), ЗАО КМП «Эдельвейс – М», ЗАО «Кулон-2» (г.Волжск Республика Марий Эл).  Объем рынка молочной продукции по состоянию на 2009 год составляет 204000 тонн/6300000 руб. (без сыра) (по городскому населению 2100000 чел.).

      Ключевые  показатели рынка молочной продукции РТ за 2009 год представлены в таблице 3.1. В таблице 3.2 представлены данные по г.Зеленодольск. Основные показатели деятельности ОАО «ЗМК» за период 2007 - 2009 гг. представлены в таблице 3.3. Основные финансово-экономические показатели за 2008- 2009 гг. приведены в таблице 3.4. 

Таблица 3.1

      Ключевые  показатели рынка (Республика Татарстан) за 2009 год

      Продукция Рынок, тыс. тонн       Доли  рынка, %
Вамин Юнимилк ЗМК В-Б-Д Другие
Молоко 37000 50       30       10 5       5
Кисломолочная продукция 54000 50       20       5 5       20
Сметана 10700 60       20       3 2       15
Творог  6000 50       20       6 4       20
Йогурт 11000 15       20       1 10       10
Масло 1000 70       10       10 2       8
 
 

      Таблица 3.2

      Ключевые  показатели рынка (г. Зеленодольск) за 2009 год

Продукция Рынок, тыс. тонн       Доли  рынка, %
Вамин Юнимилк ЗМК Кулон Другие
Молоко 3000 х 5 80 15 х
Кисломолочная продукция 2000 х 2 80 18 х
Сметана 400 х 1 55 20 24
Творог  600 5 5 30 2 58
Йогурт 400 х 20 5 10 65
Масло 150 50 5 35 Х 10
 
 

      Таблица 3.3

      Основные  показатели деятельности ОАО «ЗМК»

      Показатели       2009       2008       2007
      Объем выпуска ГП, тыс. руб.       394905,00       410343,10       292663,30
      Объем выпуска ГП, тонн       15480,40       15327,80       13157,90
      Объем реализации ГП, тыс. руб.       397390,00       409276,00       292913,00
      Объем реализации ГП, тонн       15635,76       15206,64       13257,50
      Переработано  сырья, тонн       21842,80       23319,10       20666,10
      Выпуск  ГП из 1 т сырья, руб.       18079,40       17564,30       14151,00
      ССЧ, чел.       283       299       303
      Производительность  труда, руб./чел.       1395,40       1372,40       965,90

      Таблица 3.4

      Основные  финансово-экономические показатели ОАО «ЗМК» 

      за  2008- 2009 гг.

      Показатели       2009       2008       Темп роста, %
      Объем выпуска ГП, тыс.руб.       394905,00       410343,10       96,20
      Выручка, тыс. руб.       397390,00       409276,00       97,10
      Себестоимость, тыс.руб.       344660,00       345361,00       99,80
      Прибыль от продаж, тыс.руб.       40785,00       55241,00       74,00
      Прибыль до НО и вычета процентов, тыс. руб.       37155,00       41180,00       90,00
      Рентабельность  продаж, %       10,26       13,497       76,00
      Чистая  прибыль, тыс. руб.       18827,00       25002,00       75,00
 

      В начале 2009 года был отмечен спад объемов производства в связи  со снижением спроса на молочную продукцию, низкими рыночными ценами на сухое молоко и масло. Индекс физического объема упал в начале 2009 года до 80%. Основные конкуренты (Вамин, Эдельвейс, Кулон и др.), испытывая те же проблемы со сбытом продукции, весной 2009 года резко снизили отпускные цены на свою продукцию. Для поддержания конкурентоспособности свой продукции ОАО «ЗМК» было вынуждено в конце апреля 2009 г. снизить отпускные цены на 15-20%. В результате этого индекс физического объема вырос к осени 2009 г. до 130%. Средняя цена за 1 кг реализованной продукции  за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом снизилась на 5,6%. Но так как объем реализации в натуральном выражении вырос на 2,8%, выручка снизилась всего на 2,9%.

      В сентябре-декабре 2009 г. на рынке сырья  резко (почти в 2 раза) выросли закупочные цены на сырье – молоко на фоне сезонного снижения его количества. Кроме того, большие объемы сырья стали вывозиться за пределы Республики Татарстан. Нехватка сырья за весь осенне-зимний период составила 30%. Закупка сырья по итогам 2009 г. снизилась на 6,3% по сравнению с предыдущим периодом. Однако за счет оптимизации ассортимента продукции, выпуск из каждого кг сырья увеличился на 2,9%. Кроме того, за 2009 год у предприятия по сравнению с предыдущим годом улучшились следующие показатели:

      - объем выпуска и объем реализации ГП в натуральном выражении: темп роста выпуска ГП в натуральном выражении составил 101,0%, темп роста реализации ГП в натуральном выражении – 102,8%;

      - проводимая в 2009 г. оптимизация  кадрового персонала позволила,  несмотря на снижение товарной продукции на 3,8% по сравнению с предыдущим периодом, увеличить производительность труда на 1,7%.

      Положительные тенденции наблюдались:

      - в расширении ассортимента за  счет установки нового современного  оборудования (линия розлива молочной  продукции в ПЭТ – бутылки);

      - в улучшении качества продукции  за счет установки нового холодильного  оборудования (чиллер);

      - в оптимизации ассортимента продукции  (увеличение реализации цельномолочной  продукции и уменьшение производства  убыточного масла);

      - в эффективности использования сырьевых и трудовых ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Актуальность темы, цели, задачи, методы исследования

      Актуальность  темы исследования. Адаптация российских предприятий к рыночной среде, отличающейся нестабильностью и неопределенностью, требует применения таких подходов в управлении предприятием, которые позволяют выработать наиболее эффективную стратегию и поддержать достаточный уровень доходности предприятия. Одним из таких методов является функционально-стоимостной анализ. Метод функционально-стоимостного анализа широко применяется при проектировании и модернизации конструкций изделий, совершенствовании технологических процессов, стандартизации и унификации изделий, организации основного и вспомогательного производства. В последнее время ФСА стали применять при совершенствовании управления.

      Метод ФСА как инструмент совершенствования управления предприятием является относительно молодым. ФСА системы управления предприятием имеет большие возможности. Метод может быть использован для решения вопросов совершенствования организационной структуры аппарата управления, уточнения функций отдельных функциональных подразделений и должностных лиц, повышения качества процессов обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений, совершенствования кадрового, информационного и технического обеспечения системы управления производством, регламентации процессов управления.

      Сложившиеся рыночные условия в России обусловили необходимость преобразования систем и инструментов управления и предопределили необходимость внедрения в хозяйственный механизм предприятий системы контроллинга. В связи с тем, что контроллинг выполняет функцию поддержки процесса управления, очень актуальной становится разработка модели построения эффективной системы контроллинга.  ФСА как инструмент развития системы управления позволяет рассчитать затраты, связанные с внедрением системы контроллинга на предприятии. На основании данных ФСА разрабатывается будущая модель системы управления предприятием.

      Внедряемая  система контроллинга на предприятии может рассматриваться в качестве инвестиционного проекта. По инвестиционному проекту составляется бюджет инвестиций, в котором должны отражаться затраты по проекту, источники покрытия, сроки реализации проекта, показатели эффективности проекта и ожидаемые доходы. Для предприятия крайне важно обеспечить контроль за исполнением инвестиционного бюджета.

      Таким образом, цель нашей курсовой работы заключается в том, чтобы встроить бюджет инвестиций в систему контроллинга в бюджетную схему предприятия, сохранив при этом все взаимосвязи и увязки между бюджетами, и предложить оптимальную структуру службы контроллинга на основе функционально-стоимостного анализа.

      Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие  задачи:

  1. раскрыть сущность функционально-стоимостного анализа;
  2. провести функционально-стоимостной анализ службы контроллинга и предложить ее оптимальную структуру;
  3. встроить бюджет инвестиций в систему контроллинга в общую бюджетную схему предприятия, сохранив при этом все взаимосвязи и увязки между бюджетами.

Информация о работе Функционально-стоимостной анализ в системе управления организацией