Цены на продукцию сельского хозяйства на примере ООО «Агросибком»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 03:24, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.
В данной курсовой работе поставлены следующие цели:
рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Агросибком»;
изучить финансовое состояние предприятия;
выяснить экономическую эффективность ценообразования продукции предприятия

Содержание

Введение 3
1. Ценообразование и цены на продукцию сельского хозяйства 5
1.1 Понятия, особенности и виды цен 5
1.2 Ценовая политика предприятия 7
1.3 Методы ценообразования 15
2. Экономическая эффективность цен и ценообразования предприятия 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Агросибком» 21
2.2 Оценка финансового состояния предприятия 25
2.3 Экономическая эффективность ценообразования продукции
предприятия ООО «Агросибком» 31
Заключение 34
Библиографический список 36

Работа содержит 1 файл

курсов экон.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

    Уменьшение  валовой продукции, а отсюда и  снижение товарной продукции говорит  о тяжелом состоянии предприятия. В процессе производства стало затрачиваться меньше основных средств, уменьшилась численность работников. Предприятие не получает положительных результатов, находится в кризисном состоянии.

      
  • Таблица 3. Состав и структура основных фондов
  • п/п

    Показатели 2007 г. 2008 г. Абсол. откл.

    + -

    сумма тыс.руб. % к итогу сумма тыс.руб. % к итогу сумма тыс.руб. Стр. %
    1 Здания, сооружения 9500 77 9500 77,9 0 0,9
    2 Машины и  оборудование 1324 10,7 1278 10,6 -46 -0,1
    3 Транспортные  средства 1258 10,2 1196 9,8 -62 -0,4
    4 Производственный и хозяйственный инвентарь 228 1,8 200 1,6 -28 -0,2
    5 Другие виды основных средств 32 0,3 12 0,1 -20 -0,2
    6 Итого 12342 100% 12186 100% -156 0
     

        По  данным таблицы 3 можно видеть, что  в 2008 г. по сравнению с 2007 г. стоимость  зданий и сооружений не изменилась, структура составила 0,9%;  стоимость машин и оборудования уменьшилась на 46 тыс.руб., что связано с износом основных средств, структура составила –0,1%; стоимость транспортных средств в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшилась на 62 тыс.руб., что связано со списанием транспортных средств, структура составила –0,4%; стоимость производственного и хозяйственного инвентаря уменьшилась на 28 тыс.руб., т.к. обновление инвентаря не производилось, структура составила –0,2%; другие виды основных средств  уменьшились на 20 тыс.руб., структура составила –0,2%; итого состав основных фондов в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшился на 156 тыс.руб., структура не изменилась.

      • 2.2  Оценка финансового состояния предприятия

           Анализ  финансового состояния предприятий осуществляется в основном по данным годовой и квартальной бухгалтерской отчётности и в первую очередь по данным бухгалтерского баланса.

           Финансовое  состояние предприятия характеризуется  показателями: финансовая устойчивость; платежеспособность; ликвидность; кредитоспособность.

            Финансовое  состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Финансовая устойчивость предприятия  отражает сбалансированность доходов  и расходов, средств и источников их формирования.

          Данные  финансовой деятельности анализируемого предприятия представлены в таблице 4.

            
    • Таблица 4. Показатели финансовой деятельности
    • п/п

      Показатели 2007 2008 Нормативное значе-

      ние.

      На

      начало

      года

      На

      конец

      года

      На

      начало

      года

      На

      конец

      года

      Общая сумма  текущих активов тыс. руб. 48400 44846 44846 39000 -
      Сумма денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности, тыс. руб. 490 516 516 834 -
      Сумма денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, тыс. руб. 730 711 711 652 -
      Краткосрочные обязательства, тыс. руб. 2690 2300 2300 2600 -
      Коэффициенты  ликвидности:

      текущей

      быстрой

      абсолютной

      2,9

      0,45

      0,34

      2,4

      0,67

      0,36

      2,6

      0,67

      0,36

      0,9

      0,68

      0,38

      2

      0,7-1,0

      0,1

          Превышение  оборотных активов над краткосрочными финансовыми обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Чем больше величина этого запаса, тем больше уверенность кредиторов, что долги будут погашены. Другими словами, коэффициент покрытия определяет границу безопасности для любого возможного снижения рыночной стоимости оборотных активов, вызванного непредвиденными обстоятельствами, способными приостановить или сократить приток денежных средств. Удовлетворяет обычно коэффициент больше 2.

          Изменение уровня коэффициента текущей ликвидности  может произойти за счет увеличения или уменьшения суммы по каждой статье текущих активов и текущих  пассивов9.

          Коэффициент быстрой ликвидности – отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно величина коэффициента 0,7 – 1,0. Однако оно может оказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких случаях требуется соотношение большее. Если в составе оборотных активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные  бумаги), то это соотношение может быть меньшим.

          Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) дополняет предыдущие показатели. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов, так как для этой группы активов практически нет опасности потери стоимости в случае ликвидации предприятия и не существует никакого временного лага для превращения их в платежные средства. На анализируемом предприятии на начало года абсолютный коэффициент ликвидности составлял 0,36 . Это означает, что краткосрочные финансовые обязательства на 36 % обеспечены абсолютно ликвидными активами.

          Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовывать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для нормального функционирования10.

          Финансовое  состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и, как следствие, ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние – итог грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

          Устойчивое  финансовое положение, в свою очередь, оказывает положительное влияние  на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.

          Главная цель финансовой деятельности предприятия  сводится к одной стратегической задаче – наращиванию собственного капитала и укреплению рыночных позиций. Для этого оно должно постоянно наращивать объем продаж и прибыль, поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.

          Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, об изменениях капитала, о движениях денежных средств и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского отчета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

           Оценка  финансовой устойчивости предприятия  представлена в таблице 5.                

           Таблица 5. Оценка финансовой устойчивости предприятия

      п/п

      Показатели 2007 г 2008 г
      На

      начало

      года

      На

      конец

      года

      На начало года На

      конец

      Года

      1 2 3 4 5  
      Источники собственных  средств, т. р. 28848 18352 18352 16699
      Долгосрочные  кредиты, т.р. 2106 3016 3016 3010
      Краткосрочные кредиты, займы и кредиторская задолженность, т. р. 19651 23478 23478 19291
      Внеоборотные активы, т. р. 36219 34050 34050 30350
      Оборотные активы, т.р. 12819 10796 10796 8650
      Общая сумма  текущих активов, т. р. 49038 44846 44846 39000
      Коэффициенты, %:
      1. автономии
      2. финансовой устойчивости
      3. заемных средств
      4. соотношение заемных и собственных средств
      5. маневренность
      6. инвестирования
       
      0,8

      0,8

      0,2

      0,2 

      0,7

      1

       
      0,6

      0,6

      0,4

      0,6 

      -1,6

      0,8

       
      0,5

      0,6

      0,6

      1,1 

      -0,4

      0,7

       
      0,5

      0,5

      0,5

      1 

      0,5

      1

          Нормативным уровнем коэффициента независимости  считается равное 0,5-0,6. В этом случае риск кредиторов сведен к минимуму: продав половину имущества, сформированную за счет собственных средств, предприятие может погасить свои долговые обязательства, даже если вторая половина, в которую вложены заемные средства, будет по какой-то причине обесценена. Рост коэффициента автономии свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия, снижение риска финансовых затруднений в будущих периодах. Такая тенденция с точки зрения кредиторов повышает гарантированность предприятием своих обязательств11.

          Коэффициент финансовой устойчивости. Его экономический  смысл заключается в том, что долгосрочные источники средств часто приравниваются к собственным, ввиду длительного периода их использования. Из данных таблицы видно, что предприятие обеспечено постоянными и долгосрочными источниками финансирования для обеспечения нормальной деятельности.

          Значение  коэффициента соотношения заемных  и собственных средств свидетельствует  о независимости предприятия  от заемных источников финансирования. Это говорит о самостоятельности  в работе предприятия.

          Коэффициент маневренности показывает, какая  часть собственных средств находится в мобильной форме. Показатели намного больше оптимального, то есть собственных средств достаточно не только для приобретения основных фондов, но и для финансирования оборотных средств. Высокие значения коэффициента маневренности положительно характеризуют финансовое состояние, однако каких-либо устоявшихся в практике нормальных значений показателя не существует, иногда в специальной литературе в качестве оптимальной величины коэффициента рекомендуется 0,5. Коэффициент инвестирования собственных источников выше нормативной границы. Это означает, что источники собственных средств достаточно покрывают производственные инвестиции. Таким образом, на основании данных производственных расчетов можно сделать вывод об устойчивом финансовом положении предприятия.

          Под рентабельностью понимается безубыточная работа предприятия, при которой  выручка от реализации продукции  не только возмещает затраты, но и  на ее производство, но обеспечивает получение  прибыли. Следовательно, выражение  «рентабельное предприятие» означает «безубыточное». Рентабельность является результативным показателем работы сельскохозяйственных предприятий

            Таблица 6. Показатели рентабельности

      п/п

      Показатели 2007 г 2008 г Отклон.

      (+;-)

      Балансовая  прибыль, тыс. руб. -1774 -3085 -1311
      Чистая прибыль, тыс. руб. -6506 -4489 2017
      Средняя величина активов, тыс. руб. 34781,5 31972 -2809,5
      Средняя величина текущих активов, тыс. руб. 7574,5 8780 1205,5
      Средняя величина собственных источников, тыс. руб. 24878 18663,5 -6214,5
      Средняя величина краткосрочных обязательств, тыс. руб. 7969 13532 5563
      Выручка от реализации продукции, работ и услуг, тыс. руб. 5300 3334 -1966
      Затраты на производство реализованной продукции, работ, услуг, тыс. руб. 6419 7074 +655
      Рентабельность, % :
      1. активов
      2. текущих активов
      3. инвестиций
      4. собственного капитала
      5. реализуемой продукции
      6. затрат
       
      -0,19

      -0,9

      -0,8

      -0,31

      -0,8

      -1,01

       
      -0,15

      -0,5

      -0,33

      -0,27

      -1,34

      -0,6

       
      0,04

      0,4

      0,47

      0,04

      -0,54

      0,41

       

          Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемости затрат. Они более полно отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия. 

        2.3 Экономическая эффективность ценообразования продукции предприятия ООО «Агросибком» 

          Основным  видом производства товарной продукции  ООО «Агросибком» является молоко пастеризованное  и сметана – эта доля выручки завода 50%  Основными пунктами сдачи сельскохозяйственной продукции являются города: Абакан, Минусинск, Черногорск, которые находятся на расстоянии от 100 до 160 км, с этими пунктами хозяйство связано автомобильными дорогами с твердым покрытием.

          Рассмотрим подробнее как формировалось ценообразование за отчетный и предыдущий год и сделаем соответствующие выводы.

          Цены  в ООО «Агросибком» формируются  на основе базисного пункта, т.е устанавливаются  путем выбора в качестве базисных несколько городов. В этом случае фактические цены рассчитываются  прибавлением к цене транспортных расходов по доставке йогурта покупателям их ближайшего к пункта.  Например, ООО «Молокозавод» реализует 10000 единиц йогурта в 6 пунктов, расположенных на разных расстояниях, за 5,30 рублей за штуку (см. таблицу 7.) 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

        Таблица 9. Расчеты цены  реализации на йогурт «Сливочный» 

      № пункта Объем продаж, ед. Оптовая цена, руб. Транспортные  расходы Цена  реализации, руб Распределения объема продаж, ед.
      % руб.
      1     4 2,00 5,20 2500
      2     5 2,50 5,25 2000
      3     6 3,00 5,30 1700
      4     7 3,50 5,35 1500
      5     8 4,00 5,40 1300
      6     10 5,00 5,50 1000
      В среднем  10000 5,00 6 3,00 5,30 10000

          Таким образом, цена реализации 10000 штук йогуртов составит: 5,00 руб+6%*5000руб.=5,30руб.

          Таблица 7.  Изменения ценообразования продукции ООО «Агросибком»

      Продукция 2007 г. 2008 г. Откл. (+;-)
      Цена  руб. Цена руб.
      Ряженка 19 19 -
      Сметана 40 40 -
      Сливки 55 55  
      Кефир 18 18  
      Молоко 15 15  
      Творог 60 60  
      Йогурт  5 5  
      Сгущенное молоко 21 21  
       

          По данным таблицы 7 можно видеть, что цена на продукцию в 2007 г. по сравнению с 2008 г. не изменилась, так как предприятие не регулирует цены на товар в зависимости от влияющих факторов, поэтому оно является убыточным, так как не следит за рынком сбыта продукции.

           Рассчитаем  нейтральную стратегию ценообразования  на предприятии ООО «Молокозавод».

          Нейтральная стратегия ценообразования исходит  из того, что определение цены на новую продукцию осуществляется на основе учета фактических издержек ее производства включая среднюю норму прибыли на рынке или в отрасли по формуле:

      Ц = С+А+Р(С+А),                 (4)

      где  С — издержки производства;

        А —  административные расходы и расходы  по реализации;

          Р—  средняя норма прибыли на рынке  или в отрасли. Рассмотрим на примере  молока пастеризованного на одну единицу продукции, т.е. 1 литр:

        Ц = С+А+Р(С+А) = 4 + 1 + 2 (4 + 1) = 15 (руб.)

          Так как предприятие имеет своих  конкурентов, сравним цены на производимую продукцию с конкурентами и сделаем  выводы как лучше повысить экономическую эффективность предприятия.

          Отсюда  следует, что некоторые виды продукции  у предприятий конкурентов ниже, поэтому следует пересмотреть цены на более выгодные виды продукции  и для повышения рентабельности предприятия понизить их в разумном пределе. Такие цены называются цены проникновения — специально занижаемые цены, способствующие расширению сбыта и захвату большой доли рынка. Увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта, что дает возможность увеличить сбыт продукции.

          Также ассортимент продукции у предприятий  конкурентов больше, чем у предприятия  ООО «Агросибком». Поэтому нужно  расширить производство продукции  включением в нее нового ассортимента товара, с ценообразованием не выше, чем у предприятий конкурентов, но высшим качеством.

           Заключение 

          Цена  является одним из важнейших экономических  рычагов в повышении эффективности  производства.

          В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают: оптовые цены на промышленную продукцию — оптовые  цены предприятия, оптовые цены промышленности, розничные цены, закупочные цены, тарифы грузового и пассажирского транспорта, тарифы на платные услуги, Цены внешнеторгового оборота, биржевые, аукционные и др.

          Цены  подразделяются на свободные (рыночные), регулируемые и фиксированные, исходя из роли государства в определении цены.

          Цены  классифицируются в зависимости  от территории действия на единые, поясные, региональные и т.д.

          Процесс формирования ценовой политики предполагает постановку целей и задач ценообразования, оценку спроса, издержек производства и цен конкурентов, анализ методов ценообразования, установления окончательной цены и системы модификации цен, разработки ценовой стратегии поведения предприятия на рынке.

          Существует  также тесная взаимосвязь между  ценообразованием и себестоимостью. Однако рост первого показателя обеспечивает снижение второго только лишь в том случае, если он сопровождается, как правило, уменьшением расходов на оплату труда в расчете на единицу продукции или экономия затрат на оплату труда превышает амортизационные отчисления и расходы на текущий ремонт.

          В сельском хозяйстве увеличение продукции  немыслимо без повышения эффективности  использования земли, роста урожайности  культур и продуктивности животных. При этом, как правило, сокращаются  издержки в расчете на единицу продукции.

          Ознакомившись с экономической характеристикой  предприятия ООО «Агросибком» можно  сделать вывод, что предприятие  является убыточным . В 2008 г. убытки уменьшились  на 2017 тыс. руб, но прибыли предприятие  не принесло, рентабельность очень низкая.

          Каковы  бы ни были причины такого положения  анализируемого предприятия, оно свидетельствует  о необходимости постановки цели – обеспечение сбыта предприятия  в условиях жесткой конкуренции, использовать цены проникновения, т.е. занизить, чтобы расширить сбыт и захват большей доли рынка. Следующая цель – максимизация прибыли, выбрать такую цену, которая обеспечит максимальное возмещение затрат. Увеличить ассортимент продукции с более высоким качеством, чем у конкурентов, помешать появлению на рынке конкурента; постоянно заботиться о повышении качества продукции; снижать издержки производства. 

      Библиографический список 

      1. Анализ  хозяйственной деятельности предприятий  АПК: Учебник/Г.В. Савицкая. – 3-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2003.-696 с. – (экономическое образование).
      2. Анализ экономики / Под ред. В .Е. Рыбалкина. М.: Международные отношения, 2000,  стр 238.  
      3. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков. Курс лекций. - М.; ЭКМОС, 2000 – с. 78.
      4. Грузинов В.П. Экономика предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2002.
      5. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности. Мн.: ПКФ «Эка-унт», 2004
      6. Прыкина Л.В. Экономический анализ-предприятия: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
      7. Семенов В.М.Экономика предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.
      8. Чуев И.Н. Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия. Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2003.
      9. Экономика организаций (предприятия): Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-608 с.
      10. Экономика / Под ред. А.Г. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Кадыкова. -М.: ЮНИТИ, 2003
      11. Экономика предприятия: Учеб. Пособие / Под. Ред. д.э.н. проф. А.Э. Карлика. - СПб.: ГУЭФ, 2003
      12. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. Проф. Н.А. Сафронова.- М: Юристь,2004.

    Информация о работе Цены на продукцию сельского хозяйства на примере ООО «Агросибком»