Анализ себестоимости продукции на примере ЗАО «ИРКУТСТКМЕБЕЛЬ»

Дата добавления: 30 Марта 2014 в 15:14
Автор: t********************@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (110.21 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

НАДО.docx

  —  116.60 Кб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «Иркутскмебель»

2.1 Характеристика  предприятия

ЗАО «Иркутскмебель» - бывший комбинат мебельных деталей, известен более 15 лет в лесной и деревообрабатывающей промышленности и является базовым предприятием для крупнейших изготовителей мебели региона. Промплощадка ЗАО расположена в юго-восточной части г.Иркутска.

До образования ЗАО на месте промплощадки существовала мебельная фабрика, построенная в 1994 году Министерством путей сообщения, как лесопильный завод. В 1998 году лесопильный завод переименован в Иркутскую мебельную фабрику с проведением соответствующих реконструкций. Предприятие было специализировано на впуске мягкой мебели, оконных и дверных блоков, аудиторных и лабораторных столов. В 2001 году было организовано производство строганного шпона. С 2002 года фабрика переименована в комбинат мебельных деталей для обеспечения сборочно-отделочных предприятий г.Иркутска и Иркутской обл. На предприятии были построены и введены в эксплуатацию:

- главные  корпуса № 1. 2 (с размещением основных  цехов), склад ГСМ, водонасосная станция, административно-бытовой корпус, столовая, компрессорная.

В 2005 комбинат переведен на аренду и переименован в закрытое акционерное общество.

Производственная программа предприятия:

  • изготовление щитовых мебельных деталей (ЩМД) из ДСП, облицованные натуральным и синтетическим строганным шпоном, включая изготовление щитовых фасадных комплексов, облицованных шпоном твердолиственных пород и рулонной декоративной пленкой с финиш – эффектом;
  • столярные изделия: половая доска, вагонка;
  • строганный строительный погонаж, погонажные изделия из пиломатериала хвойных и лиственных пород;
  • строганный шпон из ТЛП;
  • мебель бытовая: кровати, тумбочки, шкафы-купе;
  • мебель для офисов.

Для своего производства ЗАО использует деловую древесину, пиломатериалы, ДСП, ДВП, синтетические пленки, клей-расплав, смолу КФЖ.

Снабжение происходит за счет российских поставщиков и импортных поставок. Основными российскими поставщиками являются: Усть-Илимский леспромхоз, ЗАО «Мегахим», ООО «Ростэкцентр», ЗАО «Целлоштоф Удн Папир Ист», ОПМО «Шатура», АОСФБМ «Сходня», Щебекинский леспромхоз, фирма «Маза-Декор», АО «Фанплит», АО «Плитекс»,.

Предприятие поставляет свою продукцию: ООО «Марма», ЗАО «Интерьер», АО «Дорохово-мебель» - щиты мебельные, ПМО «Шатура» - гильзы бумажные, АО «Храбрищево» - смолы. Предприятие от этих потребителей получает: растворитель, ДСП, клей-расплав, шпон, кромку, пленку.

Все поступающее сырье и материалы завозятся на предприятие железнодорожным и автомобильным транспортом. Разгрузка осуществляется козловыми кранами и автопогрузчиками.

На балансе ЗАО находятся:

  • производственные корпуса с рабочим и силовым оборудованием (количество единиц оборудования – свыше 200, их них 70% импортного);
  • административный корпус;
  • передаточные устройства;
  • артезианские скважины;
  • котельная;
  • теплица;
  • спортплощадка;

Акционерное общество является комплексно-механизированным предприятием. Процент механизации основного производства составляет 86%. На предприятии имеется 18 механизированных поточных линий, 9 комплексно-механизированных участков, 8 п/автоматических линий.

Производственная и управленческая структура предприятия:

В состав ЗАО входят следующие подразделения, корпуса и отделы:

  • цех №1- выпуск строганного шпона;
  • цех №2- выпуск ЩМД;
  • цех №3-изготовление ЩМД методом термокаширования;
  • цех №4-автотранспорт;
  • цех №5-РМЦ;
  • цех №6-котельная;
  • цех №7-электроцех;
  • цех №8-разгрузка вагонов и прием лесоматериалов;
  • цех №9-сушка и раскрой пиломатериалов, мебельно-сборочный участок;
  • отдел производства, планирования и кооперирования поставок (ОПП и КП);
  • производственно-технический отдел;
  • отдел снабжения, сбыта и маркетинга;
  • финансово-экономический отдел;
  • общий отдел;
  • хозяйственный отдел.

В следующей таблице представлены основные показатели, характеризующие результаты деятельности анализируемого предприятия.

Таблица №2-Основные показатели, характеризующие деятельность ЗАО «Иркутскмебель»

Показатели

 

Ед. изм.

 

2008г.

 

2009г.

 

2010г.

1

2

3

4

5

1.Объем товарной продукции без  НДС

тыс.руб.

60157

76414

148632

Темп роста к 2008г.

%

100

127

247

Темп роста к 2009г.

%

 

100

194

2.Объем реализованной  продукции (без НДС)

тыс.руб.

53167

73271

155515

Темп роста к 2008г.

%

100

137

292

Темп роста к 2009г.

%

 

100

214

3. Среднегодовая стоимость основных  производственных фондов

тыс.руб.

90211

87986

72217

Темп роста к 2008г.

%

100

97

80

Темп роста к 2009г.

%

 

100

82

4.Фондоотдача

руб./руб.

0,67

0,88

2,06

Темп роста к 2008г.

%

100

130

307

Темп роста к 2009г.

%

 

100

236

5.Стоимость оборотных  средств

тыс.руб.

8092

18121

25800

Темп роста к 2008г.

%

100

224

318

Темп роста к 2009г.

%

 

100

142

6.Оборачиваемость оборотных средств

оборотов

6,6

4,2

6,1

Темп роста к 2008г.

%

100

64

92

Темп роста к 2009г.

%

 

100

145

7.Численность ПП

чел.

422

450

581

Темп роста к 2008г.

%

100

106

137

Темп роста к 2009г.

%

 

100

129

         

8.Производительность труда

тыс.руб.

142,4

169,8

255,9

Темп роста к 2008г.

%

100

119

180

Темп роста к 2009г.

%

 

100

151

9.Фонд оплаты по труду

тыс.руб.

6929

10710

19199

Продолжение таблицы №2-Основные показатели, характеризующие деятельность ЗАО «Иркутскмебель»

1

2

3

4

5

Темп роста к 2008г.

%

100

155

277

Темп роста к 2009г.

%

 

100

179

10.Среднегодовая зарплата на одного  работающего

тыс.руб.

15,7

23,8

33,1

Темп роста к 2008г.

%

100

152

210

Темп роста к 2009г.

%

 

100

138

11.Прибыль балансовая

тыс.руб.

3904

4456

11032

Темп роста к 2008г.

%

100

103

283

Темп роста к 2009г.

%

 

100

273

12.Общая рентабельность

%

4,0

4,2

11,2

Темп роста к 2008г.

%

100

106

280

Темп роста к 2009г.

%

 

100

267

13.Себестоимость товарной продукции

тыс.руб.

48584

72134

138431

Темп роста к 2008г.

%

100

148

284

Темп роста к 2009г.

%

 

100

192

14.Материальные затраты

тыс.руб.

33415

51239

100603

Темп роста к 2008г.

%

100

153

301

Темп роста к 2009г.

%

 

100

196

15.Затраты на 1 рубль товарной продукции

руб./руб.

0-80,8

0-94,4

0-93,1

Темп роста к 2008г.

%

100

117

115

Темп роста к 2009г.

%

 

100

99


 

Темпы роста к базисному году характеризуют непрерывную линию развития, они показывают насколько производство продукции в данном периоде возросло по сравнению с периодом, принимаемым за базу. Показатели темпов роста отражают не только направление развития, но и измеряют интенсивность развития промышленного производства.

По данным, представленным в таблице №2 можно сделать вывод о весьма положительной динамике показателей. Однако вместе с ростом объемов товарной продукции (27% в 2008 году и 47% в 2010 году), себестоимость продукции так же имеет тенденцию к росту.

Так, рост себестоимости всей товарной продукции в 2009 году составил 48%, а в 2010 году уже 84%.

Затраты на 1 рубль товарной продукции так же увеличились в 2008 году на 17%, в 2010 году на 15%.

Таким образом, необходимо наиболее полно изучить причины повышения себестоимости в ЗАО «Иркутскмебель». В следующем параграфе данного раздела представлен наиболее полный и глубокий анализ себестоимости производимой продукции на анализируемом предприятии.

 

 

2.2 Анализ  себестоимости в ЗАО  «Иркутскмебель»

При анализе себестоимости прежде всего необходимо дать общую оценку состояния затрат на производство продукции как в действующей оценке, так и в сопоставимой. Это сравнение проводится по уровню затрат на 1 рубль товарной продукции. Для анализа необходимо составить следующую аналитическую таблицу №3.

Таблица №3 -Затраты на 1 рубль товарной продукции

 

Показатели

За 2009 год в среднегод. ценах предыд. года

За 2010

год в среднегод. ценах предыд. года

За 2010 год в фактически действующих ценах

1

2

3

4

1.Фактическая себестоимость ТП, тыс.руб.

72134

118905

138431

2.Факт. выпуск ТП в отпускных  ценах, тыс.руб.

76414

127030

148632

Продолжение таблицы №3 -Затраты на 1 рубль товарной продукции

3.Затраты на 1 рубль ТП (п1:п2), коп.

94,4

93,6

93,1

4.Изменение затрат на 1 рубль  ТП в отчет.году,

в % к пред. году

-

-0,8

-1,4


 

Фактическая себестоимость ТП за отчетный год в среднегодовых ценах предыдущего года – 118905 тыс.руб.

Фактический выпуск ТП за отчетный год в среднегодовых ценах предыдущего года – 127030 твс.руб.

Изменение затрат:

  1. За 2009 год в среднегодовых ценах предыдущего года

(93,6-94,4)/94,4*100=-0,8%

  1. За 2009 год в фактически действующих ценах:

(93,1-94,4)/94,4*100=-1,4%

Используя данные таблицы №3, можно сделать вывод о том, что на предприятии произошло снижение затрат по сравнению с предыдущим годом как в фактически действующих ценах (-1,4%), так и в сопоставимых (-0,8%).

Несмотря на разницу в денежных оценках, из данных таблицы 3 видно, что темпы роста товарного выпуска выше темпов роста затрат на производство как в сопоставимых, так и в действующих ценах, что подтверждается следующим расчетом:

а) в сопоставимые оценки:

118905/72134*100=165,0% - темп роста затрат

127030/76614*100=166,2% - темп роста выпуска ТП

б) в действующие оценки

138431/72134*100=191,9% - темп роста затрат

148321/76414*100=194,5% - темп роста выпуска ТП

             Из расчетов видно, что в сопоставимых  и действующих оценках темпы  роста товарной продукции опережают  темпы роста себестоимости, это  и вызвало уменьшение затрат  на 1 рубль ТП на 1,3коп. (93,1-94,4).

Для выяснения причин изменения затрат на 1 рубль товарной продукции проведем подробный анализ себестоимости выпускаемой продукции.

В настоящее время на предприятии постоянно происходит обновление отдельных видов изделий. Поэтому необходимо анализировать вклад каждого изделия в общее изменение сводного показателя затрат на 1 рубль товарной продукции.

Для анализа составляется аналитическая таблица №4, в которой представлены основные группы выпускаемой продукции.

Таблица №4 - Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции.

 

 

Наименование продукции

 

Затраты на 1 рубль

товарной продукции

Структура выпускаемой продукции

 

Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции

2009 г.

В 2010

2009 г

2010 г

Всего

В т.ч. за счет

в действ. ценах

в ценах пред. года

себестоимости

цены

структуры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Шпон строганный (тыс.м2)

98,2

95,44

95,8

0,20

0,14

-6,28

-0,34

-0,05

-5,89

Мебельные детали (тыс.м2)

85,0

84,31

84,46

0,46

0,52

+4,98

-0,28

+0,16

+5,10

Мебель офисная (наборов)

94,6

95,05

94,9

0,23

0,25

+2,0

+0,07

+0,04

+1,89

Продолжение таблицы №4 - Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Продукция деревообработки (тыс.руб.)

95,1

94,0

94,3

0,11

0,09

-2,0

-0,07

-0,03

-1,90

Всего

94,4

93,1

93,6

1,0

1,0

-1,30

-0,62

+0,12

-0,80


 

Шпон строганный

Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции, как видно из таблицы произошло за счет:

а) снижения себестоимости выпуска 1м2 шпона:

(95,8-98,2)*0,14=-0,34 коп.

б) за счет изменения цены 1м2 шпона:

(995,44-95,8)*0,14=-0,05 коп.

в) за счет структурного сдвига, а именно уменьшение объемов выпуска шпона:

(0,20-0,14)*98,2=-5,89 коп.

           Таким образом, общее снижение  затрат на рубль товарной продукции  за счет всех трех факторов  по шпону строганному составило 6,28 коп. (-0,34-0,05-5,89)

Отсюда, коммерческая служба предприятия может сделать вывод, что выпуск этой продукции экономически выгоден и служба маркетинга должна подвигать ее на рынке сбыта, увеличивая объемы производства.В анализируемом году для этой продукции составила лишь 14%.

Мебельные детали

Из данных таблицы №4 видно, что за счет снижения себестоимости выпуска 1м2 мебельных деталей затраты на 1 рубль товарной продукции снизились на 0,28 коп. (88,46-85,0)*0,52;

За счет цен, затраты возросли на 0,16 коп. (84,31-84,46)*0,52 – это произошло в результате снижения цены 1м2 щита со 190 руб. до 160 руб.;

За счет структуры затраты также возросли на 5,1 коп. (0,52-0,46)*85,0, в связи с увеличением объемов производства.

Таким образом общий результат по трем факторам составил увеличение затрат на 1 рубль товарной продукции в размере 4,98 коп. (-0,28+0,16+5,10)

Рассмотрим более подробно полученные результаты.

Снижение себестоимости происходило на фоне повышения стоимости продукции, однако, темпы снижения себестоимости были выше темпа роста цены на детали и поэтому имело место снижение затрат на 1 рубль ТП по этим двум факторам на 0,12 коп. (-0,28+0,16).

Увеличение затрат на 1 рубль ТП по мебельным деталям произошло в основном за счет увеличения доли их выпуска в общем объеме с 0,46 до 0,52. Это стало возможным, в связи со снижением цен. Поэтому этот фактор нужно рассматривать как положительный.

Из полученных результатов анализа можно сделать следующий общий вывод: дальнейший выпуск этой продукции экономически оправдан, но от наращивания объемов производства следует воздержаться.

Мебель офисная

Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции за счет себестоимости:

(94,9-94,6)*0,25=+0,07 коп.

Увеличение себестоимости продукции привело к увеличению затрат на 1 рубль ТП на 0,07 коп.

Изменение затрат на 1 рубль ТП за счет цен:

(95,05-94,9)*0,25=+0,04 коп.

Уменьшение цены на офисную мебель увеличило затраты на 1 рубль ТП на 0,04 коп.

Изменение затрат на 1 рубль ТП за счет структуры:

(0,25-0,23)*94,6=+1,89 коп.

Увеличение выпуска этой продукции увеличило затраты на 1 рубль ТП на 1,89 коп.

Общее изменение затрат на 1 рубль ТП за счет трех факторов составило +2,00 коп.

Таким образом, выпуск наборов офисной мебели на предприятии имеют низкую эффективность. Поэтому необходимо изыскивать резервы по снижению себестоимости этой продукции, не наращивать выпуск, работать в направлении замены ассортимента на боле выгодный.

Описание работы
Цель данной работы - выявление и анализ резервов снижения себестоимости. В связи с выше изложенным, можно сказать, что выбранная тема является актуальной и будет представлять интерес для широкого круга лиц. Основными задачами, которые поставили перед собой в данной работе, являются:
Раскрыть особенности формирования себестоимости на комбинате;
Проанализировать динамику структуры себестоимости товарной продукции;
Выявить факторы, влияющие на рубль затрат товарной продукции;
Определить недостатки и трудности управления себестоимостью;
Выявить резервы снижения себестоимости продукции.
Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Себестоимость продукции: понятие, показатели, источники и факторы ее снижения………………………...........................................……..4
Себестоимость продукции: понятие, состав, структура……4
Источники снижения себестоимости……………………....16
Факторы снижения себестоимости…………………………19
Внутрипроизводственные факторы……………………..….21
Внепроизводственные факторы………………………...…..24
Анализ себестоимости продукции на примере ЗАО «ИРКУТСТКМЕБЕЛЬ»……………………………………………………...27
Характеристика предприятия………………………………27
Анализ себестоимости …………………………………...…32
Резервы снижения себестоимости продукции………….…40
Заключение……………………………..…………………...……………...56
Список литературы