Анализ обеспеченности материальными ресурсами ОАО «ОРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ маркетинговой деятельности ОАО «Орский машиностроительный завод», а также разработка путей улучшения маркетинга на предприятии.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть методику анализа маркетинговой деятельности предприятия;
- рассмотреть место маркетинговой деятельности в экономическом анализе в целом;
- оценить внешнюю и внутреннюю среды предприятия;
- проанализировать эффективность маркетинговой деятельности предприятия;
- предложить мероприятия, способствующие улучшению маркетинговой деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ 6
1.1 Сущность материальных ресурсов предприятия и их классификация
1.2 Задачи анализа обеспеченности предприятия материальными ресурсами 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ОАО «ОРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» ЗА 2007-2009 ГГ.
2.1 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия 13
2.2 Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами 16
2.3 Анализ состояния складских запасов предприятия 22
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ОАО «ОМЗ» В 2010 Г.
3.1 Предложения по совершенствованию обеспечения материальными ресурсами предприятия 28
3.2 Определение экономической эффективности предложенных мероприятий 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсовая АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 418.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

     ВВЕДЕНИЕ 4
     ГЛАВА 1. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МАРКЕТИНГОВОЙ                  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ  
     1.1 Место маркетинговой деятельности  в экономическом анализе 6
     1.2 Методика анализа маркетинговой  деятельности предприятия 9
     ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОАО «ОМЗ» ЗА 2008-2009гг  
     2.1 Анализ основных экономических  показателей предприятия  17
     2.2 Анализ внешней и внутренней  среды предприятия 20
     2.3 Оценка  эффективности маркетинговой  деятельности предприятия 30
     ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЕШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ                                     МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ОМЗ» в 2010г  
     3.1 Основные пути улучшения маркетинговой  деятельности предприятия  36
     3.2 Определение экономического эффекта  от предложенных мероприятий 39
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
 

 

ВВЕДЕНИЕ  

      Несомненно, основой современного рыночного хозяйства является маркетинговый подход к организации деятельности как на микроуровне - на уровне предприятий и организаций, так и на макроуровне - уровне всей национальной экономики. Большинство предприятий стремится использовать новую для них концепцию для целей адаптации к существующим, весьма нелегким для них, условиям современной экономики. Однако для становления концепции маркетинга необходимо преодолеть ряд трудностей, обусловленных как общеэкономическими предпосылками, так и типично российскими особенностями.

      Исследование  маркетинговой деятельности на предприятиях определяется, прежде всего, ориентацией промышленных предприятий на удовлетворение потребностей производимой продукции. Маркетинговая деятельность должна способствовать успешному решению, повышению эффективности показателей экономической деятельности, узнаваемости и продвижению предприятия на рынке. Без маркетинга сегодня не обходится не одна организация, успешно развивающаяся и имеющая в своем арсенале запас ликвидности и платежеспособности. Нельзя переоценивать улучшение маркетинговой деятельности стоит еще только по тому, что развитие маркетинга можно рассматривать как инвестиции в предприятие в долгосрочной перспективе.

      Целью данной курсовой работы является анализ маркетинговой деятельности  ОАО «Орский машиностроительный завод», а также разработка путей улучшения маркетинга на предприятии.

      Задачами  курсовой работы являются:

      - рассмотреть методику анализа  маркетинговой деятельности предприятия;

      - рассмотреть место маркетинговой  деятельности в экономическом  анализе в целом;

      - оценить внешнюю и внутреннюю  среды предприятия;

      - проанализировать эффективность  маркетинговой деятельности предприятия;

      - предложить  мероприятия, способствующие улучшению маркетинговой деятельности предприятия. 

      Объектом  изучения данной курсовой работы является ОАО «Орский машиностроительный завод».

      Предмет исследования - маркетинговая деятельность предприятия.

     Информационная база исследования маркетинговой деятельности представляет собой труды Баранчеева В. в учебнике «Стратегический анализ», статья Бочкарева А. «Раздвоение маркетинга» в журнале «Эксперт», труды Быстрова В. в учебнике «Основы маркетинга» и другие.

      Практическая основа курсовой работы представлена бухгалтерской отчетностью ОАО «ОМЗ», а также информацией из годовых отчетов, публикуемой на сайте предприятия.

 

      ГЛАВА 1. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МАРКЕТИНГОВОЙ                  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

    1. Место маркетинговой  деятельности в экономическом анализе
 

     Один  из самых известных учебников  по маркетингу начинается с утверждения, что в более ранних изданиях этот учебник назывался «Введение  в учение об экономике сбыта». Понятие  «экономика сбыта»  включает производственные и непроизводственные подразделения, а также меры необходимые для преодоления напряжения между производством товаров и их использованием или потреблением. Затем понятие «экономика сбыта» было заменено понятием «маркетинг».

     Маркетинг - это система организации и управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию, услуги, получение прибыли и увеличение выручки от продаж.

       В качестве концепции управления (философии бизнеса) маркетинг требует, чтобы компания рассматривала потребление как «демократический» процесс, при котором потребители имеют право «голосовать» за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех компании и позволяет оптимально удовлетворить потребности потребителя.

       Поскольку маркетинг - это способ убедить массы  сделать покупку, большинство ошибочно отожествляют данное понятие со сбытом и стимулированием. Разница заключается в следующем: сбыт, главным образом, предполагает контакт лицом к лицу - продавец имеет дело с потенциальными покупателями. Маркетинг использует средства массовой информации и другие способы, чтобы завладеть вниманием и убедить многих людей, которые могут вообще не иметь никакого прямого контакта ни с кем из компании данного сбытовика. Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Петер Друккер, говорит об этом так: Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами.

       Маркетинг - явление сложное, многоплановое  и динамичное. Этим объясняется невозможность в одном универсальном определении дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику маркетинга.

       Из  сущности маркетинга вытекают основные принципы. Однако в отечественной и зарубежной литературе под «принципами маркетинга» понимаются различные вещи.

       Выделим следующие основополагающие принципы:

       1) Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии экономических решений.

       2) Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса (причем исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы).

       3) Воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы.

       Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на исследование таких вопросов, как:

  • анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят рынки, источники снабжения и многое другое. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или создающие препятствие этому. В результате анализа формируется банк данных для принятия обоснованных маркетинговых решений;
  • анализ потребителей, как актуальных (действующих, покупающих продукцию предприятия), так и потенциальных (которых еще требуется убедить стать актуальными). Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, географических и иных характеристик людей, имеющих право принимать решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения как нашего, так и конкурирующего товаров;
  • изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров или модернизации старых, включая ассортимент и параметрические ряды, упаковку и так далее;
  • планирование товародвижения и сбыта, включая создание, если это необходимо, соответствующих сбытовых сетей со складами и магазинами, а так же агентских сетей;
  • обеспечение формирование спроса и стимулирования сбыта путем комбинации рекламы, личной продажи, престижных некоммерческих мероприятий и разного рода экономических стимулов, направленных на покупателей, агентов и непосредственных продавцов;
  • обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на экспортируемые товары, определение технологии, использования цен, сроков кредита, скидок и так далее;

       - удовлетворение технических и социальных норм страны, импортирующей товары предприятия, что означает обязанность обеспечить должные уровни безопасности использования товара и защиты окружающей среды; соответствие морально-этическим правилам; должный уровень потребительских свойств товара;

       - управление маркетинговой деятельностью как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений;

       Процесс маркетинга начинается с изучения покупателя и выявления его потребностей, а завершается приобретением товара покупателем и удовлетворением его выявленных потребностей. Рынок, на котором действуют субъекты маркетинга, можно разделить на «рынок продавца», где предприятие реализует собственную продукцию, и «рынок покупателя», на котором оно приобретает нужные производственные компоненты. Таким образом, маркетинг в главной мере выгоден и продавцам и покупателям товара.

      Связь и деловое общение с действительными  и потенциальными партнерами - важнейшая часть маркетинга. 

     1.2 Методика анализа маркетинговой деятельности предприятия 

     Одним из исключительно действенных методов  анализа и контроля за результатами управления маркетинговой деятельностью  является ситуационный анализ. Его цель - показать высшему руководству и своеобразный «срез» того положения, в котором на момент проведения анализа находится предприятие.

       Хорошо проведенный ситуационный  анализ позволяет руководству  даже процветающего предприятия  избавиться от иллюзий и трезво  взглянуть на истинное положение вещей на предприятии, наметить новые, наиболее перспективные направления развития основной хозяйственной деятельности, в том числе составить перспективный бизнес-план, маркетинговый план или стратегическую маркетинговую программу. [№1, с. 54]

     Маркетинговый ситуационный анализ, охватывая в  комплексе всю производственно-хозяйственную  деятельность предприятия, в конечном итоге должен привести к выдвижению новых идей и целей, выработке  и оценке способов их достижения, соответствующих  стратегических направлений развития и принятию решений руководства по их реализации. Подобный анализ может быть осуществлен только в том случае, когда его проведением руководит генеральный директор предприятия или акционерного общества.

     Ситуационный  анализ является одним из источников разработки прогнозов предприятия, бизнес-плана и других разделов перспективных планов. В международной практике принято проводить ситуационный анализ один-два раза в год не только в целях управления маркетинговой деятельностью, но и контроля за ней.

     Основным  предметом ситуационного анализа  является непосредственное окружение  предприятия, система, в которой  оно действует: это потребители, конкуренты, торговцы, посредники по сбыту, а также поставщики.

     При функциональном подходе выделяются четыре направления деятельности предприятия: снабжение, производство, организация НИОКР и сбыт. Кроме того, должны быть изучены и сферы деятельности, обеспечивающие нормальную работу предприятия: финансы, служба информации и кадровая политика, которые оказывают влияние на принятие решений в маркетинге. [№ 7,с. 134]

     Информация  о внутренней среде фирмы необходима, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может  рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.

     Анализ  внутренней среды проводят по следующим  направлениям:

     1) производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и тому подобное;

     2) персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;

     3) организация управления: организационная структура, система управления; уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций;

Информация о работе Анализ обеспеченности материальными ресурсами ОАО «ОРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»