Актуальность перехода на МСФО и этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут рассмотрена актуальность перехода на МСФО, сложность применения МСФО в России и практические трудности реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при этом. Так же будет уделено внимание главным положениям и основным статьям МСФО.

Содержание

I. Введение
II. Международные стандарты финансовой отчетности
2.1 Порядок разработки и принятия МСФО
2.2 Концепция подготовки и представления финансовой отчетности
2.2.1 Принципы подготовки и составления финансовой отчетности
2.2.2 МСФО (IFRS) 1 "Первое применение МСФО"
2.3 Требования к составу и представлению финансовой отчетности
2.3.1 МСБУ (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"
2.4 Материальные активы
2.4.1 МСБУ (IAS) 2 "Запасы"
2.5 Раскрытие информации о финансовых результатах
2.5.1 МСБУ (IAS) 8"Учетная политика, изменение учетных оценок и ошибки"
III. Актуальность перехода на МСФО и этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО
3.1 Актуальность перехода на МСФО
3.2 Этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО
IV. Заключение
V. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Международные стандарты финансовой отчетности 7.doc

— 314.00 Кб (Скачать)
  1. раскрывать информацию о ее характере и величине по каждой затронутой ошибкой статье финансовой отчетности;
  2. показать влияние на показатель прибыли на акцию;
  3. указать величину корректировки на начало самого раннего из представленных отчетных периодов;
  4. описать то, как и когда была исправлена ошибка - в тех случаях, когда ретроспективный пересмотр показателей финансовой отчетности неосуществим.

     Оценки. Раскрытию подлежит информация об изменениях оценок, за исключением тех случаев, когда их влияние определить не представляется возможным, при этом следует указать причины, по которым информация не раскрывается.

     При выпуске нового стандарта, еще не вступившего в силу, необходимо раскрыть информацию о возможном влиянии его применения в будущем.

     По  выбору компания может раскрыть следующую  информацию:

  1. характер предстоящих изменений учетной политики;
  2. дату вступления стандарта в силу и дату, с которой выполнение его требований становится обязательным;
  3. обсуждение последствий применения стандарта или указание на тот факт, что эти последствия неизвестны.

     Правила первого перехода на МСФО. При первоначальном применении МСФО, которое оказывает  влияние на отчетные данные текущего, прошлого или будущего периодов, необходимо раскрыть следующую информацию:

  1. название соответствующего стандарта;
  2. изменения учетной политики, проведенные в соответствии с временными переходными правилами, а также их описание;

     3) влияние на настоящее и будущее.Следует показать:

  1. корректировки по каждой статье финансовой отчетности за текущий отчетный период и за каждый предыдущий период;
  2. корректировки величины прибыли на акцию;
  3. как и когда принимались изменения учетной политики - при неосуществимости ретроспективного применения.
 

 

      III. Актуальность перехода на МСФО и практические трудности реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при этом 

     3.1 Актуальность перехода на МСФО 

      

     3.2 Этапы реформирования российского  бухгалтерского учета и отчетности  при переходе на МСФО 

     Начало  реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности с целью перехода на МСФО было положено постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 21 сентября 1992 г. № 3509-1 О проекте постановления Верховного Совета Российской Федерации "О Государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики".

     Обобщение мировой практики регулирования  бухгалтерского учета и финансовой отчетности позволяет выделить следующие три основные модели учета:

  1. англо-саксонская (англо-американская) - стандарты финансовой отчетности устанавливаются независимым негосударственным органом (Великобритания, США, Канада, Израиль, Австралия, Нидерланды, Индия) , система нацелена на раскрытие в отчетности как можно большего количества существенной информации;
  2. континентальная (европейская) - стандарты устанавливаются профессиональным органом, в состав которого входят в том числе и представители государственных структур (Франция, Германия, Япония, Австрия, Бельгия, Италия) . Система предполагает жесткое регулирование, связь с налоговым учетом (особенно в Германии, где в регулировании принимают участие, государство, банки, предусмотрено резервирование в этих целях средств на государственном уровне) ;
  3. командно-административная (южно-американская) – стандарты устанавливаются государственными органами (южноамериканские страны, Северная Корея, Китайская Народная Республика, бывший СССР) .

     Россия  сделала выбор в пользу МСФО. Уже  начиная с 1993 г. бухгалтерский баланс, а с 1996 г. - все другие формы финансовой отчетности стали составляться в нетто-показателях, как это принято по правилам международных стандартов. Кроме того, с 1995 г. при отражении информации в российском бухгалтерском учете и отчетности применяется принятый в международной отчетности принцип начисления. В рамках реализации положений вышеназванной Программы приказом Минфина России № 100 от 28 июля 1994 г. было утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/94) . Этим положением впервые предусматривалось применение международных требований к качеству информации, представляемой в российской финансовой отчетности, в частности: последовательность применения учетной политики, полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности, требование осмотрительности, приоритет экономического содержания хозяйственных операций над их юридической формой. Важным событием в ходе дальнейшего реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России явилось принятие 21 ноября 1996 г. основного нормативного акта по бухгалтерскому учету - Федерального закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Этим законом был определен орган, ответственный за проводимую реформу, - Правительство Российской Федерации. Другим документом, отражающим реформирование принципов российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО, является Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г. (далее - Концепция бухгалтерского учета) ; в ее основу были положены концептуальные принципы МСФО. В этом документе сформулированы:

     - цель бухгалтерского учета;

     - основы организации бухгалтерского  учета;

     - требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете;

     - состав информации, формируемой  в бухгалтерском учете для внешних пользователей;

     - критерий признания активов, обязательств, доходов, расходов и их оценка.

     Позднее, 6 марта 1998 г. постановлением правительства  Российской Федерации №283 была утверждена программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности – правовая основа реформ бухгалтерского учета и отчетности (далее – Программа) . В ней признавалось, что процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности отстает от общего процесса экономических реформ в России. Целью реформирования называлось приведение национальной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями международных стандартов финансовой отчетности, и были определены задачи реформы:

     1) сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечить полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

     2) обеспечить увязку реформ бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне

     3) оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

     В настоящее время в России действует 20 положений по бухгалтерскому учету (табл. 1.2) . 

     Таблица 3.2

     Действующие российские положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)

Номер ПБУ Название Номер и дата приказа Минфина России Аналог в  МСФО
1/98 Учетная политика организации № 60 от 09.12.98 МСБУ (IAS) 1
2/94 Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство № 167 от 20.12.94 МСБУ (IAS) 11
3/06 Учет активов  и обязательств, стоимость которых  выражена в иностранной валюте №154н от 27.11.06 МСБУ (IAS) 21
4/99 Бухгалтерская отчетность организации № 43н от 06.07.99 МСБУ (IAS) 1
5/01 Учет материально-производственных запасов  № 44н от 09.06.01 МСБУ (IAS) 12
6/01 Учет основных средств № 36н от 30.03.01 МСБУ (IAS) 16
7/98 События после  отчетной даты № 56н от 25.11.98 МСБУ (IAS) 10
8/01 Условные факты  хозяйственной деятельности № 96н от 28.11.01 МСБУ (IAS) 10
9/99 Доходы организации № 32н от 06.05.99 МСБУ (IAS) 1
10/99 Расходы организации № 33н от 06.05.99 МСБУ (IAS) 1
11/2000 Информация  об аффинированных лицах № 5н от 13.01.2000 МСБУ (IAS) 28
12/2000 Информация  по сегментам № 11н от 27.01.2000 МСБУ (IAS) 14
13/2000 Учет государственной  помощи № 92н от 16.10.2000 МСБУ (IAS) 20
14/2000 Учет нематериальных активов № 91н от 16.10.2000 МСБУ (IAS) 38
15/01 Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию № 60н от 02.08.01 МСБУ (IAS) 23
16/02 Информация  по прекращаемой деятельности № 66н от 02.07.02 МСФО (IFRS) 5
17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы № 115н от 19.11.02 МСБУ (IAS) 38
18/02 Учет расходов по налогу на прибыль № 114н от 19.11.02 МСБУ (IAS) 12
19/02 Учет финансовых вложений № 126н от 10.12.02 МСБУ (IAS) 32, 39

МСФО (IFRS) 3

20/03 Информация  об участии в совместной деятельности № 105н от 24.11.03 МСБУ (IAS) 31
 

 

      Правовую основу реформирования бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО формируют и другие российские нормативные документы:

  1. приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций";
  2. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. № 112;
  3. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н;
  4. Методические рекомендации по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н, и др.

     В 2004 г. был подготовлен и представлен  в Государственную думу проект Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности". Переход на формирование консолидированной финансовой отчетности на основе МСФО коснется групп связанных между собой компаний (холдингов) во всех отраслях деятельности. Что касается индивидуальной финансовой отчетности организаций, то она будет формироваться согласно требованиям российского законодательства, которые разрабатываются уже в течение десяти лет в соответствии с принципами, заложенными в МСФО.

     Ожидается, что различие в представляемой крупными и малыми организациями финансовой отчетности будет заключаться в  том, что если малому предприятию  в большинстве случаев достаточно будет представить отчетность в виде двух форм - баланса и отчета о прибылях и убытках, то для средних и крупных организаций необходимо представление информации в виде пяти форм годовой отчетности. Причем их финансовая отчетность должна быть в предусмотренных законодательством случаях подтверждена аудиторским заключением. Что касается крупнейших организаций, то, конечно, потребуется подробнейшая расшифровка всей существенной информации, включая составление дополнительных таблиц, форм, пояснений.

     Таким образом, в настоящее время в России созданы законодательные основы реформы, на следующем ее этапе предстоит работа по уточнению российских стандартов в связи с пересмотром и реформированием самих МСФО.

     В рамках Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО Россия принимает участие в международном сотрудничестве для обмена опытом.

     В апреле 1997 г. в России был создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) - некоммерческое партнерство, учрежденное высшими учебными, научными и общественными организациями. ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов, руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента. Наряду с решением других задач ИПБ занимается вопросами внедрения в российскую практику МСФО в соответствии с Программой реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности. В ноябре 2001 г. ИПБ России вступил в Международную федерацию бухгалтеров (IFAC) и в настоящее время является ее действительным членом.

     Российский  ИПБ, внедряя зарубежный опыт подготовки квалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету и отчетности, с 1996 г. проводит аттестации профессиональных бухгалтеров с целью подтверждения российским бухгалтерским сообществом профессионального уровня своих представителей.

     В феврале 1998 г. был открыт Международный  центр реформы бухгалтерского учета (МЦРБУ) . Это неправительственная некоммерческая организация, в которую входят представители российских министерств и ведомств: Министерства финансов Российской Федерации, Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Госналогслужбы России, Госкомстата России и других ведомств. МЦРБУ играет роль связующего звена между СМСФО и российскими профессиональными организациями и регулирующими органами.

     Опыт  аттестации специалистов финансовой сферы  имеется в большинстве развитых стран, например, в США проводится аттестация и выдача по результатам аттестации диплома Certified Public Accountant (CPA) . Этот диплом подтверждает квалификацию специалиста в области американских национальных стандартов учета и отчетности – US GAAP.

     Наиболее известным международным сертификатом в финансовой сфере является диплом, выдаваемый международной организацией Великобритании, - The Association of chartered Certified Accountants (ACCA) . В состав четырнадцати экзаменов, сдаваемых соискателями на английском языке письменно при получении диплома ACCA, входят два экзамена по МСФО. С 2004 г. ACCA проводит аттестацию российским специалистам на русском языке по МСФО и по результатам аттестации выдает диплом с названием "ДмпИФР".

Информация о работе Актуальность перехода на МСФО и этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО