Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 10:31, курсовая работа
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.
Благодаря работам
американских психологов предмет психологии
внимания расширяется путем включения
знаний субъекта о процессах своего
внимания, умений, навыков и стратегий
использования этого знания. Вторая
тенденция заключается в
В целом же складывающееся направление можно нажать уровнево-деятелъностным подходом. Основным предметом теоретических дискуссий и эмпирических исследовании в этом плане стало различение автоматических и контролируемых процессов. Характеристики этих процессов приведены в таблице. Как видно из таблицы, контролируемые процессы требуют усилия, подвержены интерференции, более осознаваемы, изменчивы и, главное, подчинены прямому контролю субъекта. Автоматические процессы, напротив, происходят параллельно, нечувствительны к интерференции, обладают постоянными характеристиками, не изменяются при длительной тренировке, менее вариабельны, требуют меньше когнитивных ресурсов или внимания, их трудно прервать, если они уже начались. Многие авторы дополнительно отмечают, что контролируемые процессы -- медленные, а автоматические -- быстрые. Последние разделяют на два класса.
Характеристики автоматических и контролируемых процессов
Xарактеристика | Автоматические
процессы |
Контролируемые процессы | |
Центральная емкость | Не требуется | Требуетется | |
Управление, контроль | Частичный | Полный | |
Неделимость | Целостные | Фрагментарные | |
Практика | Приводит к постепенному улучшению | Сказывается незначительно | |
Модификация | Затруднительна | Легкая | |
Последовательно-параллельная зависимость | Параллельно-зависимые | Последовательно-зависимые | |
Долговременное запоминание | Незначительное или отсутствует | Значительное | |
Уровень
продуктивности |
высокий | Низкий,
за исключением
простых задач |
|
Простота | Нерелевантна | Нерелевантна | |
Осознание | Низкое | Высокое | |
Внимание | Не требуется, но может быть привлечено | Требуется | |
К первому классу относятся те процессы, которые разворачиваются благодаря функционированию врожденных, или предпрограммных структур. Результаты и ход таких процессов если и осознаются, то в незначительной степени и с большим трудом.
Автоматические процессы второго класса изначально осознаваемы и контролируемы, но благодаря длительной тренировке или научению становятся бессознательными и автоматическими. В отличие от автоматической переработки первого вида, они могут быть легко перенесены в план сознательной регуляции, а значит и переделаны в соответствии с конкретной целью и ситуацией
Авторы вышеприведенной
таблицы подчеркивают, что ни одна
из указанных характеристик не является
необходимым и достаточным
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности -- словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.
Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Непосредственное
внимание не управляется ничем, кроме
того объекта, на который оно направлено
и который соответствует
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
Наконец, можно
различать чувственное и
Западно-Казахстанский
Государственный Университет им. М. Утемисова
РЕФЕРАТ на тему:
«Психологические
теории внимания»
«303104 - Два иностранных языка»
Уральск – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
1. Психология внимания / Ю.Б, Дормашев, В.Я. Романов. - 2-е изд., перераб и испр. - М.: Тривола, 1999.
2. Вопросы психологии внимания. - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та., 2002.
3. Общая психология: Учебник для вузов / А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2003.
4. Немов Р.С. психология: Учеб. Для студентов высш. пед. заведений; В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
5. Психология
внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и
В.Я. Романова. - М.: ЧеРо. 2000.