Курс лекций по "Зоопсихологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 17:24, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Зоопсихология"

Работа содержит 1 файл

ЛЕКЦИИ по зоопсихологии.DOC

— 184.00 Кб (Скачать)

 

Это проявлялось:

  1. Возникали фобии, и это приводило к остановке опыта
  2. Происходило усиление стереотипных действий (животные ходили в одну сторону, независимо от направления движения корма)
  3. Появление парадоксальных движений (животные уходили в противоположную сторону от корма, т.е. уходили от доминантного в данном случае раздражителя)

 

Данные признаки характерны для психиатрической клиники.

 

Эти признаки снимались  путем отдыха 2-3 месяцы или давали психотропные вещества, транквилизаторы. После этого поведение животных нормализовалось.

 

Крушинский выявил отделы мозга, которые отвечают за ЭРД:

 

У млекопитающих это  ЛОБНАЯ КОРА (префронтальная)

У птиц – ГОМОЛЫ КОРЫ (полосатое тело)

 

Он показал сходство нейронов этих структур.

 

Крушинский показал роль генотипа в проявлении ЭРД животных.

 

ОНТОГЕНЕЗ ПОВЕДЕНИЯ  ЖИВОТНЫХ.

 

Периоды:

  • Эмбриональный (до 2 мес. Беременности)
  • Витальный (после 2 мес.)

 

Онтогенез – процесс индивидуального развития с момента оплодотворения (зигота) до смерти организма.

 

Стадии развития оплодотворенной клетки:

Зигота – морула –  бластула – гаструла – гистогенез – органогенез.

 

Дать общую характеристику изменения поведения животных в  процессе онтогенеза трудно, т.к. разные условия размножения:

  • отпочковывание (простейшие)
  • деление (полное, неполное) митоз, мейоз.
  • Откладывание яиц (насиживание и вылупление)
  • Вынашивание в матке, рождение.

 

Весь онтогенез поведения  животных делят на 2 периода (вида)

 

  1. ПРЕНАТАЛЬНЫЙ (эмбрион)
  2. ПОСТНАТАЛЬНЫЙ (после рождения)
  • ранний постнатальный
  • ювениальный период (игровой)

 

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ.

 

  1. Формирование поведения животных также как и других морфологических и функциональных признаков организма происходит под влиянием двух факторов:
  • генетических
  • средовых

 

  1. Формирование и проявление различных форм поведения животных определяется степенью морфофункциональной зрелости.

 

Поведение животных зависит  от развития:

  1. аффекторных систем (рабочих систем) – мышцы
  2. от степени зрелости регуляторных систем (нервно-измерительных систем, степень зрелости мозга и желез внутренней секреции (ЖСВС) – Н.С. и гуморальная Н.С.)
  3. степень зрелости сенсорных систем, которые обеспечивают реакции организма на раздражители окружающей среды и адаптируют организм к окружающей среде.

 

  1. Формирование поведения животных подчиняется общим закономерностям роста и развития организма. Такими закономерностями явл.:
  2. непрерывность развития поведения
  3. неравномерность (существуют периоды ускоренного развития, которые сменяются периодами замедления)
  4. гетерохронность – неодновременность развития (учение о гетерохронности введено Анохиным)
  5. фактор биологической надежности. Он проявляется в избыточности функций – изначально заложено больше, чем надо.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ  ЖИВОТНЫХ

В ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

 

Пренатальный период развития рост и формирование поведения происходит преимущественно под влиянием генетических факторов.

 

Генотип животного определяет его морфофункциональное созревание.

 

ШМАЛЬГАУЗЕН подчеркивал  наличие корреляционных связей между  степенью зрелости Н.С. , нервами, исполнительными органами и органами чувств.

 

Эти корреляции (взаимоотношения) осуществляются по принципу прямых и  обратных связей.

 

Исследования поведения  эмбрионов крайне сложны из-за технических  трудностей. Основные результаты были получены по эмбрионам птиц и млекопитающих.

 

В последние годы появились  работы по исследованию поведения эмбрионов  насекомых (куколок).

 

Начало исследования пренатального периода (эмбрионального) было положено ученым КУО в 20-30 гг. ХХ в.

 

Он работал на куриных  эмбрионах, наблюдал за поведением этих эмбрионов.

 

Он делал «окошки» в скорлупе яйца, не повреждая эмбрион.

 

Результаты наблюдения Куо:

 

  1. Развитие двигательной активности эмбрионов (локолюции).

Подтвердил, что развитие движение происходит по принципу «от  общего к частному», но и показал, что первые движения имеют эндогенную природу и носят меогенный характер, т.е. вначале происходит сокращение отдельных мышц головы на тех стадиях эмбрионального развития, когда еще отсутствуют нервно-мышечные связи, следовательно причина сокращения мышц лежит в них самих (неогенная природа).

 

  1. Выявил способность последовательности сокращения мышц конечностей куриных эмбрионов.

 

  1. Незадолго до вылупления наблюдаются отдельные движения по типу рефлексов, т.е. формируется Н.С. (безусловные рефлексы)

 

Вывод: двигательная активность эмбриона рассматривается зоопсихологией как апробирование работы органов и их упражнение. Именно в этом смысле говорят об эмбриональном научении, т.е. эмбриональное научение сводится к упражнению.

 

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

В ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

 

Развитие сенсорных систем подразумевает  прежде всего развитие органов зрения, слуха и тактильной чувствительности.

 

Имеется большая вариабельность в развитии сенсорных систем в  зависимости от вида животного.

 

На куриных эмбрионах показано, что к моменту вылупления куриные эмбрионы слышат звуки, исходящие из внешней среды и обнаруживают реакцию на свет.

 

Пример: Звуки, издаваемые наседкой обеспечивают одновременное вылупление цыплят.

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ В ПЕРИОД

РАННЕГО ПОСТНАТАЛЬНОГО ОНТОГЕНЕЗА.

 

Основные сензитивные  периоды (следующие непосредственно  за рождением детеныша).

 

В эти периоды происходит:

  1. Реакция запечатления;
  2. В ранний постнатальный онтогенез большое значение имеет тактильная стимуляция, особенно с матерью. Тактильный стимул обеспечивает чувство защиты, т.к. оно происходит при тесном взаимодействии с матерью.

В отсутствие тактильного  контакта детеныши становятся беспокойными, в более позднем возрасте обнаруживается большая пугливость по сравнению  с контрольными животными.

Установлено, что тактильный контакт у ряда животных способствует более быстрому  росту и созреванию.

 

Большое влияние на поведение  в ранний постнатальный период оказывает  количество раздражителей окружающей среды.

 

Резкое их снижение приводит к резкому нарушению поведения и прежде всего к повышению агрессивности и злобности животных:

 

Пример: у крыс, выращенных в полной изоляции, обнаруживались шизоидные симптомы, связанные с повышенной агрессивностью. Они беспричинно бросались на прутья клеток, грызли их, издавали писк.

 

  1. (как вывод) В ранний постнатальный период большую роль играет подражание, т.е. развитие поведения животных развивается на основе подражания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В

ЮВЕНИАЛЬНЫЙ (ИГРОВОЙ) ПЕРИОД.

 

Основной характеристикой этого периода явл. наличие  игровой деятельности – признак, характерный для высших позвоночных животных и явл. показателем нормального развития психики животного.

 

Виды игр.

  1. Игра происходит в одиночестве с самим собой или с окружающими предметами.
  2. Парные игры:
  • со сверстниками
  • с родителями
  1. Групповые игры.

 

Значение игр.

Зависит от функциональной роли. Выделяют:

 

  1. Познавательные игры.

Эти игры включают манипуляцию  с окружающими предметами (включая  пищу). Их роль заключается в познавании окружающего мира (игра с листьями, сучком, у дельфинов – пускание струй воды).

 

  1. Сексуальные игры.

Их значение в приобретении полового опыта. Главная особенность  – игра характеризуется незавершенностью, т.е. в самой игре полового акта не случится.

 

  1. Совместные игры.

В них проявляются индивидуальные качества особей и устанавливаются взаимоотношения в группе. Выделяются лидеры, подчиненные (наиболее сильные и слабые особи). Формируются межгрупповые отношения.

 

  1. Соревновательные игры.

Беготня, борьба за владение предметом. Значение соревновательных игр – упражнение и отработка локолюции.

 

Игры можно рассматривать  в качестве подготовки к взрослой жизни, но вместе с тем игры приносят животным чувство радости и эмоциональной  разрядки.

 

Выявляются случаи приглашения  к игре. Эти приглашения могут исходить от детеныша или от родителя.

 

Позы, которые  свидетельствуют о приглашении  к игре.

  • сгибание передних конечностей.
  • Повиливание хвостом.
  • Повизгивание.

 

Все игры в зависимости  от их характера определяются:

 

  1. Незавершенностью действий(я):
  • укусы не приводят к серьезным повреждениям,
  • половое поведение не приведет к половому акту и оплодотворению

 

  1. В играх происходит смешение различных типов поведения:
  • ориентировочный и оборонительный
  • оборонительный и половой.

 

У взрослых эти типы поведения  разделены, а у детенышей все смешено.




Информация о работе Курс лекций по "Зоопсихологии"