Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 17:24, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Зоопсихология"
Это проявлялось:
Данные признаки характерны для психиатрической клиники.
Эти признаки снимались путем отдыха 2-3 месяцы или давали психотропные вещества, транквилизаторы. После этого поведение животных нормализовалось.
Крушинский выявил отделы мозга, которые отвечают за ЭРД:
У млекопитающих это ЛОБНАЯ КОРА (префронтальная)
У птиц – ГОМОЛЫ КОРЫ (полосатое тело)
Он показал сходство нейронов этих структур.
Крушинский показал роль генотипа в проявлении ЭРД животных.
ОНТОГЕНЕЗ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ.
Периоды:
Онтогенез – процесс индивидуального развития с момента оплодотворения (зигота) до смерти организма.
Стадии развития оплодотворенной клетки:
Зигота – морула – бластула – гаструла – гистогенез – органогенез.
Дать общую характеристику изменения поведения животных в процессе онтогенеза трудно, т.к. разные условия размножения:
Весь онтогенез поведения животных делят на 2 периода (вида)
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ.
Поведение животных зависит от развития:
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
В ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
Пренатальный период развития рост и формирование поведения происходит преимущественно под влиянием генетических факторов.
Генотип животного определяет
его морфофункциональное
ШМАЛЬГАУЗЕН подчеркивал наличие корреляционных связей между степенью зрелости Н.С. , нервами, исполнительными органами и органами чувств.
Эти корреляции (взаимоотношения) осуществляются по принципу прямых и обратных связей.
Исследования поведения эмбрионов крайне сложны из-за технических трудностей. Основные результаты были получены по эмбрионам птиц и млекопитающих.
В последние годы появились работы по исследованию поведения эмбрионов насекомых (куколок).
Начало исследования пренатального периода (эмбрионального) было положено ученым КУО в 20-30 гг. ХХ в.
Он работал на куриных эмбрионах, наблюдал за поведением этих эмбрионов.
Он делал «окошки» в скорлупе яйца, не повреждая эмбрион.
Результаты наблюдения Куо:
Подтвердил, что развитие движение происходит по принципу «от общего к частному», но и показал, что первые движения имеют эндогенную природу и носят меогенный характер, т.е. вначале происходит сокращение отдельных мышц головы на тех стадиях эмбрионального развития, когда еще отсутствуют нервно-мышечные связи, следовательно причина сокращения мышц лежит в них самих (неогенная природа).
Вывод: двигательная активность эмбриона рассматривается зоопсихологией как апробирование работы органов и их упражнение. Именно в этом смысле говорят об эмбриональном научении, т.е. эмбриональное научение сводится к упражнению.
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
В ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
Развитие сенсорных систем подразумевает прежде всего развитие органов зрения, слуха и тактильной чувствительности.
Имеется большая вариабельность в развитии сенсорных систем в зависимости от вида животного.
На куриных эмбрионах показано, что к моменту вылупления куриные эмбрионы слышат звуки, исходящие из внешней среды и обнаруживают реакцию на свет.
Пример: Звуки, издаваемые наседкой обеспечивают одновременное вылупление цыплят.
РАННЕГО ПОСТНАТАЛЬНОГО ОНТОГЕНЕЗА.
Основные сензитивные периоды (следующие непосредственно за рождением детеныша).
В эти периоды происходит:
В отсутствие тактильного контакта детеныши становятся беспокойными, в более позднем возрасте обнаруживается большая пугливость по сравнению с контрольными животными.
Установлено, что тактильный контакт у ряда животных способствует более быстрому росту и созреванию.
Большое влияние на поведение в ранний постнатальный период оказывает количество раздражителей окружающей среды.
Резкое их снижение приводит к резкому нарушению поведения и прежде всего к повышению агрессивности и злобности животных:
Пример: у крыс, выращенных в полной изоляции, обнаруживались шизоидные симптомы, связанные с повышенной агрессивностью. Они беспричинно бросались на прутья клеток, грызли их, издавали писк.
ЮВЕНИАЛЬНЫЙ (ИГРОВОЙ) ПЕРИОД.
Основной характеристикой этого периода явл. наличие игровой деятельности – признак, характерный для высших позвоночных животных и явл. показателем нормального развития психики животного.
Виды игр.
Значение игр.
Зависит от функциональной роли. Выделяют:
Эти игры включают манипуляцию с окружающими предметами (включая пищу). Их роль заключается в познавании окружающего мира (игра с листьями, сучком, у дельфинов – пускание струй воды).
Их значение в приобретении
полового опыта. Главная особенность
– игра характеризуется
В них проявляются индивидуальные качества особей и устанавливаются взаимоотношения в группе. Выделяются лидеры, подчиненные (наиболее сильные и слабые особи). Формируются межгрупповые отношения.
Беготня, борьба за владение предметом. Значение соревновательных игр – упражнение и отработка локолюции.
Игры можно рассматривать
в качестве подготовки к взрослой
жизни, но вместе с тем игры приносят
животным чувство радости и
Выявляются случаи приглашения к игре. Эти приглашения могут исходить от детеныша или от родителя.
Позы, которые свидетельствуют о приглашении к игре.
Все игры в зависимости от их характера определяются:
У взрослых эти типы поведения разделены, а у детенышей все смешено.