Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 17:24, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Зоопсихология"
Тема 1.
Предмет, задачи, метода и основные направления
зоопсихологических
ЗООПСИХОЛОГИЯ – направление отечественной психологии, изучающее проявления, закономерности и эволюцию психического отражения у животных разного уровня развития, т.е. наука, изучающая поведение животных.
ПРЕДМЕТОМ исследования зоопс. явл. Происхождение и развитие (фило- и онтогенез) психических процессов у животных, а также предпосылки и предыстория человеческого сознания.
Психикой животных явл. формой отражения, позволяющая животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам внешней среды (доказано, что у подавляющего большинства животных головной мозг явл. Центральным органом нервно-психической деятельности).
Психика животных неотделима от их поведения, под которым понимается вся совокупность проявления внешних, преимущественно двигательной активности животных, направленная на установление жизненно необходимых связей организма со средой.
ПОВЕДЕНИЕ – комплекс ответной реакции целого организма на изменение внешней и внутренней среды организма.
Единство поведения и психики животных выражается в понятии психическая деятельность.
Под ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ понимается весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения, как продукт внешней активности животного.
ЗАДАЧИ ЗООПСИХОЛОГИИ.
Такие же примерно задачи имеет и сравнительная психология.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПС. – направление исследований, в котором сопоставляются способности к обучению животных разных эволюционных ступеней развития.
Под сравнительно-психологическими исследованиями обычно подразумевают исследование способностей животных к обучению и рассудочной деятельности, проводящееся в лабораторных условиях.
Взаимосвязь с другими науками.
Поскольку о многих психологических процессах у животных можно судить по изменению их поведения, то зоопс. широко использует данные, полученные учеными других биологических наук:
ОБЪЕКТОМ исследования зоопсихологов явл. животные.
Животный мир Земли исключительно разнообразен.
Все животные отличаются не только поведением, но и средой обитания: воздушная, наземная, подземная, водная (т.е. ареал обитания)
В процессе эволюции каждый вид животных занял свою экологическую нишу (т.е. приспособился к конкретной среде обитания).
МЕТОДЫ ЗООПСИХОЛОГИИ.
Можно разделить на две группы.
ЕСТЕСТВ. условия. (плюсы)
(минусы)
ЛАБОРАТ. условия. (плюсы)
(минусы)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЗООПСИХОЛОГИИ.
1. Исследование биоритмов животных.
У животных разная продолжительность биоритмов:
это основные биоритмы.
Работа многих систем органов у животного и человека подчинена этим ритмам.
Например, на животных исследованы ритмы двигательной активности. Биоритм – сон-бодорствование. У животных, в отличие от человека, есть зимняя и летняя спячка, связанная с температурными изменениями в среде обитания.
Каждая биологическая форма поведения протекает на фоне определенного функционального состояния организма. А в свою очередь, функциональное состояние организма в большой степени зависит от фаз биоритма и целого ряда физиологических показателей.
В настоящее время описано более ста параметров, которые изменяются ритмически.
Биологический ритм определяет
изменение жизнедеятельности
Суточный ритм сон-бордствование ярко выражены у позвоночных. К этому ритму относят и летнюю-зимнюю спячки.
Спячка бывает истинная и неполная.
Во время неполной
спячки температура тела резко снижается,
при истинной спячке она может
достигать отрицательных
Ритмы связаны с репродуктивной функцией. К ним относят ритмы созревания яйцеклетки млекопитающих, менструальные циклы.
Мотив – причины действия животных, а основным компонентом эмоций явл. субъективное переживание.
Сейчас общепринято, что животные могут испытывать следующие эмоции: страх, агрессию, радость, удовлетворение. Эти чувства находят свое выражение во внешних проявлениях (поведение, деятельность, двигательная активность) и вегетативные компоненты.
К ним относят:
В настоящее время выделены разные формы научения:
То есть раскрытие закономерностей формирования поведения в процессе роста и развития.
Основная проблема исследования – выяснение роли генетических и средовых факторов в формировании поведения. К решению этой проблемы широко привлекаются данные генетиков.
Основная задача –
раскрытие закономерностей
Решение этой задачи возможно только с учетом знаний сравнительных анализов строения НС (разных видов) и анализа сенсорных систем, которые включают органы чувств и обеспечивают взаимодействие животного с окружающей средой.
НС участвует в переработке
этой информации и обеспечивает приспособление
организма к внешним
Тема 2.
Классификация основных форм поведения животных.
Поведение животных бесконечно разнообразно по своим формам, проявлениям и механизмам. В настоящее время накоплен большой материал, который характеризует поведение как совокупность разных форм приспособительной деятельности.
Существуют многообразные
системы классификации
Классификация ДЬЮСБЕРИ.
1981г.
Он подразделяет поведение животных на 3 основные группы:
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ поведение.
Включает разнообразные акты, направленные на выживание и жизнеобеспечение отдельных особей
Сложность этой системы определяется не только морфологическими особенностями эффекторов, например, развитие кисти у обезьян или превращение передних конечностей в крылья у птиц, но и также общим уровнем организации поведения и психики животного.
В кормовом поведении действие с наследственно-обусловленной видоспецифической программой тесно переплетены с действиями, приобретенными в результате индивидуального приспособления к среде. На пищедобывательных реакциях основано большинство методик изучения ВНД (высшей нервной деятельности) животных.