Интеллектуальное поведение животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Наличие у высших животных элементов разума в настоящее время не вызывает сомнения ни у кого из ученых. Интеллектуальное поведение представляет собой вершину психического развития животных. Вместе с тем, как отмечает Л.В. Крушинский, оно является не чем-то из ряда вон выходящим, а лишь одним из проявлений сложных форм поведения с их врожденными и благоприобретенными аспектами. Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с различными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается из индивидуально изменчивых компонентов поведения

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….3
3. Общая характеристика интеллектуального поведения животных……4
4. Предпосылки интеллектуального поведения животных……………....6
5. Основные исследования в области интеллектуального поведения животных…………………………………………………………………….8
6. Исследование интеллектуального поведения животных в трудах отечественных ученых……………………………………………………..10
7.Заключение……………………………………………………………..…13
8.Список используемой литературы………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Зоопсихология контрольная - копия.docx

— 45.53 Кб (Скачать)

Ч.Уитмен занимался сравнительным  изучением поведения животных. Ему  принадлежит описание поведения  многих видов птиц и некоторых  межвидовых гибридов. Он подчеркивал, что поведение животных можно  изучать с эволюционных позиций подобно тому, как изучают строение тела. 

Один из основоположников современной психофизиологии У. Джеймс дал определение инстинкта  как «способности действовать целесообразно, но без сознательного предвидения  цели, и без предварительной выучки производить данное целесообразное действие». Интересно отметить, что  Джеймс не соглашался с распространенной в его время точкой зрения, что  ввиду высокого уровня развития интеллекта человек обладает малым числом инстинктов. Он, напротив, утверждал, что у человека больше различных инстинктов, чем  у животных. 

Огромное значение для  развития науки о поведении сыграли  работы английского ученого Э. Торндайка. Наряду с И.П. Павловым, он считается  основателем научного метода исследования процесса обучения в контролируемых лабораторных условиях. По Торндайку, исходным моментом поведенческого акта является наличие так называемой проблемной ситуации, т.е. таких внешних  условий, для выхода из которых у  животного нет готового двигательного  ответа. Разрешение проблемной ситуации определяется взаимодействием организма  и среды как единого целого. Животное осуществляет активный выбор  действий, а формирование данных действий происходит путем упражнений. 

Важнейший вклад в изучение поведения животных внесли австрийский  ученый Конрад Лоренц и нидерландский  ученый Нико Тинберген, которых считают  основателями современной этологии. Научный подход этих ученых был подготовлен  исследованиями Уитмена, Крейга в Америке  и Хейнрота в Германии, однако именно их работы обеспечили основу для будущего развития этологии, а их подход оказался альтернативным для господствовавшего  тогда в Америке бихевиоризма. 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование  интеллектуального поведения животных в трудах отечественных ученых.

 

Наука о поведении животных весьма плодотворно развивалась  и в России.  

В середине XIX в., в противовес распространенным тогда идеалистическим  и метафизическим теориям, последовательно  отстаивал исторический подход к  изучению живой природы выдающийся ученый, один из первых эволюционистов, профессор Московского университета Карл Рулье. Он утверждал, что наряду с анатомией, физиологией и экологией, необходимо изучать и инстинкты  животных. Первопричиной происхождения  психических способностей Рулье  считал взаимодействие организма со средой, в которой обитает данное животное. 

Большой вклад в сравнительное  изучение природы инстинктов и разработку самой методологии «биопсихологических», по его терминологии, исследований внес талантливый русский биолог и зоопсихолог В. А. Вагнер. Он занимался  систематическим изучением поведения  животных разного уровня развития, и многие из его исследований носили сравнительно-психологический характер. 

В докторской диссертации  «Биологический метод в зоопсихологии» (1902) Вагнер сделал первую сводку своих  работ по психологии животных. Он подчеркивал  огромное значение зоопсихологии в  поиске путей эволюции психических  способностей в животном мире –  эволюции, которая ведет в конечном счете к пониманию генезиса нашего собственного «Я». 

Большое внимание уделял В.А. Вагнер проблеме индивидуально-приобретенного поведения, а также его роли в  жизнедеятельности животных. Согласно традициям своего времени, он называл  подобное поведение «разумом», включая  в это понятие результаты накопленного опыта в форме ассоциаций и подражаний. 

Вагнер отмечал, что, поскольку  индивидуально-приобретенное поведение  всегда связано с биологически важными  ситуациями, провести границу между  ним и врожденным поведением трудно. 

В. А. Вагнер полностью отрицал  способность животных к каким  бы то ни было проявлениям зачатков разума в прямом смысле этого слова. Он считал, что эти явления можно вполне объяснить формированием навыков. 

Работы Вагнера оказали  существенное влияние на развитие отечественной  науки о поведении. Введенный  им «объективный биологический метод» был воспринят и получил широкое  применение в работах отечественных  зоопсихологов. 

Особый вклад в исследование поведения и психики животных внесла Н.Н. Ладыгина-Котс. Она занималась тщательным изучением развития в  онтогенезе ряда видов птиц, а также  проявлением и вариациями основных инстинктов различных млекопитающих.3 

Тщательно проанализировав  движения, игры и сложные действия шимпанзе и ребенка, Н.Н. Ладыгина-Котс пришла к выводу, что психика ребенка  качественно отличается от психики  обезьян. Отмечая многочисленные черты  сходства поведения шимпанзе и человека на ранних стадиях онтогенеза, она  указывает на те критические точки, с которых развитие психики ребенка  идет принципиально иными темпами  и на качественно другом уровне, чем у шимпанзе. Несмотря на большую  степень сходства психики шимпанзе с человеческой, по уровню развития интеллекта, понимания речи человека и овладения его языком, шимпанзе все же не превышают уровня двухлетнего  ребенка. 

В процессе работы с обезьянами, Н.Н Ладыгиной-Котс была разработана  экспериментальная методика «Выбор по образцу», пользуясь которой, она  детально изучила зрительные восприятия шимпанзе и установила, что они  различают все цвета спектра  и тонкие оттенки цветов. 

Центральное место в трудах Н.Н. Ладыгиной-Котс занимала проблема элементарного мышления животных как  предпосылки человеческого мышления, позволяющего выявить и восстановить предысторию его возникновения  в процессе эволюции. Особое внимание уделялось особенностям восприятия, манипуляционной, орудийной и конструктивной деятельности приматов. 

Большой вклад в развитие науки о поведении животных в  России внесли ученые-физиологи. Среди  них необходимо прежде всего отметить таких корифеев, как И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов и целый  ряд его учеников. 

И.М. Сеченов занимался  изучением физиологии нервных процессов. Среди главных заслуг этого ученого  было открытие процесса торможения, существующего  в нервной системе наряду с  возбуждением, без которого невозможно представить осуществление центральной  нервной системой интегративных  функций. 

В центре научных интересов  знаменитого русского ученого В.М. Бехтерева стояла проблема человека. Крупнейший вклад в науку составили  его труды по анатомии мозга и  невропатологии. Он ввел понятие сочетательного, т.е. фактически условного рефлекса как приобретенного свойства нервной  системы, а также представление  о сложных органических рефлексах, т.е. инстинктах, механизм которых он также считал чисто рефлекторным. 

Одним из главных основоположников экспериментального изучения поведения  животных в России был И.П. Павлов. Поведение животных осуществляется под ведущим влиянием раздражителей, несущих информацию о среде обитания, непосредственно окружающей их. Система, воспринимающая такую информацию, была названа И.П. Павловым первой сигнальной системой действительности. 

Процесс формирования мышления человека осуществляется не только при  помощи первой сигнальной системы действительности, но главным образом под влиянием информации, которую он получает при  помощи речи. Эту систему восприятия действительности Павлов назвал второй сигнальной системой. При помощи второй сигнальной системы человек имеет  возможность получать всю сумму  знаний и традиций, накопленных человечеством  в процессе его исторического  развития. В этом отношении и границы  возможностей человеческого мышления колоссально отличаются от возможностей элементарной рассудочной деятельности животных, которые в своей повседневной жизни оперируют лишь весьма ограниченными  представлениями о структурной  организации среды их обитания. 

Существенный вклад в  развитие медицины, в физиологию вегетативной нервной системы, эволюционную физиологию и биохимию, а также в формирование современных представлений о  закономерностях становления поведения  внес Л.А. Орбели. На основе наблюдений и экспериментов им был сделан вывод о существовании процесса созревания врожденных поведенческих  реакций, входящих в видоспецифический  репертуар, которые, как он специально подчеркивал, не следует смешивать  с поведением, приобретенным в  результате жизненного опыта. 
 

 

Заключение

 

Изучение рассудочной  деятельности животных как любого приспособления организма к среде его обитания должно быть предметом биологического исследования. Опираясь в первую очередь  на такие биологические дисциплины, как эволюционное учение, нейрофизиология  и генетика, можно добиться успеха в объективном познании процесса формирования мышления. 

Рядом с инстинктивными и  простыми формами изменчивого поведения  у животных существует еще одна форма  поведения, которая представляет собой  интерес. Животные обнаруживают некоторые  формы подлинно разумного интеллектуального  поведения. 

Развитие научных взглядов на интеллектуальное поведение животных происходило диалектически и  проходило в несколько этапов. 

В отличие от животных с  наиболее высокоразвитой элементарной рассудочной деятельностью и, вероятно, от своих пещерных предков, человек  оказался в состоянии улавливать не только эмпирические законы, но формулировать  и теоретические законы, которые  легли в основу понимания окружающего  мира и развития науки. Все это, конечно, ни в какой мере не доступно животным. И в этом огромное качественное различие между животным и человеком. 
 
^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1976, 1993; РПО, 1999; УМК «Психология»,  2001.
  2. Зорина З.А., Полетаева И.П., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М.: Изд-во МГУ, 1999, 2001.
  3. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2001. 

1 Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1976, 1993; РПО, 1999; УМК «Психология»,  2001.

2 Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2001

3 Зорина З.А., Полетаева И.П., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М.: Изд-во МГУ, 1999, 2001

 


Информация о работе Интеллектуальное поведение животных