Интеллектуальное поведение животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Наличие у высших животных элементов разума в настоящее время не вызывает сомнения ни у кого из ученых. Интеллектуальное поведение представляет собой вершину психического развития животных. Вместе с тем, как отмечает Л.В. Крушинский, оно является не чем-то из ряда вон выходящим, а лишь одним из проявлений сложных форм поведения с их врожденными и благоприобретенными аспектами. Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с различными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается из индивидуально изменчивых компонентов поведения

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….3
3. Общая характеристика интеллектуального поведения животных……4
4. Предпосылки интеллектуального поведения животных……………....6
5. Основные исследования в области интеллектуального поведения животных…………………………………………………………………….8
6. Исследование интеллектуального поведения животных в трудах отечественных ученых……………………………………………………..10
7.Заключение……………………………………………………………..…13
8.Список используемой литературы………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Зоопсихология контрольная - копия.docx

— 45.53 Кб (Скачать)

Содержание: 

1. Введение………………………………………………………………….3 
 
3. Общая характеристика интеллектуального поведения животных……4 
 
4. Предпосылки интеллектуального поведения животных……………....6 
 
5. Основные исследования в области интеллектуального поведения животных…………………………………………………………………….8 

6. Исследование интеллектуального поведения животных в трудах отечественных ученых……………………………………………………..10 
 
7.Заключение……………………………………………………………..…13 
 
8.Список используемой литературы………………………………………14 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наличие у высших животных элементов разума в настоящее  время не вызывает сомнения ни у  кого из ученых. Интеллектуальное поведение  представляет собой вершину психического развития животных. Вместе с тем, как  отмечает Л.В. Крушинский, оно является не чем-то из ряда вон выходящим, а  лишь одним из проявлений сложных  форм поведения с их врожденными  и благоприобретенными аспектами. Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с  различными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается из индивидуально изменчивых компонентов поведения. Оно дает наибольший приспособительный эффект и способствует выживанию особей и продолжению рода при резких, быстро протекающих изменениях в  среде обитания. В то же время  интеллект даже самых высших животных находится, несомненно, на более низкой ступени развития, чем интеллект  человека, поэтому более корректным будет называть его элементарным мышлением, или зачатками мышления. Биологическое изучение данной проблемы прошло длинный путь, к ней неизменно  возвращались все крупнейшие ученые.

  1.  

 

 

Общая характеристика интеллектуального поведения животных.

Существует два типа поведения  животных: первый - тип сенсорной  психики или инстинктивного поведения, второй – типом перцептивной психики  или индивидуально – изменчивого  поведения.  

Для первых этапов развития поведения – этапов сенсорной  психики и инстинктивного поведения  – характерен тот факт, что животные приспосабливаются к окружающим условиям среды, проявляя известные  врожденные программы поведения  в ответ на отдельные сенсорные  стимулы. Одно какое – нибудь воспринимаемое свойство, например, блеск воды у  комара, вибрация у паука вызывают сразу же целую сложную врожденную, закрепленную в видовом опыте  программу поведения. Эта программа  поведения может быть очень сложной  и малоподвижной, она приспособлена  к мало меняющим условиям. По этому  типу построено поведения низших позвоночных и насекомых. 

Второй тип поведения  формируется с изменением условий  существования и с развитием  коры головного мозга. Он проявляется  особенно отчетливо у высших позвоночных, и в частности у млекопитающих. Для этого типа поведения характерен тот факт, что животное начинает воспринимать комплексные раздражители, идущие из среды, отражать целые ситуации, регулировать свое поведение посредством  субъективных образов объективного мира и приспосабливаться к меняющимся условиям. У животного на этом этапе  развития комплексный раздражитель уже не просто реализует врожденные репертуары инстинктивного поведения, а вызывает акты, приспособленные  к предметному миру. Поэтому ведущим  на этом этапе начинает становиться  индивидуальное поведение; оно проявляется  в отсроченных реакциях, о которых  речь шла выше, в образовании условно  – рефлекторных актов, в тех навыках, которые, видно формируются на основании  анализа среды, совершаемого животными. 

Высшие представители  животного мира (из живущих на суше — человекообразные обезьяны, из морских  животных — дельфины) выполняют  сложные действия, которые можно  назвать интеллектуальным поведением. Оно обусловлено более высокой  формой психической деятельности, осуществляемой в таких жизненных условиях, когда  врожденные инстинкты и выработанные навыки оказываются недостаточными. 

Вот примеры некоторых опытов над животными: 

Около клетки с обезьяной  лежит банан — ее любимое лакомство. Животное пытается достать его, но это  не удается. Обезьяна замечает лежащую  недалеко палку, берет ее и с помощью  палки пододвигает банан ближе  и достает его. В другом опыте  палка, взятая обезьяной, оказалась  коротка. Рядом лежали другие палки. Обезьяна начала манипулировать (производить  разные движения) с ними. Палки были бамбуковые, полые внутри. Случайно обезьяна вставила одну из них в  другую. Получилась длинная палка, которой  обезьяна и подтолкнула к себе плод.1 

К потолку клетки подвесили  банан. Обезьяна, подпрыгивая, пыталась достать его, но это оказалось  невозможным. Оглядевшись кругом, она  увидела ящик, подтащила его и  с него дотянулась до банана. В другой раз плод подвесили так, что и  с ящика обезьяна не могла его  достать. Рядом находились другие ящики. Обезьяна догадалась поставить их друг на друга и, встав на верхний ящик, достала банан. 

Какими бы умными ни казались эти животные, нетрудно убедиться  в большой ограниченности их мышления. Наблюдались такие случаи. На плоту  помещали лакомство, но огонь мешал  обезьяне взять любимый плод. Она  видела, как люди тушили огонь водой, которую наливали из бачка. На соседнем плоту обезьяна увидела этот сосуд. Чтобы перебраться туда, она составила  из бамбуковых палок длинные шесты  и перешла на плот, налила воды в  кружку и, вернувшись назад, залила огонь. Почему же обезьяна не воспользовалась  водой, которая была рядом? Дело в  том, что обезьяна не умеет обобщать: всякая вода гасит огонь, обезьяна же видела только, как его гасят водой  из бачка. 

Все это говорят о том, что, пытаясь решить интеллектуальную задачу, обезьяна не видит всех условий, необходимых для решения, а замечает только некоторые из них. В этом одна из причин ограниченности мышления высших животных. 

В то время как человек  обычно решает задачу, логически рассуждая, делая необходимые выводы, животные находят правильное решение случайно, часто действуя методом проб и  ошибок. 
^

 

 

Предпосылки интеллектуального  поведения животных

 

Предпосылкой для инстинктивного поведения является отражение отдельных  свойств внешней среды, которое  действует на механизм, пускающий  в ход врожденный инстинктивный  акт.  

Предпосылкой для сложных  форм индивидуально – изменчивого  поведения является перцепция, то есть отражение целых комплексных  форм сложных ситуаций среды. На основе этого образа отражаемой действительности возникают индивидуально – изменчивые формы поведения. 

Интеллектуальное поведение  не только теснейшим образом связано  с разными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается (на врождённой основе) из индивидуально-изменчивых компонентов  поведения. Оно является высшим итогом и проявлением индивидуального  накопления опыта, особой категорией научения с присущими ей качественными  особенностями. Интеллектуальное поведение  даёт наибольший приспособительный  эффект при резких, быстро протекающих  изменениях в среде обитания. 

1. Предпосылкой и основой  развития интеллекта животных  является манипулирование, особенно  с биологически «нейтральными»  предметами. В ходе манипулирования,  особенно при выполнении сложных  и деструктивных манипуляций,  происходит тренировка сенсорных  и эффекторных систем, обобщается  опыт деятельности животного,  формируются обобщённые знания  о предметных компонентах окружающей  среды. Этот обобщённый двигательно-сенсорный  опыт составляет основу интеллекта  высших позвоночных, особенно  обезьян. 

Для интеллектуального поведения  первостепенное значение имеют зрительные восприятия и особенно зрительные обобщения, сочетающиеся с кожно-мышечной чувствительностью  передних конечностей. 

2. Другим элементом интеллектуального  поведения являются сложные многофазные  навыки и инструментальные действия. Эти элементы относятся к двигательной  сфере. Они позволяют животному  решать сложные задачи, требующие  определённой последовательности  действий. Решение многофазовых  инструментальных задач легче  всего даётся человекообразным  обезьянам, остальные высшие млекопитающие  (крысы, еноты, низшие обезьяны  и так далее) легче справляются  с локомоторными задачами. Это  отражает разный характер исследовательской  деятельности у животных разного уровня развития психики. У большинства млекопитающих преобладает познавание пространственных отношений среды с помощью локомоторных действий. У обезьян, особенно человекообразных, по мере развития манипулирования, локомоторное познавание пространственных отношений теряет свою доминирующую роль. Однако только человек может полностью освободиться от направляющего воздействия пространственных отношений, если этого требует познание временно-причинных связей. 

3. Важной предпосылкой  интеллектуального поведения является  и способность к широкому переносу  навыков в новые ситуации. Эта  способность проявляется у разных  животных в разной степени,  но наибольшее развитие она  получила у высших позвоночных.  Например, собака, ранее обученная  двум разным навыкам (подтягивать  за верёвку кусок мяса и  открывать лапой щеколду) в  новой ситуации, когда щеколда  расположена высоко и открыть  её можно только потянув за  свисающую верёвку, сразу же  решает эту задачу на основании  переноса ранее полученного опыта  в новые условия. Если видеть  сразу результат и не знать  о ранее выработанных навыках,  то может сложиться впечатление  о разумном решении предложенной  задачи. Подобные наблюдения могут  стать одной из причин антропоморфического  объяснения поведения животных, как в естественных условиях  обитания, так и в неволе. 

Таким образом, важнейшими элементами и предпосылками интеллекта животных являются способности к разнообразному манипулированию, широкому чувственному (зрительному) обобщению, к решению  сложных задач и переносу сложных  навыков в новые ситуации, к  полноценной ориентации и адекватному  реагированию в новой обстановке на основе прежнего опыта. 

Основу интеллектуального  поведения, по-видимому, составляет восприятие сложных отношений между предметами внешнего мира. Это и есть дальнейшее усложнение форм отражения, которое  ведет к появлению более интересующих нас форм поведения. Сначала животное отражало отдельные свойства и эти  свойства пускали вход заложенные от природы врожденные видовые механизмы. Затем животное начинало воспринимать целые образы предметов действительности и приспосабливаться к ним; возникли индивидуально – изменчивые формы  предметного поведения, которые  могут быть проиллюстрированы в  навыках. Но есть третья, очень существенная форма отражения, которая очень  слабо выявлена у низших животных и выявляется все больше и больше у высших животных. Это – отражение  не отдельных слов, не отдельных  предметов и ситуаций, а сложных  отношений между отдельными предметами. Она составляет основу интеллектуального  поведения. 

Основные исследования в области интеллектуального  поведения животных. 

С середины XIX в. начинается систематическое экспериментальное  изучение поведения животных. Автором  одного из первых экспериментальных  исследований был директор Парижского зоопарка Ф. Кювье. На основе наблюдений за животными в Парижском зоопарке он провел сравнительное изучение поведения  млекопитающих нескольких отрядов (грызунов, жвачных, лошадей, слонов, приматов, хищных), причем многие из них стали  объектом научного исследования впервые.2 

Ф. Кювье собрал многочисленные факты, свидетельствовавшие об «уме»  животных. При этом его особенно интересовали различия между «умом» и инстинктом, а также между  умом человека и «умом» животных. Кювье  отметил наличие разной степени  «ума» у животных разных видов. 

Решающее значение для  возникновения и развития сравнительных  и экспериментальных исследований поведения и психики животных имели труды Ч. Дарвина. 

Многочисленные наблюдения за поведением животных, проведенные  Дарвином в естественных условиях и  в неволе, позволили ему четко  выделить три основные категории  поведения – инстинкт, способность  к обучению и элементарную «способность к рассуждению». В настоящее время  такой классификации поведенческих  актов придерживается большинство  исследователей. 

Теория эволюции Чарльза  Дарвина анатомически сблизила человека и животных, показав общность их телесного устройства. 

В числе первых ученых, обратившихся к проблеме сходства психики животных и человека, был друг и единомышленник Дарвина Дж. Роменс. Наибольшую известность  получила его книга «Ум животных» (1888), где он выступил как натуралист, стремившийся доказать единство и непрерывность  развития психики на всех уровнях  эволюционного процесса. 

Информация о работе Интеллектуальное поведение животных