Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 13:50, контрольная работа
Наличие у высших животных элементов разума в настоящее время не вызывает сомнения ни у кого из ученых. Интеллектуальное поведение представляет собой вершину психического развития животных. Вместе с тем, как отмечает Л.В. Крушинский, оно является не чем-то из ряда вон выходящим, а лишь одним из проявлений сложных форм поведения с их врожденными и благоприобретенными аспектами. Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с различными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается из индивидуально изменчивых компонентов поведения
1. Введение………………………………………………………………….3
3. Общая характеристика интеллектуального поведения животных……4
4. Предпосылки интеллектуального поведения животных……………....6
5. Основные исследования в области интеллектуального поведения животных…………………………………………………………………….8
6. Исследование интеллектуального поведения животных в трудах отечественных ученых……………………………………………………..10
7.Заключение……………………………………………………………..…13
8.Список используемой литературы………………………………………14
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
3. Общая характеристика интеллектуального
поведения животных……4
4. Предпосылки интеллектуального поведения
животных……………....6
5. Основные исследования в области интеллектуального
поведения животных…………………………………………………………
6. Исследование интеллектуального
поведения животных в трудах отечественных
ученых……………………………………………………..
7.Заключение………………………………………………
8.Список используемой литературы………………………………………14
Введение
Наличие у высших животных
элементов разума в настоящее
время не вызывает сомнения ни у
кого из ученых. Интеллектуальное поведение
представляет собой вершину психического
развития животных. Вместе с тем, как
отмечает Л.В. Крушинский, оно является
не чем-то из ряда вон выходящим, а
лишь одним из проявлений сложных
форм поведения с их врожденными
и благоприобретенными
Общая характеристика
интеллектуального поведения
Существует два типа поведения
животных: первый - тип сенсорной
психики или инстинктивного поведения,
второй – типом перцептивной психики
или индивидуально –
Для первых этапов развития
поведения – этапов сенсорной
психики и инстинктивного поведения
– характерен тот факт, что животные
приспосабливаются к окружающим
условиям среды, проявляя известные
врожденные программы поведения
в ответ на отдельные сенсорные
стимулы. Одно какое – нибудь воспринимаемое
свойство, например, блеск воды у
комара, вибрация у паука вызывают
сразу же целую сложную врожденную,
закрепленную в видовом опыте
программу поведения. Эта программа
поведения может быть очень сложной
и малоподвижной, она приспособлена
к мало меняющим условиям. По этому
типу построено поведения низших
позвоночных и насекомых.
Второй тип поведения
формируется с изменением условий
существования и с развитием
коры головного мозга. Он проявляется
особенно отчетливо у высших позвоночных,
и в частности у млекопитающих.
Для этого типа поведения характерен
тот факт, что животное начинает
воспринимать комплексные раздражители,
идущие из среды, отражать целые ситуации,
регулировать свое поведение посредством
субъективных образов объективного
мира и приспосабливаться к
Высшие представители
животного мира (из живущих на суше
— человекообразные обезьяны, из морских
животных — дельфины) выполняют
сложные действия, которые можно
назвать интеллектуальным поведением.
Оно обусловлено более высокой
формой психической деятельности, осуществляемой
в таких жизненных условиях, когда
врожденные инстинкты и выработанные
навыки оказываются недостаточными.
Вот примеры некоторых опытов
над животными:
Около клетки с обезьяной
лежит банан — ее любимое лакомство.
Животное пытается достать его, но это
не удается. Обезьяна замечает лежащую
недалеко палку, берет ее и с помощью
палки пододвигает банан ближе
и достает его. В другом опыте
палка, взятая обезьяной, оказалась
коротка. Рядом лежали другие палки.
Обезьяна начала манипулировать (производить
разные движения) с ними. Палки были
бамбуковые, полые внутри. Случайно
обезьяна вставила одну из них в
другую. Получилась длинная палка, которой
обезьяна и подтолкнула к себе
плод.1
К потолку клетки подвесили
банан. Обезьяна, подпрыгивая, пыталась
достать его, но это оказалось
невозможным. Оглядевшись кругом, она
увидела ящик, подтащила его и
с него дотянулась до банана. В другой
раз плод подвесили так, что и
с ящика обезьяна не могла его
достать. Рядом находились другие ящики.
Обезьяна догадалась поставить их друг
на друга и, встав на верхний ящик,
достала банан.
Какими бы умными ни казались
эти животные, нетрудно убедиться
в большой ограниченности их мышления.
Наблюдались такие случаи. На плоту
помещали лакомство, но огонь мешал
обезьяне взять любимый плод. Она
видела, как люди тушили огонь водой,
которую наливали из бачка. На соседнем
плоту обезьяна увидела этот сосуд.
Чтобы перебраться туда, она составила
из бамбуковых палок длинные шесты
и перешла на плот, налила воды в
кружку и, вернувшись назад, залила огонь.
Почему же обезьяна не воспользовалась
водой, которая была рядом? Дело в
том, что обезьяна не умеет обобщать:
всякая вода гасит огонь, обезьяна же
видела только, как его гасят водой
из бачка.
Все это говорят о том,
что, пытаясь решить интеллектуальную
задачу, обезьяна не видит всех условий,
необходимых для решения, а замечает
только некоторые из них. В этом одна
из причин ограниченности мышления высших
животных.
В то время как человек
обычно решает задачу, логически рассуждая,
делая необходимые выводы, животные
находят правильное решение случайно,
часто действуя методом проб и
ошибок.
^
Предпосылки интеллектуального поведения животных
Предпосылкой для
Предпосылкой для сложных
форм индивидуально – изменчивого
поведения является перцепция, то есть
отражение целых комплексных
форм сложных ситуаций среды. На основе
этого образа отражаемой действительности
возникают индивидуально –
Интеллектуальное поведение
не только теснейшим образом связано
с разными формами
1. Предпосылкой и основой
развития интеллекта животных
является манипулирование,
Для интеллектуального поведения
первостепенное значение имеют зрительные
восприятия и особенно зрительные обобщения,
сочетающиеся с кожно-мышечной чувствительностью
передних конечностей.
2. Другим элементом
3. Важной предпосылкой
интеллектуального поведения
Таким образом, важнейшими элементами
и предпосылками интеллекта животных
являются способности к разнообразному
манипулированию, широкому чувственному
(зрительному) обобщению, к решению
сложных задач и переносу сложных
навыков в новые ситуации, к
полноценной ориентации и адекватному
реагированию в новой обстановке
на основе прежнего опыта.
Основу интеллектуального
поведения, по-видимому, составляет восприятие
сложных отношений между
Основные исследования
в области интеллектуального
поведения животных.
С середины XIX в. начинается
систематическое
Ф. Кювье собрал многочисленные
факты, свидетельствовавшие об «уме»
животных. При этом его особенно
интересовали различия между «умом»
и инстинктом, а также между
умом человека и «умом» животных. Кювье
отметил наличие разной степени
«ума» у животных разных видов.
Решающее значение для
возникновения и развития сравнительных
и экспериментальных
Многочисленные наблюдения
за поведением животных, проведенные
Дарвином в естественных условиях и
в неволе, позволили ему четко
выделить три основные категории
поведения – инстинкт, способность
к обучению и элементарную «способность
к рассуждению». В настоящее время
такой классификации
Теория эволюции Чарльза
Дарвина анатомически сблизила человека
и животных, показав общность их
телесного устройства.
В числе первых ученых, обратившихся
к проблеме сходства психики животных
и человека, был друг и единомышленник
Дарвина Дж. Роменс. Наибольшую известность
получила его книга «Ум животных»
(1888), где он выступил как натуралист,
стремившийся доказать единство и непрерывность
развития психики на всех уровнях
эволюционного процесса.