Внутренние водные пути России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:27, реферат

Описание работы

Внутренний водный транспорт относится к одному из древнейших видов транспорта. Россия обладает большой и разветвлённой сетью речных путей и озёр. Однако существенную роль он играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн), либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны). Протяженность рек России, которые потенциально могут быть использованы в качестве естественных внутренних водных путей для перевозки грузов и пассажиров в судах и сплава леса, составляет более 500 тысяч км.

Работа содержит 1 файл

Внутренние водные пути России.docx

— 30.45 Кб (Скачать)

Речной транспорт является старейшим  видом транспорта. На протяжении многих веков он играл огромную роль в  формировании и развитии государств. С его помощью налаживались отношения, развивалась торговля, перебрасывались  войска.

Перетаскивая суда через волоки, преодолевая многочисленные мели и  пороги, подвергаясь постоянной опасности  и  проявляя необыкновенные судоходные качества, русские люди осваивали все новые и новые реки.  Так был освоен водный путь из «Варяг в Греки», соединивший Варяжское море с Русским. Так были освоены реки Волга и Кама. Так были освоены реки Сибири и Дальнего Востока. Одновременно шло совершенствование обстановки, улучшение габаритов пути, шлюзование рек и строительство соединительных каналов. За период с 1933г. по 1964г. были построены и введены эксплуатацию Беломорско-Балтийский канал, канал имени Москвы, Волго-Донской судоходный канал и Волго-Балтийский водный путь.

К 1965г. была создана не имеющая аналогов в мире Единая глубоководная система  европейской части России (ЕГС) протяженностью 6.5 тыс. км и глубиной 365 см.

В 1967г. Минречфлотом России было принято  решение об увеличении глубины на ЕГС с 365 см до 400см. С принятием  этого решения началось укрепление гидротехнических сооружений, достройка  парапетов шлюзов и подходных  каналов, а также массовое строительство  дноуглубительного флота, которым  ежегодно в руслах рек перерабатывалось до 500 млн. м куб. грунта.

Сегодня внутренние водные пути это  мощный инфраструктурный комплекс, обеспечивающий транспортные связи с 26 республиками, краями, национальными автономными  округами и 42 областями России. Протяженность внутренних водных путей составляет 101.7 км. На внутренних водных путях эксплуатируется 723 судоходных гидротехнических сооружения, включая 110 шлюзов, один судоподъемник, 8 насосных станций.

В соответствии с Европейским соглашением  об основных внутренних водных путях  международного значения, водные пути Единой глубоководной системы Европейской  части России по своим параметрам отнесены к наивысшему классу внутренних водных путей,   непосредственно связанных с важнейшими морскими бассейнами и транснациональными железными дорогами и автомагистралями.

С развитием внутренних водных путей  развивался и речной транспорт. Ежегодно строились и вводились в эксплуатацию более 700 различных судов, включая  теплоходы типа «Волго-Дон» и «Волго-нефть» грузоподъемностью 5000 тонн, а также  современные туристические суда пассажировместимостью до 400 человек. В результате к 1995 году на учете в Российском речном регистре состояло около 42 тысяч различных судов, в том числе около 1 тысячи судов «река-море».

Ежегодно росли и перевозки. Так, если в 1913году речным транспортом перевозилось примерно 35 миллионов тонн груза, то в 1961г. перевозки составляли уже 223 млн. тонн грузов, а в 1988 г. – 582.3 млн. тонн. При этом перевозилось около 100 млн. пассажиров.

Грузопотоки росли, флот строился, а  относительное влияние водного  транспорта на экономику все более  и более уменьшалось. После 1990г. ситуация на водном транспорте стала резко  ухудшаться. Произошло обвальное  падение речных перевозок, которые  упали до 100 млн. тонн и менее 18 млн. пассажиров. Речной транспорт оказался неконкурентоспособным, что привело  к его массовому выводу из эксплуатации. Количество судов, находящихся на учете  в Российском речном регистре, уменьшилось  более чем в два раза, а остающиеся на сегодняшний день суда имеют средний  возраст около 30 лет.

К 2007г. произошло некоторое оживление  речных перевозок, которые достигли 153.4 млн. тонн.  Но в общем объеме перевозки грузов (12068.8 млн. тонн) их удельная составляющая оказалась еще меньше -  1.27 процента. Пассажиров в этом году речным транспортом было перевезено 21.5 млн. человек или 0.085 процента от общего объема перевозки пассажиров (25023.2 млн. человек).

К 2009г. ситуация на речном транспорте снова ухудшилась. Общий объем  перевозок упал ниже 100 млн. тонн, что  составляет уже менее 1 процента от общего объема перевозки грузов. При  этом флот практически не строится (за исключением незначительного  количества судов река-море), быстро стареет, а его конкурентоспособность  все более и более падает. 

Анализируя сложившееся на речном транспорте положение, нетрудно заметить, что это результат грубых системных  ошибок, допущенных Минречфлотом России. Гоняясь за объемами перевозки грузов и тонно-километрами, строили самые  большие в мире речные суда и подстраивали под них реки (углубляли, расширяли  и спрямляли), аргументируя это тем,  что речной транспорт это самый экономичный, самый экологичный и самых безопасный вид транспорта. С этим трудно спорить. Во всем мире благодаря перечисленным характеристикам речной транспорт востребован и быстро развивается. В отдельных странах им перевозится до 15 процентов от общего объема перевозимых грузов. Но что касается России, то здесь ситуация совершенно другая. Строя самый большой в мире речной флот, подгоняя под него реки и каналы, и тратя при этом огромные средства, упустили из виду вопрос себестоимости перевозок, в результате чего значительная часть грузопотоков, принадлежащих речному транспорту, оказалась у его основного конкурента – железнодорожного транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Сайт газеты «Свободная Пресса» от 29 мая 2010 года.
  2. Сайт газеты «Природоресурсные ведомости» за № 7 (358), «О речном транспорте и его проблемах».
  3. www. feo-flot.ru
  4. Сайт газеты «Транспорт России», old.transportrussia.ru
  5. Сайт МГАВТ. Водные пути. www.kvpp.ru

 



Информация о работе Внутренние водные пути России