Внутренние водные пути России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:27, реферат

Описание работы

Внутренний водный транспорт относится к одному из древнейших видов транспорта. Россия обладает большой и разветвлённой сетью речных путей и озёр. Однако существенную роль он играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн), либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны). Протяженность рек России, которые потенциально могут быть использованы в качестве естественных внутренних водных путей для перевозки грузов и пассажиров в судах и сплава леса, составляет более 500 тысяч км.

Работа содержит 1 файл

Внутренние водные пути России.docx

— 30.45 Кб (Скачать)

ФГОУ ВПО СПб  ГУВК

 

 

Кафедра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Внутренние водные пути России».

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ зачетной книжки

 

Проверил Федоров М.И.

 

 

 

Транспорт – одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном  организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения  в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой  формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность  социально-экономического развития отдельных  регионов и страны в целом.

Внутренний  водный транспорт относится к  одному из древнейших видов транспорта. Россия обладает большой и разветвлённой  сетью речных путей и озёр. Однако существенную роль он играет либо в  тех регионах, где направления  основных транспортно-экономических  связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн), либо в слабоосвоенных регионах с практически  полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны).

Протяженность рек России, которые  потенциально могут быть использованы в качестве естественных внутренних водных путей для перевозки грузов и пассажиров в судах и сплава леса, составляет более 500 тысяч км. В результате строительства гидроузлов на реках и воднотранспортных  соединений между речными бассейнами создана разветвленная сеть искусственных  глубоководных путей. Однако используются эти водные пути недостаточно, особенно в последние годы, в связи с  распадом Советского Союза и нарушением хозяйственных связей между бывшими  его республиками. Разработанная  Федеральная целевая программа  «Модернизация транспортной системы  России (2002-2010 годы)» включает подпрограммы по развитию внутренних водных путей  и водного транспорта, в которых  наряду с модернизацией флота  рассмотрены вопросы реконструкции  воднотранспортных сооружений и  дальнейшего увеличения перевозок  на внутренних водных путях. Задача повышения  пропускной способности внутренних водных путей и судоходных сооружений приобретает особую актуальность в  связи с участием России в Европейском  Соглашении о важнейших внутренних водных путях международного значения и создании международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад».

Протяжённость эксплуатируемых внутренних водных путей в России в последние  десятилетия сокращаются и в  настоящее время составляет 89 тыс. км. Также падает и доля речного  транспорта в грузообороте (2%), так  как он не выдерживает конкуренции  с другими видами магистрального транспорта, и прежде всего с железнодорожным  транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным транспортом  практически идентична.

В работе разрабатываются вопросы выбора наиболее эффективного вида транспорта для перевозки грузов при исходных данных, характеристики принципов взаимодействия различных видов транспорта и  организации работы в пунктах стыкования при смешанных перевозках в современных условиях, характеристики технических средств различных видов транспорта и перспективы их развития.

Все воды поверхностных и подземных  водоёмов и источников, а также  ледники согласно Основам водного  законодательства составляют единый государственный  водный фонд. Удовлетворение потребностей народного хозяйства в воде основано на комплексном решении проблемы оптимального использования водных ресурсов при строгом соблюдении закона об охране природы.

В водном хозяйстве различают  водопотребителей и водопользователей. Речной транспорт в своей основной эксплуатационной деятельности отнесён  к группе специальных водопользователей.

Большинство рек на территории России характеризуется незначительным уклоном в среднем и нижнем течении, что создаёт благоприятные  условия для использования их в целях судоходства. Основное направление  течения рек – меридиональное. Используются реки для судоходства  в южных регионах страны в течение 9-10 мес., в регионе Крайнего Севера – менее 4 мес. Имеются реки, которые  используются в качестве водных путей  в течение короткого паводкового  периода для экспедиционного  завоза грузов.

Строительство судоходных каналов  и межбассейновых соединений объединило водные пути бассейнов рек Волги, Невы, Дона в единую глубоководную  систему европейской части России с выходом в Чёрное, Азовское, Каспийское, Балтийское и Белое моря.

Все внутренние водные пути являются путями общего пользования. Сплав  леса молем или в плотах самосплавом  по судоходным путям запрещается.

Потребности народного хозяйства  в расширении транспортно-экономических  связей регионов страны, рост объёмов  перевозок, увеличение грузоподъёмности флота, внедрение большегрузных  составов стимулировали развитие сети водных путей, повышение пропускной способности участков пути и надёжности обеспечения безаварийных условий  судоходства.

Для обеспечения безаварийных условий судоходства на внутренних водных путях выполняется комплекс путевых  работ: землечерпание, скалоуборочные и выправительные работы, траление, руслоочищение, навигационное ограждение судовых ходов.

На лимитирующих глубину  участках пути создаются судоходные прорези. Скалоуборочными работами достигается в скальных грунтах  углубление, расширение существующих судовых ходов и создание новых  судоходных трасс. Выправительные работы позволяют увеличить габариты пути, используя руслоформирующую способность  потока, изменить плановые очертания  русла. Выполняемые в комплексе  землечерпательные и выправительные работы приводят к эффективному и  долговременному улучшению судоходных условий. Тралением обнаруживаются скрытые под водой препятствия, удаляемые посредством руслоочищения  за пределы судоходной трассы.

Навигационное оборудование судовых ходов обозначает направление  и границы судоходной трассы плавучими  и береговыми знаками. Выставляются знаки, информирующие судоводителей  о состоянии пути и наличии  препятствий. На грузонапряжённых участках пути навигационные знаки в ночное время освещаются.

Судоходными характеристиками рек являются:

  1. размеры реки – длина, ширина, глубина, извилистость;
  2. уровни воды и их изменения во времени, скорости течения воды, водность;
  3. морфометрические показатели поперечного сечения русла – площадь поперечного сечения, средняя глубина, гидравлический радиус;
  4. продольный профиль, падения и уклоны.

Исходя из судоходных характеристик  реки устанавливаются габаритные размеры  судовых ходов. Судовым ходом  называется часть ширины водного  пути, подготовленная для движения по ней судов и обозначенная знаками  навигационного оборудования. Судоходные условия водного пути определяются габаритными размерами судового хода (глубиной, шириной, радиусом закругления), а также высотой и шириной  судоходных пролётов мостов и высотой  проводов воздушных линий связи  и электропередачи.

Внутренние судоходные водные пути относятся к разным речным бассейнам. Преобладающую часть грузовых перевозок  и грузооборота выполняют пароходства  трех воднотранспортных бассейнов: Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного.

Волжско-Камский бассейн, обслуживающий  экономически наиболее развитые и плотно заселенные районы европейской части  России, - главный. На него приходится свыше 1/2 грузооборота всего речного транспорта страны. Подавляющая часть перевозок  в этом бассейне осуществляется по Волге, Каме и каналу имени Москвы. Наиболее крупными портами бассейна являются: три московских (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский.

На втором месте по объему выполняемой  работы стоит Западно-Сибирский  бассейн, включающий Обь с притоками. Здесь крупными портами выступают  Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут, Уренгой, Лабытнанги.

Третьим по важности является воднотранспортный  бассейн европейского Севера. Главной  магистралью бассейна является Северная Двина с притоками Сухоной  и Вычегдой. Ведущим портом бассейна выступает Архангельск.

Важное значение для снабжения  Якутска и промышленных очагов Якутии играют Лена и расположенный на ее пересечении с БАМом порт Осетрово.

 

Волжско-Камский  бассейн. Бассейн располагает разветвленной речной сетью, в нем имеется свыше 150 000 рек общей длиной примерно 574 000 км. На северную часть бассейна включая реку Каму приходится 90% речной сети, а ниже Камы впадает лишь несколько притоков: Самара, Большой Эргиз, Ярослан, которые эксплуатируются в период половодья. Все основные водные магистрали находятся в зарегулированном состоянии. Здесь расположены 13 водохранилищ, общая площадь поверхности которых составляет 26 000 кв. км. Основным питанием рек являются снежный покров и грунтовые воды; уровень воды в половодье достигает 12 м. На водных путях бассейна располагаются 45 портов.   
 
Азовско-Донской бассейн. Бассейн расположен на юго-востоке страны и охватывает территории Северного Кавказа и Центрально-Черноземного района. Протяженность водных путей бассейна составляет около 3 600 км. На территории Азовско-Донского бассейна находятся два крупных пароходства: Новороссийское морское пароходство и Азовское морское пароходство. Реки бассейна Дона и Кубани отличаются по водному режиму, навигационным условиям и перевозкам. На бассейн Дона приходится 3 000 км судоходных путей. На бассейн Кубани – 490 км путей. В бассейн Дона входят две реки длиной свыше 1 000 км: Дон и Северный Донец; длиной свыше 500 км: Хопер, Медведица, Сал.   
 
Северо-Западный бассейн. Бассейн охватывает территории Ленинградской, Новгородской, Псковской, Вологодской областей и Карелии. Водные пути бассейна выходят к Балтийскому и Белому морям. Для судоходства служат реки Свирь, Волхов, Нева, озера Ладожское, Онежское, Выг, Белое. На территории бассейна много искусственных водных путей, основными из которых являются Беломоро-Балтийский и Волго-Балтийский каналы. Общая протяженность судоходных путей составляет около 8000 км. Гарантированные глубины на 5 000 км – 4 м. Волго-Балтийский водный путь обеспечивает транспортную связь бассейнов Балтийского и Белого морей с Волжско-Камским бассейном. Трасса бассейна начинается в устье реки Невы, проходит по Неве, Ладожскому озеру, реке Свирь, Онежскому озеру, Волго-Балтийскому судоходному каналу и выходит в Рыбинское водохранилище (протяженность 859 км). На трассе имеются 7 гидроузлов с девятью шлюзами. 

 
    За последние полвека  в России практически исчез  речной транспорт. Его больше  нет – по крайней мере, в  сколько-нибудь значимых для жизни  общества размерах. И хотя в  некоторых отраслях речного флота  – например, в части круизных, прогулочных и т.п. перевозок  – специалист может заметить  некоторый рост, в целом тенденция  неумолима: отрасль медленно умирает. 

Между тем, речной транспорт для  России – далеко не просто транспорт. Это часть образа жизни, мировосприятия, менталитета русских, сопровождающая наших предков едва ли не с доисторических времен. Это культура, почти мистическим  образом собирающая Россию в одно целое.

В 2006 году на Волжском бассейне – исторически  главном для России – прекратились пассажирские перевозки. Закрылись  кассы речных вокзалов, а сами эти  монументальные здания стали перепрофилироваться  под туристические агентства  или вовсе галереи. Пассажирский речной флот с его вальяжностью слишком  не вписывался в ритмы современной  жизни.

Грузовой речной флот – в немного  лучшем положении. Но ключевое слово  здесь - «немного». Здесь – царство  традиционных водоизмещающих судов, барж и сухогрузов, танкеров и буксиров. Скорости здесь невысокие, поэтому  грузы перевозятся в основном несрочные, дешевые и/или тяжелые. Песок, гравий, лес, уголь, нефть.

Хотя еще полвека назад по рекам Европейской России возили молоко (существовали специальные катера-молоковозы на базе речных трамвайчиков «Москвич»), промышленную продукцию (автомобили, станки, комбайны, трактора, турбины), овощи  из Астрахани. Для перевозки последних  существовали специальные, особо вместительные  самоходные катамараны: с низовьев Волги и Дона они доставляли в  столицу арбузы, а обратно из Москвы – грузовики ЗиЛ и новенькие  «Москвичи».

Сейчас молочным фермам и молокозаводам  удобнее пользоваться автотранспортом  – изменилась вся логистика подобных перевозок. Промышленной продукции  стало мало, автозаводам речной транспорт  уже «неродной» и «незнакомый», проще  опять же отправить машины автовозами по шоссе. А фермерам с юга России на речной транспорт просто не хватает  средств – это долго, а портовые услуги требуют денег. Проще, опять-таки, купить подержанные КамАЗы…

Нефтеналивные перевозки по-прежнему довольно выгодны. Но здесь также  существуют подводные камни: например, без движения стоит флот компании «Волготанкер», где уже который  год идет спор хозяйствующих субъектов. Субъекты спорят, танкеры тихонько гниют в затонах. А нефтеперерабатывающие  заводы переключаются на трубопроводы и железную дорогу.

Информация о работе Внутренние водные пути России