Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:27, реферат
Внутренний водный транспорт относится к одному из древнейших видов транспорта. Россия обладает большой и разветвлённой сетью речных путей и озёр. Однако существенную роль он играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн), либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны). Протяженность рек России, которые потенциально могут быть использованы в качестве естественных внутренних водных путей для перевозки грузов и пассажиров в судах и сплава леса, составляет более 500 тысяч км.
ФГОУ ВПО СПб ГУВК
Кафедра
Реферат на тему: «Внутренние водные пути России».
Выполнила студентка
№ зачетной книжки
Проверил Федоров М.И.
Транспорт
– одна из важнейших отраслей хозяйства,
выполняющая функцию
Внутренний водный транспорт относится к одному из древнейших видов транспорта. Россия обладает большой и разветвлённой сетью речных путей и озёр. Однако существенную роль он играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн), либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны).
Протяженность рек России, которые
потенциально могут быть использованы
в качестве естественных внутренних
водных путей для перевозки грузов
и пассажиров в судах и сплава
леса, составляет более 500 тысяч км.
В результате строительства гидроузлов
на реках и воднотранспортных
соединений между речными бассейнами
создана разветвленная сеть искусственных
глубоководных путей. Однако используются
эти водные пути недостаточно, особенно
в последние годы, в связи с
распадом Советского Союза и нарушением
хозяйственных связей между бывшими
его республиками. Разработанная
Федеральная целевая программа
«Модернизация транспортной системы
России (2002-2010 годы)» включает подпрограммы
по развитию внутренних водных путей
и водного транспорта, в которых
наряду с модернизацией флота
рассмотрены вопросы
Протяжённость эксплуатируемых внутренних водных путей в России в последние десятилетия сокращаются и в настоящее время составляет 89 тыс. км. Также падает и доля речного транспорта в грузообороте (2%), так как он не выдерживает конкуренции с другими видами магистрального транспорта, и прежде всего с железнодорожным транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным транспортом практически идентична.
В работе разрабатываются вопросы выбора наиболее эффективного вида транспорта для перевозки грузов при исходных данных, характеристики принципов взаимодействия различных видов транспорта и организации работы в пунктах стыкования при смешанных перевозках в современных условиях, характеристики технических средств различных видов транспорта и перспективы их развития.
Все воды поверхностных и подземных водоёмов и источников, а также ледники согласно Основам водного законодательства составляют единый государственный водный фонд. Удовлетворение потребностей народного хозяйства в воде основано на комплексном решении проблемы оптимального использования водных ресурсов при строгом соблюдении закона об охране природы.
В водном хозяйстве различают водопотребителей и водопользователей. Речной транспорт в своей основной эксплуатационной деятельности отнесён к группе специальных водопользователей.
Большинство рек на территории
России характеризуется незначительным
уклоном в среднем и нижнем
течении, что создаёт благоприятные
условия для использования их
в целях судоходства. Основное направление
течения рек – меридиональное.
Используются реки для судоходства
в южных регионах страны в течение
9-10 мес., в регионе Крайнего Севера
– менее 4 мес. Имеются реки, которые
используются в качестве водных путей
в течение короткого
Строительство судоходных каналов
и межбассейновых соединений объединило
водные пути бассейнов рек Волги,
Невы, Дона в единую глубоководную
систему европейской части
Все внутренние водные пути являются путями общего пользования. Сплав леса молем или в плотах самосплавом по судоходным путям запрещается.
Потребности народного хозяйства в расширении транспортно-экономических связей регионов страны, рост объёмов перевозок, увеличение грузоподъёмности флота, внедрение большегрузных составов стимулировали развитие сети водных путей, повышение пропускной способности участков пути и надёжности обеспечения безаварийных условий судоходства.
Для обеспечения безаварийных условий судоходства на внутренних водных путях выполняется комплекс путевых работ: землечерпание, скалоуборочные и выправительные работы, траление, руслоочищение, навигационное ограждение судовых ходов.
На лимитирующих глубину
участках пути создаются судоходные
прорези. Скалоуборочными работами
достигается в скальных грунтах
углубление, расширение существующих
судовых ходов и создание новых
судоходных трасс. Выправительные работы
позволяют увеличить габариты пути,
используя руслоформирующую способность
потока, изменить плановые очертания
русла. Выполняемые в комплексе
землечерпательные и
Навигационное оборудование судовых ходов обозначает направление и границы судоходной трассы плавучими и береговыми знаками. Выставляются знаки, информирующие судоводителей о состоянии пути и наличии препятствий. На грузонапряжённых участках пути навигационные знаки в ночное время освещаются.
Судоходными характеристиками рек являются:
Исходя из судоходных характеристик реки устанавливаются габаритные размеры судовых ходов. Судовым ходом называется часть ширины водного пути, подготовленная для движения по ней судов и обозначенная знаками навигационного оборудования. Судоходные условия водного пути определяются габаритными размерами судового хода (глубиной, шириной, радиусом закругления), а также высотой и шириной судоходных пролётов мостов и высотой проводов воздушных линий связи и электропередачи.
Внутренние судоходные водные пути относятся к разным речным бассейнам. Преобладающую часть грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства трех воднотранспортных бассейнов: Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного.
Волжско-Камский бассейн, обслуживающий экономически наиболее развитые и плотно заселенные районы европейской части России, - главный. На него приходится свыше 1/2 грузооборота всего речного транспорта страны. Подавляющая часть перевозок в этом бассейне осуществляется по Волге, Каме и каналу имени Москвы. Наиболее крупными портами бассейна являются: три московских (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский.
На втором месте по объему выполняемой работы стоит Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. Здесь крупными портами выступают Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут, Уренгой, Лабытнанги.
Третьим по важности является воднотранспортный бассейн европейского Севера. Главной магистралью бассейна является Северная Двина с притоками Сухоной и Вычегдой. Ведущим портом бассейна выступает Архангельск.
Важное значение для снабжения Якутска и промышленных очагов Якутии играют Лена и расположенный на ее пересечении с БАМом порт Осетрово.
Волжско-Камский
бассейн. Бассейн располагает разветвленной
речной сетью, в нем имеется свыше 150 000
рек общей длиной примерно 574 000 км. На северную
часть бассейна включая реку Каму приходится
90% речной сети, а ниже Камы впадает лишь
несколько притоков: Самара, Большой Эргиз,
Ярослан, которые эксплуатируются в период
половодья. Все основные водные магистрали
находятся в зарегулированном состоянии.
Здесь расположены 13 водохранилищ, общая
площадь поверхности которых составляет
26 000 кв. км. Основным питанием рек являются
снежный покров и грунтовые воды; уровень
воды в половодье достигает 12 м. На водных
путях бассейна располагаются 45 портов.
Азовско-Донской
бассейн. Бассейн расположен на юго-востоке
страны и охватывает территории Северного
Кавказа и Центрально-Черноземного района.
Протяженность водных путей бассейна
составляет около 3 600 км. На территории
Азовско-Донского бассейна находятся
два крупных пароходства: Новороссийское
морское пароходство и Азовское морское
пароходство. Реки бассейна Дона и Кубани
отличаются по водному режиму, навигационным
условиям и перевозкам. На бассейн Дона
приходится 3 000 км судоходных путей. На
бассейн Кубани – 490 км путей. В бассейн
Дона входят две реки длиной свыше 1 000
км: Дон и Северный Донец; длиной свыше
500 км: Хопер, Медведица, Сал.
Северо-Западный
бассейн. Бассейн охватывает территории
Ленинградской, Новгородской, Псковской,
Вологодской областей и Карелии. Водные
пути бассейна выходят к Балтийскому и
Белому морям. Для судоходства служат
реки Свирь, Волхов, Нева, озера Ладожское,
Онежское, Выг, Белое. На территории бассейна
много искусственных водных путей, основными
из которых являются Беломоро-Балтийский
и Волго-Балтийский каналы. Общая протяженность
судоходных путей составляет около 8000
км. Гарантированные глубины на 5 000 км
– 4 м. Волго-Балтийский водный путь обеспечивает
транспортную связь бассейнов Балтийского
и Белого морей с Волжско-Камским бассейном.
Трасса бассейна начинается в устье реки
Невы, проходит по Неве, Ладожскому озеру,
реке Свирь, Онежскому озеру, Волго-Балтийскому
судоходному каналу и выходит в Рыбинское
водохранилище (протяженность 859 км). На
трассе имеются 7 гидроузлов с девятью
шлюзами.
За последние полвека
в России практически исчез
речной транспорт. Его больше
нет – по крайней мере, в
сколько-нибудь значимых для
Между тем, речной транспорт для России – далеко не просто транспорт. Это часть образа жизни, мировосприятия, менталитета русских, сопровождающая наших предков едва ли не с доисторических времен. Это культура, почти мистическим образом собирающая Россию в одно целое.
В 2006 году на Волжском бассейне – исторически главном для России – прекратились пассажирские перевозки. Закрылись кассы речных вокзалов, а сами эти монументальные здания стали перепрофилироваться под туристические агентства или вовсе галереи. Пассажирский речной флот с его вальяжностью слишком не вписывался в ритмы современной жизни.
Грузовой речной флот – в немного лучшем положении. Но ключевое слово здесь - «немного». Здесь – царство традиционных водоизмещающих судов, барж и сухогрузов, танкеров и буксиров. Скорости здесь невысокие, поэтому грузы перевозятся в основном несрочные, дешевые и/или тяжелые. Песок, гравий, лес, уголь, нефть.
Хотя еще полвека назад по рекам Европейской России возили молоко (существовали специальные катера-молоковозы на базе речных трамвайчиков «Москвич»), промышленную продукцию (автомобили, станки, комбайны, трактора, турбины), овощи из Астрахани. Для перевозки последних существовали специальные, особо вместительные самоходные катамараны: с низовьев Волги и Дона они доставляли в столицу арбузы, а обратно из Москвы – грузовики ЗиЛ и новенькие «Москвичи».
Сейчас молочным фермам и молокозаводам удобнее пользоваться автотранспортом – изменилась вся логистика подобных перевозок. Промышленной продукции стало мало, автозаводам речной транспорт уже «неродной» и «незнакомый», проще опять же отправить машины автовозами по шоссе. А фермерам с юга России на речной транспорт просто не хватает средств – это долго, а портовые услуги требуют денег. Проще, опять-таки, купить подержанные КамАЗы…
Нефтеналивные перевозки по-прежнему довольно выгодны. Но здесь также существуют подводные камни: например, без движения стоит флот компании «Волготанкер», где уже который год идет спор хозяйствующих субъектов. Субъекты спорят, танкеры тихонько гниют в затонах. А нефтеперерабатывающие заводы переключаются на трубопроводы и железную дорогу.