Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:57, реферат
1Совокупность свойств груза, определяющих условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, называется транспортной характеристикой груза. По своим физико-химическим свойствам грузы разделяют на две основные группы: скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся. Грузы можно также разделить на группы по степени огнеопасности, ядовитости, радиоактивности, обладанию определенными агрессивными свойствами - пылящие, выделяющие газы и запахи, грузы, обладающие гигроскопичностью, и так далее. Кроме того, почти все грузы обладают специфическими, присущими им свойствами, определяющими требования, которые необходимо выполнять в процессе их морской перевозки. К основным свойствам навалочных грузов относятся следующие:
1Совокупность свойств груза, определяющих условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, называется транспортной характеристикой груза. По своим физико-химическим свойствам грузы разделяют на две основные группы: скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся. Грузы можно также разделить на группы по степени огнеопасности, ядовитости, радиоактивности, обладанию определенными агрессивными свойствами - пылящие, выделяющие газы и запахи, грузы, обладающие гигроскопичностью, и так далее. Кроме того, почти все грузы обладают специфическими, присущими им свойствами, определяющими требования, которые необходимо выполнять в процессе их морской перевозки. К основным свойствам навалочных грузов относятся следующие:
Угол естественного
откоса, или угол
покоя. Это угол между плоскостью
основания штабеля и образующей, который
зависит от рода и кондиционного состояния
груза. Рыхлые и пористые навалочные грузы
имеют больший угол покоя, чем твердые
кусковые грузы. С увеличением влажности
угол покоя растет. При длительном хранении
многих навалочных грузов угол покоя за
счет уплотнения и слеживаемости возрастает.
Различают угол естественного откоса
в покое и в движении. В покое угол естественного
откоса на 10-18° больше, чем в движении (например,
на ленте транспортера).
Гранулометрический
состав для навалочных
грузов указывается в запродажных
контрактах и перевозочных документах.
Ряд рудных грузов и углей делится на классы
в зависимости от гранулометрического
состава. Гранулометрический состав груза
определяет возможность применения различных
схем механизации погрузочно-разгрузочных
работ. Усадка - уплотнение навалочных
грузов вследствие перераспределения
частиц груза в массе насыпи и сдавливания
нижних слоев верхними. На усадку грузов
оказывают влияние свойства груза, способ
нагрузки, встряхивание судна на волне,
вибрация корпуса судна, длительность
и условия плавания. Усадка зерна в рейсе
происходит от 2,5 и 8%, но иногда достигает
11%.
Сыпучесть свойства
навалочных грузов, которые при наличии
свободной поверхности под воздействием
качки пересыпаются с одного борта на
другой. В результате этого грузовое судно может получить опасный
крен и перевернуться. Проведенные опыты
показали, что пересыпание грузов происходит
по законам, отличным от законов перетекания
жидкости. В начальный момент крена в результате
действия сил сцепления частиц поверхность
груза остается неподвижной, но если крен
достигает такого значения, при котором
угол между поверхностью насыпки и горизонтом
будет больше угла покоя на 8-10°, то масса
груза быстро перемещается в сторону крена.
Обратного перемещения может не быть,
так как крен в противоположную сторону
уменьшается за счет смещения центра тяжести
судна в сторону пересыпающегося груза.
Погрузочный объем - объем, занимаемый
1 тонн груза в грузовом помещении. При
морской перевозке зерновых грузов погрузочный
объем является критерием, по которому
грузы делятся на «тяжелые» - рожь, ячмень,
пшеница, горох, рис и «легкие» - овес, арахис,
льняное семя и подсолнух.
Влажность - важнейший показатель состояния груза, поскольку от нее зависит самонагревание, возможность и вероятность разжижения. Влажность гигроскопических грузов находится в прямой зависимости от относительной влажности воздуха. Повышенная влажность навалочных грузов приводит к потере провозной способности флота из-за увеличения их массы, а при перевозке зерна - к его порче. Нормальная влажность экспортного зерна - 11-14%. Зерно с влажностью 16% принимать к перевозке запрещено.
Самонагревание грузов растител
Самовозгорание - действие внутренних источников тепла (биологических и химических процессов), которые протекают в грузе. Самовозгоранию подвержены многие грузы растительного происхождения, зерновые, волокнистые, жиры, торф, каменные и бурые угли, древесный уголь, а также некоторые руды и рудные концентраты. При «дыхании» зерна, семян, овощей и фруктов поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Энергия «дыхания» зависит от свойства груза, но особенно увеличивается с ростом температуры и влажности. Повышение температуры и влажности способствует развитию бактерий, а наличие бактерий в растительных грузах вызывает не только самонагревание, но и самовозгорание. Жизнедеятельность микроорганизмов приводит к дальнейшему нагреванию груза. Если груз обладает малой теплопроводностью, то выделяющаяся теплота накапливается и температура повышается. Микроорганизмы гибнут при температуре груза 70° и выше, но химические реакции между кислородом, воздухом и разлагающимися растительными грузами продолжаются. Это приводит к самовозгоранию или обугливанию груза. Для предотвращения самовозгорания зерновых грузов следует удалять выделяющиеся газы и тепло, что достигается постоянной вентиляцией трюмов. В процессе хранения иперевозки ископаемых углей происходит постоянное окисление углерода, что приводит к потере качества и уменьшению количества груза. Величина этих потерь зависит от марки, сорта угля и температуры хранения.
Самовозгоранию углей
способствует аэрация штабеля, наличие
внешних источников тепла, таких
как солнечная радиация, нагревающиеся
переборки и трубы, наличие посторонних
примесей, смешение разных марок, сортов
и партий груза. Очень малая и
чрезмерно высокая влажность
углей снижает их способность
к самовозгоранию. В практике морских
перевозок температура углей 40-45
°С считается уже опасной.
Слеживаемость - характеризуется прочным сцеплением частиц груза и максимальной плотностью. Это приводит к потере грузом свойств сыпучести. Слеживаемости подвержены в наибольшей мере концентраты руд, руды, селитра, соль поваренная, калийные и азотные удобрения, сульфат. Причинами слеживаемости являются: сцепление частиц груза от сдавливания при большой высоте укладки; кристаллизация солей из растворов и переход соединений вещества из одних модификаций в другие; химические реакции в грузах.
Степень слеживаемости
зависит от размера, формы и характера
поверхности частиц груза, наличия и свойств
примесей, условий хранения груза, его
влажности, гигроскопичности, характера
воздействия внешней среды, длительности
морской перевозки и высоты укладки. Грузы,
подверженные слеживаемости, следует
хранить в условиях, исключающих или уменьшающих
влагопоглощение. Для защиты от взаимодействия
с окружающей средой эти грузы следует
упаковывать в плотную воздухо- и влагонепроницаемую
тару. Таким свойством обладают полимерные
пленки.
Смерзаемость -
свойство груза при отрицательной температуре
превращаться в сплошную массу и терять
свою сыпучесть. Это свойство аналогично
слеживаемости груза, и по результатам
они идентичны. При смерзании также происходит
слипание частиц груза и тем больше и сильнее,
чем мельче и более шероховата поверхность
частиц груза, больше его влажность и пористость.
В наибольшей степени смерзаемости подвержены
полезные ископаемые - рыхлые, пористые
и мелкозернистые руды, серные и медные
колчеданы, влажные угли, песок, соль, апатиты,
фосфориты, бокситы, медные, железные,
марганцевые, свинцовые, цинковые концентраты
руд и ряд других грузов. Восстановление
сыпучести грузов в портах производится
рыхлением при помощи вибрационных машин
и пневматических молотков.
Спекаемость -
слипание частиц груза под воздействием
изменения температуры. Спекаемости подвержены
перевозящиеся навалом материалы, такие
как пек, гудрон, асфальт, а также агломераты
руд, поступающие в трюмы судов в горячем
состоянии.
Процесс спекания схож
с процессом слеживаемости. Спекаемость
грузов при перевозке их навалом на
обычных судах предотвратить нельзя, поэтому
их следует перевозить в таре или на специализированных
судах. Так, например, агломерат, который
при морской перевозке спекается и покрывается
коркой, перевозят в горячем состоянии.
Для уменьшения влияния процесса спекаемости
груза строятся специальные конструкции
судов, позволяющие замедлить или предотвратить
охлаждение груза в пути.
2.Подготовка
судна к погрузке.
Суда для перевозки должны быть подготовлены заблаговременно к погрузке в соответствии с требованиями настоящих Правил, « Наставления по предотвращению загрязнения с судов», Международной конвенции МАРПОЛ
73/78 с дополнением 1992 г.
Подготовка судна состоит из следующих операций:
фильтров, трубопроводов с удалением остатков груза и воды
танках ( цистернах), палубных сальников штоковыводов грузовых и зачистных
клинкетов, плотности закрытий крышек горловин, смотровых лючков, пробок
замерных трубок, исправности работы систем дистанционного и ручного управления клинкетами грузового и зачистного трубопроводов
ранее перевозившегося груза и моющих средств
(цистерн), клинкетов и кингстонов
Подготовка судна к погрузке должна осуществляться по утвержденному
капитаном грузовому и технологическому планам для конкретного вида груза, в соответствии с требованиями РД «Мойка грузовых танков и топливных цистерн танкеров»
Грузовые танки ( цистерны) должны предъявляться представителю грузоотправителя ( фрахтователя) при открытых фильтрах и клинкетах грузовых магистралей и грузовых стояков с обязательным оформление акта пригодности ( сертификата) грузовых танков ( цистерн) под погрузку.
Если условиями договора перевозки ( чартером) не предусматривается
предъявление грузовых танков (цистерн) для инспекции представителю
грузоотправителя ( фрахтователя), то капитан судна обязан пригласить
опытного сюрвейера и получить от него заключение о пригодности грузовых танков ( цистерн) к погрузке.
Перед началом погрузки в присутствии представителя грузоотправителя должны быть обжаты и опломбированы клинкеты кингстонов и забортных
отливных клапанов в грузовом насосном отделении с составлением двустороннего акта и записью в судовом журнале.
Если условиями договора перевозки ( чартером) опломбирование не предусматривается, то капитан приглашает сюрвейера для опломбирования
кингстонов с оформлением сертификата с отметкой об этом в судовом журнале
Перед погрузкой необходимо проверить надежность открытия и закрытия клинкетов с ручным и дистанционным приводом, исправность действия системы автоматического замера уровня груза.
При приеме на судно двух и более видов грузов должно быть обеспечено их разделение не менее чем двумя клинкетами ( секущим и грузовым), а при наличии на магистрали только одного клинкета дополнительно устанавливается заглушка.
При подготовке судна к погрузке все операции по сливу балластных и моечных вод должны выполняться в соответствии с требованиями Международной
конвенции МАРПОЛ 73/78 с дополнением 1992 г.
Перевозка пищевых
грузов наливом на судах, перевозивших
ранее этилированные
предшествующих рейсу с пищевыми грузами, перевозились неэтилированные
нефтепродукты, нетоксичные масла.
Все операции по подготовке судна к погрузке отражаются в судовом журнале и
оформляются соответствующими актами.
3Основные международные документы, которые должны находиться на борту судна (перечень документов постоянно корректируется)