Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:58, контрольная работа
При ответе на вопрос: «Можно ли отнести деятельность частных детективов (охранников) и судебных приставов к государственной правоохранительной деятельности?» студент Кузнецов дал положительный ответ. Свое мнение Кузнецов обосновал положением соответствующих федеральных законов о праве рассматриваемых органов на применение специальных средств и огнестрельного оружия.
Изучив ФЗ «О судебных приставах» и ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», оцените ответ студента. Назовите признаки государственной правоохранительной деятельности.
Задание 1
При ответе на вопрос: «Можно ли отнести деятельность частных детективов (охранников) и судебных приставов к государственной правоохранительной деятельности?» студент Кузнецов дал положительный ответ. Свое мнение Кузнецов обосновал положением соответствующих федеральных законов о праве рассматриваемых органов на применение специальных средств и огнестрельного оружия.
Изучив ФЗ «О судебных приставах» и ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», оцените ответ студента. Назовите признаки государственной правоохранительной деятельности.
Ответ:
Не относятся к государственным органам исполнительной власти, осуществляющим правоохранительную деятельность, и частные детективные и охранные службы, что явствует из самого их названия "частные". Об этом, например, свидетельствуют нормы Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ". В ст.1 указанного Закона установлено, что на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действия законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Кроме того, в ст. 3 сформулировано: "предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в т.ч. на договорной основе. В ст. 7 этого Закона отмечаются ограничения, касающиеся сферы деятельности частного детектива. Частным детективам запрещается, например, скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений и выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов.
Таким образом, законодатель однозначно определяет, что частные детективные и охранные предприятия к правоохранительным органам не относятся, не говоря уже об их отношении к государственным органам исполнительной власти.
Признаки правоохранительной деятельности:
реализуется в определенном порядке, установленном законом: контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций, предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав, принятие мер к устранению нарушений и их последствий, применение к виновным мер воздействия;
осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом;
установленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе ее осуществления юридических мер воздействия, которые должны строго соответствовать предписаниям закона;
реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;
ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные органы – правоохранительные органы, наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства;
обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы;
возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке, а также установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба.
Задание 2
Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» дает следующее понятие правоохранительной службы: правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Как соотносятся правоохранительная деятельность и правоохранительная служба?
Ответ:
Правоохранительная деятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. То есть это деятельность государственных служащих в правоохранительной сфере регулируется законами о конкретных правоохранительных органах. Соответственно с моей точки зрения это идентичные понятия.
Задание 3
В соответствии с ч. 1 и 6 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости; погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.
Согласно ч. 2 ст. 40¹ Закона о прокуратуре РФ, лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имело или имеет судимость.
На основе анализа указанных норм определите, может ли быть принято на службу в органы прокуратуры лицо, судимость которого погашена в установленном законом порядке.
Ответ:
Согласно пп.2 п. 40.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имело или имеет судимость, следовательно лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры судимость которого погашена в установленном законом порядке
Задание 4
В соответствии с ч. 6 ст. 35 Закона о прокуратуре РФ Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
В то же время ст. 125 Конституции РФ не указывает Генерального прокурора в числе органов и лиц, полномочных обращаться в Конституционный Суд РФ.
Какой закон (Конституция РФ или Закон о прокуратуре РФ) подлежит применению? Наделен ли Генеральный прокурор РФ полномочием обращаться в Конституционный Суд РФ?
Ответ:
Вопрос о том, кто обладает правом обратиться в Конституционный Суд РФ урегулирован Конституцией Российской Федерации (КРФ). Статья 125 часть 2 КРФ закрепляет, что Конституционный Суд РФ разрешает дела по запросам:
«...Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации...». Генеральный прокурор в данном списке отсутствует.
Однако это положение не исключает возможности обращения Генерального прокурора в Конституционный суд.
Согласно части 5 статьи 125 Конституции РФ, «Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом».
Поскольку прокуратура - является главным органом, осуществляющим надзор за соблюдением Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, законодатель предусмотрел право Генерального прокурора РФ на обращение в Конституционный суд РФ.
Федеральным законом РФ от 17 января 1992 года N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» закреплено право Генерального прокурора обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (ст. 35 п.6).
Таким образом, Генеральный прокурор РФ, в соответствии с положениями Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» обладает правом обращаться в Конституционный суд, при этом единственной формой обращения является жалоба.
Задание 5
Закончите схему: «Место правоохранительных органов в системе органов государственной власти РФ».
Задание 6
Анализируя положения закона о судебных приставах ответьте на вопросы:
1) на какой круг лиц он рассчитан?
Данный закон регулирует деятельность судебных приставов.
2) когда он вступил в законную силу?
28.09.1997 года
3) где он официально опубликован?
"Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3590,
"Российская газета", N 149, 05.08.1997.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ
Семинар - практикум 2
Судебная власть и правосудие. Судебная система в РФ
Задание 1
Определите, какие суды относятся к федеральным, а какие - к судам субъектов РФ, по каким критериям осуществляется деление судов, образующих судебную систему РФ, на федеральные и суды субъектов РФ, и заполните таблицу:
| Федеральные суды | Суды субъектов РФ |
Порядок создания и упразднения судов | Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. | На основании федерального закона. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. |
Финансирование судов | За счет средств федерального бюджета
| За счет средств федерального бюджета
|
Установление общей численности судей | Общая численность судей Верховного Суда Российской Федерации и судей иных федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. | Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации. |
Задание 2
ФКЗ «О судебной системе РФ» предусматривает обязательность вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законных распоряжений, требований, поручений, вызовов и других обращений для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц (ч. 1 ст. 6) и определяет, что проявление неуважения к суду влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 2 ст. 6).
Как вы полагаете, в чем может выразиться неуважение к суду? Является ли неисполнение постановления суда проявлением неуважения к суду? При ответе сделайте ссылки на закон о судебной системе РФ.
Найдите в КоАП РФ, ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ нормы, устанавливающие ответственность за неисполнение постановлений федеральных судов в РФ и иное проявление неуважения к ним.
Согласно текущего законодательства неисполнение постановления суда является проявлением неуважения к суду. Неуважение суду может быть выражено и в других формах, допустим согласно ст. 297 УК РФ неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до четырех месяцев.
То же деяние, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
Согласно ст. 6. Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.