Влияние традиций русского гостеприимства на развитие гостиничной индустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы - исследование индустрии гостеприимства в России и является ли применение народных традиций гостеприимства важным аспектом для успешного развития отрасли гостиничного бизнеса. Я считаю эту тему актуальной, потому что многие иностранцы думают, что русские люди – это очень наглые, эгоистичные, не воспитанные люди… Но я так не считаю! У русского человека – богатая душа. В нас заложена особенная черта, которая мало наблюдается на сегодняшний день во многих развитых странах. Это гостеприимство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1: Что представляет собой понятие гостеприимство?.....................4
Определение значения слова: «гостеприимство»…………….4
У истоков системы гостеприимства…………………………...5
ГЛАВА 2: Исследование традиций гостеприимства русского народа………7
2.1 Гостеприимство в древней Руси……………………………….7
2.2 Начало трапезы …………………………………………………7
2.3 Появление трактиров……………………………………………8
ГЛАВА 3: Отражение традиций гостеприимства русского народа в современной деятельности предприятий индустрии гостеприимства……….10
ГЛАВА 4: Развитие индустрии гостеприимства в России…………………...12
4.1 Появление первых прообразов гостиниц……………………...12
4.2. Этапы развития гостиничного дела…………………………...13
4.3.Появление бюро путешествий………………..……………..…13
4.4. Гостеприимство в XX веке…………………………………….14
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...…......18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 294.85 Кб (Скачать)

Угощение гостей чаркой водки  или особым опричным блюдом можно  сравнить с «комплиментом» в ресторане, т.е. бесплатным напитком  или блюдом за счет заведения, которое предлагается всем гостям. 

 

Как  уже упоминалось выше, считалось большой честью, если во время пира царь снимет со своего плеча шубу и подарит кому-либо из присутствующих. Так вот, на сегодняшний день, если гость в свой день рождения приедет в гостиницу, или новобрачные поселятся в отеле, то в номере их будет ждать бутылка шампанского. Или же в ресторане могут подарить бутылку дорогого коллекционного вина.

Раньше считалось почетным сидеть на приставных лавках, или же ближе к хозяину и хозяйке  дома. Сегодня  почетные гости ресторанов или клубов могут сидеть в отдельных кабинках.  

 

Предугадывание желаний  гостя, как пример с солью и  спичками, упомянутый выше, на сегодняшний  день, считается первоклассным сервисом, который можно наблюдать в  ресторанах первого класса.  А в отелях это выражается тем, что сотрудники гостиницы стараются угодить малейшей прихоти гостя, и во время следующего его визита, все пожелания будут учтены.  

 

В России существует множество  традиций гостеприимства. Одни традиции  сегодня успешно применяются в индустрии гостеприимства, другие же, как обычай у жителей Чукотки отдавать гостю на ночь свою жену, сохранились только в летописях и народном творчестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4:  Развитие индустрии гостеприимства в России

Английское слово «hospitality» (гостеприимство) происходит от старофранцузского «хоспис», что означает «странноприемный дом».

4.1. Появление  первых прообразов гостиниц

Появление первых прообразов гостиниц, как и самой профессии по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, уходит своими корнями в далекое  прошлое. Гостиные дома располагались  в городах и на дорогах, ведущих  из одних стран в другие. Помимо путешественников услугами этих гостиных домов пользовались гонцы, курьеры, правительственные служащие. В гостиных домах людям предоставляли ночлег, убежище, пищу, там же кормили и  меняли лошадей.В истории развития гостиничного дела различают четыре этапа: • до начала XIX века — предыстория гостиничного дела; • начало XIX века - начало XX века — зарождение специализированных предприятий по производству гостиничных услуг; • начало XX века — до Второй Мировой войны — массовое появление предприятий гостинично-ресторанного сервиса; • после окончания Второй Мировой войны и до настоящего времени — массовое развитие гостиничной индустрии, формирование индустрии гостиничных услуг как основы современного туризма и социальных потребностей современного общества.

4.2. Этапы развития  гостиничного дела.

Первый этап — предыстория гостиничного дела. В античные времена основными  мотивами передвижений части общества были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение, исполнение государственных (властных) функций. В Средние века усиливается религиозный фактор мотива посещения определенных мест — поклонение святыням христианства и мусульманства. Молодые дворяне  отправлялись в своеобразный «гран-тур» по Европе, прежде чем вступить на поприще  профессиональной или политической деятельности. Второй этап — зарождение специализированных предприятий по производству гостиничных и сопутствующих им (дополнительных) услуг.Важнейшую роль в строительстве специализированных предприятий гостинично-ресторанного сервиса сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном (1807), паровоза Стефенсоном (1814), совершенствование почтовой связи и расширение сети дорог в Европе. Все это становится важными экономическими факторами массового передвижения населения. Третий этап — начало массового появления предприятий гостинично -ресторанного сервиса.

 

4.3. Появление бюро путешествий

Во второй половине XIX века индустрия  отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства  разной комфортности добавляются первые бюро путешествий (приложение 5), в задачу которых входила организация туристических поездок. Гостиницы же повсеместно, особенно в курортных местностях, предлагали своей клиентуре различные экскурсии по местным историческим и культурным достопримечательностям.

Первая Мировая война, экономическая  депрессия 30-х годов и Вторая Мировая война оказали негативное влияние на развитие гостиничного хозяйства. Однако именно в период между двумя мировыми войнами появляются новые предприятия индустрии гостеприимства.Четвертый этап — массовое развитие гостиничной индустрии.Вторая Мировая война парализовала туризм, гостиничное хозяйство ввиду отсутствия достаточного количества клиентов влачило жалкое существование. Новые объекты не вводились, а старые, особенно в воюющих странах, перепрофилировались для нужд армии и тыла. Дальнейшее развитие гостиничный бизнес получает только в послевоенный период. Именно в этот период приобретает действительно массовый характер туризм. Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством. В западноевропейских странах 50-60-е годы — это период массового строительства гостиниц, мотелей, разного рода увеселительных заведений. На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII—XIII вв. В них гонцы отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы — «ямы», как их называли, располагались один от другого на расстоянии конного перехода.

В это же время строятся многочисленные гостиные и постоялые дворы. В  гостиных дворах не только торговали, в них жили и совершали коммерческие операции.В связи с ростом промышленного производства и расширением торговых связей в XVIII —XIX вв. растет население городов, открываются новые гостиницы. В 1818 г. в Москве функционирует 7 гостиниц. В Петербурге в 1900 г. насчитывалось уже 325 гостиниц.

 

4.4. Гостеприимство  в XX веке

В 1910 г. в России было 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров  с номерами. Все они принадлежали частным лицам и были чисто  коммерческими предприятиями.

После Октябрьской революции декретом Советского правительства все гостиницы  были национализированы, гостиничное  хозяйство подверглось коренной перестройке.

Наряду со строительством крупных  гостиниц значительное внимание уделялось  также строительству небольших  типовых гостиничных проектов. Первые типовые проекты гостиниц на 50, 75, 100 и 150 мест были разработаны в 1931 году Временной правительственной комиссией  по отбору и изданию типовых проектов гражданских сооружений Цекомбанком.Гостиницы, построенные в этот период, были недостаточно благоустроенными. Мебель была низкого качества, освещались помещения плохо. Многие номера не были оснащены санитарно-техническим оборудованием.Единых тарифов на услуги гостиниц до этого не было. И только Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об упорядочении гостиничного хозяйства и установлении тарифов на номера и койки в гостиницах» № 687 от 27.07.1934 г. установило единую методику исчисления тарифа для всей республики.

Годы второй и третьей пятилеток  характеризуются развитием строительства  вообще и гостиниц в частности. Повышаются требования как к благоустройству  гостиниц, так и к художественному  оформлению их интерьера.К 1940 г. гостиницы были построены в 669 городах. В годы Великой Отечественной войны был нанесен огромный ущерб всему народному хозяйству, в том числе и гостиничному.В послевоенные годы развернулись большие работы по восстановлению, реконструкции и строительству новых гостиниц. В освобожденных от немецко-фашистских захватчиков городах и сёлах, не дожидаясь окончания войны, восстанавливали гостиничный фонд. Ряд гостиниц («Астория» в Ленинграде, «Приморская» в Сочи и др.) во время войны были переоборудованы в госпитали. Появились нормативные документы, целью которых было улучшить работу гостиничных предприятий, повысить их рентабельность. В послевоенный период много гостиниц было построено в разных городах страны: в Ленинграде, Киеве, Риге, Курске, Орле, Воронеже, Вольске и др.

В соответствии с общей направленностью  послевоенных лет интерьерам гостиниц придавали дворцовую пышность.

Отсюда некоторая абстрагированность архитекторов от рассмотрения вопросов, связанных с лучшей организацией быта проживающих в гостиницах граждан. К мебели, оборудованию, освещению предъявлялись не столько функциональные, сколько эстетические требования. Это предопределило использование во внутренней отделке дорогостоящих материалов и изделий, значительно удорожавших строительство гостиниц.К 1960 г. в 1364 городах Советского Союза гостей обслуживали в 1476 гостиницах.Дальнейший рост материальной и технической гостиничной базы в стране определили следующие факторы: развитие существующих городов и появление новых; рост промышленности, науки, культуры и искусства; увеличение материального благосостояния людей. Это создало предпосылки для развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа командированных и отпускников.

В РСФСР за годы десятой пятилетки  построено 158 гостиничных предприятий  на 30 тыс. мест. Построены высотные, оснащенные современной техникой и  оборудованием гостиницы в Волгограде, Новосибирске, Мурманске, Архангельске, на 1000 мест каждая.Наряду с гостиницами общего типа в стране велось интенсивное строительство ведомственных гостиниц, пансионатов, кемпингов, мотелей, туристических баз и лагерей.

Интенсивно развивалось гостиничное  хозяйство с 1970 по 1980 год, что частично было вызвано подготовкой к проведению XXII Олимпийских Игр.В 1980 г., в канун московской Олимпиады, гостиничное хозяйство СССР насчитывало 7000 гостиниц общей вместимостью 700 тыс. мест. Было построено много крупных, комфортабельных гостиниц.Одной из самых больших гостиниц России является гостиничный комплекс «Измайлово», рассчитанный на 10 тыс. мест.

К сожалению, в 1990-е гг. из-за экономической  и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги. В конце 1990-х  гг., согласно данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Россия имела 5043 предприятия гостиничного типа с общим числом мест 390 931.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1:

 

Приложение 2:

 

 

Приложение 3:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4:

 

 

 

 

Приложение 5:

 

 

ЗАКЛЮЧЕИЕ:

 

 

В заключении следует подвести итог тому, что же представляет собой  индустрия гостеприимства.

Гостеприимство – это одно из понятий цивилизации, которое благодаря прогрессу и времени превратилось в мощную индустрию, обеспечивающую миллионы рабочих мест для профессионалов и создающую благоприятные условия для отдыха туристов. Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей – туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций.

Гостеприимство – это  совокупность средств и методов, с помощью которых обеспечивается и достигается необходимый уровень  комфорта. Гостеприимство – составляющая часть любого сервиса, и без него не обходится ни одно гостиничное  предприятие.

Гостиничная индустрия стремительно развивается и направлена на то, чтобы приносить прибыль. Любой  турист или гость платит деньги за тот комфорт, который ему предоставляют, причем каждое гостиничное предприятие  стремится к высшему уровню сервиса  и комфорта.

Важнейший фактор развития индустрии гостеприимства – это  условия, при которых необходимо выбрать не только правильную концепцию  развития гостиничного или ресторанного бизнеса, но также и месторасположение, развитие транспортных услуг, классификацию  будущего предприятия.

  
Таким образом,  применение народных традиций гостеприимства очень важно для успешного развития отрасли ресторанного и гостиничного бизнеса не только в нашей, но и в любой другой стране. Заботой о госте и созданием правильной атмосферы вокруг него, можно мотивировать посетителя  покидать ресторан (гостиницу) в хорошем настроении и возвращаться в него снова и снова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. http://www.frio.ru
  2. http://svidomnanevu.ru
  3. http://geoid.ru
  4. http://rus.ruvr.ru
  5. http://pravoslavie.ru
  6. http://ostashkov.ru
  7. http://slovari.yandex.ru
  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  9. http://www.xapaktep.net/virtues/meliorating/hospitableness/desc.php
  10. Иванов  Е.П. «Деревенские ярмарки, базары и кабаки»
  11. http://www.alltravelworld.ru/travels-500-3.html
  12. Традиционные и современные модели гостеприимства: — Санкт-Петербург, РГГУ, 2004 г.
  13. Арзуманян Э. А. Гостиничный и ресторанный сервис. Саратов, 2000
  14. Боуэн Дж., Котлер Ф., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. М., 2005.
  15. Гостиничный и туристский бизнес.// Под ред. М. М. Ашомко. М., 2000.
  16. Ильина Е. Л., Козлов Д. А., Лайко М. Ю., Нощенко О. Ю. Введение в индустрию гостеприимства и туризма. М., 2002
  17. Инграм Х., Медлик С. Гостиничный бизнес.//Пер. с англ. А. В. Павлова. М., 2005.
  18. Кленогина Т. В. Организация гостиничного хозяйства. Кемерово, 2000.
  19. Кононыхин С. В. Организация гостиничного и ресторанного хозяйства. Донецк, 2004
  20. Ляпина И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. М., 2001.
  21. Нестерук М. М., Путилина С. Н. Искусство гостеприимства. М., 2001.
  22. Саратовцев Ю. И., Тюкова С. Ю. Организационные основы приема и обслуживания туристов. СПб., 2002.
  23. Смирнова М. Н. Энциклопедия гостеприимства. М., 2000.
  24. Тарханова Н. П., Третьякова Т. Н. Основы гостеприимства. Челябинск, 2000.
  25. Уокер Дж. Введение в гостеприимство. М., 2002.
  26. Федцов В. Г. Культура сервиса. М., 2001.
  27. Щеникова Н. Б. Основы туризма и индустрии гостеприимства. Владивосток, 2002.
  28. http://ru.wiktionary.org/wiki/

Информация о работе Влияние традиций русского гостеприимства на развитие гостиничной индустрии