Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:50, курсовая работа
Международная стандартизация — это совокупность организаций по стандартизации и продуктов их деятельности: стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции. Международное сотрудничество занимает важное место в развитии международной торговли услугами. В настоящее время вопросами по стандартизации занимаются такие международные организации как ИСО (ISO), МЭК (IEC) , МСЭ (ITU), ЕОК (EOQ), и региональные СЕН (CEN) , СЕНЭЛЕК (CENELEK) , ЕТСИ (ETSI). На данный момент международных стандартов очень много, которые влияют на международную торговлю услугами и без них, конечно же,
1. Введение………………………………………………………………………………………….5
2. Глава 1.Основные международные организации по стандартизации……….……………....7
3. Глава 2.Международные стандарты и их влияние на международную торговлю…….…...12
4. 2.1 Международная торговля услугами………………………………………………………16
5. 2.2 Влияние международного стандарта на развитие туроперейтинга…………………….24
6. Заключение……………………………………………………………………………………..33
7. Список литературы…………………………………………………………………………….34
Международный союз электросвязи МСЭ (ITU) — это международная организация, координирующая деятельность государственных организаций и коммерческих компаний по развитию сетей и услуг электросвязи в мире. Корни МСЭ уходят в 60-е гг. XIX в., когда была подписана первая Международная телеграфная конвенция (1865 г.). Большим достижением МСЭ является принятие в 1999 г. Рекомендаций по системе телевидения высокой четкости. В ней зафиксированы базовые параметры (число строк разложения, формат кадра, система развертки) телевидения XXI века. Парк стандартов МСЭ составляет 1500 единиц.
Европейская организация по качеству ЕОК (EOQ) создана в 1957 году. Хотя по названию она является региональной, но фактически представляет собой мировую международную организацию. Цель деятельности - как межотраслевые проблемы качества (система управления качеством, методы оценки качества и др.), так и проблемы качества применительно к отрасли (авиационная, автомобильная, пищевая и др.).
Европейский комитет по стандартизации СЕН (CEN) создан в 1961 году. Основная цель СЕН - содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов (евронорм, EN). Другие цели: единообразное применение в странах-членах СЕН международных стандартов ИСО и МЭК, сотрудничество со всеми европейскими организациями по стандартизации, предоставление услуг по сертификации на соответствие европейским стандартам (евронормам). Один из принципов работы СЕН - обязательное использование международных стандартов ИСО как основы для разработки евронорм либо дополнение тех результатов, которые достигнуты в ИСО.
Европейский комитет по стандартизации в электротехнике СЕНЭЛЕК (CENELEK) создан в 1971 году. Основная цель организации - разработка стандартов на электротехническую продукцию. Стандарты СЕНЭЛЕК - необходимое средство для создания единого европейского рынка.
Европейский институт по стандартизации в области электросвязи ЕТСИ (ETSI) начал свою деятельность в 1988 году. Основная задача организации - поиск общих стандартов для создания комплексной инфраструктуры электросвязи. Эта инфраструктура призвана обеспечить полную совместимость любого оборудования и услуг, предлагаемых потребителям. По своему статусу это некоммерческая организация, деятельность которой регулируется французским законодательством (по местонахождению института).
В данной главе мы видим, что у каждой организации похожие цели. Каждая организация будь то ИСО, МЭК, ИКАО, МОМВ и многие другие преследуют одни и те же интересы - стандартизация и сертификация, для содействия в мировом масштабе и облегчения взаимопомощи и расширения сотрудничества.
Глава 2
Международные стандарты и их влияние на международную торговлю
Неуклонное расширение международных связей не позволяет стандартизации замыкаться в рамках отдельного государства для успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран первостепенное значение имеет международная стандартизация. Необходимость разработки международных стандартов становится все более очевидной, так как различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли, тем более что темпы роста международной торговли в 3-4 раза превышают темпы развития национальных экономик. В решении проблем международной торговли четко проявляется коммуникативная функция стандартизации. Международная стандартизация содействует перемещению людей, товаров, энергии и информации. Не случайно международные стандарты сравниваются с ключом, который открывает рынки. Основной задачей международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации является гармонизация. Т.е. согласование национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Рассмотрим закон о единстве измерений и ИСО 9000.
Закон об обеспечении единства измерений - это закон, который обеспечивает права потребителя на точный вес, длину, температуру - словом то, что надлежит получить потребителям в указанной норме. Как часто в жизни потребители становятся жертвами махинаторов. Например, берешь в руки 200 граммов продукта европейской фасовки и замечаешь, что эти 200 граммов явно больше, чем те же 200 граммов взвешенные в магазине. Как такое могло произойти? Кто изготавливал весы для магазина? Возникает множество взаимосвязанных вопросов и проблем. Предупредить или не допустить такого призван закон правительства N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", принятый 26 июня 2008 г.
Единство измерений - это закон, который создает условия для полноценной взаимовыгодной, честной торговли и на внутреннем, и на международном рынке. Это самое важное условие, обеспечивающее точную норму товаров и услуг, а значит, ведет к конкурентоспособности, честности в торговле.
Закон защищает право граждан на приобретение товаров, продуктов и услуг в точно указанных нормах и объёмах, пресекая, таким образом, разного рода махинации. Обеспечение единства измерений способствует социально-экономическому развитию страны, обеспечивает права граждан на приобретение продуктов, товаров и услуг в точных объемах, что в свою очередь повышает качество товаров и услуг, конкурентоспособности товаров. Согласно закону, государство осуществляет контроль и оценку продукции, а также её соответствие установленным нормам и требованиям. Чем выше, точнее, измерительные возможности страны, тем меньше барьеров и препятствий для международной взаимовыгодной торговли. Таким образом, защищая граждан и заботясь о точности и единстве измерений, государство повышает свой престиж на международном уровне, защищает граждан от недостоверных результатов измерений, от отрицательных последствий. Например, неточность измерений в фармацевтике чревата летальным исходом. То же можно сказать и о ядерной промышленности. Общество нуждается в объективных и достоверных измерениях, нормах и точных приборах. Именно поэтому закон не только содействует защите граждан, развитию экономического прогресса страны, но и обеспечивает научно-технический прогресс и обороноспособность, и безопасность страны. Согласно закону все заинтересованные лица имеют право знать информацию о единстве измерений. Закон позволяет создать рынок услуг для обеспечения единства измерений, выработать международную нормативную базу единства измерений. Закон предполагает государственное регулирование проверки технических средств на соответствие нормам, установленным метрологическим требованиям. Все технические измерительные средства, согласно закону, изготавливаются на государственных предприятиях. Закон отменяет лицензирование юридических и физических лиц на изготовление и ремонт измерительных приборов. Таким образом, введение повсеместно самых точных государственных приборов приведет к сужению государственной деятельности в сфере регулирования единства измерений.
ISO 9000 - это серия международных стандартов, разработанных Техническим Комитетом ТК-176 Международной организации по стандартизации ISO (International Organization for Standartization).Стандарт ISO 9000 - "Словарь терминов к системам менеджмента качества, свод принципов менеджмента качества".1
Стандарт называется ISO 9000, но на самом деле он состоит из нескольких документов:
ISO 9000 - Системы менеджмента качества - Основные положения и словарь
ISO 9001 - Системы менеджмента качества - Требования
ISO 9004 - Системы менеджмента качества
- Руководящие указания по
Стандарт описывает модель, по которой менеджмент компании может сформировать систему управления предприятием с позиции гарантии качества. Первоначальное назначение ISO 9000 было предоставить компаниям потребителям стандарт по оценке их поставщиков (это так называемый "аудит второй стороны"). Тем не менее, в 90-х годах потребность потребителей в стандарте превратила его в стандарт для проведения "аудитов третьей стороны". Типичная компания-поставщик нуждается в независимом "аудите третьей стороны" для общения с многочисленными потребителями. Это особенно важно для организаций, работающих на международном рынке. Недавно созданный Европейский Союз (EU) явился одной из самых мощных движущих сил распространения стандартов ISO. В частности, соглашение об образовании Европейского Экономического Союза от 1992 г. включает в себя пункт о принятии ISO 9000 в качестве основного стандарта для использования в сфере международной торговли между странами-участниками Союза. На сегодняшний день, более 60 000 компаний в Европе получили сертификат соответствия ISO.
Все больше и больше компаний-потребителей услуг при поиске поставщика включают как обязательное требование наличие сертификата ISO 9000. И если компания-поставщик намеревается работать на международном рынке, отсутствие сертификата ISO может стать для нее серьезным препятствием. Вдобавок, большая номенклатура товаров допускается на рынок Евросоюза только, если эти товары выпущены сертифицированной на ISO 9000 компанией. Таким образом, данный стандарт приобретает все большее и большее распространение. Любая компания или продукт, имеющие самое отдаленное отношение к Евросоюзу, ощущают сильную потребность в применении стандарта ISO 9000.
Многие компании также относятся к ISO 9000 как к отличному маркетинговому средству. Даже многие непроизводственные компании присматриваются к стандарту ISO. Банки, юридические компании, даже школы рассматривают возможность внедрения у себя модели предложенной в ISO 9000.
Существуют два основных варианта применения в Российской Федерации международных, региональных, национальных стандартов других стран в зависимости от степени использования международного документа (далее - международных стандартов - МС) и формы его представления.
1. Принятие идентичных стандартов - гармонизированных стандартов, которые идентичны по содержанию и форме представления. При изложении идентичных стандартов на разных языках, как правило, используют аутентичные переводы.
Обозначение идентичного стандарта формируют из индекса «ГОСТ»2, обозначения соответствующего международного (регионального) стандарта (без указания года его принятия) и отделенного от него тире года утверждения национального стандарта: ГОСТ ИСО 9001 - 2001.
2. Принятие модифицированных
2.1.Международная торговля услугами
Наряду с международной торговлей товарами (в вещественном понимании этого слова) широко развита и торговля услугами. Международная торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, включаются в экспорт и импорт товаров. В то же время международная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с традиционной товарной торговлей.
Основное отличие состоит в том, что услуги обычно не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее, например: в виде магнитных носителей для компьютерных программ, различной документации, отпечатанной на бумаге и др. Однако с развитием и распространением Internet существенно снижается необходимость использования для услуг материальной оболочки. Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Выделяется четыре способа международной торговли услугами.
1. Трансграничная торговля
(cross-border trade), т.е. ситуация, когда
продавец и покупатель услуги
не перемещаются через границу,
2. Потребление за границей (consumption abroad), т.е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает потребитель услуги, например выезд за границу на учебу или для лечения.
3. Торговое присутствие в стране предоставления услуги (commercial presence, либо - right of establishment), т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются.
4. Присутствие физических
лиц, предоставляющих услугу (
Услуги очень разнообразны, а сфера их применения расширяется с каждым годом. Одним из показателей развития страны является роль, которую играет сфера услуг в национальной экономике.
В соответствии с положения ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов:
Наиболее неоднородным является сектор услуг для бизнеса, включающий следующие услуги: профессиональные, компьютерные, в сфере исследований и разработок, в сфере оборота недвижимостью, по аренде оборудования без обслуживающего персонала и др.
К профессиональным услугам относятся: правовые, бухгалтерские, по налоговому консультированию, аудиторские, архитектурные,, инженерные, по градостроительному и ландшафтному планированию, услуги медперсонала, стоматологов и ветеринаров, по научно-техническому консультированию.
Услуги по аренде оборудования без обслуживающего персонала в зависимости от предмета аренды подразделяются на четыре группы, связанные: с судами, с самолетами, с иным транспортным оборудованием, с иными машинами и оборудованием.