Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:40, курсовая работа
Цель работы – изучение сущности системы туризма и факторов внешней среды; выявление влияния данных факторов на систему туризма.
При выполнении работы использовались следующие методы: поисковый, исследовательский, метод анализа, сравнения, наблюдения.
Введение………………………………………………………………………..……4
1. Сущность системы туризма. Понятие внешней среды организации………….7
2. Факторы внешней среды. Факторы прямого и косвенного воздействия…….13
2.1. Экономика и туризм……………………………………………………….......14
2.2. Связь политики и туризма…………………………………………………….19
2.3. Экологические факторы и их влияние на систему туризма………………...23
2.4. Социальная среда………………………………………………………….…...30
2.5. Технологии в туризме……………………………………………………..…..35
2.6. Международная среда и отечественный туризм…………………………… 41
3. Пути ослабления влияния факторов внешней среды на систему туризма…..46
Заключение………………………………………………………………………….56
Список использованных источников……………………………………………...61
Приложения……………………………………
Любопытно, что приблизительно до 2000 года государство практически не обращало внимания на въездной туризм. Нормативная регламентация в основном шла по линии отдельных ведомств (пограничники, таможенники и т.д.), но никаких общих процессов, даже на уровне деклараций, не происходило. Государство ничего не делало для развития въезда, но и не мешало.
Представим себе, что иностранец приехал к нам с познавательными целями всего на несколько дней. На что он будет тратить драгоценное время? На осмотр достопримечательностей? На прогулки по городу? На знакомство с чудесными белорусскими девушками? Отнюдь! Он будет страховаться и (если остановился не в гостинице) регистрироваться…
Дурные слухи расходятся быстро. Благодаря таким непонятным шагам, как обязательное страхование, и зарубежные турфирмы, и обычные туристы хорошо знают, каково это - въезжать в Беларусь. Однако если первый взгляд государства на въездной туризм был брошен искоса и вскользь, то в прошлом году на инкаминг посмотрели в упор и сурово. На то, что выезд многократно превышает въезд, пеняли всегда. В связи с этим все белорусские туроператорские компании обязаны теперь заниматься въездным туризмом.
Нам есть что показать, но все наши прелести, увы, существуют в виде отдельных сегментов. Это все равно, что предлагать покупателям в качестве средства передвижения отдельно руль, колеса, пару сидений…
Если кардинально ничего не поменяется, то предугадать будущее белорусского инкаминга, в общем-то, несложно. Без сомнения, будет плановый рост статистики. Найдутся умные головы, которые придумают, как одних и тех же туристов посчитать 10 или, если потребуется, 20 раз. Через 5 лет Беларусь выйдет на желанные сотни тысяч туристов. Правда, бюджет в реальности от этого ничего не получит. А весь инкаминг для турфирм будет сводиться к тому, чтобы, используя свои связи, добраться до крупных, выгодных заказов, связанных с размещением делегаций или, скажем, спортивных болельщиков, и как-нибудь продержаться на плаву [20].
Таким образом, с экономической точки зрения туризм - это одна из ведущих и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Туризм оказывает огромное влияние на многие ключевые отрасли экономики: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, торговлю, производство товаров народного потребления.
Экономические факторы во многом определяют степень развития туризма в регионе или стране, но с другой стороны и сам туризм оказывает непосредственное воздействие на темпы экономического развития, обеспечивая поступление валютных средств в экономическую систему, решая проблемы занятости населения, сглаживания различий в экономическом развитии регионов [13, с.41].
Стабильная политическая обстановка в стране – необходимое условие функционирования туристского бизнеса. Кроме того, для развития туризма в той или иной стране важен тип международных отношений, сложившийся с другими государствами; состояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров; международная обстановка в мире или отдельно взятом регионе.
Туризм помимо огромного экономического значения играет большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур. Его деятельность не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. Она направляется также на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения и процветания мира [22].
Поэтому для устойчивого развития индустрии туризма необходимо учитывать факторы внешней среды.
3. ПУТИ ОСЛАБЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА СИСТЕМУ ТУРИЗМА
Туризм как открытая система находится во взаимосвязи с внешним миром, представленным такими общественными системами, как экономика, экология, социальная среда, политика, технологии и оказывает на этот мир огромное влияние. Однако с помощью определенных действий можно в какой-то мере ослабить это влияние.
Происшедшие изменения в развитии туризма отражаются как на организации путешествий, так и на системе транспортного обслуживания. Массовый характер туристских потоков предопределяет появление новых потребностей, нового отношения туристов к мотивам, целям и предпочтениям в организации туристских путешествий. В результате этого наряду с классическими появляются новые виды туризма, которые поднимают туристский спрос на качественно новый уровень, требующий от транспорта удовлетворения новых потребностей в его услугах. Вот почему транспортные организации наряду с количественным и качественным совершенствованием своей материально-технической базы должны в своей деятельности учитывать новые требования и организационные изменения, включающие:
обособление самостоятельных транспортных предприятий, чья деятельность в целом (или в преобладающей степени) заключается в осуществлении транспортных перевозок туристов;
осуществление интеграции транспортных и туристских предприятий. Это особенно характерно для самых крупных авиатранспортных фирм, которые в настоящее время контролируют огромный гостиничный фонд;
создание специализированного звена в рамках туристских предприятий, перед которым ставится задача содержания собственного парка транспортных средств с целью обеспечения транспортного обслуживания туристов во время их пребывания в туристской местности;
установление прочных взаимосвязей и осуществление тесных контактов между транспортными и туристскими предприятиями для достижения максимальной координации деятельности, связанной с обслуживанием иностранных и местных туристов. В связи с этим характерно создание туристских агентств - организаторов туристских путешествий и эксплуатации транспортных средств;
проведение реорганизации и перестройки деятельности транспортных предприятий в зависимости от конъюнктуры международного туристского рынка или сезонных колебаний в туризме. Например, транспортные средства перемещают из линейных в чартерные или круизные туристские путешествия в зависимости от распределения туристского спроса и экономических интересов транспортных предприятий;
проведение организационных изменений, связанных с территориальным размещением транспорта, преимущественным развитием новых туристских районов или формированием новых потоков турист.
Эффективность функционирования туристской отрасли в регионах зависит, прежде всего, от организации управления туризмом. Лишь в последнее время туризм был выделен во многих регионах из структуры комитетов, где он совмещался со спортом, и перешел под юрисдикцию комитетов, курирующих культуру. Хотя в некоторых случаях целесообразно выделение отдельных структур, занимающихся только вопросами развития туризма, с построением их по принципу пирамиды, от областного уровня до уровней отдельных районов. Положительным представляется опыт организации управления туризмом в странах Скандинавии, где на уровне отдельных провинций и мелких районов созданы организации, выполняющие управленческие, контролирующие и, главным образом, промоутерские функции.
Для обеспечения действенного сотрудничества различных организаций в области культуры и туризма необходима взаимная информированность об основных направлениях совместной работы.
Политика туристского развития должна отражать следующие основные аспекты:
подготовку перечня туристских ресурсов, причем особого внимания заслуживают классификация культурного, исторического, природного наследия и определение наиболее важных объектов для развития туризма;
определение основных туристских регионов и мест туристского назначения, а также обеспечение соответствующих мер по охране местных культурных, исторических и природных памятников;
использование в целях туризма национального достояния, включающего искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения;
проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона [11, с.112].
В лице заинтересованных сторон нужного направления развития туризма должно выступать правительство, как на локальном, так и на национальном и международном уровнях. Именно государство способно выступить в качестве регулирующей силы, посредством законов и налогов разрешать, запрещать, определять условия развития. Учитывая все проблемы, возникающие вследствие развития туристской индустрии, с которыми приходится сталкиваться туристам, местным жителям, региональным властям, надо заметить, что возникла необходимость комплексного решению сложных ситуаций, это подразумевает переход к устойчивому развитию. Используя принципы концепции устойчивого развития, туризм может не только преодолеть сложности, но и выступить в роли локомотива, который выведет и другие отрасли на путь устойчивого развития. Но это переход не так прост.
Для достижения этой цели необходимо:
заменить культуру интенсивного потребления культурой разумного роста;
уравновесить экономические и экологические факторы воздействия;
найти общие интересы туристов и местного населения;
распределять полученную выгоду среди всех членов общества, и в первую очередь среди наиболее бедных и неблагополучных категорий населения.
Безусловно, эти проблемы нельзя оставлять без внимания. Многое можно сделать с помощью разумной планировки и конструирования, оптимального планирования и рационального использования возможностей - вот где могут пригодиться идеи устойчивого развития. Для того чтобы следовать основным принципам концепции устойчивого развития следует оценивать характер и интенсивность оказываемого воздействия, проводить экологические проверки, учитывать потенциальную нагрузку на среду, оптимизировать ресурсопотребление, вкладывать средства в новые технологии. Следует учесть все факторы, интересы и обязательства заинтересованных сторон – правительственных, промышленных и общественных кругов, причем к последним, конечно же, относятся как сами туристы, так и местное население.
Для эффективного ведения дел необходимо изучать культурные различия и изменять поведение в межличностных контактах, не допускать некорректного поведения по отношению к ценностям других наций. Работающие в международной среде фирмы должны также учитывать и общие экономические факторы: обменный курс валют, уровень заработной платы, учетные ставки процента и общий уровень экономического развития [14, с.189].
Что касается экологического аспекта, то должны быть приняты ограничения и правовые акты, чтобы предотвращать и минимизировать ущерб, который туризм наносит биологическому разнообразию. Такие меры должны включать контроль существующих действий, оценку воздействий на окружающую среду новых туристских проектов. Особое внимание следует обращать на сохранение уникальных и уязвимых природных систем, таких как маленькие острова, коралловые рифы, прибрежные зоны.
Индустрия туризма должна поддерживать проекты, которые учитывают культурные и другие особенности местного населения, берегут культурное наследие наций. Доходы от туризма следует направлять на сохранение историко-культурных памятников, обычаев, национальных традиций, так как, помимо особых требований к окружающей среде, туристы часто заинтересованы в экзотических или уникальных услугах. Различные фестивали, национальные праздники и другие мероприятий могут выступать в качестве весомого аргумента в жесткой конкуренции между странами на туристском рынке.
Следует согласиться с точным высказыванием одного из признанных экспертов по туризму Й. Криппендорфа: “Главную привлекательность туризма составляют не отели, канатные дороги, подъемники и бассейны. В центре внимания, как и прежде, находятся эстетические свойства ландшафта. Его своеобразие, красота, способность воздействовать на чувства и эмоции людей играют решающую роль. Значение же инженерных сооружений часто переоценивают. В конце концов, они только средства достижения цели и служат для того, чтобы удобней и полней можно было пользоваться природой и ландшафтом”.
Особенно заметный вред природному пейзажу наносят элементы антропогенного происхождения, резко нарушающие его композиционную целостность. Назовем это явление захламленностью естественных пейзажей антропогенным мусором [11, с.155].
Непрерывно возрастающий процесс вовлечения все большего числа людей в циклы рекреационных занятий обусловливает постоянное расширение территорий, охваченных в той или иной степени рекреационной деятельностью.
В этой связи возникла проблема оптимизации рекреационных нагрузок на природные комплексы в целях предотвращения их деградации и сохранения комфортных условий рекреационной деятельности. Сущность этой проблемы сводится к обоснованию экологической нагрузки на природные комплексы (не превышающей пределов их естественных восстановительных способностей) путем установления нормативов рекреационного воздействия на них.
Говоря в целом о влиянии туризма на окружающую среду, нельзя придти к однозначному выводу. Во многих случаях, относительно одинаковые условия приводят на разных территориях либо к положительным, либо к отрицательным результатам. Качество окружающей среды является необходимым условием для развития туризма, а успешное развитие может быть обеспечено при условии регулирования потока туристов и при достижении сбалансированного соотношения экономики и экологического состояния региона.
Информация о работе Влияние факторов внешней среды на систему туризма