Влияние факторов внешней среды на систему туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение сущности системы туризма и факторов внешней среды; выявление влияния данных факторов на систему туризма.
При выполнении работы использовались следующие методы: поисковый, исследовательский, метод анализа, сравнения, наблюдения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..……4
1. Сущность системы туризма. Понятие внешней среды организации………….7
2. Факторы внешней среды. Факторы прямого и косвенного воздействия…….13
2.1. Экономика и туризм……………………………………………………….......14
2.2. Связь политики и туризма…………………………………………………….19
2.3. Экологические факторы и их влияние на систему туризма………………...23
2.4. Социальная среда………………………………………………………….…...30
2.5. Технологии в туризме……………………………………………………..…..35
2.6. Международная среда и отечественный туризм…………………………… 41
3. Пути ослабления влияния факторов внешней среды на систему туризма…..46
Заключение………………………………………………………………………….56
Список использованных источников……………………………………………...61
Приложения……………………………………

Работа содержит 1 файл

Gotovaya_kursovaya.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

      влияние на культуру местных жителей;

      потеря исторического и архитектурного наследия;

      единовременное увеличение плотности населения в местах отдыха;

      обострение социально-экономической напряженности;

      распространение использования труда несовершеннолетних.

Это лишь неполный набор негативных воздействий туризма. Нередко ситуацию можно исправить или уменьшить остроту проблемы. Рассмотрим подробнее, что происходит вследствие развития туристской индустрии.

Негативное воздействие туризма сегодня испытывают на себе многие развивающиеся страны, и особенно те, которые не обладают достаточными техническими и финансовыми возможностями для восполнения израсходованных туристами ресурсов и удаления произведенных ими бытовых отходов. Не секрет, что такие отходы по своему объему зачастую намного превосходят те, которые образуются в ходе повседневной деятельности всего населения страны, являющейся объектом туризма. Например, в Непале, где большой популярностью пользуется такой вид активного отдыха, как пешие походы, каждый турист, по оценкам, ежедневно сжигает около 6 кг древесины, и это при том, что в стране существует острая нехватка топлива. В столице Египта Каире один большой отель потребляет за год столько же электричества, сколько его расходуют 3600 домашних хозяйств, принадлежащих египтянам со средним доходом. В Карибском регионе спрос на дары моря со стороны туристов настолько высок, что стал основным фактором увеличения нагрузки на популяции омаров и съедобных моллюсков. Погоня за "натуральными" строительными материалами также нередко ставит тот или иной природный ресурс на грань исчезновения [11, с.192].

Множество прекрасных уголков планеты, не исключая заповедные зоны, уже существенно пострадали в результате притока туристов – «любителей природы», что чревато пагубными последствиями для биоразнообразия этих мест.

Останутся ли туристы довольны проведенным на курорте временем, в решающей степени будет зависеть от того, насколько условия отдыха и уровень обслуживания окажутся соответствующими ожиданиям. Поскольку первозданная природная среда – необходимое условие для приятного времяпрепровождения, ее сохранение становится важным экономическим фактором для индустрии туризма, для тех, кто определяет политику в этой области, специалистов и руководства самих туристских компаний, осуществляемых как самостоятельно, так и в сотрудничестве с частным и государственным секторами экономики.

По сравнению с другими, сугубо производственными силами хозяйственной деятельности, индустрия путешествий и туризма никогда не загрязняла атмосферу дымом заводских труб и не уродовала окружающую среду, занимаясь добычей природных ресурсов. Кроме того, подлинные масштабы индустрии туризма, как правило, оставались незамеченными в силу того, что воздушные перевозки, гостиничный бизнес и система общественного питания обычно воспринимались как самостоятельные виды предложения услуг, а не как составные элементы единого комплекса по удовлетворению, прежде всего, имеющегося массового и постоянного растущего спроса на туристские и деловые поездки.

Но не следует замалчивать проблемы очевидного воздействия индустрии, которая ежедневно перевозит миллионы людей, обеспечивает их жильем, кормит и развлекает (причем все чаще в окружении уникальных и одновременно крайне уязвимых экосистем), которая занимается строительством, преобразуя ландшафты, и деятельность которой напрямую затрагивает коренное население и местные общины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Исторически и архитектурно значимые постройки и культурная среда населенных пунктов является главным фактором, привлекающим в них туристов. Однако нужно отметить, что если культурное наследие больших городов всегда привлекало туристов, и эти города были способны справляться с большим количеством туристов, то небольшие по размерам исторически значимые населенные пункты сталкиваются с всевозрастающими природными и функциональными проблемами, такими как автомобильное движение, шум, загрязнение и т. д. Иногда эти проблемы приводят к изменению местных отраслей экономики, которые в большой степени становятся зависимыми от туризма, и влияют затем на изменение облика этого региона.

Перенасыщение традиционных районов туризма сопровождается их усиливающимся хозяйственным преобразованием, широким внедрением объектов сервиса и других элементов туристской инфраструктуры. В результате у туристов исчезает чувство общения с «дикой природой», то есть они лишаются наиболее притягательного элемента, ради которого они отправляются в путешествие. Вот почему эффективное освоение новых районов, где живописные ландшафты сохранились в относительной неприкосновенности, является одной из наиболее значимых проблем развития туризма. Нужно стремиться не только создавать материальную базу в новых туристских регионах, но и осуществлять освоение этих территорий на основе научного расчета, делая упор на сохранение природных ландшафтов – основного ресурса туризма.

Влияние туризма может быть и позитивным. Местные жители, предоставляя жилье туристам, получают доступ к лучшим материально-техническим возможностям, инфраструктуре и услугам. Часто эти обстоятельства приводят к улучшению качества природной среды. Кроме того, местное население становится все более информированным и уделяет большое внимание сохранению окружающей среды, местных ресурсов и своего культурного наследия.

К положительным аспектам также следует отнести:

            создание рабочих мест;

            увеличение доходов, что ведет к повышению уровня жизни местного населения;

            ускорение процесса урбанизации, развитие городских служб, инфраструктуры, культурных организаций;

            ускорение социальных и культурных процессов;

            возрождение местных культурных ценностей, развитие народного творчества, традиций, обычаев, народных ремесел;

            повышение спроса на сельхозпродукцию и товары местного производства;

            охрану и восстановление местных памятников культуры;

            расширение природных комплексов;

            повышение привлекательности региона;

            оживление местной культурной жизни.

К отрицательным аспектам следует отнести:

            поляризацию и коммерциализацию интересов различных групп населения;

            возрастание доли неквалифицированного труда;

            рост числа отклонений от общественных норм поведения (алкоголизм, хулиганство, проституция);

            "эрозию" семьи (разводы, легкое отношение молодежи к жизни);

            коммерциализацию культуры;

            потерю самобытности конкретного туристского направления;

            конфликты между местным населением и туристами.

Отрицательное воздействие туризма может быть вызвано прежде всего его спонтанностью, отсутствием предварительной подготовки и контроля. В таких условиях местное население не имеет возможности приспосабливаться к происходящим изменениям.

Примером негативного отношения к туристам может служить конфликт интересов: местные жители агрессивно настроены против приезжих, так как те "ловят их рыбу, охотятся в их лесах" и т. п. Негодование местных жителей может быть вызвано разницей в материальном положении, системе ценностей, ощущением социального неравенства и так называемой социальной дискриминацией. В некоторых странах доход местных жителей, работающих в туристской индустрии, гораздо выше, чем у тех, кто занят в других сферах.

Как положительные, так и отрицательные аспекты воздействия туризма на местное население проявляются на различных уровнях - национальном, местном или индивидуальном. Удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерб социальным и экономическим интересам населения регионов и стран посещения, культурным и историческим ценностям, окружающей среде, природным ресурсам.

Большинство отрицательных аспектов можно избежать путем комплексного планирования развития туризма и внедрения современных методов управления этим процессом (усиление контроля над использованием территорий и ресурсов, проведение политики просвещения местного населения), а также путем определения критериев его наиболее эффективных направлений, которые являются основой для выбора и последовательного их развития.

Туристы из развитых стран отправляясь в туры по развивающимся государствам, часто имеют неполное представление о местных особенностях, что приводит к возникновению культурного непонимания общества и  нарастанию напряженности.

На одного местного жителя может приходиться до 130 туристов. С одной стороны это стимулирует производство всех видов продукции, необходимых для потребления туристами, обеспечивает загрузку всех служб обслуживания, а с другой может мешать нормальной жизни граждан, а в случае изменения конъюнктуры рынка и сезонности вызвать всплеск безработицы и обострения социальной напряженности.

Таким образом, при исследовании социальных и культурных воздействий туризма оказываются задействованы три категории:

1.      турист (тот, кто приезжает) – исследования спроса на туристские услуги, мотивации, установок и ожиданий туристов;

2.      хозяин, или местное население (тот, кто принимает) – исследования предложений рынка туристских услуг, использования трудовых ресурсов, местной туристской индустрии, особенностей местного населения;

3.      туристы и хозяева в их взаимодействии – исследования сущности, особенностей и последствий контактов туристов и хозяев.

В процессе освоения определенного региона туристами в контакт вступают четыре различные культуры. Это культура того региона, откуда приезжают туристы; культура отдыха; культура местных жителей и культура обслуживания. Все культуры влияют одна на другую [9, с.66].

Исследование социальных и культурных воздействий туризма предполагает изучение способов влияния туризма на ценностную систему, индивидуальное поведение, семейные отношения, общий стиль жизни, уровень безопасности, моральный закон, творчество, традиционные обряды и общинный уклад.

Одна из первых моделей изучения социальных воздействий была предложена     Г.  Докси    в     так        называемом         индексе      раздражения (приложение № 2).

Можно сделать вывод, что туризм – мощный агент социальных изменений. Международный туризм действует как катализатор для перехода от традиционного образа жизни к так называемым современным западным формам общества, со всеми присущими ему атрибутами. Соответственно, туризм часто приносит с этим введение новых тенденций в социальной сфере. Часто они противоречат традиционные нормам, существующим в этом обществе и возникает конфликт с многолетними культурными обычаями. Туризм связан с нарушением человеческих прав. Как следствие от развития туризма стало увеличение преступности, проституции, потребления алкоголя и наркотиков. Кроме того, согласно оценкам, сделанным МОТ (Международная организация труда) от 3 до 19 млн. детей и подростков работает в секторе туризма.

А теперь перейдем к демографическим факторам. На развитие туризма влияет рост численности населения, особенно городского. Городской стиль жизни, отличают стресс, отрыв от природы, отсутствие контактов с людьми. В этой связи туризм для жителей городов представляет поиск душевного равновесия.

Кроме того, на развитие туризма оказывают влияние такие факторы, как старение общества, более позднее вступление в брак, повышение доли одиноких людей, увеличение числа работающих женщин, откладывание рождения ребенка, рост числа бездетных семейных пар.

В крупных городах увеличивается количество одиноких людей, которые отличаются высоким уровнем образования, стремлением к профессиональному росту, мобильностью, высокими требованиями к комфорту и качеству жизни. В настоящее время ряд крупных европейских туристских компаний рассматривает данных туристов как одну из перспективных растущих целевых групп туристского рынка, создавая для них специализированный турпродукт.

Итак, между социальной сферой в стране посещения и системой туризма существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, для развития туризма в этой стране важное значение имеет общественный и экономический порядок в ней; с другой стороны, туризм обуславливает преобразования в общественных отношениях стран, осваиваемых туристами [9, с.68].

 

 

 

 

2.5. ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ

Информатизация - одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран. Человечество вступило в такой этап развития цивилизации, в котором информация, знания играют определяющую роль во всех сферах деятельности людей. При этом информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста.

Необходимо понимать, что технологический прогресс является сегодня не только главным фактором обеспечения благосостояния нации, но и важнейшим условием процесса ее устойчивого развития. При этом приоритетное внимание должно быть уделено именно информационным технологиям, которые благодаря их особым свойствам катализатора будут активно содействовать технологическому прорыву страны не только в информационной сфере, но и во многих других не менее важных направлениях.

Революционный этап информатизации общества связан с необыкновенным ростом использования глобальных компьютерных сетей.

Всемирная компьютерная сеть Internet развивается столь стремительно, что ежегодно число ее подписчиков и объем информационных ресурсов практически удваиваются. Не остается в стороне от этого бума и туристический бизнес.

Информация о работе Влияние факторов внешней среды на систему туризма