Въездной туризм и эффективность использования национального туристского потенциала в его развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Современный туризм отличается разнообразием форм, видов и разновидностей. Форма туризма связана с пересечением туристом государственной границы своей страны. По этому выделяют туризм внутренний (т.е. путешествия внутри своей страны) и туризм международный (поездки с туристскими целями в другие страны). Международный туризм, в свою очередь, подразделяется на въездной и выездной

Содержание

Введение.________________________________________________3
1.Социально-экономическое значение въездного туризма и характеристика туристских ресурсов республики как фактора развития данного вида туризма.______________________________________6
1.1.Социально-экономическое значение туризма._______________6
1.2.Характеристика туристских ресурсов республики как фактора развития въездного туризма._______________________________10
2.Деятельность туристских предприятий по организации въездного туризма и проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления этой деятельности.__________________________20
3.Перспективы развития въездного туризма в стране и направления совершенствования приема и обслуживания иностранных туристов.__________________________________________________27
Заключение______________________________________________35
Список использованной литературы_________________________38
Приложения_____________________________________________39

Работа содержит 1 файл

kyrsach.doc

— 213.76 Кб (Скачать)
t-align:justify">     Развитие делового туризма, ориентированного на обслуживание специалистов, бизнесменов, приезжающих в страну с деловыми целями, является одним из активно развивающихся и наиболее выгодных видов туризма, так как, кроме доходов от туризма, деловой туризм способствует развитию экономических связей страны.

     Что касается Беларуси, то при всем отсутствии положительного туристского имиджа она имеет репутацию государства с высокой высокообразованностью населения, современной наукой, многосторонними деловыми связями во внешнеэкономической деятельности. Поэтому в республике возможно проведение конгресс-туров, бизнес-семинаров, международных конференций.

     Опыт проведения таких туров в республике имеется. “Белинтурист” совместно с торговой палатой, Министерством экономики, Национальной Академией наук, рядом министерств и ведомств проводили международные симпозиумы и конференции различных направлений с одновременным участием до 1 тыс. человек иностранных гостей. Разрабатывались доконгрессные и послеконгрессные туры, которые по своей прибыльности превосходили доходы от приема обычных туристских групп, поэтому необходимо активно развивать это направление.

     Развитие экологического туризма, связанного с посещением туристами уголков нетронутой природы, имеет большие перспективы в Беларуси, где природные территории составляют около половины площади страны. И действительно, в  распоряжении Беларуси находится 10 тыс. озер, около 3 тыс. рек длиной 5 км и более и около 20 тыс. малых рек, 8,7 млн га (что составляет 42% территории страны) занято лесами, а на севере и в центре страны находятся наиболее разнообразные и ценные в эстетическом отношении природные ландшафты.

     Экологический туризм обеспечивает минимальное воздействие человека на природную среду и направлен на ознакомление туристов с природными ценностями, их экологическое воспитание и образование. Поэтому за опорные центры развития данного вида туризма в нашей стране можно взять типичные для Беларуси природные экосистемы, не измененные или слабо измененные деятельностью человека, а именно, национальные парки “Беловежская пуща”, “Припятский”, “Нарочанский” и т.д. Здесь перспективным является организация туристических походов в эти нетронутые уголки природы, организация туров по болотам (которых у нас в достаточном количестве), по озерным и речным водным экосистемам на гребных и парусных суднах, туров по лесным экосистемам с попутным изучением флоры и фауны. Я думаю для иностранцев, привыкших к тому, что леса, реки и озера являются частной собственностью, и что их посещение ограничено, понравится данное предложение, а мы, в свою очередь, будем рады видеть их у себя. Единственной проблемой, которая может помешать развитию экологического туризма, является радиационная обстановка в стране. Но с этим мы, к сожалению, ничего поделать не сможем, а эта проблема, которой “наградил” нас Чернобыль, останется с нами еще на долгие годы.

     Развитие агротуризма, связанного с посещением туристами сельской местности для отдыха и оздоровления в чистых сельских районах, также перспективно для Беларуси. Предпосылками для развития этого вида туризма служат, с одной стороны, растущая популярность отдыха в сельской обстановке для горожан, уставших от городского шума и суеты и желающих провести недельку-другую в тиши, а с другой – большое количество пустующих домов в сельской местности, правда требующих значительного переоборудования. Для иностранных туристов будет интересно это направление в туризме, так как оно позволяет одновременно отдохнуть и более подробно ознакомиться с историей и бытом белорусского народа.

     Наличие минеральных вод, торфогрязей, сапропелей и иных природных лечебных ресурсов способствует развитию в нашей стране и оздоровительного туризма. В Беларуси более чем в 200 пунктов зафиксированы источники минеральных вод, которые отличаются большим разнообразием типов, и на базе которых открыты курорты “Нарочь”, “Ждановичи”, “Новоельня”, ”Ушачи” и д.р. Для развития на этих курортах иностранного туризма предлагается реконструкция части существующих спальных корпусов санаторных учреждений с организацией в них номеров “люкс”, соответствующих международным стандартам; создание службы дополнительного медицинского и бытового обслуживания.

     В Беларуси превосходные условия для тех, кто желает испытать свою удачу на охоте или рыбалке. В охотугодьях, которые занимают около 18 миллионов гектаров территории республики, обитает более 20 видов охотничьих животных и около 30 видов птиц.[4,с.61] Наиболее эффективная система охраны животных существует в национальных парках и заповедниках. Именно здесь, благодаря различным биотехническим мероприятиям и научно обоснованным нормам отстрела, численность животных остается стабильной и понемногу увеличивается, а также сохраняются оптимальные пропорции в популяционной структуре млекопитающих. Кроме этого, в национальных парках организовано рациональное ведение охотничьего хозяйства, способствующее развитию охотничьего туризма, в частности иностранного, который обеспечивает значительную часть денежного дохода в бюджет этих организаций. Так, например, в национальном парке “Браславские озера” в 1998 году от охоты был получен доход в 2501 млн. р., при этом чистая прибыль составила 1885 млн. р., что почти в два раза превышает балансовую прибыль всего парка.[2,с.69] Поэтому наличие обширных охотничьих угодий и разнообразие охотничьих животных в республике, с одной стороны, и экономическая целесообразность в развитии охотничьего туризма, особенно иностранного, с другой, позволяют сделать вывод о его перспективности.

     Не стоит забывать и про познавательный туризм. Ведь у нас имеется большое количество памятников истории и культуры; мест, связанных с важными историческими событиями; мест, связанных с жизнью и творчеством выдающихся личностей; музеев  и т.д.(в первой главе были рассмотрены некоторые из таких объектов). А для того, чтобы дать туристам более полное представление об истории и культуре белорусского народа, важно на ряду с музейными экспозициями и продажей сувениров, включить в туристские маршруты посещение действующих народных промыслов и ремесел, познакомить их с национальной кухней, народным искусством и бытом, для иностранных туристов значительный интерес могут представлять и фольклорные коллективы, как профессиональные, так и самодеятельные.

     Хотелось бы отметить, что динамичное развитие въездного туризма невозможно без сопутствующего развития банковской сферы. Приоритетами здесь являются развитие операций с еврочеками и кредитными карточками международных платежных систем, расширение сети пунктов и терминалов банковского обслуживания клиентов на основе карточек, расширение сети обменных пунктов коммерческих банков и спектра предоставляемых ими услуг.

     Как мы видим, в Беларуси существует много перспективных направлений развития въездного туризма, главное, чтобы нашлись те, кто смогли бы воплотить эти идеи в жизнь, потому что у нас, к сожалению, не разработан механизм реализации мер по созданию центров и зон туризма, туристских трасс с развитой системой приема и обслуживания туристов; современных информационных систем, связанных с мировыми туристскими информационными системами; рекламной поддержки; законодательного и организационного обеспечения развития туристской отрасли. Поэтому, оптимистически оценивая перспективы развития въездного туризма в Беларуси, следует отметить, что от сегодняшнего состояния до эффективного использования имеющегося туристского потенциала следует пройти немалый путь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     В процессе достижения главной цели данной работы – анализа современного состояния въездного туризма в Республике Беларусь – и решения при этом поставленных задач, мы определили, что туризм – это сложное и многогранное явление современного информационного этапа развития общества, это важная сфера человеческой деятельности. Туризму, который по прогнозам Всемирной туристской организации в XXI в. станет двигателем мировой экономики, свойствен целый ряд функций экономического (создание новых рабочих мест; развитие местной инфраструктуры; увеличение поступлений в государственный и местные бюджеты; увеличение валютных поступлений в страну и т.д.), социального (восстановление трудоспособности населения; рациональное использование рабочего времени; обеспечение занятости; рост уровня жизни местного населения и т.д.) характера, поэтому каждая страна старается развивать эту отрасль хозяйства.

     Что касается нашей страны, то современное состояние туризма в Республике Беларусь, с одной стороны, расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых в советские времена объемов предоставления туристских услуг, ухудшением состояния материальной базы туристской отрасли, отсутствием системы научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках, а с другой стороны, отмечается начало реконструкции старых отелей и строительство туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, рост туристских организаций по всей республике. Хотелось бы отметить и тот факт, что по данным Министерства статистики и анализа РБ, за период январь – декабрь 2001 года Беларусь посетил 61491 турист, что по сравнению с 2000 годом (60224) составляет рост на 2,1%. Несмотря на величину роста, само его наличие является фактом очень положительным, если сравнить с этим результат предыдущих лет, когда в 2000 году по сравнению с 1999 годом количество посетивших Беларусь гостей сократилось на 20,5%.

     Но тем ни менее, несмотря на внешние проявления туристского бума в Республике Беларусь, влияние туристской индустрии на экономику страны незначительно. Как уже отмечалось, у нас эта доходнейшая отрасль хозяйства дает лишь 0,4% ВНП. Что, впрочем, адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли. Развитие туризма сдерживается в основном отсутствием реальных инвестиций, слабостью правовой базы, низким уровнем сервиса, дефицитом квалифицированных кадров и многими другими причинами. Поэтому, проанализировав соотношение объемов въездного и выездного туризма, можно сделать вывод, что вышеуказанные факторы, а также неразвитость туристской инфраструктуры, устойчивое мнение о Беларуси, как о зоне риска привели к тому, что количество белорусов, выезжавших в другие страны в период с 1992 года по 1998 в 23 раза превысило количество посетивших нашу республику иностранных туристов. По оценкам специалистов в области туризма в ближайшее время туризм в Республике Беларусь останется выездным, поэтому если государство не одумается и не начнет предпринимать решительные меры, скоро каждого иностранного туриста, посетившего Беларусь, можно будет на правах редкого вида заносить в “Красную книгу” как зубров или черных аистов. Для того чтобы этого избежать, необходимо направить все силы на изменение тенденций развития туризма в сторону въездного. В этом плане важнейшее место принадлежит созданию национального туристского продукта, определению наиболее оптимальных видов туризма и разработке конкурентоспособных оригинальных программ для зарубежных гостей, так как стремление увидеть и узнать что-то новое и поныне является основным побудительным мотивом туристских путешествий. И чем большим “ассортиментом” различного рода туристских ресурсов располагает территория, тем больше возможностей имеет она для привлечения туристов. А как мы выяснили в первой главе, на территории нашей республики существует множество городов и регионов, где богатейшие ресурсы позволяют превратить туризм в выгоднейшую отрасль экономики.

     Кроме того, организация интенсивного потока въездного туризма требует углубления специализации туристских предприятий, координации усилий не только туристских фирм, но и сферы международных отношений республики со многими странами.

     В заключение хотелось бы отметить, что прежде чем начинать серьезный бизнес с иностранными клиентами, нужно создать нормальные условия для отдыха и путешествий своим гражданам – пока это не увидят зарубежные коллеги, вряд ли можно рассчитывать на поток туристов из-за рубежа, желающих посетить республику. Беларусь терпеливо ждет, пока ее откроют не иностранцы, а мы с вами…

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Нацыянальная эканамiчная газета, 1997 г., №1, с.8.

2.Туризм: практика, проблемы, перспективы: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 11-13 апр. 2001г. – Мн.: БГЭУ, 2001 – 144 с.

3.Туризм и отдых, 2001 г., №29, с.3, автор Юлия Коваленко, ”Кто “закажет” Беларусь?”.

4.Туристический гид-справочник “Беларусь 2002”.

5.Туризм и отдых, 2001 г., №33, с.7, автор Алексей Супрун, “Какие туристические вузы Беларуси наиболее популярны?”.

6.Туризм и отдых, 2002 г., №15, с.4, автор Юлия Коваленко, “Туризм в цифрах”.

7.Туризм и отдых, 2001 г., №45, с.1,3, автор Лилия Кобзик, “Чорны бусел” белорусского туризма”.

8.Жулевич Е.В., Копанев А.С. Организация туризма: Учебно-практ. пособие. 2-е изд. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 156 с.

 

7

 



Информация о работе Въездной туризм и эффективность использования национального туристского потенциала в его развитии