Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:36, курсовая работа
Современный туризм отличается разнообразием форм, видов и разновидностей. Форма туризма связана с пересечением туристом государственной границы своей страны. По этому выделяют туризм внутренний (т.е. путешествия внутри своей страны) и туризм международный (поездки с туристскими целями в другие страны). Международный туризм, в свою очередь, подразделяется на въездной и выездной
Введение.________________________________________________3
1.Социально-экономическое значение въездного туризма и характеристика туристских ресурсов республики как фактора развития данного вида туризма.______________________________________6
1.1.Социально-экономическое значение туризма._______________6
1.2.Характеристика туристских ресурсов республики как фактора развития въездного туризма._______________________________10
2.Деятельность туристских предприятий по организации въездного туризма и проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления этой деятельности.__________________________20
3.Перспективы развития въездного туризма в стране и направления совершенствования приема и обслуживания иностранных туристов.__________________________________________________27
Заключение______________________________________________35
Список использованной литературы_________________________38
Приложения_____________________________________________39
Что касается Беларуси, то при всем отсутствии положительного туристского имиджа она имеет репутацию государства с высокой высокообразованностью населения, современной наукой, многосторонними деловыми связями во внешнеэкономической деятельности. Поэтому в республике возможно проведение конгресс-туров, бизнес-семинаров, международных конференций.
Опыт проведения таких туров в республике имеется. “Белинтурист” совместно с торговой палатой, Министерством экономики, Национальной Академией наук, рядом министерств и ведомств проводили международные симпозиумы и конференции различных направлений с одновременным участием до 1 тыс. человек иностранных гостей. Разрабатывались доконгрессные и послеконгрессные туры, которые по своей прибыльности превосходили доходы от приема обычных туристских групп, поэтому необходимо активно развивать это направление.
Развитие экологического туризма, связанного с посещением туристами уголков нетронутой природы, имеет большие перспективы в Беларуси, где природные территории составляют около половины площади страны. И действительно, в распоряжении Беларуси находится 10 тыс. озер, около 3 тыс. рек длиной 5 км и более и около 20 тыс. малых рек, 8,7 млн га (что составляет 42% территории страны) занято лесами, а на севере и в центре страны находятся наиболее разнообразные и ценные в эстетическом отношении природные ландшафты.
Экологический туризм обеспечивает минимальное воздействие человека на природную среду и направлен на ознакомление туристов с природными ценностями, их экологическое воспитание и образование. Поэтому за опорные центры развития данного вида туризма в нашей стране можно взять типичные для Беларуси природные экосистемы, не измененные или слабо измененные деятельностью человека, а именно, национальные парки “Беловежская пуща”, “Припятский”, “Нарочанский” и т.д. Здесь перспективным является организация туристических походов в эти нетронутые уголки природы, организация туров по болотам (которых у нас в достаточном количестве), по озерным и речным водным экосистемам на гребных и парусных суднах, туров по лесным экосистемам с попутным изучением флоры и фауны. Я думаю для иностранцев, привыкших к тому, что леса, реки и озера являются частной собственностью, и что их посещение ограничено, понравится данное предложение, а мы, в свою очередь, будем рады видеть их у себя. Единственной проблемой, которая может помешать развитию экологического туризма, является радиационная обстановка в стране. Но с этим мы, к сожалению, ничего поделать не сможем, а эта проблема, которой “наградил” нас Чернобыль, останется с нами еще на долгие годы.
Развитие агротуризма, связанного с посещением туристами сельской местности для отдыха и оздоровления в чистых сельских районах, также перспективно для Беларуси. Предпосылками для развития этого вида туризма служат, с одной стороны, растущая популярность отдыха в сельской обстановке для горожан, уставших от городского шума и суеты и желающих провести недельку-другую в тиши, а с другой – большое количество пустующих домов в сельской местности, правда требующих значительного переоборудования. Для иностранных туристов будет интересно это направление в туризме, так как оно позволяет одновременно отдохнуть и более подробно ознакомиться с историей и бытом белорусского народа.
Наличие минеральных вод, торфогрязей, сапропелей и иных природных лечебных ресурсов способствует развитию в нашей стране и оздоровительного туризма. В Беларуси более чем в 200 пунктов зафиксированы источники минеральных вод, которые отличаются большим разнообразием типов, и на базе которых открыты курорты “Нарочь”, “Ждановичи”, “Новоельня”, ”Ушачи” и д.р. Для развития на этих курортах иностранного туризма предлагается реконструкция части существующих спальных корпусов санаторных учреждений с организацией в них номеров “люкс”, соответствующих международным стандартам; создание службы дополнительного медицинского и бытового обслуживания.
В Беларуси превосходные условия для тех, кто желает испытать свою удачу на охоте или рыбалке. В охотугодьях, которые занимают около 18 миллионов гектаров территории республики, обитает более 20 видов охотничьих животных и около 30 видов птиц.[4,с.61] Наиболее эффективная система охраны животных существует в национальных парках и заповедниках. Именно здесь, благодаря различным биотехническим мероприятиям и научно обоснованным нормам отстрела, численность животных остается стабильной и понемногу увеличивается, а также сохраняются оптимальные пропорции в популяционной структуре млекопитающих. Кроме этого, в национальных парках организовано рациональное ведение охотничьего хозяйства, способствующее развитию охотничьего туризма, в частности иностранного, который обеспечивает значительную часть денежного дохода в бюджет этих организаций. Так, например, в национальном парке “Браславские озера” в 1998 году от охоты был получен доход в 2501 млн. р., при этом чистая прибыль составила 1885 млн. р., что почти в два раза превышает балансовую прибыль всего парка.[2,с.69] Поэтому наличие обширных охотничьих угодий и разнообразие охотничьих животных в республике, с одной стороны, и экономическая целесообразность в развитии охотничьего туризма, особенно иностранного, с другой, позволяют сделать вывод о его перспективности.
Не стоит забывать и про познавательный туризм. Ведь у нас имеется большое количество памятников истории и культуры; мест, связанных с важными историческими событиями; мест, связанных с жизнью и творчеством выдающихся личностей; музеев и т.д.(в первой главе были рассмотрены некоторые из таких объектов). А для того, чтобы дать туристам более полное представление об истории и культуре белорусского народа, важно на ряду с музейными экспозициями и продажей сувениров, включить в туристские маршруты посещение действующих народных промыслов и ремесел, познакомить их с национальной кухней, народным искусством и бытом, для иностранных туристов значительный интерес могут представлять и фольклорные коллективы, как профессиональные, так и самодеятельные.
Хотелось бы отметить, что динамичное развитие въездного туризма невозможно без сопутствующего развития банковской сферы. Приоритетами здесь являются развитие операций с еврочеками и кредитными карточками международных платежных систем, расширение сети пунктов и терминалов банковского обслуживания клиентов на основе карточек, расширение сети обменных пунктов коммерческих банков и спектра предоставляемых ими услуг.
Как мы видим, в Беларуси существует много перспективных направлений развития въездного туризма, главное, чтобы нашлись те, кто смогли бы воплотить эти идеи в жизнь, потому что у нас, к сожалению, не разработан механизм реализации мер по созданию центров и зон туризма, туристских трасс с развитой системой приема и обслуживания туристов; современных информационных систем, связанных с мировыми туристскими информационными системами; рекламной поддержки; законодательного и организационного обеспечения развития туристской отрасли. Поэтому, оптимистически оценивая перспективы развития въездного туризма в Беларуси, следует отметить, что от сегодняшнего состояния до эффективного использования имеющегося туристского потенциала следует пройти немалый путь.
Заключение
В процессе достижения главной цели данной работы – анализа современного состояния въездного туризма в Республике Беларусь – и решения при этом поставленных задач, мы определили, что туризм – это сложное и многогранное явление современного информационного этапа развития общества, это важная сфера человеческой деятельности. Туризму, который по прогнозам Всемирной туристской организации в XXI в. станет двигателем мировой экономики, свойствен целый ряд функций экономического (создание новых рабочих мест; развитие местной инфраструктуры; увеличение поступлений в государственный и местные бюджеты; увеличение валютных поступлений в страну и т.д.), социального (восстановление трудоспособности населения; рациональное использование рабочего времени; обеспечение занятости; рост уровня жизни местного населения и т.д.) характера, поэтому каждая страна старается развивать эту отрасль хозяйства.
Что касается нашей страны, то современное состояние туризма в Республике Беларусь, с одной стороны, расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых в советские времена объемов предоставления туристских услуг, ухудшением состояния материальной базы туристской отрасли, отсутствием системы научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках, а с другой стороны, отмечается начало реконструкции старых отелей и строительство туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, рост туристских организаций по всей республике. Хотелось бы отметить и тот факт, что по данным Министерства статистики и анализа РБ, за период январь – декабрь 2001 года Беларусь посетил 61491 турист, что по сравнению с 2000 годом (60224) составляет рост на 2,1%. Несмотря на величину роста, само его наличие является фактом очень положительным, если сравнить с этим результат предыдущих лет, когда в 2000 году по сравнению с 1999 годом количество посетивших Беларусь гостей сократилось на 20,5%.
Но тем ни менее, несмотря на внешние проявления туристского бума в Республике Беларусь, влияние туристской индустрии на экономику страны незначительно. Как уже отмечалось, у нас эта доходнейшая отрасль хозяйства дает лишь 0,4% ВНП. Что, впрочем, адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли. Развитие туризма сдерживается в основном отсутствием реальных инвестиций, слабостью правовой базы, низким уровнем сервиса, дефицитом квалифицированных кадров и многими другими причинами. Поэтому, проанализировав соотношение объемов въездного и выездного туризма, можно сделать вывод, что вышеуказанные факторы, а также неразвитость туристской инфраструктуры, устойчивое мнение о Беларуси, как о зоне риска привели к тому, что количество белорусов, выезжавших в другие страны в период с 1992 года по 1998 в 23 раза превысило количество посетивших нашу республику иностранных туристов. По оценкам специалистов в области туризма в ближайшее время туризм в Республике Беларусь останется выездным, поэтому если государство не одумается и не начнет предпринимать решительные меры, скоро каждого иностранного туриста, посетившего Беларусь, можно будет на правах редкого вида заносить в “Красную книгу” как зубров или черных аистов. Для того чтобы этого избежать, необходимо направить все силы на изменение тенденций развития туризма в сторону въездного. В этом плане важнейшее место принадлежит созданию национального туристского продукта, определению наиболее оптимальных видов туризма и разработке конкурентоспособных оригинальных программ для зарубежных гостей, так как стремление увидеть и узнать что-то новое и поныне является основным побудительным мотивом туристских путешествий. И чем большим “ассортиментом” различного рода туристских ресурсов располагает территория, тем больше возможностей имеет она для привлечения туристов. А как мы выяснили в первой главе, на территории нашей республики существует множество городов и регионов, где богатейшие ресурсы позволяют превратить туризм в выгоднейшую отрасль экономики.
Кроме того, организация интенсивного потока въездного туризма требует углубления специализации туристских предприятий, координации усилий не только туристских фирм, но и сферы международных отношений республики со многими странами.
В заключение хотелось бы отметить, что прежде чем начинать серьезный бизнес с иностранными клиентами, нужно создать нормальные условия для отдыха и путешествий своим гражданам – пока это не увидят зарубежные коллеги, вряд ли можно рассчитывать на поток туристов из-за рубежа, желающих посетить республику. Беларусь терпеливо ждет, пока ее откроют не иностранцы, а мы с вами…
Список использованной литературы
1.Нацыянальная эканамiчная газета, 1997 г., №1, с.8.
2.Туризм: практика, проблемы, перспективы: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 11-13 апр. 2001г. – Мн.: БГЭУ, 2001 – 144 с.
3.Туризм и отдых, 2001 г., №29, с.3, автор Юлия Коваленко, ”Кто “закажет” Беларусь?”.
4.Туристический гид-справочник “Беларусь 2002”.
5.Туризм и отдых, 2001 г., №33, с.7, автор Алексей Супрун, “Какие туристические вузы Беларуси наиболее популярны?”.
6.Туризм и отдых, 2002 г., №15, с.4, автор Юлия Коваленко, “Туризм в цифрах”.
7.Туризм и отдых, 2001 г., №45, с.1,3, автор Лилия Кобзик, “Чорны бусел” белорусского туризма”.
8.Жулевич Е.В., Копанев А.С. Организация туризма: Учебно-практ. пособие. 2-е изд. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 156 с.
7