Туризм как отрасль народного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:07, доклад

Описание работы

Туризм – сложное общественное явление, которое недостаточно изучено и трудно поддается количественной оценке. Поэтому, имея многовековую историю, туризм до сих пор не получил однозначного определения и по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями. И тем не менее, с развитием научного знания он предстает как системный объект изучения.

Работа содержит 1 файл

Туризм как отрасль народного хозяйства.docx

— 21.09 Кб (Скачать)

Туризм как отрасль  народного хозяйства

 

1. Туризм как общественно-хозяйственная  система

 

Туризм – сложное  общественное явление, которое недостаточно изучено и трудно поддается количественной оценке. Поэтому, имея многовековую историю, туризм до сих пор не получил однозначного определения и по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями. И  тем не менее, с развитием научного знания он предстает как системный  объект изучения. Рабочие дефиниции, ограниченные узкоотраслевыми рамками, не раскрывают всего многообразия внутренних и внешних связей этого сложного и многогранного общественно-хозяйственного явления. Поэтому, как уже отмечалось выше, возникает необходимость концептуального, сущностного определения туризма.

В советской географической науке была разработана принципиальная модель территориальной рекреационной  системы (ТРС), в середине 70-х годов  группой ученых под руководством В.С. Преображенского (1975) и получила дальнейшее развитие в работах Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебова (1981). На Западе же принята концептуальная модель туризма, разработанная Г. Гуибилато (1983) и уточненная Г. Ваккерманном (1988). Согласно нее, туризм как система схематично изображен на рисунке 13. Система (сфера) туризма включает в себя две подсистемы: "субъект туристской деятельности" (туристы) и "объект туристской деятельности" (туристские ресурсы, туристские предприятия и организации). Познание природы и функций разных элементов (подсистем) этой системы, а также существующих связей между ними и внешней средой позволяет во многом понять ее поведение, раскрыть механизм функционирования.

Туристы в рамках этой системы выступают в роли предъявителей  спроса, или покупателей, которым  противостоят продавцы – поставщики туристских услуг и товаров. Каждый турист, отправляясь в путешествие, выражает свой спрос на туризм, оплачивая  услуги транспортных организаций, учреждений размещения для ночлега и питания, увеселительных и иных заведений. Следовательно, субъекту туристской деятельности –  туристу – в системе противостоит объект туристской деятельности – "туристское хозяйство", которое и выступает  производителем потребляемых туристом товаров и услуг. Всю совокупность последних можно объединить под  общим названием – "туристские услуги". Иначе говоря, туристское хозяйство производит продукцию, которая  называется туристские услуги. Туристское хозяйство подразделяется на две  части: туристские ресурсы и туристская инфраструктура, куда входят туристские предприятия, организации и учреждения. Туристские ресурсы выступают средством  производства и предметом труда, т.е. основой для производства туристских услуг. Инфраструктура же – непосредственным производителем этих услуг.

 

2. Туристский спрос  и его характерные черты

 

Туризм с экономической  точки зрения вызывает к жизни  новую форму потребительского спроса, который касается целого комплекса  товаров и услуг и становится массовым, охватывая широкие слои населения.

Туристско-рекреационная  миграция населения есть не что иное, как выражение общественно необходимой  потребности людей в отдыхе и  путешествиях, проявляющейся в форме  спроса на комплекс разнообразных услуг  и предметов потребления, позволяющих  удовлетворить материально-бытовые, а также культурно-познавательные интересы. Комплекс услуг объединяет услуги транспорта, предприятий размещения, питания и торговли, музеев и культурно-просветительных  учреждений, предприятий развлечения, спортивных, лечебных и других учреждений. В туристские услуги входит также  предоставление природно-климатических  и социально-экономических ресурсов.

Как категория потребительского спроса туристский спрос обращен  на всю совокупность вещественных (предметов  потребления) и невещественных (в  форме услуг) потребительных стоимостей, способных удовлетворить различные  запросы туристов. Совокупность потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, принято называть "туристским продуктом". Содержание туристского продукта (услуги и предметы потребления) удовлетворяет комплекс потребностей человека, появившихся в период его туристского путешествия.

Туристский спрос  является категорией социальной и массовой и характеризуется такими чертами, как динамизм, многообразие и комплексность, эластичность, неравномерность во времени  и пространстве и др. Он формируется  под влиянием многочисленных факторов объективного и субъективного характера (рис.15). Динамичное развитие туризма  во всем мире обусловлено прежде всего  действием комплекса демографических, природно-географических, социально-экономических  и научно-технических факторов. Наряду с ними выделяется группа субъективных факторов, включающих вкусы и предпочтения потребителей (туристов), национальные традиции, мода, престиж и др.

 

3. Туристское хозяйство

 

Еще в древности обращали внимание на хозяйственные выгоды, которые несли с собой приезды  туристов. Однако, только начиная с XIX столетия, туризм начал оказывать  существенное влияние на экономику  многих регионов (например, побережья  Средиземного и Черного морей, некоторые  пространства Альп, Карпат, Судетских  гор). Высокие прибыли, какие имели  хозяйства отдельных стран или  регионов от обслуживания туристов, привели  к тому, что на грани XIX и XX вв. отрасль  туристских услуг начали называть "туристской промышленностью" (индустрией). Название это определяет (выделяет) хозяйственный  ранг туризма, отвечающий на пространствах  с развитой туристской функцией эффекту, какой в индустриальных регионах связывается с развитой промышленностью.

Удовлетворение потребностей туристов и пользование туристскими  благами требуют определенного  хозяйственного освоения районов туризма. Туристское хозяйство представляет собой определенный комплекс различных  секторов, создание и развитие которых  стимулируется приездом и пребыванием  туристов. Это хозяйство состоит  из взаимно дополняющих друг друга  отраслей, которые могут удовлетворить  спрос туристов лишь в комплексе.

Туристское хозяйство, как один из основных элементов туристского  предложения, оказывает решающее влияние  на территориальную систему, а также  интенсивность туристского движении. Возрастающий с каждым годом спрос, все большая дифференциация видов  отдыха, а также изменения в  социальной структуре туристов приводят к тому, что туристское хозяйство  подвергается постоянным переменам  как в структурном, так и в  географическом отношениях. Особая роль принадлежит базе ночлега, транспорту и базе питания, без которых развитие массового туризма невозможно, даже в случае высокой туристской привлекательности  местности. Очень большое значение для увеличения туристской привлекательности  имеет и сопутствующая база.

Туристское хозяйство  можно разделить на прямое и косвенное. Они взаимосвязаны и не могут  существовать друг без друга.

К первой группе можно  отнести учреждения и объекты, предназначенные  исключительно для обслуживания туристов: турбазы, гостиницы, кемпинги, приюты, специальные дороги и транспортные центры и т.п. Это так называемые туристские объекты, ко второй – учреждения и объекты нетуристского назначения, но используемые частично или периодически туристами. К ним относятся общегосударственные  дороги, транспорт и коммуникации, сеть ресторанов, магазинов, коммунальные службы, бытовые и культурные учреждения. Весь этот комплекс по функциональному  признаку может быть поделен на четыре базы: ночлега (размещения), питания, коммуникационную и сопутствующую.

 

4. Индустрия туризма  и туристский рынок

 

Любая экономическая  деятельность характеризуется определенным временем, местом, где она осуществляется, технической стороной, т.е. способом использования производственных факторов, наконец, количеством и видами товаров  и услуг, их реализацией. Изготовляемые  товары и предоставляемые услуги должны соответствовать потребностям человека, в рассматриваемом нами случае - потребности в туризме.

Сложную систему туристского  обслуживания следует рассматривать  как входящую, наряду с другими  одноранговыми системами, в суперсистему народного хозяйства. Система "народное хозяйство" формирует потребности и платежеспособный спрос на туристские услуги и товары, управляет целевым назначением индустрии туризма, финансовым, материально-техническим, трудовым, нормативно-правовым обеспечением ее деятельности, организует связь с другими одноранговыми системами.

Выше нами было рассмотрено  соотношение понятий: рекреационная  отрасль и индустрия туризма. Теперь настало время обратиться к более подробному определению  последнего понятия для того, чтобы  лучше понять, суть организации туристского  обслуживания населения. Энциклопедия туриста (М., 1993) дает этому понятию  следующее определение: "Индустрия  туризма – это совокупность предприятий, учреждений и организаций материальной и нематериальной сфер производства, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление товаров  и услуг для туристов, освоение и эксплуатацию туристско-рекреационных  ресурсов и создание материально-технической  базы туризма. Условно выделяют 3 группы предприятий, учреждений и организаций  индустрии туризма:

 

Учреждения, осуществляющие комплексное туристско-экскурсионное  обслуживание на маршрутах и по месту  отдыха (турбазы, гостиницы, санатории, кемпинги и т.д.; сеть бюро путешествий, экскурсионных бюро (за рубежом –  туроператоров, турагентств), реализующих  туры и отдельные услуги населению  по месту жительства и отдыха; специализированный транспорт, осуществляющий туристско-экскурсионные  перевозки; предприятия и учреждения в местах отдыха и центрах туризма, обеспечивающие туристов оздоровительными и другими услугами, а также  сувенирами и другими товарами и  услугами туристского спроса (бальнеолечебницы, специализированные магазины и т.п.).

 

Предприятия, учреждения и организации, предоставляющие  в местах отдыха и туризма как  туристам, так и местному населению  различные услуги – бытовые, культурно-познавательные, торговые и др. (пассажирский транспорт, гостиницы, поликлиники, больницы, магазины, кинотеатры, клубы и т.п.).

 

Промышленные предприятия, учреждения и организации, обеспечивающие создание и эксплуатацию материально-технической  базы туризма и поставляющие для  нее орудия труда, сырье, инвентарь, снаряжение и другие товары индивидуального  пользования, а также учреждения, готовящие квалифицированные кадры  для сферы туризма".

Туристский рынок  обладает рядом специфических особенностей. Если в цену товара на мировом рынке  входят экспортные расходы, то в цену на туристские услуги – расходы  туристов на транспорт. Именно в этом главное отличие туристского  рынка от традиционного товарного  и других рынков. Транспортные расходы  туристов, наряду с платой за другие туристские услуги, определяют стоимость  путешествия и входят в общую  цену туристских услуг.

На туристский рынок  существенное влияние оказывает  подвижность туристов, зависящая  от политических, социально-экономических, природно-географических и других факторов. На него также влияют туристско-рекреационные  ресурсы, объем услуг, которые предоставляются, качество обслуживания, проведение различных  культурно-массовых мероприятий, расположение объектов туристской инфраструктуры, транспортные условия, сезон, погода, мода и т.д.

Конъюнктуру на мировом  туристском рынке определяет спрос  на туристские услуги, который отличается большой нестабильностью во времени  и пространстве. Создание туристских услуг ограничено определенным туристским районом. Но, несмотря на это, их реализация в значительной мере связана не с  местным рынком, а выступает как  составная часть общегосударственного или мирового туристского рынка; отсюда и ценообразование определяется конъюнктурой этих рынков.

 

5. Сущность и значение  качества туристского обслуживания

 

Проблема качества обслуживания в туризме - одна из самых актуальных в развитии этой отрасли народного  хозяйства. На международном туристском рынке качество обслуживания – самое  сильное оружие в конкурентной борьбе. Туристы, которые довольны обслуживанием  в гостиницах, ресторанах, бюро услуг, туристских комплексах определенных стран, становятся их активными пропагандистами. Они многократно посещают эти  места, способствуя увеличению потоков  туристов, создавая высокую репутацию  понравившимся им туристским районам. Качество обслуживания в конечном счете  способствует повышению экономической  эффективности туризма.

Комплексный характер туристской деятельности затрудняет установление единого показателя оценки качества обслуживания. Влияние ряда факторов экономического, организационного, технического и т.д. характера не позволяет  измерить качество обслуживания в различных  видах туристской деятельности по одному и тому же показателю. Многоплановый  характер туризма предполагает применение всеохватывающего критерия оценки, который  объединил бы в себе общее, специфическое  и единичное процесса обслуживания. В этом отношении немало сделано  в разных странах.

Качество как экономическая  категория выражает производственные отношения, возникающие при создании и использовании полезных свойств  предметов и услуг, и возможности  удовлетворения общественных потребностей при общественно необходимых  затратах труда. Если продукты и услуги общественно не необходимы, то качество не проявляется. Из этого следует, что  качество есть экономическая категория, проявляющаяся в непосредственной связи с потребительной стоимостью.

 

6. Менеджмент туризма

 

Любая система деятельности подразделяется на две подсистемы: подсистему, занимающуюся переработкой поступающей в ее распоряжение ресурсов в товары и услуги, и подсистему управления, в задачу которой входит руководство и контроль за деятельностью  первой подсистемы. В литературе и  практике вторую подсистему называют управляющей системой или системой менеджмента. Понятие "менеджмент" (от английского management) часто ассоциируют с термином "управление". "Менеджер" – это профессиональный управляющий, прошедший специальную, нередко многолетнюю, подготовку в области менеджмента и регулярно повышающий свою квалификацию.

Информация о работе Туризм как отрасль народного хозяйства