Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:07, доклад
Туризм – сложное общественное явление, которое недостаточно изучено и трудно поддается количественной оценке. Поэтому, имея многовековую историю, туризм до сих пор не получил однозначного определения и по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями. И тем не менее, с развитием научного знания он предстает как системный объект изучения.
Туризм как отрасль народного хозяйства
1. Туризм как общественно-
Туризм – сложное
общественное явление, которое недостаточно
изучено и трудно поддается количественной
оценке. Поэтому, имея многовековую историю,
туризм до сих пор не получил однозначного
определения и по-разному
В советской географической науке была разработана принципиальная модель территориальной рекреационной системы (ТРС), в середине 70-х годов группой ученых под руководством В.С. Преображенского (1975) и получила дальнейшее развитие в работах Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебова (1981). На Западе же принята концептуальная модель туризма, разработанная Г. Гуибилато (1983) и уточненная Г. Ваккерманном (1988). Согласно нее, туризм как система схематично изображен на рисунке 13. Система (сфера) туризма включает в себя две подсистемы: "субъект туристской деятельности" (туристы) и "объект туристской деятельности" (туристские ресурсы, туристские предприятия и организации). Познание природы и функций разных элементов (подсистем) этой системы, а также существующих связей между ними и внешней средой позволяет во многом понять ее поведение, раскрыть механизм функционирования.
Туристы в рамках этой
системы выступают в роли предъявителей
спроса, или покупателей, которым
противостоят продавцы – поставщики
туристских услуг и товаров. Каждый
турист, отправляясь в путешествие,
выражает свой спрос на туризм, оплачивая
услуги транспортных организаций, учреждений
размещения для ночлега и питания,
увеселительных и иных заведений. Следовательно,
субъекту туристской деятельности –
туристу – в системе
2. Туристский спрос и его характерные черты
Туризм с экономической точки зрения вызывает к жизни новую форму потребительского спроса, который касается целого комплекса товаров и услуг и становится массовым, охватывая широкие слои населения.
Туристско-рекреационная
миграция населения есть не что иное,
как выражение общественно
Как категория потребительского
спроса туристский спрос обращен
на всю совокупность вещественных (предметов
потребления) и невещественных (в
форме услуг) потребительных стоимостей,
способных удовлетворить
Туристский спрос
является категорией социальной и массовой
и характеризуется такими чертами,
как динамизм, многообразие и комплексность,
эластичность, неравномерность во времени
и пространстве и др. Он формируется
под влиянием многочисленных факторов
объективного и субъективного характера
(рис.15). Динамичное развитие туризма
во всем мире обусловлено прежде всего
действием комплекса
3. Туристское хозяйство
Еще в древности обращали внимание на хозяйственные выгоды, которые несли с собой приезды туристов. Однако, только начиная с XIX столетия, туризм начал оказывать существенное влияние на экономику многих регионов (например, побережья Средиземного и Черного морей, некоторые пространства Альп, Карпат, Судетских гор). Высокие прибыли, какие имели хозяйства отдельных стран или регионов от обслуживания туристов, привели к тому, что на грани XIX и XX вв. отрасль туристских услуг начали называть "туристской промышленностью" (индустрией). Название это определяет (выделяет) хозяйственный ранг туризма, отвечающий на пространствах с развитой туристской функцией эффекту, какой в индустриальных регионах связывается с развитой промышленностью.
Удовлетворение потребностей туристов и пользование туристскими благами требуют определенного хозяйственного освоения районов туризма. Туристское хозяйство представляет собой определенный комплекс различных секторов, создание и развитие которых стимулируется приездом и пребыванием туристов. Это хозяйство состоит из взаимно дополняющих друг друга отраслей, которые могут удовлетворить спрос туристов лишь в комплексе.
Туристское хозяйство,
как один из основных элементов туристского
предложения, оказывает решающее влияние
на территориальную систему, а также
интенсивность туристского
Туристское хозяйство можно разделить на прямое и косвенное. Они взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.
К первой группе можно
отнести учреждения и объекты, предназначенные
исключительно для обслуживания
туристов: турбазы, гостиницы, кемпинги,
приюты, специальные дороги и транспортные
центры и т.п. Это так называемые
туристские объекты, ко второй – учреждения
и объекты нетуристского
4. Индустрия туризма и туристский рынок
Любая экономическая деятельность характеризуется определенным временем, местом, где она осуществляется, технической стороной, т.е. способом использования производственных факторов, наконец, количеством и видами товаров и услуг, их реализацией. Изготовляемые товары и предоставляемые услуги должны соответствовать потребностям человека, в рассматриваемом нами случае - потребности в туризме.
Сложную систему туристского обслуживания следует рассматривать как входящую, наряду с другими одноранговыми системами, в суперсистему народного хозяйства. Система "народное хозяйство" формирует потребности и платежеспособный спрос на туристские услуги и товары, управляет целевым назначением индустрии туризма, финансовым, материально-техническим, трудовым, нормативно-правовым обеспечением ее деятельности, организует связь с другими одноранговыми системами.
Выше нами было рассмотрено соотношение понятий: рекреационная отрасль и индустрия туризма. Теперь настало время обратиться к более подробному определению последнего понятия для того, чтобы лучше понять, суть организации туристского обслуживания населения. Энциклопедия туриста (М., 1993) дает этому понятию следующее определение: "Индустрия туризма – это совокупность предприятий, учреждений и организаций материальной и нематериальной сфер производства, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг для туристов, освоение и эксплуатацию туристско-рекреационных ресурсов и создание материально-технической базы туризма. Условно выделяют 3 группы предприятий, учреждений и организаций индустрии туризма:
Учреждения, осуществляющие
комплексное туристско-
Предприятия, учреждения и организации, предоставляющие в местах отдыха и туризма как туристам, так и местному населению различные услуги – бытовые, культурно-познавательные, торговые и др. (пассажирский транспорт, гостиницы, поликлиники, больницы, магазины, кинотеатры, клубы и т.п.).
Промышленные предприятия,
учреждения и организации, обеспечивающие
создание и эксплуатацию материально-технической
базы туризма и поставляющие для
нее орудия труда, сырье, инвентарь,
снаряжение и другие товары индивидуального
пользования, а также учреждения,
готовящие квалифицированные
Туристский рынок
обладает рядом специфических
На туристский рынок существенное влияние оказывает подвижность туристов, зависящая от политических, социально-экономических, природно-географических и других факторов. На него также влияют туристско-рекреационные ресурсы, объем услуг, которые предоставляются, качество обслуживания, проведение различных культурно-массовых мероприятий, расположение объектов туристской инфраструктуры, транспортные условия, сезон, погода, мода и т.д.
Конъюнктуру на мировом
туристском рынке определяет спрос
на туристские услуги, который отличается
большой нестабильностью во времени
и пространстве. Создание туристских
услуг ограничено определенным туристским
районом. Но, несмотря на это, их реализация
в значительной мере связана не с
местным рынком, а выступает как
составная часть
5. Сущность и значение
качества туристского
Проблема качества обслуживания в туризме - одна из самых актуальных в развитии этой отрасли народного хозяйства. На международном туристском рынке качество обслуживания – самое сильное оружие в конкурентной борьбе. Туристы, которые довольны обслуживанием в гостиницах, ресторанах, бюро услуг, туристских комплексах определенных стран, становятся их активными пропагандистами. Они многократно посещают эти места, способствуя увеличению потоков туристов, создавая высокую репутацию понравившимся им туристским районам. Качество обслуживания в конечном счете способствует повышению экономической эффективности туризма.
Комплексный характер туристской деятельности затрудняет установление единого показателя оценки качества обслуживания. Влияние ряда факторов экономического, организационного, технического и т.д. характера не позволяет измерить качество обслуживания в различных видах туристской деятельности по одному и тому же показателю. Многоплановый характер туризма предполагает применение всеохватывающего критерия оценки, который объединил бы в себе общее, специфическое и единичное процесса обслуживания. В этом отношении немало сделано в разных странах.
Качество как экономическая
категория выражает производственные
отношения, возникающие при создании
и использовании полезных свойств
предметов и услуг, и возможности
удовлетворения общественных потребностей
при общественно необходимых
затратах труда. Если продукты и услуги
общественно не необходимы, то качество
не проявляется. Из этого следует, что
качество есть экономическая категория,
проявляющаяся в
6. Менеджмент туризма
Любая система деятельности подразделяется на две подсистемы: подсистему, занимающуюся переработкой поступающей в ее распоряжение ресурсов в товары и услуги, и подсистему управления, в задачу которой входит руководство и контроль за деятельностью первой подсистемы. В литературе и практике вторую подсистему называют управляющей системой или системой менеджмента. Понятие "менеджмент" (от английского management) часто ассоциируют с термином "управление". "Менеджер" – это профессиональный управляющий, прошедший специальную, нередко многолетнюю, подготовку в области менеджмента и регулярно повышающий свою квалификацию.