Туризм как фактор социально-экономического, культурного развития общества и международного сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – всестороннее изучение туризма с точи зрения таких факторов, как социально-экономического, культурного развития общества и международного сотрудничества.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать социально-экономические факторы развития туризма;
2. рассмотреть культурный фактор развития общества;
3. описать международное сотрудничество в области туризма.

Содержание

Введение
Глава 1. Факторы развития туризма
1.1. Социально-экономические факторы развития туризма
1.2. Туризм как фактор культурного развития общества
1.3. Международное сотрудничество в области туризма
Заключение
Список используемых источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Туризм как фактор социально-экономического, культурного развития общества и международного сотрудничества.doc

— 109.50 Кб (Скачать)


Министерство культуры Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры»

Факультет культурологии

Кафедра управления и экономики СКС

 

 

 

 

 

Туризм как фактор социально-экономического, культурного развития

общества и международного сотрудничества

Контрольная работа

 

 

 

 

Исполнитель: Кийко Ю.В.

студент группы ЗМТ-51а

Проверил: Волк Е.Н.

преподаватель кафедры

управления и экономики СКС

 

 

 

 

Пермь

2012

Содержание

 

Введение

Глава 1. Факторы развития туризма

1.1. Социально-экономические факторы развития туризма

1.2. Туризм как фактор культурного развития общества

1.3. Международное сотрудничество в области туризма

Заключение

Список используемых источников и литературы

2

 



Введение

 

Экономика России представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей (секторов, видов экономической деятельности), который характеризует особенности общественного воспроизводства в пределах национальных границ. Этот комплекс сформировался в результате экономического и социального развития общества, специализации и кооперации труда, международного сотрудничества.

В настоящее время отрасль туризма во многих странах мира выходит на позиции одной из ведущих отраслей народного хозяйства. На её долю приходится около 10% мирового валового национального продукта, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов.[1] Кроме того, постоянное появление новых видов туризма способствует поэтапному переходу на всё новые и новые витки развития отрасли.

Культурный туризм, как явление сформировавшиеся ещё в Античные времена, сегодня переживает новый этап развития, возродившись благодаря смене интересов и характера потребностей преобладающего большинства туристов. В настоящее время культурный туризм уже составляет около 37% международного туризма и генерирует около 35 млн. ежегодных международных туристских поездок в Европе.

В РФ развитость указанного вида туризма ещё не достигла значительных размеров. Необходимо отметить, что Россия, имея огромный туристский потенциал, пока занимает весьма скромное место на мировом рынке въездного туризма, на её долю приходится лишь около 1,5% мирового туристского потока.[2]

Индустрия туризма, как сфера хозяйственной деятельности, является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом, так как согласно экономической теории ни одна система не функционирует в вакууме, а находится в сильно дифференцируемой экономической среде.

Цель работы – всестороннее изучение туризма с точи зрения таких факторов, как социально-экономического, культурного развития общества и международного сотрудничества.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. охарактеризовать социально-экономические факторы развития туризма;

2. рассмотреть культурный фактор развития общества;

3. описать международное сотрудничество в области туризма.

2

 



Глава 1. Факторы развития туризма

1.1.           Социально-экономические факторы развития туризма

 

Для того чтобы определить степень влияния того или иного социально-экономического фактора на развитие туризма, необходимо иметь приближенное понятие о том, что каждый из них представляет.

1. Факторы, генерирующие общественные потребности в туризме.

Эти факторы порождают спрос на разнообразные формы отдыха, определяют развитие системы, циклов рекреационной деятельности. Действует на макроуровне, определяя структуру рекреационного хозяйства. Могут быть территориально локализованы, определять территориальное разделение труда в сфере отдыха и туризма, закреплять рекреационные функции за определенными районами и местностями. Вместе с тем носят и нелокализующий характер, воздействуя на рекреационные хозяйства в целом, на народнохозяйственном уровне.[3]

В группе генерирующих факторов определяющую роль играют:

      развитие общественного производства;

      трудовая деятельность;

      потребность в восстановлении трудоспособности и здоровья.

Рекреационные потребности формируются в зависимости от социально-экономических условий жизни в стране и являются ключевым фактором развития туризма.

Развитие общественного производства и трудовая деятельность: эти два фактора тесно связаны с друг другом. Рост рекреационных потребностей и развитие туризма определяются также и развитием материального производства. Развитие новых технологий и автоматизация производства ведут к коренному преобразованию жизнедеятельности, снижению физических нагрузок. Расширение производства предполагает занятость всё большего количества трудоспособного населения в производственной сфере.

Современная деятельность при ограниченной двигательной активности человека сопровождается чрезмерным эмоциональным напряжением. Всё это требует интенсивного восстановления сил, которое может быть реализовано в процессе активного отдыха туризма.

Урбанизация: формирует специфический городской образ жизни, ведёт к образованию крупных городов и агломераций. Урбанизация внесла значительный вклад в улучшение материальных и культурных условий жизни населения, преобразила структуру жизнедеятельности. Вместе с тем процесс урбанизации приводит к изменению естественных условий жизни, изолирует человека от природного окружения, изменяет климатические, атмосферные и другие природные процессы, что в ряде случаев отрицательно влияет на здоровье человека. Высокая плотность населения, обилие информации, высокая частота межличностных контактов, значительные транспортные перемещения являются причинами, так называемого стресса.

2. Факторы, реализующие рекреационные потребности в туризме.

Эти факторы способствуют вовлечению широких масс населения в разнообразные формы туризма; связаны с природными и культурно-историческими ресурсами туризма, а также социально-экономическими условиями жизни населения.

В группу реализующих факторов динамичного развития туризма, способствующих широкому участию населения в разнообразных формах активного отдыха и туристских путешествий входят:[4]

1.      рост материального и культурно-образовательного уровня жизни;

2.      рост фонда свободного времени;

3.      развитие транспорта и коммуникаций;

4.      расширение сферы обслуживания;

5.      расширение фонда рекреационных территорий.

Рассмотрим каждое в отдельности.

1. Рост материального и культурно-образовательного уровня.

Материально-экономические условия людей, проживающих в России, самым тесным образом связаны с уровнем развития туризма, а именно с таким фактором как рост/уменьшение доходов населения определяют структуру туристского потока.

Высокий уровень развития общества непрерывно связан с уровнем образованности и высокой духовной культурой населения. В России уровень образования довольно высокий, но сложные социально-экономические условия не позволяют большинству населения удовлетворить свои рекреационные потребности. Развитию туризма способствует рост культурно-образовательного уровня жизни.

2. Развитие фонда свободного времени.

Свободное время является одним из условий жизнедеятельности, способствуя реализации рекреационных потребностей и развитию туризма. Свободное время – это часть нерабочего времени, в рамках которого происходит восстановление и развитие физических, интеллектуальных и духовных сил человека.

3. Развитие транспорта и коммуникаций.

Материальной основой развития и расширения туристского движения является транспорт. Специфическая черта транспортных связей – их интеграционный характер. Поскольку они объединяют отдельные страны и регионы в единое целое. Для туризма особенно важно обеспечение связей между местными, национальными и международными средствами передвижениями, чтобы туристское передвижение не имело разрывов транспортных сообщений.

Развитие транспорта в туризме осуществляется в следующих направлениях: развитие его материально-технической базы; совершенствование организации и управления системы транспортного обслуживания.

4. Расширение сферы обслуживания.

Сфера обслуживания расширилась (рестораны, учреждения быстрого питания, оздоровительные и спортивные комплексы, развлекательные учреждения, и т.д.).

 

1.2.         Туризм как фактор культурного развития общества

 

В современном мире индустрия туризма является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей экономики. Динамика социокультурных процессов отличается интеграцией различных форм инициирования культурной активности населения, среди которых важное место занимает культурный туризм.

Новое понимание культуры в общественном развитии и осознание необходимости сохранения культурного многообразия расширяет перспективы культурного туризма как фактора регионального развития в условиях глобализации.

Исследование эволюции понятия культурного туризма свидетельствует о его динамичном развитии. Культурный туризм понимается как:[5]

- познание национальной культуры страны посещения;

- относительно самостоятельный элемент человеческого бытия, как социально- культурное явление;

- как процесс ознакомления с «чужой» культурой и её осмысления.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ»[6] (гл. II, т.4) говорится о том, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма. В этой связи приобретает особое значение развитие культурного туризма в Российской Федерации, в частности, в регионах.

Многообразие подходов к интерпретации культурного туризма делают весьма затруднительной попытку единственно правильного определения культурного туризма. В этой связи выделяют два основных подхода к рассмотрению анализируемого явления: технический подход; концептуальный подход.[7]

Первый подход представляет концепцию, основывающуюся на понятии культуры как продукта. Второй подход описывает мотивы, лежащие в основе данного вида туризма, и объясняет стремление людей к посещению культурных объектов.

Культурный туризм может быть охарактеризован как сложный социокультурный феномен, обеспечивающий непосредственный контакт человека с культурно-историческим наследием, создающий особое социокультурное пространство сопричастности участников туристских программ к мировым духовным процессам, сконцентрированным в культурных локусах, достопримечательностях, памятниках, разнообразных экскурсионных объектах.

Исследование понятия культурного туризма выявило его структуру и состав элементов: задачи, факторы, проблемы.

Основными задачами культурного туризма являются: возможность удовлетворения разнообразных досуговых запросов и инкультурации его участников через актуализацию исторической памяти; расширение культурного кругозора в отношении историко-культурных традиций, обычаев, нравов, материальной культуры народов других местностей; формирование гуманистического мышления и мировоззрения; формирование культурной компетентности участников туристического процесса; адаптация и социализация личности через усвоение культурных форм; выявление положительного и отрицательного в опыте прошлого, определяющего в значительной мере ментальность нации; создание новых «точек роста» культурной политики в регионах.

К проблемам культурного туризма подходят с различных позиций.[8] Первая позиция выдвигает проблемы управления и финансирования культуры, другая позиция выражается в том, что к культурному туризму подходят как к одному из возможных видов туризма, использующему потенциал территории. Немаловажной проблемой считается несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры и гостиничной базы международным стандартам; слабость рекламной деятельности в организации маршрутов; отсутствие предварительной подготовки участников экскурсий к знакомству с предстоящими туристскими объектами. У многих организаторов маршрутов отсутствуют продуманные культурные ориентиры по отношению к планируемым туристским программам.

Культурный туризм как явление широкое и разноплановое имеет множество взаимосвязей с различными видами туризма. Культурный туризм взаимосвязан с познавательным туризмом, событийным, сельским, этнокультурным, экотуризмом, видеотуризмом, театрализованным, религиозным, компьютерным туризмом.

Фактором развития культурного туризма является исторический и культурный потенциал посещаемой страны, уровень организации доступа к нему для всех интересующихся, бытовой комфорт проживания туристов.

Информация о работе Туризм как фактор социально-экономического, культурного развития общества и международного сотрудничества