Туристско-рекреационные районы Западной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Международный европейский туризм занимает в системе мирохозяйственных отношений и общечеловеческих ценностей особое место по своему универсальному воздействию на развитие мирового сообщества. Представляя собой наиболее массовую форму человеческого общения, туризм способствует усилению положительных тенденций в экономической, политической, социальной и культурной жизни людей.

Содержание

Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ
1.1. Историческое развитие понятия «туризм»
1.2. Историческое развитие понятия «рекреация»
Глава 2. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РАЙОНЫ
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
2.1. Общая характеристика туризма в странах Западной
Европы
2.2. Туристско-рекреационные районы Западной Европы
2.2.1. Британский макрорайон
2.2.2. Альпийский макрорайон
2.2.3. Германский макрорайон
2.2.4. Французский макрорайон

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

курсовая оля.docx

— 35.54 Кб (Скачать)

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ

1.1. Историческое развитие  понятия «туризм» 
 
1.2. Историческое развитие понятия «рекреация» 
 
Глава 2. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РАЙОНЫ  
 
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 
 
2.1. Общая характеристика туризма в странах Западной  
 
Европы 
 
2.2. Туристско-рекреационные районы Западной Европы 
 
2.2.1. Британский макрорайон 
 
2.2.2. Альпийский макрорайон 
 
2.2.3. Германский макрорайон 
 
2.2.4. Французский макрорайон 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА 
 
Приложение

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность темы. Международный европейский туризм занимает в системе мирохозяйственных отношений и общечеловеческих ценностей особое место по своему универсальному воздействию на развитие мирового сообщества. Представляя собой наиболее массовую форму человеческого общения, туризм способствует усилению положительных тенденций в экономической, политической, социальной и культурной жизни людей.

"Феномену XX века", как называют  туризм, уделяется первостепенное  внимание во всех странах мира. На государственном уровне сформирована  правовая основа, разработана система  содействия и стимулирования  туристской деятельности, в сфере  бизнеса быстрыми темпами развивается  новая отрасль экономики - туристская  индустрия. На межгосударственном  уровне функционируют специализированные  институты и организации, крупнейшая  из которых - Всемирная туристская  организация (ВТО) аккумулирует  статистические данные, дает оценку  складывающейся ситуации в международном  туризме, разрабатывает долгосрочный  прогноз мирового рынка туристских  услуг, а также проводит методическую  работу и способствует установлению  и соблюдению единых "правил  игры" в международном туризме.

Отсюда возникает целесообразность изучить опыт западноевропейского  региона, являющегося в настоящее  время самым представительным в  мировом туризме в плане регулирования  туристской деятельности и управления туристским бизнесом. Такой анализ западноевропейской практики представляется весьма актуальным для стратегии  развития российского туризма. Кроме  того актуальным для въездного туризма  является ознакомление с основными  чертами сформировавшегося в  странах Западной Европы современного типа потребителя туристических  услуг, его мотивации и поведенческие  особенности.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является обобщение опыта западноевропейских стран в формировании и развитии индустрии туризма. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- провести анализ факторов определяющих  характер конъюнктуры на западноевропейском  туристическом рынке за послевоенный  период;

определить особенности влияния  международного туризма на экономику  западноевропейских стран-нетто-импортеров и нетто- экспортеров туристского продукта;

проанализировать изменения в  фирменной структуре туристского  рынка западноевропейских стран;

Предмет и объект исследования. Предметом исследования будет являться Западная Европа как лидер на мировом туристическом рынке услуг, а объектом - организация и развитие туристического бизнеса в данном регионе.

 
В настоящее время туризм стал нормой жизни современного человека. В современном  мире туризм является одним из эффективных  средств удовлетворения досуговых потребностей населения, и в настоящее время приобретает массовый характер. Это объясняется возрастанием роли и значимости туризма в жизни общества, усилением его влияния на процессы воспроизводства жизненных сил. 

Наиболее освоенным в  рекреационном отношении регионом мира является Западная Европа - безусловный  современный лидер в развитии туризма. В конце ХХ века нигде  более на земном шаре нет столь  развитой рекреационной сферы, как  в этом регионе. Европа включает большое  количество государств разной площади  и численности населения, с достаточно высоким уровнем жизни в целом. Различие языков не является препятствием для контактов европейских наций - скорее, оно придает им дополнительную прелесть. Словом, в области туризма  Западная Европа - пример для всего  остального мира.

Туристическая статистика в  Западной Европе объемна, впечатляюща  и однозначно определяет этот регион как № 1 – самый развитый в  области иностранного туризма. Именно на Западную Европу приходится подавляющее  число поездок, которые квалифицируются  как иностранный туризм. 
Ряд важных географических, экономических, политических и культурных предпосылок способствует тому, что Западная Европа была и остается наиболее развитым в плане международного туризма регионом. Здесь можно выделить следующи факторы:  
1. высокий уровень жизни основной массы населения;  
2. развитая сеть транспортных линий и коммуникаций;  
3. географическая близость европейских стран друг от друга;  
4. большая изрезанность береговой линии и наличие бухт, заливов и внутренних морей;  
5. высокая плотность городского населения;  
6. большое сосредоточение исторических, культурных и природных па-мятников на сравнительно небольшой территории;  
7. большое число разнообразных районов с благоприятными условиями для отдыха, лечения, организации экскурсий и путешествий;  
8. большой опыт в организации туризма

Актуальность выбранной  темы состоит в том, что Западная Европа с каждым годом привлекает огромный туристический поток, а, следовательно, крайне важным является его изучение как с точки зрения опыта организации данного процесса, так и с точки зрения коммерческого успеха.  
Объектом исследования является Западная Европа.  
Предмет исследования туристко-рекреационные районы.  
Целью настоящей работы явилось изучить и проанализировать турист-ско-рекреационные районы Западной Европы с точки зрения их привлекательности для туристов. 

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:  
1. Изучение научной, научно-популярной и научно-методической литературы по интересующей тематике.  
2. Изучение Интернет-ресурсов по данному вопросу.  
3. Рассмотрение с понятий «туризм» и «рекреация».  
4. Ознакомление с районированием Западной Европы.  
5. Рассмотрение каждого макрорайона в отдельности

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ

1.1 В литературе существует множество определений туризма. Приведем классическое:

Туризм — временное  перемещение людей с места  своего постоянного проживания в  другую страну или местность в  пределах своей страны в свободное  время для получения удовольствия и отдыха, в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.

Термин «туризм» с давних времен используется во многих языках. Это слово произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour) и первоначально означало ознакомительную поездку, которую совершали в XVII—XVIII столетии молодые дворяне. В XIX столетии такие поездки стали популярны и среди других слоев населения. Целью поездок было знакомство туристов с чужими культурами. На протяжении столетий основное назначение туризма — знакомство путешественников с другими странами, налаживание контактов и взаимопонимания с народами, их населяющими. Основными критериями туризма являются следующие:

1.  Изменение места, находящегося за пределами обычного местопребывания. Туризм является разновидностью путешествий и охватывает лиц, пребывающих в местах, находящихся за пределами их постоянного места жительства.

2.  Перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2—3 дня), далее следуют небольшие туристские   поездки   (6—7   дней),   меньшую   долю   занимают 8—12-дневные поездки.

3.  Пребывание в другом месте, при этом место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, так как поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 и более месяцев подряд. Лицо, находящееся или планирующее находиться более одного года в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

4.  Выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания (например, ежедневные поездки на работу) не могут быть отнесены к туризму. По статистике внутреннего туризма, ограничены категории населения, которые следуют ежедневно на работу на определенные временные промежутки и расстояния. Так, для небольшого города это 20—30 минут при расстоянии в несколько километров, для крупного города — поездки на работу продолжительностью до трех часов на расстояние 50—100 км. Учитывается и минимальный промежуток отсутствия жителя в этом месте, а также отличия и особенности местностей и административных территорий. Для жителя небольшого поселка поездка на 70 км считается дальним путешествием. В то же время, в крупных городах это расстояние находится в пределах городской черты.

5.  Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия состоит в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-либо страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.

Анализ приведенных особенностей и критериев позволяет выделить признаки туризма:

·         деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени — это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает своего функционального места;

·         Туризм — это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой. 

 

Следовательно, туризм —  это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

Кроме того, туризм — это  туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и посредников (например, транспортных компаний).

В зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения туризм подразделяется на внутренний и международный.

Внутренний туризм — временный  выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях.

Международный туризм —  систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм). Международный туризм осуществляется на основе межгосударственных договоров.

Совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного  туризма (то есть обслуживание туристов из числа жителей своего государства) называется национальным туризмом.

По способу организации  различают плановый и самодеятельный туризм.

Плановый туризм — это  любые виды туризма, разрабатываемые  и реализуемые организаторами туризма (туроператорами). Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов и составляет основу индустрии массового туризма. Именно этот вид туризма является главной составляющей деятельности различных туристских коммерческих организаций и предпринимателей.

Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты.

Разновидность туризма, субсидируемая  из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых, называется социальным туризмом. 

1.2 Рекреация – (от лат. Recreation – восстановление) – понятие, охватывающее все виды отдыха: туризм, санаторно-курортное  лечение. Восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища: на лоне природы, в туристической поездке и т.п.

Основная ее задача — восстановление и развитие физических и психических  сил каждого члена общества, всестороннее развитие его духовного мира. При  этом высшей потребностью, которая  должна удовлетворяться в первую очередь, является развитие духовного  мира человека, его творческих способностей.

Хотя в науке до сих пор  не существует общепринятой классификации  общественных функций рекреации, их можно было бы разделить на 3 основные группы:

Медико-биологическая функция состоит  в санаторно-курортном лечении  и оздоровлении. Оздоровление через  туризм — один из путей решения  проблемы снятия производственного  и внепроизводственного психического утомления человека.

Информация о работе Туристско-рекреационные районы Западной Европы