Туристское предприятие как хозяйствующий субъкт

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:48, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: изучить процедуру создания туристского предприятия; рассмотреть основные требования к офису туристского предприятия и к работающим в нём сотрудникам.
Туристское предприятие (фирма) — это самостоятельный хозяйствующий субъект, организующий свою деятельность в сфере туризма в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Оно имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством, самостоятельно формировать ее программу, выбирать поставщиков услуг и потребителей своей продукции, свободно распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.

Работа содержит 1 файл

Туристское предприятие как хозяйствующий субъект (2).docx

— 47.91 Кб (Скачать)

Туристское предприятие как  хозяйствующий субъект

Цель работы: изучить  процедуру создания туристского  предприятия; рассмотреть основные требования к офису туристского  предприятия и к работающим в  нём сотрудникам.

Туристское предприятие (фирма) — это самостоятельный хозяйствующий субъект, организующий свою деятельность в сфере туризма в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Оно имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством, самостоятельно формировать ее программу, выбирать поставщиков услуг и потребителей своей продукции, свободно распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.

Туристское предприятие, как и всякое другое, представляет собой относительно независимую  составную часть национальной экономики, что определяется следующими обстоятельствами:

  1. оно является формой организации жизнедеятельности каждого человека и общества в целом;
  2. изготавливает продукцию, выполняет работы, оказывает услуги, составляющие материальную основу жизнедеятельности человека и общества;
  3. выступает главным субъектом производственных отношений, которые складываются в процессе производства и реализации продукции;
  4. связывает интересы общества, собственника, коллектива, работника.

Главными задачами деятельности туристского предприятия являются создание привлекательных туристских продуктов, соответствующих потребностям туристов, поддержание предложения на уровне спроса, а также сохранение конкурентоспособности туристского продукта. Для решения этих и других задач вначале необходимо создать само туристское предприятие и организовать его деятельность, что предполагает определенную последовательность действий, включающую несколько этапов.

Преимущества малых предприятий  в сфере сервиса очевидны, поскольку:

  • не требуют больших капиталовложений;
  • способны более динамично развиваться, ориентируясь на инновации и быстро меняющиеся запросы потребителей;
  • выступают источниками новых рабочих мест;
  • позволяют работнику проявить свои способности, так как здесь весьма условно разделение труда, а сегментация и дифференциация трудовых операций минимальна.

Технологию создания туристского  предприятия можно рассмотреть  в следующей последовательности.

    1. Предварительный анализ. На данном этапе стоит определить целесообразность развития бизнеса в данном секторе, и в случае положительного решения выстроить концепцию деятельности компании. Положительное решение во многом определяется высотой «барьера входа в отрасль», которая зависит от ряда факторов:
  • общего состояния, тенденций и потенциальных возможностей рынка;
  • масштабов первичных затрат, необходимых для начала деятельности;
  • объема спроса на данные виды услуг;
  • возможности доступа к инфраструктуре отрасли;
  • силы позиций поставщиков услуг, входящих в турпродукт, - проживания,      

            проезда, питания;

  • силы позиций покупателей;
  • квалификации и опыта сотрудников фирмы;
  • сложившейся системы защиты интересов предприятиями отрасли,

            которая может включать: усложненные условия регистрации, политику

            налоговых льгот, политику бюджетных инвестиций, которая зависит от  

            лоббирования фирмами в местных структурах власти своих интересов.

Концепция деятельности фирмы  включает:

а) Целеполагание, т. е. изначально необходимо определить, чего желает достичь организация. Для этого уместно использовать программно-целевой подход, суть которого заключается в построении «дерева целей». Различают стратегические цели, например - завоевание туристским предприятием лидирующих позиций, и тактические, например - выход на международный уровень, дифференциация продуктового ряда и др. Необходимо уяснить, что стратегическая цель характеризует, чего желает достичь организация в перспективе, а тактическая цель, указывает за счет каких мер, мероприятий можно этого добиться.

Значение целеполагание обусловливается следующими факторами: выявлением необходимых функций управления; обоснованием состава и величины ресурсов; разработкой структуры предприятия и построением системы его управления; выработкой стратегии развития и составления текущих планов; проверкой исполнения, мотивирования и оценки персонала.

Целеполагание — не единовременная акция, не мгновенно реализуемый  акт. Оно предполагает последовательность этапов: определение области целеполагания; установление реальных целей; выбор одной цели и ее формулирование; выявление подцелей, их формулирование и постановка целевых задач.

Целеполагание начинается с  установления миссии предприятия, исходя из сферы его бизнеса.

б) Определение миссии. Миссия - это формулировка основного социально значимого функционального предназначения организации в долгосрочном периоде. Это высшая цель, которая определяется ожиданиями действий, реакций или результатов деятельности данного субъекта стороны его потребителей, партнеров, контрагентов.

Значение миссии для деятельности предприятия заключается в следующем:

    • она задает основное направление движения предприятия, его отношение к протекающим процессам и явлениям;
    • определяет место, роль и положение предприятия в обществе, его общественный статус (дает субъектам внешней среды представление о том, что собой представляет предприятие, к чему оно стремится, какие средства готово использовать в своей деятельности, какова его философия и т.п., способствует формированию имиджа предприятия);
    • в качестве связующего культурного элемента позволяет предприятию функционировать как единое целое (отражает философию бизнеса, мировоззренческую позицию, объединяет мир бизнеса с миром индивидуума, помогает сотрудникам однозначно воспринимать события и находить общий язык);
    • способствует единению внутри предприятия и созданию корпоративного духа (делает для сотрудников ясными общую цель и предназначение предприятия, что позволяет им ориентировать свои действия в одном направлении; формирует определенный климат в коллективе);
    • создает возможность для более действенного управления предприятием (является базой для установления целей предприятия; обеспечивает непротиворечивость набора целей; служит основой выработки стратегии предприятия; обеспечивает стандарты для распределения ресурсов и формирует базу для оценки их использования и др.);
    • позволяет рядовым сотрудникам и руководителям оценивать деятельность предприятия в перспективе, что необходимо для обеспечения его долгосрочной конкурентоспособности, и помогает каждому оценить перспективы и возможности своей работы.

Формулировка миссии должна отличаться простотой и предельной ясностью, чтобы быть понятной всем субъектам, взаимодействующим с предприятием, в особенности его членам, исключать возможность разнотолкования, но в то же время создавать простор для творческого и гибкого развития предприятия. Она должна отражать:

    1. общий характер потребностей, удовлетворяемых предприятием;
    2. общую характеристику потребителей;
    3. характер продукции предприятия;
    4. основные конкурентные преимущества предприятия.

в) Выбор организационно-правовой формы. Организационно-экономические формы предприятия - система норм, определяющих отношения между партнерами по предприятию, а также предприятия с государством, физическими лицами. Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, необходимо основываться на хозяйственном, трудовом, гражданском праве. В туристском бизнесе действуют частные, государственные и иностранные предприятия. Субъектом хозяйствования могут выступать как физические, так и юридические лица. Рыночная экономика предполагает деятельность субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм. Различают:

  • унитарное государственное или муниципальное предприятие. Государственная собственность принадлежит предприятию на праве оперативного управления (собственность федеральная, краевая, муниципальная);
  • полное товарищество. Любой из участников отвечает своим имуществом (или доверяет деятельность или имущественные отношения другим лицам). Распространена форма семейного предприятия;
  • товарищество на вере (коммандитное). Состоит из двух групп участников, одна ведет коммерческую деятельность и несет имущественную ответственность, другая - рискует утратой своих вкладов;
  • общество с ограниченной ответственностью. Члены общества не отвечают по обязательствам и несут риск в пределах внесенных вкладов;
  • акционерное общество (зарытое, открытое). Уставный капитал делится на множество одинаковых частей (акций);
  • производственный кооператив. Добровольное объединение граждан на основе собственного труда (остаток средств распределяется не по паевым взносам, а по трудовому участию);
  • предприниматель без образования юридического лица. Собственность одного человека, который несет полную ответственность своим имуществом;
  • объединения предприятий. Холдинги, тресты, финансово-промышленные группы.

На выбор организационной  формы влияют ряд факторов: общие (масштабы деятельности, капиталоемкость вида деятельности, особенность налогообложения, размер уставного фонда) и индивидуальные (размер стартового капитала, индивидуальные особенности предпринимателя, отношение к коммерческим рискам) и ряд других.

При выборе организационно-правовой формы деятельности предприятия  нужно определить требуемый уровень  и объем его возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства. Принимая решение о выборе организационно-правовой деятельности, необходимо основываться на хозяйственном, предпринимательском и трудовом праве. Хозяйственное и предпринимательское право каждой страны содержит лишь определенные организационно-правовые формы деятельности.

В соответствии с национальным законодательством предприятия могут быть основаны на частной, коллективной, государственной и смешанных формах собственности. В связи с этим в туристском бизнесе могут действовать частные, коллективные, государственные, совместные и иностранные предприятия.

г) Обоснование организационной структуры предприятия. Организационная структура предприятия - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функциональное развитие как единого целого. Создание организационной структуры предприятия направлено на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями, распределение между ними прав и ответственности. Элементы структуры: звенья (подразделение); уровни (ступени управления). Отношения между ними поддерживаются горизонтальными связями (согласование) и вертикальными (подчинения). В зависимости от характера связей между различными подразделениями предприятия различают следующие типы ОСУ: линейную, функциональную, линейно-функциональную (штабную) и матричную.

Линейная ОСУ предусматривает иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим, а также наличие формальных правил и норм при выполнении менеджерами своих задач и обязанностей. Данная структура характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого уровня, формируется своего рода иерархия управления предприятием.

Линейная ОСУ является логически стройной и формально  определенной (единство и простота управления, согласованность действий исполнителей, четко выраженная ответственность), но отличается недостаточной гибкостью.

Информация о работе Туристское предприятие как хозяйствующий субъкт