Областное государственное
образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Татарское педагогическое училище»
Контрольная
работа по
Туристко
- краеведческая работа
в школе
Выполнила: Студентка
Гр. 503
Заочное отделение
Колесникова Светлана
Валерьевна
Проверила: Бегишева
Ирина
Юрьевна
2010 год
Содержание:
- Дать определение
понятиям:
- Назвать основные
этапы построения экспозиции музея.
- К основным признакам
музея относятся:
- Назвать основные
виды музеев.
- Перечислить задачи
школьного музея.
- Определения:
- Музей – (от
др. греч. "муза") – учреждение, занимающееся
собиранием, хранением и выставкой чего-либо.
Впервые Музеи возникли в Древней Греции.
История Музеев в России восходит к XVI
– XVII вв. Первой их формой было накопление
в ризницах крупных монастырей, в царских
дворцах и домах знати искусно выполненных
культовых и бытовых предметов из драгоценных
металлов, произведений живописи, рукописных
и старопечатных книг и т.п. Результатом
такого собирательства были собрания
Оружейной палаты в Московском Кремле,
которая уже в XVI в. Была широко известна
не только в стране, но и за рубежом. В ней
хранились наследственные сокровища русских
царей, дары иностранных государств, военные
трофеи, вооружение и снаряжение русских
воинов и т.п. В ней имелся и своеобразный
экспозиционный зал – Большая оружейная
козна. Сокровища первых русских хранилищ
служили показателем богатства и знатности
их владельцев. В начале XVIII в. Возникли
уже самостоятельные русские музеи. В
1714 г. была организованна Петербургская
кунсткамера, где были собраны "диковинные",
"курьезные" вещи, "древности",
а также необычные образцы минералов,
растительного и животного мира. В начале
XVIII в.стали образовываться и собрания
военно-исторического характера. Например,
при Московском и Петербургском арсеналах
демонстрировались коллекции редкого
!достопамятного" оружия, трофеев и
коллекции моделей, чертежей, снаряжений
кораблей (в так называемой "Модель
– камере"). Эти собрания легли в основу
ныне действующих в Петербурге Военно
– исторического музея артиллерии, инженерных
войск и войск связи Центрального военно
– морского музея. Уже тогда была осознана
воспитательная роль музея Петербургская
кунсткамера сразуже после основания
была открыта для посещения. Ко второй
половине XVIII в. Открываются и первые учебные
музеи Горного института в Петербурге,
Минералогического, Зоологического ("Кабинет
естественной истории"), Ботанического
("Гербарий") музеев МГУ. Одним из
первых местных школьных музеев стал музей
естественных произведений при городской
школе в Иркутске, открытый еще в 1782 году.
В первой половине XIX в. В связи с развитием
археологии и истории стали создаваться
специальные музеи при исторических обществах
в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде,
Казани, Риге, Ревеле. Возникли музеи
на месте раскопок – в Одессе, Феодосии,
Керчи, Севастополе и т.д. Во второй половине
XIX в. Стала складываться сеть краеведческих
музеев при отделениях Русского географического
общества, при отделениях Общества любителей
естествознания, при статистических комитетах.
Во второй половине XIX в. Были созданы Вольное
экономическое и Русское техническое
общества в Петербурге, Общество любителей
естествознания в Москве, устраивавшее
больше всего всероссийские выставки,
материалы которых составили основу крупнейших
публичных музеев – музеев прикладных
знаний в Петербурге, Исторического и
антропологического музеев в Москве. В
Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Кишиневе,
Полтаве, Красноярске, Минусинске, Нерчинске
и других городах создавались музеи при
городских самоуправлениях и губернских
земствах. В начале XX в. Широко распространились
педагогические музеи и музеи наглядных
пособий при учебных округах, дирекциях
народных училищ, создаваемые земствами
и городскими самоуправлениями. Наряду
с наглядными пособиями в них сосредоточивались
и коллекции по археологии, этнографии,
истории и экономике края, которые применялись
при преподавании. Музейная сеть нашей
страны включает в себя музеи естественнонаучные,
исторические, литературные, художественные,
архитектурные, музыкальные, театральные,
музеи науки и техники, сельскохозяйственные
и др. особым видом являются музеи, созданные
на основе памятников истории и культуры,
музеи- ансамбли и мемориальные музеи.
Профиль музеев-ансамблей определяется
характером памятников, например историко-архитектурные,
этнографические, археологические. Профиль
мемориальных музеев зависит от содержания
события или деятельности лица, которым
посвящен памятник. Музеи-ансамбли, имеющие
особое значеие, объявляются музеями-заповедниками.
К ним же относятся музеи, созданные на
территории города, области с большим
историческим прошлым (Владимиро-Суздальский
художественный и историко-архитектурный
музей-заповедник, Соловецкий историко-архитектурный
и природный музей-заповедник и т.п.). большим
разнообразием профильных групп отличаются
исторические музеи. Среди них общеисторические,
археологические, этнографические, мемориальные
и др. общеисторические музеи посвящены
истории страны, города и т.д., например
Государственный исторический музей в
Москве, музей истории Новороссийска и
др. из военно-исторических наиболее известны
Центральный музей в Санкт-Петербурге,
из музеев по специальным историческим
дисциплинам Государственный музей этнографии
в Петербурге. Из мемориальных наиболее
известны Бородинский военно-исторический
музей, Дом-музей декабристов в Иркутске,
Государственный историко-архитектурный
и этнографический музей-заповедник "Кижи",
Археологический заповедник "Танаис"
Ростовской области и др. Наиболее многочисленны
краеведческие музеи, в которых имеются
отделы природы, истории, а при наличии
соответствующих коллекций – художественные,
литературные и другие отделы. Помимо
государственных музеев в нашей стране
существует более 10000 музеев работающих
на общественных началах, разновидностью
которых являются и школьные музеи, организуемые
в школах.
- Экспозиция
– (латин. Exposition). Расстановка, раскладка,
развешивание и т.п. предметов, выставляемых
для обозрения (спец.). Экспозиция портретов.
Экспозиция рукописей и т.д.
- Этикетаж
– изготовление этикеток для экспонатов
(в музее, на выставке и т.п.)
- Основные этапы
построения экспозиции музея.
Важнейшая
функция каждого музея – создание
экспозиции, то есть показ памятников
в определенной системе. Создание экспозиции
– это творческий процесс, предполагающий
знание специфики музейной работы.
Работа
над экспозицией имеет определенную
последовательность. Первым этапом является
разработка концепции
построения (или развития)
музея. В научной концепции определяются
цели и задачи экспозиции, выявляется
специфическое место музея в музейной
цепи города, области, обосновываются
тематическая структура и принцип построения
экспозиции, а также отбор экспозиционных
тем, которые выражают содержание экспозиции
и отвечают поставленным целям и задачам.
Следующий
этап научного проектирования экспозиции
– разработка расширенной
тематической структуры, где должны
быть сформулированы все ее разделы, темы
и подтемы в строгой последовательности.
Параллельно с разработкой тематики необходимо
отобрать и аннотировать группы различных
источников – письменных, вещевых и изобразительных,
которые могут быть использованы в экспозиции.
При
этом обычно выясняется, что необходим
дополнительный сбор недостающего материала.
Поэтому в расширенной тематической структуре
перечисляются группы музейных предметов
и других экспозиционных материалов, которые
предполагается представить в экспозиции.
К другим
экспозиционным материалам можно отнести
различные схемы, диаграммы, макеты,
копии недостающего материала и
т.п.
Третьим
этапом научного проектирования принято
считать разработку тематико-экспозиционного
плана (ТЭП). На этой стадии работы в
соответствии с расширенной тематической
структурой подбирается экспозиционный
материал.
Для
экспонирования могут отбираться музейные
предметы или их копи. Главное условие
отбора – наличие определенных сведений
об экспонате: о материале, устройстве,
месте производства и бытования, способе
производства, назначении, стиле и времени
изготовления, авторской принадлежности.
Кроме
музейных предметов, в ТЭП включается
научно-вспомогательные материалы,
способствующие более глубокому
раскрытию темы. Это диаграммы, схемы,
карты, таблицы. Планы, созданные на основании
тщательного изучения источников и литературы.
Они должны дополнять подлинники, но не
подменять их.
В ТЭП
каждый экспозиционный комплекс (входящий
в состав определенной темы, подтемы)
получает завершенную предметную определенность,
то есть для каждого комплекса определяются
экспонаты, тесты, вспомогательные материалы.
При
составлении ТЭП следует помнить
о сути данного документа, в котором
все компоненты тематической структуры
– разделы, темы, подтемы и комплексы
– должны быть раскрыты через конкретные
экспозиционные материалы со всеми их
основными научными характеристиками.
Одним
из самых серьезных недостатков
экспозиции общественных музеев, в
том числе и школьных, является
перегруженность их материалами, особенно
второстепенными. Поэтому основная задача
при создании экспозиции – выделить наиболее
существенное, показав через подлинники
основные темы, с учетом имеющихся экспозиционных
площадей.
Материалы,
детализирующие основные темы, можно дать
скрытым планом (в альбомах, турникетах,
выдвинутых щитах и т.д.
Школьный
музей имеет ряд признаков:
- Основной признак
любого музея, в том числе и школьного,
- наличие фонда подлинных материалов.
Представляющих собой первоисточники
сведений об истории общества. Эти предметы
и документы составляют основу музея.
- Каждый музей
предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные
материалы музея должны с достаточной
полнотой и глубиной раскрыть содержание
избранной темы. Материалы экспозиции
выставляются в определенной системе
– в соответствии с логикой разделов музея.
- Музей имеет необходимые
помещения и оборудование, обеспечивающие
хранение и показ собранных коллекций.
- Обязательное
условие функционирования школьного музея
– постоянный актив учащихся – Совет
музея, способных вести под руководством
педагогов систематическую поисковую
и исследовательскую работу, участвовать
в комплектовании, учете и хранении фондов,
в показе и пропаганде собранных материалов.
- В деятельности
музея должны прослеживаться элементы
социального партнерства.
Только
при наличие всех этих признаков
можно говорить, что в школе
имеется музей.
- Искусствоведческие
Музеи Искусств стран и народов в различные
эпохи
- Античный
- Архитектурный
и др.
- Русский Музей
- Музей Народов
Востока
- Биологический
- Анатомический
- Антропологический
- Археологический
- Географический
- Геологический
- Минералогический
музей
- Исторический
- Музей истории
политической полиции
- Технический
- Этнографический
и др.
- Вузовские
- Университетские
- Частные музеи
- Музеи под открытым
небом
- Музеи-усадьбы
- Музеи знаменитых
людей
- Музеи конкретных
исторических событий
- Музей города
или населенного пункта
- Музей космонавтики
- Музей игрушек
- Музей кинематографии
- Музей театра
- Музей фарфора
- Музей восковых
фигур
- Музей чертей
- Музей воды
- Музей Ленина
и мавзолей и др.
- Задачи школьного
музея.
Одной
из основных задач музея является
воспитание патриотического сознания
школьников. Как известно, музей осуществляет
связь времен. Он дает нам уникальную возможность
сделать своими союзниками в организации
учебно-воспитательного процесса поколения
тех, кто жил до нас, воспользоваться их
опытом в области науки, культуры, образования.
Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается
в настоящее, оставляя тысячи свидетельств
своего существования в виде памятников
материальной и духовной культуры, которые
хранят и пропагандируют музеи.
Стержнем
любого музея является история. Это может
быть история семьи, школы, отдельного
выпускника, педагога. В каждом из таких
свидетельств отражается какая-то частица
истории. Из таких фрагментов в конечном
итоге складывается история человеческого
общества.