Туристический центр-Санкт-Петербург

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Оказавшись в Санкт-Петербурге, ловишь себя на мысли, что, не знай заранее, в какой стране ты находишься, так сразу и не определишь. Спасают лишь вывески на русском языке. Петр I стремился воплотить в своем детище все самое-самое – в архитектуре, культуре, образе жизни – что было модным тогда в Европе. В результате был создан уникальный по своему колориту город. Россия – не Россия… Европа – не Европа…

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………..4
1. Текущее положение Санкт-Петербурга как туристического центра. ………………………6
1.1 Природно-климатические ресурсы. …………………………………………………………………………7
1.2. Водные ресурсы ……………………………………………..……………………………………………………...7
1.3. Городские и пригородные парки ……………………………………………………………………….…..9
1.4. Архитектура ………………………………………………………………………………………………………….…10
1.5. Музеи. ………………………………………………………………………………………………………………….….11
1.6. Крупнейшие комплексы…………………………………………………….…………………………………..12
1.7. Театры………………………………………………………………………………………………………………………13
1.8 .Религиозные объекты……………………………………………………………………………………….…..15
1.9. Концертные площадки……………………………………………………………………………………….….16
2.0. Общественно-деловые объекты……………………………………………………………………..……16
2.1. Развлекательные объекты……………………………………………………………………………….…..17
2.2. Спортивные сооружения………………………………………………………………………………….…..18
2.3. Регулярные мероприятия, проводимые в городе…………………………………………..….18
3. Анализ состояния инфраструктуры туризма Санкт-Петербурга…………………………....19
3.1. Информационное обеспечение туристов………………………………………………………….…19
3.2. Средства размещения………………………………………………………………………………….……….20
3.3. Транспортная инфраструктура………………………………………………………………………..……21
3.1.1. Воздушный транспорт…………………………………………………………………………………………21
3.1.2. Морской и речной транспорт……………………………………………………………………………..22
3.1.3. Железнодорожный транспорт…………………………………………………………………….……..22
3.1.4. Автомобильный транспорт………………………………………………………………………..……….23
3.1.5. Городской общественный транспорт……………………………………………………….………..23
4. Анализ туристских потоков в Санкт-Петербурге……………………………………………..….24
5. Деловой туризм………………………………………………………………………………………..………24
6. Законодательная база, регулирующая туризм в Санкт-Петербурге……………..…..25
7. Сильные стороны…………………………………………………………………………………………….….………25
8. Слабые стороны………………………………………………………………………………………………….………26
9. Возможности развития……………………………………………………………………………………..………..26
Заключение………………………………………………………………………………………………………..…………..36
Список литературы……………………………………………………………………………………………….………..38

Работа содержит 1 файл

курсовик экономика тур.рынка.docx

— 501.05 Кб (Скачать)

 

  1. Деловой туризм.

 Деловые путешествия  в общем потоке составляют 30%, на них приходится до 60% общего  оборота туриндустрии. Сегмент деловых  туристов представляет мужчины  среднего (35–44 года) или старшего  среднего возраста (45–54 года), занимающие  позицию менеджера среднего звена  или топ-менеджера. Статистика  показывает, что российские деловые  туристы менее притязательны,  чем иностранные, и больше всего  интересуются удобством расположения  и ценовой политикой отеля.  Тогда как иностранные деловые  туристы выше ценят качество  и широту предоставляемых услуг. Деловой туризм считается особенно перспективным из-за своей внесезонности, прогнозируемости и ориентации на клиента с высоким уровнем дохода. Точно отражает структуру этого вида туризма аббревиатура MICE: Meetings/Incentives/Conferences/Exibitions – Деловые встречи/Инсентив-туризм/Конференции/Выставки.

Деловой туризм постепенно развивается, и многие отмечают приближение Санкт-Петербурга к западным стандартам, связывая это, в первую очередь, с наличием иностранных  гостиничных сетей. Однако, следует отметить, что, по сравнению с западными странами, Россия пока отстает по количеству и объему проводимых мероприятий. Таким образом, развитие делового туризма в Санкт-Петербурге является одним из приоритетных направлений в рамках увеличения туристских потоков в город. Активизация делового туризма должна привести к сглаживанию сезонности въездного потока, что позволит увеличить показатели туризма, включая заполняемость гостиничного сектора, доходы от сектора туризма, а также поступления в городской бюджет.

 

6.      Законодательная база, регулирующая туризм в Санкт-Петербурге

В настоящее время основным законодательным актом, определяющим государственную политику в сфере  туризма и устанавливающим правовые основы туристского рынка в Российской Федерации, является Федеральный закон  от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации». В рамках развития закона принят ряд подзаконных нормативных  актов, регулирующих правоотношения в  отдельных областях туристской деятельности. Кроме того, в закон вносятся изменения, направленные на совершенствование  государственного регулирования и  взаимоотношений между участниками  туристского рынка.

 

 7. Сильные стороны :

 Ресурсная база

·       Выгодное месторасположение рядом с границами Европейского союза

·       Уникальное месторасположение в дельте реки Нева, позволяющее позиционировать Санкт-Петербург как город на воде

·       Наличие известного, хорошо продаваемого бренда (белые ночи)

·       Привлекательные для туристов дворцово-парковые ансамбли в пригородах Санкт-Петербурга

·       Наличие значительного культурного наследия (уникальные музеи и памятники архитектуры, истории и культуры, театры), вхождение центра города и исторических пригородов в список культурного наследия ЮНЕСКО

·       Большое количество мест для развлечений и отдыха

·       Большое количество деловых, культурных и общественных мероприятий, проводимых в городе

Инфраструктура

·       Крупнейший транспортный узел России, через который осуществляются международные пассажирские перевозки всеми видами транспорта

·       Наличие крупного аэропорта (четвертый в РФ по количеству перевезенных пассажиров)

·       Введение в строй первой очереди современного морского порта «Морской фасад»

·       Наличие развитой гостиничной инфраструктуры

 Турпоток

·       Стабильный интерес к городу как к туристскому объекту

·       Стабильный турпоток, растущий с каждым годом

 Законодательная база

·       Законодательно разрешенный въезд в страну пассажиров круизных судов без визы на 72 часа

 

8. Слабые стороны :

Ресурсная база

·      Неблагоприятный климат, определяющий сезонность туризма и негативно влияющий на количество туристов в холодное время года

·      Перегруженность наиболее популярных музеев в высокий сезон при недозагрузке музеев менее известных

·      Несоответствие большинства спортивных объектов международным требованиям

·      Высокий уровень цен напотребительские товары, делающий Санкт-Петербург непривлекательным для шопинг-туризма

·      Высокая стоимость путевки в Санкт-Петербург по сравнению с другими европейскими городами

 Инфраструктура

·      Недостаток средств размещения низкого ценового сегмента (хостелов, отелей эконом-класса)

·      Несоответствие аэропорта «Пулково» в текущем состоянии международным требованиям (по инфраструктуре, уровню обслуживания) и имиджу города

·      Недостроенный порт, не соответствующий имиджу города

Законодательная база

·      Сложное и дорогое оформление виз в Россию

 

9. Возможности развития:

Ресурсная база

·      Дальнейшее развитие основных брендов Петербурга («белые ночи», «город на воде», «город-музей под открытым небом») для привлечения еще большего количество туристов

·      Наличие водных ресурсов, (акватория реки Нева, Финский залив Балтийского моря) пригодных для проведения международных соревнований

·      Внедрение программ для привлечения туристов в зимний сезон

·      Создание современных спортивных объектов

 Инфраструктура

·      Строительство современных конгресс-центров, отвечающих международным стандартам;

·      Реконструкция аэропорта «Пулково»

·      Завершение строительства морского порта

·      Снижение цен гостиничным сектором

 Турпоток

·      Возможность в среднесрочной перспективе стать одним из самых популярных туристских городов Европы

 Законодательная база

·      Совершенствование законодательной базы, направленное на развитие туристской отрасли и привлечение туристов

Ежегодно Санкт-Петербург  посещают около 3,5 млн. туристов, доход  от которых составляет почти 1300 млн. евро. Количество туристов гораздо больше, чем у конкурирующих с ним Стокгольма и Хельсинки, находящихся в почти аналогичных географических и климатических условиях, но гораздо меньших городах. Тем не менее, доходы, получаемые от туристов, выше и в Стокгольме, и в Хельсинки, поскольку факторы притягательности для туристов там более многообразны.

В сравнении с крупнейшими  туристическим городами Европы - Парижем  и Лондоном число туристов в Санкт-Петербурге составляет 20%, а доход от них менее 10%.

Самыми значительными  факторами притяжения в Санкт-Петербурге являются его культурно-исторические достопримечательности, в части  которых он конкурирует с Лондоном и Парижем.

 Но Санкт-Петербург  явно уступает даже Стокгольму  и Хельсинки по многим другим  факторам притягательности.

Но их ведь можно развивать, инвестируя в связанную с ними инфраструктуру: универсальные концертные залы, площадки для проведения выставок и конгрессов, парки развлечений  и пр.

Явно ниже среднего по Европе уровня выглядит пока и имеющаяся  в городе транспортно-гостиничная  инфраструктура.

В качестве методики исследования применена разработанная «Финнэйром» математическая модель оценки туристического потенциала.

Доля морских путешественников является значительно частью туризма, особенно летом. Для того, чтобы обеспечить хорошее круглогодичное транспортное сообщение, должно быть достаточное количество воздушных маршрутов. Для того, чтобы предложение воздушного транспорта Санкт-Петербурга достигло уровня Хельсинки и Стокгольма, его объем следует нарастить почти в 16 раз по сравнению с нынешним уровнем.

 

Обозначились слабые стороны  развития инфраструктуры туризма, отдыха и развлечений в Санкт-Петербурге:

- нехватка объектов индустрии  отдыха и развлечений (аквапарков, развлекательных комплексов, тематических  парков и т.д.);

- неразвитость инфраструктуры  всех видов водного туризма  (от морского и речного круизного  туризма до катерно - яхтенного и экскурсионно-прогулочного туризма);

- наличие проблем с  благоустройством территорий, прежде  всего, прибрежных;

- отсутствие в регионе  туристско-информационных центров.

Решение всех вышеперечисленных  проблем позволит увеличить поток  туристов в Санкт-Петербург. 

был определен комплекс первоочередных мер по развитию Санкт-Петербурга как  туристического центра (таблица 1): 
      

N п/п 

Мера 

Область 

Цель 

1. Меры первого уровня приоритетности 

1.1 

Создание агентства городского маркетинга Санкт-Петербурга 

Маркетинг 

Создание механизма реализации маркетинговой  стратегии 

Санкт-Петербурга в сфере туризма. 
Развитие эффективного партнерства Санкт-Петербурга и коммерческого сектора. Координация усилий участников рынка туризма 

в Санкт-Петербурге 

1.2 

Разработка и реализация маркетинговой  стратегии 

Маркетинг 

Продвижение брэнда "Санкт-Петербург"

на целевых рынках.

Целенаправленное управление туристическими потоками 

1.3 

Организация ведения и анализа  туристской статистики 

Маркетинг 

Получение полной информации о качественных и количественных характеристиках  туристического потока 

в Санкт-Петербурге 

и его динамике. 
Наличие объективного показателя результатов реализации Программы

1.4 

Развитие аэропорта Санкт-Петербурга 

Инфраструктура 

Повышение доступности Санкт-Петербурга 

для туристов:

увеличение количества рейсов;

снижение средней стоимости  билетов 

1.5 

Увеличение номерного фонда гостиниц 

Инфраструктура 

Повышение доступности Санкт-Петербурга: обеспечение всего туристического потока гостиницами по ценам, соответствующим качеству предоставляемых услуг 

1.6 

Техническая модернизация музеев 

и повышение эффективности их работы 

Инфраструктура 

Повышение доступности основных объектов туристического притяжения:

сокращение очередей 

в наиболее известные музеи;

повышение посещаемости менее известных  музеев 

Санкт-Петербурга 

1.7 

Развитие транспортного сообщения 

в Санкт-Петербурге 

Инфраструктура/ 

качество поездки 

Упрощение передвижения 

по Санкт-Петербургу:

развитие транспортной инфраструктуры;

повышение информационной обеспеченности транспорта 

1.8 

Информационная поддержка пребывания туристов в Санкт-Петербурге 

Качество поездки 

Повышение открытости Санкт-Петербурга 

для индивидуальных 

и иностранных туристов:

повышение информационной обеспеченности улиц;

облегчение доступа 

к информации 

о Санкт-Петербурге 

и основных событиях 

1.9 

Обеспечение безопасности туристов 

Качество поездки 

Развитие восприятия Санкт-Петербурга 

как безопасного города.

Уменьшение правонарушений 

в отношении гостей Санкт-Петербурга 

1.10 

Облегчение визового режима 

Качество поездки 

Упрощение процесса получения визы 

в Российскую Федерацию, снижение ее стоимости 

1.11 

Реализация проекта  

"Сити-Тур в Санкт-Петербурге"

Инфраструктура/качество поездки 

Повышение доступности основных объектов туристического притяжения и качества организации экскурсий в Санкт-Петербурге. Организация обзорных автобусных экскурсий в Санкт-Петербурге, отвечающих следующим требованиям: 
проведение экскурсий в двухэтажных автобусах, в том числе, в автобусах с открытым верхом и с прозрачной крышей для использования в зимних условиях; 
наличие в каждом автобусе многоканальной лингафонной рецептивной установки с системой регулирования уровня громкости и выбора языка (не менее семи иностранных языков) для транслирования (передачи) экскурсии каждому пассажиру; 
наличие в каждом автобусе пандуса для пассажиров с ограниченными возможностями передвижения; 
наличие в каждом автобусе видеокамеры контроля верхнего салона; 
оформление автобусов проекта "Сити-Тур в Санкт-Петербурге" в соответствии с единым дизайном; 
возможность неоднократного использования билета на всех автобусах проекта "Сити-Тур в Санкт-Петербурге" в течение суток со времени продажи; 
возможность приостановки экскурсии и продолжения на любом другом автобусе проекта "Сити-Тур в Санкт-Петербурге"; 
возможность приобретения билета на экскурсию непосредственно в автобусе 

(Пункт дополнительно включен  с 5 июля 2010 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 1 июня 2010 года N 691)

2. Меры второго уровня приоритетности 

2.1 

Создание конвенционного бюро 

Маркетинг 

Развитие бизнес-туризма в Санкт-Петербурге:

повышение уровня знаний о Санкт-Петербурге 

как центре бизнес-туризма;

увеличение числа конференций, конгрессов, выставок 

и так далее 

2.2 

Организация и продвижение событий 

в Санкт-Петербурге 

Маркетинг 

Увеличение количества событийных туристов преимущественно 

в низкий сезон 

2.3 

Модернизация инфраструктуры пригородов 

Инфраструктура 

Развитие пригородных районов 

Санкт-Петербурга 

и реализация 

их потенциала 

2.4 

Повышение благоустройства 

Санкт-Петербурга 

Инфраструктура 

Повышение привлекательности 

Санкт-Петербурга 

для туристов, поддержка позиционирования брэнда "Санкт-Петербург"

2.5 

Организация распространения билетов 

Качество поездки 

Повышение доступности культурных мероприятий 

для туристов.

Расширение возможностей времяпрепровождения.

Повышение посещаемости театров, музеев, концертов 

и так далее 

2.6 

Подготовка кадров для туристической  отрасли 

Качество поездки 

Обеспечение растущей индустрии туризма  квалифицированными кадрами и повышение  уровня сервиса 


 
   По материалам Официального портала  Администрации Санкт-Петербурга       

К 2016 ГОДУ ПЕТЕРБУРГ ДОЛЖЕН ПРИНИМАТЬ 8 МИЛЛИОНОВ ТУРИСТОВ В  ГОД

07 июня 2011 года на заседании  городского правительства была  принята программа развития Санкт-Петербурга  как туристского центра на 2011-2016 годы. Программа направлена на  повышение эффективности туризма  как отрасли городской экономики,  развитие новых видов туристической  деятельности и дальнейшее повышение  привлекательности Петербурга как  крупного международного туристического  центра.

В 2010 году объем турпотока  в Петербурге превысил 5 млн. человек. Согласно программе, к 2016 году предполагается увеличение этого показателя до 8,1 млн. человек. Кроме того, она предусматривает  ряд мер, направленных на увеличение срока пребывания в Петербурге до 5 суток, рост числа повторных посещений, а также преодоление фактора  сезонности и обеспечение равномерного распределения туристического потока в течение всего года.

Для достижения этих показателей  планируется активное развитие событийного  и конгрессного туризма, новых мест отдыха, развлечений и досуга на территории города, развитие морского туризма – паромного и яхтенно-катерного. Губернатор Валентина Матвиенко отметила необходимость развития инфраструктуры для приема яхтенных туристов. «Нужно быть готовыми для приема таких судов, создать комфортные условия для развития яхтенного туризма», – отметила губернатор.

В ближайшее время также  будет объявлен инвестиционный конкурс  на развитие сети кемпингов для автопутешественников. Для этих целей город зарезервировал 8 земельных участков. «Петербург будет первым городом в России, где появится сеть кемпингов для зарубежных туристов», – сказала Валентина Матвиенко.

В рамках программы также  планируется ряд мер информационной и рекламной поддержки туризма  в Петербурге, развитие рынка сопутствующих  услуг, мер по обеспечению безопасности пребывания туристов в нашем городе и поддержка российских туристов за рубежом, дальнейшее развитие гостиничной  инфраструктуры и подготовка высококвалифицированных  кадров для отрасли.

Генеральный директор ЗАО  «ЭкспоФорум» Анатолий Еркулов прокомментировал принятие новой программы: «Приятно сознавать, что реализация нашего проекта – строительство нового конгрессно-выставочного центра совпадает с общим вектором развития города, соответствует его приоритетам. Появление в 2013 году крупной конгрессно-выставочной площадки внесет свой вклад в увеличение туристического потока в Санкт-Петербург за счет конгрессных туристов, а также участников и посетителей выставок».

Информация о работе Туристический центр-Санкт-Петербург