Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:53, курсовая работа
Оказавшись в Санкт-Петербурге, ловишь себя на мысли, что, не знай заранее, в какой стране ты находишься, так сразу и не определишь. Спасают лишь вывески на русском языке. Петр I стремился воплотить в своем детище все самое-самое – в архитектуре, культуре, образе жизни – что было модным тогда в Европе. В результате был создан уникальный по своему колориту город. Россия – не Россия… Европа – не Европа…
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………..4
1. Текущее положение Санкт-Петербурга как туристического центра. ………………………6
1.1 Природно-климатические ресурсы. …………………………………………………………………………7
1.2. Водные ресурсы ……………………………………………..……………………………………………………...7
1.3. Городские и пригородные парки ……………………………………………………………………….…..9
1.4. Архитектура ………………………………………………………………………………………………………….…10
1.5. Музеи. ………………………………………………………………………………………………………………….….11
1.6. Крупнейшие комплексы…………………………………………………….…………………………………..12
1.7. Театры………………………………………………………………………………………………………………………13
1.8 .Религиозные объекты……………………………………………………………………………………….…..15
1.9. Концертные площадки……………………………………………………………………………………….….16
2.0. Общественно-деловые объекты……………………………………………………………………..……16
2.1. Развлекательные объекты……………………………………………………………………………….…..17
2.2. Спортивные сооружения………………………………………………………………………………….…..18
2.3. Регулярные мероприятия, проводимые в городе…………………………………………..….18
3. Анализ состояния инфраструктуры туризма Санкт-Петербурга…………………………....19
3.1. Информационное обеспечение туристов………………………………………………………….…19
3.2. Средства размещения………………………………………………………………………………….……….20
3.3. Транспортная инфраструктура………………………………………………………………………..……21
3.1.1. Воздушный транспорт…………………………………………………………………………………………21
3.1.2. Морской и речной транспорт……………………………………………………………………………..22
3.1.3. Железнодорожный транспорт…………………………………………………………………….……..22
3.1.4. Автомобильный транспорт………………………………………………………………………..……….23
3.1.5. Городской общественный транспорт……………………………………………………….………..23
4. Анализ туристских потоков в Санкт-Петербурге……………………………………………..….24
5. Деловой туризм………………………………………………………………………………………..………24
6. Законодательная база, регулирующая туризм в Санкт-Петербурге……………..…..25
7. Сильные стороны…………………………………………………………………………………………….….………25
8. Слабые стороны………………………………………………………………………………………………….………26
9. Возможности развития……………………………………………………………………………………..………..26
Заключение………………………………………………………………………………………………………..…………..36
Список литературы……………………………………………………………………………………………….………..38
Деловые путешествия
в общем потоке составляют 30%,
на них приходится до 60% общего
оборота туриндустрии. Сегмент деловых
туристов представляет мужчины
среднего (35–44 года) или старшего
среднего возраста (45–54 года), занимающие
позицию менеджера среднего
Деловой туризм постепенно развивается, и многие отмечают приближение Санкт-Петербурга к западным стандартам, связывая это, в первую очередь, с наличием иностранных гостиничных сетей. Однако, следует отметить, что, по сравнению с западными странами, Россия пока отстает по количеству и объему проводимых мероприятий. Таким образом, развитие делового туризма в Санкт-Петербурге является одним из приоритетных направлений в рамках увеличения туристских потоков в город. Активизация делового туризма должна привести к сглаживанию сезонности въездного потока, что позволит увеличить показатели туризма, включая заполняемость гостиничного сектора, доходы от сектора туризма, а также поступления в городской бюджет.
6. Законодательная база, регулирующая туризм в Санкт-Петербурге
В настоящее время основным
законодательным актом, определяющим
государственную политику в сфере
туризма и устанавливающим
7. Сильные стороны :
Ресурсная база
· Выгодное месторасположение рядом с границами Европейского союза
· Уникальное месторасположение в дельте реки Нева, позволяющее позиционировать Санкт-Петербург как город на воде
· Наличие известного, хорошо продаваемого бренда (белые ночи)
· Привлекательные для туристов дворцово-парковые ансамбли в пригородах Санкт-Петербурга
· Наличие значительного культурного наследия (уникальные музеи и памятники архитектуры, истории и культуры, театры), вхождение центра города и исторических пригородов в список культурного наследия ЮНЕСКО
· Большое количество мест для развлечений и отдыха
· Большое количество деловых, культурных и общественных мероприятий, проводимых в городе
Инфраструктура
· Крупнейший транспортный узел России, через который осуществляются международные пассажирские перевозки всеми видами транспорта
· Наличие крупного аэропорта (четвертый в РФ по количеству перевезенных пассажиров)
· Введение в строй первой очереди современного морского порта «Морской фасад»
· Наличие развитой гостиничной инфраструктуры
Турпоток
· Стабильный интерес к городу как к туристскому объекту
· Стабильный турпоток, растущий с каждым годом
Законодательная база
· Законодательно разрешенный въезд в страну пассажиров круизных судов без визы на 72 часа
8. Слабые стороны :
Ресурсная база
· Неблагоприятный климат, определяющий сезонность туризма и негативно влияющий на количество туристов в холодное время года
· Перегруженность наиболее популярных музеев в высокий сезон при недозагрузке музеев менее известных
· Несоответствие большинства спортивных объектов международным требованиям
· Высокий уровень цен напотребительские товары, делающий Санкт-Петербург непривлекательным для шопинг-туризма
· Высокая стоимость путевки в Санкт-Петербург по сравнению с другими европейскими городами
Инфраструктура
· Недостаток средств размещения низкого ценового сегмента (хостелов, отелей эконом-класса)
· Несоответствие аэропорта «Пулково» в текущем состоянии международным требованиям (по инфраструктуре, уровню обслуживания) и имиджу города
· Недостроенный порт, не соответствующий имиджу города
Законодательная база
· Сложное и дорогое оформление виз в Россию
9. Возможности развития:
Ресурсная база
· Дальнейшее развитие основных брендов Петербурга («белые ночи», «город на воде», «город-музей под открытым небом») для привлечения еще большего количество туристов
· Наличие водных ресурсов, (акватория реки Нева, Финский залив Балтийского моря) пригодных для проведения международных соревнований
· Внедрение программ для привлечения туристов в зимний сезон
· Создание современных спортивных объектов
Инфраструктура
· Строительство современных конгресс-центров, отвечающих международным стандартам;
· Реконструкция аэропорта «Пулково»
· Завершение строительства морского порта
· Снижение цен гостиничным сектором
Турпоток
· Возможность в среднесрочной перспективе стать одним из самых популярных туристских городов Европы
Законодательная база
· Совершенствование законодательной базы, направленное на развитие туристской отрасли и привлечение туристов
Ежегодно Санкт-Петербург посещают около 3,5 млн. туристов, доход от которых составляет почти 1300 млн. евро. Количество туристов гораздо больше, чем у конкурирующих с ним Стокгольма и Хельсинки, находящихся в почти аналогичных географических и климатических условиях, но гораздо меньших городах. Тем не менее, доходы, получаемые от туристов, выше и в Стокгольме, и в Хельсинки, поскольку факторы притягательности для туристов там более многообразны.
В сравнении с крупнейшими туристическим городами Европы - Парижем и Лондоном число туристов в Санкт-Петербурге составляет 20%, а доход от них менее 10%.
Самыми значительными факторами притяжения в Санкт-Петербурге являются его культурно-исторические достопримечательности, в части которых он конкурирует с Лондоном и Парижем.
Но Санкт-Петербург явно уступает даже Стокгольму и Хельсинки по многим другим факторам притягательности.
Но их ведь можно развивать, инвестируя в связанную с ними инфраструктуру: универсальные концертные залы, площадки для проведения выставок и конгрессов, парки развлечений и пр.
Явно ниже среднего по Европе уровня выглядит пока и имеющаяся в городе транспортно-гостиничная инфраструктура.
В качестве методики исследования
применена разработанная «
Доля морских путешественников является значительно частью туризма, особенно летом. Для того, чтобы обеспечить хорошее круглогодичное транспортное сообщение, должно быть достаточное количество воздушных маршрутов. Для того, чтобы предложение воздушного транспорта Санкт-Петербурга достигло уровня Хельсинки и Стокгольма, его объем следует нарастить почти в 16 раз по сравнению с нынешним уровнем.
Обозначились слабые стороны
развития инфраструктуры туризма, отдыха
и развлечений в Санкт-
- нехватка объектов индустрии
отдыха и развлечений (
- неразвитость инфраструктуры
всех видов водного туризма
(от морского и речного
- наличие проблем с благоустройством территорий, прежде всего, прибрежных;
- отсутствие в регионе
туристско-информационных
Решение всех вышеперечисленных проблем позволит увеличить поток туристов в Санкт-Петербург.
был определен комплекс первоочередных
мер по развитию Санкт-Петербурга как
туристического центра (таблица 1):
N п/п |
Мера |
Область |
Цель | ||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
1.
Меры первого уровня | |||||
1.1 |
Создание агентства городского маркетинга Санкт-Петербурга |
Маркетинг |
Создание механизма реализации маркетинговой стратегии Санкт-Петербурга в сфере туризма. в Санкт-Петербурге | ||
1.2 |
Разработка и реализация маркетинговой стратегии |
Маркетинг |
Продвижение брэнда "Санкт-Петербург" на целевых рынках. Целенаправленное управление туристическими потоками | ||
1.3 |
Организация ведения и анализа туристской статистики |
Маркетинг |
Получение полной информации о качественных и количественных характеристиках туристического потока в Санкт-Петербурге и его динамике. | ||
1.4 |
Развитие аэропорта Санкт- |
Инфраструктура |
Повышение доступности Санкт-Петербурга для туристов: увеличение количества рейсов; снижение средней стоимости билетов | ||
1.5 |
Увеличение номерного фонда |
Инфраструктура |
Повышение доступности Санкт-Петербурга:
обеспечение всего туристическо | ||
1.6 |
Техническая модернизация музеев и повышение эффективности их работы |
Инфраструктура |
Повышение доступности основных объектов туристического притяжения: сокращение очередей в наиболее известные музеи; повышение посещаемости менее известных музеев Санкт-Петербурга | ||
1.7 |
Развитие транспортного в Санкт-Петербурге |
Инфраструктура/ качество поездки |
Упрощение передвижения по Санкт-Петербургу: развитие транспортной инфраструктуры; повышение информационной обеспеченности транспорта | ||
1.8 |
Информационная поддержка |
Качество поездки |
Повышение открытости Санкт-Петербурга для индивидуальных и иностранных туристов: повышение информационной обеспеченности улиц; облегчение доступа к информации о Санкт-Петербурге и основных событиях | ||
1.9 |
Обеспечение безопасности туристов |
Качество поездки |
Развитие восприятия Санкт-Петербурга как безопасного города. Уменьшение правонарушений в отношении гостей Санкт-Петербурга | ||
1.10 |
Облегчение визового режима |
Качество поездки |
Упрощение процесса получения визы в Российскую Федерацию, снижение ее стоимости | ||
1.11 |
Реализация проекта "Сити-Тур в Санкт-Петербурге" |
Инфраструктура/качество поездки |
Повышение доступности основных объектов
туристического притяжения и качества
организации экскурсий в Санкт- | ||
(Пункт дополнительно включен с 5 июля 2010 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 1 июня 2010 года N 691) | |||||
2.
Меры второго уровня | |||||
2.1 |
Создание конвенционного бюро |
Маркетинг |
Развитие бизнес-туризма в Санкт-Петербурге: повышение уровня знаний о Санкт-Петербурге как центре бизнес-туризма; увеличение числа конференций, конгрессов, выставок и так далее | ||
2.2 |
Организация и продвижение событий в Санкт-Петербурге |
Маркетинг |
Увеличение количества событийных туристов преимущественно в низкий сезон | ||
2.3 |
Модернизация инфраструктуры пригородов |
Инфраструктура |
Развитие пригородных районов Санкт-Петербурга и реализация их потенциала | ||
2.4 |
Повышение благоустройства Санкт-Петербурга |
Инфраструктура |
Повышение привлекательности Санкт-Петербурга для туристов, поддержка позиционирования брэнда "Санкт-Петербург" | ||
2.5 |
Организация распространения билетов |
Качество поездки |
Повышение доступности культурных мероприятий для туристов. Расширение возможностей времяпрепровождения. Повышение посещаемости театров, музеев, концертов и так далее | ||
2.6 |
Подготовка кадров для туристической отрасли |
Качество поездки |
Обеспечение растущей индустрии туризма квалифицированными кадрами и повышение уровня сервиса |
По материалам Официального портала
Администрации Санкт-
К 2016 ГОДУ ПЕТЕРБУРГ ДОЛЖЕН ПРИНИМАТЬ 8 МИЛЛИОНОВ ТУРИСТОВ В ГОД
07 июня 2011 года на заседании
городского правительства была
принята программа развития
В 2010 году объем турпотока в Петербурге превысил 5 млн. человек. Согласно программе, к 2016 году предполагается увеличение этого показателя до 8,1 млн. человек. Кроме того, она предусматривает ряд мер, направленных на увеличение срока пребывания в Петербурге до 5 суток, рост числа повторных посещений, а также преодоление фактора сезонности и обеспечение равномерного распределения туристического потока в течение всего года.
Для достижения этих показателей планируется активное развитие событийного и конгрессного туризма, новых мест отдыха, развлечений и досуга на территории города, развитие морского туризма – паромного и яхтенно-катерного. Губернатор Валентина Матвиенко отметила необходимость развития инфраструктуры для приема яхтенных туристов. «Нужно быть готовыми для приема таких судов, создать комфортные условия для развития яхтенного туризма», – отметила губернатор.
В ближайшее время также
будет объявлен инвестиционный конкурс
на развитие сети кемпингов для
В рамках программы также
планируется ряд мер
Генеральный директор ЗАО «ЭкспоФорум» Анатолий Еркулов прокомментировал принятие новой программы: «Приятно сознавать, что реализация нашего проекта – строительство нового конгрессно-выставочного центра совпадает с общим вектором развития города, соответствует его приоритетам. Появление в 2013 году крупной конгрессно-выставочной площадки внесет свой вклад в увеличение туристического потока в Санкт-Петербург за счет конгрессных туристов, а также участников и посетителей выставок».