Туристический центр-Санкт-Петербург

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Оказавшись в Санкт-Петербурге, ловишь себя на мысли, что, не знай заранее, в какой стране ты находишься, так сразу и не определишь. Спасают лишь вывески на русском языке. Петр I стремился воплотить в своем детище все самое-самое – в архитектуре, культуре, образе жизни – что было модным тогда в Европе. В результате был создан уникальный по своему колориту город. Россия – не Россия… Европа – не Европа…

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………..4
1. Текущее положение Санкт-Петербурга как туристического центра. ………………………6
1.1 Природно-климатические ресурсы. …………………………………………………………………………7
1.2. Водные ресурсы ……………………………………………..……………………………………………………...7
1.3. Городские и пригородные парки ……………………………………………………………………….…..9
1.4. Архитектура ………………………………………………………………………………………………………….…10
1.5. Музеи. ………………………………………………………………………………………………………………….….11
1.6. Крупнейшие комплексы…………………………………………………….…………………………………..12
1.7. Театры………………………………………………………………………………………………………………………13
1.8 .Религиозные объекты……………………………………………………………………………………….…..15
1.9. Концертные площадки……………………………………………………………………………………….….16
2.0. Общественно-деловые объекты……………………………………………………………………..……16
2.1. Развлекательные объекты……………………………………………………………………………….…..17
2.2. Спортивные сооружения………………………………………………………………………………….…..18
2.3. Регулярные мероприятия, проводимые в городе…………………………………………..….18
3. Анализ состояния инфраструктуры туризма Санкт-Петербурга…………………………....19
3.1. Информационное обеспечение туристов………………………………………………………….…19
3.2. Средства размещения………………………………………………………………………………….……….20
3.3. Транспортная инфраструктура………………………………………………………………………..……21
3.1.1. Воздушный транспорт…………………………………………………………………………………………21
3.1.2. Морской и речной транспорт……………………………………………………………………………..22
3.1.3. Железнодорожный транспорт…………………………………………………………………….……..22
3.1.4. Автомобильный транспорт………………………………………………………………………..……….23
3.1.5. Городской общественный транспорт……………………………………………………….………..23
4. Анализ туристских потоков в Санкт-Петербурге……………………………………………..….24
5. Деловой туризм………………………………………………………………………………………..………24
6. Законодательная база, регулирующая туризм в Санкт-Петербурге……………..…..25
7. Сильные стороны…………………………………………………………………………………………….….………25
8. Слабые стороны………………………………………………………………………………………………….………26
9. Возможности развития……………………………………………………………………………………..………..26
Заключение………………………………………………………………………………………………………..…………..36
Список литературы……………………………………………………………………………………………….………..38

Работа содержит 1 файл

курсовик экономика тур.рынка.docx

— 501.05 Кб (Скачать)

Сейчас в Санкт-Петербурге 637 гостиниц на более чем 26 тысяч  номеров. Большую часть предложения  составляют гостиницы 3 и 4 звезды (53%). Ежегодно количество номеров в городе возрастает примерно на 2-5%. Основной прирост номерного  фонда происходит за счет отелей 3-5 звезд – от 4 до 8% ежегодно в каждом сегменте. В настоящее время наименьший рост наблюдается в сегменте эконом класса и мини-отелей, бум ввода в эксплуатацию которых произошел несколько лет назад. Иногда открываются небольшие отели на 6-20 номеров в центральной части города и прилежащих к ней районах. Их доля занимает около 23% рынка. Также в городе начинает развиваться система хостелов, очень популярных в других странах у индивидуальных туристов. Они занимают пока 3% рынка.

Спрос на гостиницы подразделяется в основном на две категории: бизнес-сегмент  и туристический сегмент, включающий туристские группы и индивидуальных туристов. Для отелей Санкт-Петербурга характерна ярко выраженная сезонность спроса в туристическом сегменте. В течение летнего периода, особенно во время «белых ночей», заполняемость  гостиниц составляет 85-90%. В период низкого  сезона отели заполняются за счет делового туризма. В период 2008-2009 годов  на заполняемости отелей сказался экономический  кризис. Но уже в конце 2009 года ситуация начала меняться в лучшую сторону, и в 2010 году средний показатель заполняемости гостиниц вернулся к привычным среднегодовым показателям в 60-65%. Для гостиниц, управляемых международными операторами, показатель увеличился до 75%.[15] В высокий сезон заполняемость достигает 95-100%. На следующей диаграмме представлена заполняемость отелей 3-5 звезд за период с 2008 года по первое полугодие 2010 года.

 

Основной фактор, влияющий на ценообразование – сезонность рынка. Как правило, с ростом спроса в высокий сезон повышается стоимость  номеров. При этом стоимость проживания в отелях Санкт-Петербурга несколько  выше, чем у европейских соседей. Нередко встречается ситуация, когда  у единой сети отелей стоимость проживания в Европе на 30% ниже, чем в Санкт-Петербурге. Это может объясняться политикой  ценообразования, которая строится на привычном ежегодном повышении  цен. В то время как в европейских  странах ценовая политика более  гибкая. Однако экономический кризис оказал влияние на гостиничную отрасль, и российские операторы снизили  цены на проживание вслед за европейскими странами. Например, за 2 квартал 2010 года стоимость проживания в отелях 3 и 4 звезды снизилась по сравнению  с тем же периодом 2009 года на 11% и 18% соответственно. В то же время, цены в высокий сезон по-прежнему высоки: в гостиницах 5 звезд произошел  рост на 19% по сравнению с предыдущим годом

Гостиничный сектор Санкт-Петербурга по-прежнему является привлекательным  бизнесом для инвесторов и международных  операторов. Он имеет огромное влияние  на развитие туризма в городе и, соответственно, поддерживается властями города. Можно  предположить, что рынок гостиниц продолжит свое развитие и совершенствование  в долгосрочной перспективе.

 

3.3.           Транспортная инфраструктура

Санкт-Петербург является крупнейшим транспортным узлом России, через который осуществляются внутренние и международные пассажирские перевозки  всеми видами транспорта. На территории города имеются все виды транспортной инфраструктуры: все виды городского общественного транспорта, автомобильные  дороги, сеть железных дорог, речной и  морской порты, аэропорт.

На территории города расположены 5 вокзалов, 10 аэропортов, 4 крупные стоянки  водного транспорта, один автовокзал и 7 таксомоторных парков.

 

3.1.1. Воздушный транспорт

Санкт-Петербургский аэропорт «Пулково» – один из крупнейших аэропортов страны. По итогам 2009 года он занимает четвертое место среди аэропортов России по количеству перевезенных пассажиров, уступая аэропортам московского авиационного узла – Домодедово, Шереметьево и Внуково. За 9 месяцев 2010 года пассажирообмен (количество прибывающих и убывающих пассажиров) составил 6,5 млн. человек. В 2009 среднем в сутки выполнялось более 230 взлетно-посадочных операций и обслуживалось более 18,5 тысяч пассажиров.

 Аэропорт разделен на два терминала – «Пулково – 1» и «Пулково – 2». Аэровокзальный комплекс «Пулково-1» предназначен для обслуживания пассажиров внутренних рейсов и рейсов, вылетающих за пределы РФ (страны СНГ и чартерные рейсы дальнего зарубежья). На сегодняшний день пропускная способность терминала составляет около 1800 пассажиров в час.

В аэровокзальном комплексе  «Пулково-2» обслуживаются международные  рейсы. В настоящее время аэровокзал является одним из крупнейших международных  терминалов в России. Терминал был  построен в начале 1950-х годов. В  мае 2003 года завершен первый этап реконструкции  «Пулково-2». Пропускная способность  терминала составляет более тысячи пассажиров в час.

В настоящий момент аэропорт «Пулково» не соответствует международным  стандартам и имиджу Санкт-Петербурга как европейского города. Правительство  города инициировало проект реконструкции аэропорта по схеме государственно-частного партнерства. В июне 2009 года были подведены итоги международного инвестиционного конкурса на право управления аэропортом «Пулково» и реализацию плана его стратегического развития. Победителем был определен консорциум ООО «Воздушные ворота Северной столицы», в состав которого вошли российская банковская группа «ВТБ», немецкий международный аэропортовый оператор «Фрапорт» и греческая инвестиционная компания «Копелузос». По условиям соглашения ГЧП, аэропортовый комплекс перешел под управление ООО «Воздушные ворота Северной столицы» сроком на 30 лет, в течение которых будут сделаны масштабные инвестиции в его реконструкцию, внедрены новейшие аэропортовые технологии. Масштабная реконструкция аэропортовой инфраструктуры и строительство нового пассажирского терминала направлены на создание на базе аэропорта «Пулково» международного узла европейского уровня, отвечающего статусу воздушных ворот Санкт-Петербурга – Северной столицы России.

 

 

 3.1.2. Морской и речной транспорт

Морской порт. До 2009 года, кроме  шести пассажирских причалов комплекса  «Морской вокзал» на Васильевском острове, по приему морских пассажирских судов  работали по три пассажирских причала  на Английской набережной (длина причала  – 430 м) и набережной лейтенанта Шмидта (длина причала – 500 м), а также  четыре причала на территории грузового  района ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». При этом для судов, прибывающих  к причалам Морского вокзала, а также  расположенным на набережных реки Невы, при проходе через Невские  ворота установлены ограничения  по длине - до 200 м, и по осадке - до 9 м. Это обстоятельство существенно  ограничивало возможности приема крупных  судов и обслуживания пассажиров в соответствии с международными стандартами. Около 70% туристов попадали в Петербург через грузовой район  порта.

В 2009 году была открыта первая очередь нового пассажирского порта  Санкт-Петербурга - «Морской фасад». В  настоящее время действуют два  круизных терминала и паромный терминал. Завершается строительство третьего круизного терминала. Пропускная способность  порта к 2011 году, с введением в  строй третьей очереди, в сезонный период составит порядка 12 тысяч туристов в день или до 1,5 миллионов пассажиров в год.

В настоящее время все  большее количество туроператоров  всего мира и, прежде всего, региона  Балтийского моря, включает Санкт-Петербург в свои морские круизные маршруты. Не в последнюю очередь это объясняется тем, что Санкт-Петербург является самым большим морским портом России на Балтике и вторым после Лондона (по численности населения) портовым городом Европы. В сезон 2010 года новым морским пассажирским портом было принято около 300 тысяч туристов.

Речной порт.

 В настоящее время  комплекс зданий и сооружений  речного порта, расположенного  на набережной Невы выше Володарского  моста, требуют реконструкции.  Обслуживание пассажиров круизных  теплоходов производится на новых  причалах Уткина заводь и Соляной, расположенных у Вантового моста. Появление новых причалов должно увеличить пассажиропоток речного транспорта.

 

3.1.3. Железнодорожный транспорт

Санкт-Петербург обслуживается  Октябрьской железной дорогой, через  которую осуществляются зарубежные и внутренние пассажироперевозки. Петербургский транспортный узел - один из крупнейших транспортных узлов России. Протяженность железнодорожных путей на территории Санкт-Петербурга составляет 423 км. В городе пять действующих пассажирских железнодорожных вокзалов:

·      Балтийский вокзал – обслуживает исключительно пригородный пассажиропоток на Сосновый Бор, Гатчину, Гдов, Лугу;

·      Витебский вокзал – поезда дальнего следования юго-западного направления, в том числе на Киев, Варшаву, Берлин; пригородные перевозки на Оредеж, Великий Новгород;

·      Ладожский вокзал – поезда дальнего следования северного и восточного направлений, в том числе на Мурманск, Вологду, Петрозаводск, Архангельск; пригородные перевозки на Будогощь, Волховстрой, Невдубстрой, Лодейное Поле, Тихвин;

·      Московский вокзал (Санкт-Петербург-Главный) – поезда дальнего следования на Москву, центр и юг России; пригородные перевозки на Будогощь, Малую Вишеру, Бабаево, Великий Новгород;

·      Финляндский вокзал – обслуживает пригородный пассажиропоток на Сестрорецк, Выборг, Кузнечное, Ладожское Озеро и др., а также поезда на Хельсинки.

По данным Петростата, в 2009 году в Санкт-Петербурге количество пассажиров железнодорожного транспорта составило 88 миллионов человек.

Железнодорожным транспортом  пользуются в основном внутренние туристы, прибывающие в Санкт-Петербург  из регионов России. Иностранные туристы  по железной дороге прибывают преимущественно  из Финляндии.

 

3.1.4. Автомобильный транспорт

Санкт-Петербург расположен на пересечении транспортных путей, связывающих Европу, Скандинавию, центральные  районы России и страны Балтии. К  Санкт-Петербургу подходит более 10 автомобильных  магистралей международного и регионального  значения. Основной поток туристов и гостей города, прибывающих в  Санкт-Петербург автомобильным транспортом, идет по следующим основным магистралям: Москва – Санкт-Петербург («Россия» М-10, Е-95); граница с Финляндией – Санкт-Петербург («Скандинавия» М-10, Е-18); Мурманск – Санкт-Петербург («Кола» М-18, Е-105); граница с Эстонией – Санкт-Петербург («Нарва» М-11, Е-20); Псков – Санкт-Петербург (М-20). 

 

Автовокзал Санкт-Петербурга

 Расположен на набережной Обводного канала. С автовокзала отправляются автобусы во Владимирскую, Калужскую, Новгородскую, Тульскую области, Мурманск, Воронеж, Курск, Самару, Смоленск, Кострому, Пермь, Псков, Рязань, Татарстан. Также осуществляются международные рейсы: в Ригу, Таллинн, Тарту, Пярну, Минск, Тампере, Хельсинки, Одессу, Кишинев, Киев. На сегодняшний день от перронов автовокзала отправляется более 160 автобусов в день.

Пассажирские автоперевозки  также осуществляются большим количеством  транспортных компаний, обладающих различным  по размеру автопарком и уровнем  комфортабельности автобусов. Отправления  автобусов осуществляются из различных  частей города. Например, от Балтийского  вокзала, от гостиницы «Октябрьская», из других мест. Некоторые перевозчики  забирают пассажиров от дверей дома.

 

3.1.5. Городской общественный транспорт

В Санкт-Петербурге действуют  все виды городского общественного  транспорта: подземный (метрополитен), наземный (автобусный, троллейбусный, трамвайный транспорт, маршрутные такси), водный (водное такси). Обширная сеть маршрутов позволяет добраться в любую часть города и пригородов. В «час пик», утром и вечером, транспорт перегружен. Кроме того, в городе образуются автомобильные пробки, что затрудняет передвижение и увеличивает продолжительность времени, затрачиваемого на дорогу.

В 2004 году в эксплуатацию введен Большой Обуховский мост (Вантовый мост). С началом движения по мосту в Санкт-Петербург исчезла проблема, существовавшая долгие годы - невозможность попасть на другой берег Невы в ночное время из-за разведенных мостов.

4.      Анализ туристских потоков в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург входит в  число популярных направлений экскурсионного туризма в Европе. Культурное наследие города признано уникальным в мировом  сообществе. Это привлекает в Северную столицу туристов с познавательными  целями. Но в настоящее время туристские возможности Санкт-Петербурга используются не в полной мере. Это видно в  сравнении объемов турпотоков с  другими туристскими маршрутами Европы. Например, Прага принимает  ежегодно около 4 миллионов заграничных туристов. В мировые туристские столицы Париж и Лондон ежегодно приезжает 7-20 миллионов гостей из-за границы. Въездной турпоток в Берлин составляет более 12 млн[21]. Количество заграничных туристов, прибывающих в Санкт-Петербург, – чуть более 2 млн. человек в год[22]. На данном этапе город находится в процессе развития туристской отрасли, основная цель которой – сравняться с европейскими туристскими центрами по количеству туристов. За последние 5 лет туристский поток в Санкт-Петербурге вырос на 7% .

 В Санкт-Петербурге ярко выражена сезонность туризма. Для зимнего периода характерен минимальный спрос. Это происходит в связи с недостаточно развитым для такого города, как Санкт-Петербург, направлением конференц-туризма. В последние годы заметна тенденция увеличения заполняемости гостиниц в межсезонье и низкий сезон за счет перераспределения доли конференц-туризма на месяцы, которые традиционно не популярны у туристов, прибывающих с познавательными целями. Основная доля спроса приходится на период «белых ночей».

Иностранные туристы отдают предпочтение гостиницам среднего и  высокого класса, практически не останавливаясь в отелях менее 3-х звезд. Около 50% российских и более 53% туристов из стран  СНГ предпочитают гостиничный сегмент  класса «3 звезды». Эконом класс наиболее востребован у российских туристов и студентов зарубежных стран. На рисунке представлены предпочтения туристов разных регионов в выборе класса гостиницы:

Информация о работе Туристический центр-Санкт-Петербург