Туристические центры Южной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:44, доклад

Описание работы

Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Европа - один из важнейших финансовых, торговых, туристических центров мира. В конце ХХ в. Европа включает более 42 стран. Европа - наиболее важная в туристическом отношении территория земного шара. Здесь возникли первые очаги туризма в древнем мире, здесь зародился организованный туризм 19 в., здесь находятся и наиболее посещаемые туристами государства. Европа очень разнообразная по природным особенностям территория - здесь турист может познакомиться практически со всеми зонами холодного и умеренного пояса, вплоть до особенно популярных в туризме средиземноморских субтропиков. Здесь много морей, которыми Европа буквально изрезана, крупных озер, очень различных по длине и водному режиму рек, среди которых есть и интернациональные, протекающие через несколько стран (Дунай, Рейн и др.)

Содержание

Введение
Глава 1.Факторы, оказывающие влияние на развитие туризма в Европе
1.1. Экономико-географические факторы
1.2. Историко-культурные факторы
Глава 2. Туризм в Европе
2.1. Виды туризма
2.2. Туристские потоки в Европе
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Туристические центры Южной Европы.docx

— 53.47 Кб (Скачать)

2.2 Туристские  потоки в Европе

По данным Всемирной туристской организации, Европа основная туристопринимающий регион, но его доля в мировом туризме имеет тенденцию к спаду, в то время как другие регионы растут более быстрыми темпами. В 2000 году Европа приняла 58%. Больше всего выгоды из этой трансформации рынка извлекли Восточная Азия и Океания. Статистические данные показывают, что этот регион развивался наивысшими темпами роста, его доля составила 16% от мировой (Табл. 1).

Таблица 1. Статистика прибытий в мире. Источник: ВТО

 
 

Прибытия (млн.)

Изменения (%)

Доля рынка (%)

 
 

1999

2000

1999/98

2000/99

1999

2000

 

Мировые

650

698,3

3,8

7,4

100

100

 

Африка 

26,5

26,9

6,1

1,5

4,1

3,8

 

Америка

122,3

130,2

2,3

6,5

18,8

18,6

 

Восточная Азия/Океания 

97,6

111,7

10,8

14,5

15,0

16,0

 

Европа 

379,8

403,3

1,7

6,2

58,4

57,8

 

Средняя Азия

18,1

20,0

18,1

10,2

2,8

2,9

 

Южная Азия

5,8

6,3

10,7

9,0

0,9

0,9

 
               

 

Международный туризм в конце  ХХ в. стал одним из наиболее динамичных секторов мирового хозяйства. Экономическое  значение международного туризма, как  источника валютных поступлений, обеспечения  занятости населения, активизации  регионального развития, фактора  реструктуризации экономики, постоянно  растет. Индустрия туризма входит в число трех ведущих отраслей мирового хозяйства.

Таблица 2.

Доходы за 2005г. ведущих туристических стран  Европы

 

Страна

Доходы, млрд дол.

 

1

2

3

4

5

6

7

Франция

Испания

Италия

Великобритпания

Венгрия

Польша

Австрия

24,7

25,2

31,0

21,0

4,3

4,5

12,5

 
       

Доля международного туризма  в общих доходах от экспорта товаров  и услуг составляет: в Испании, Австрии -- 25--30%, Португалии -- более 20 %, Италии, Швейцарии -- 11--12 %.

Однако надо заметить, что  развитие туризма в Европе географически  сильно разнится. Что касается стран  Центральной и Восточной Европы, то освоение этих государств, вступивших в начале 90-х гг. прошедшего столетия на путь суверенного развития, происходит медленнее. Долгие годы (начиная со второй половины 50-х гг. ХХ в.) страны Центральной и Восточной Европы были замкнуты на туристском рынке стран социалистического лагеря. Эта "замкнутость" определенным образом сказывалась на объемах туристических потоков, на их географии, на инфраструктуре и индустрии туризма.

Переход в начале 90-х г. ХХ в. Польши, Венгрии, Словакии, Румынии, Чехии, Болгарии на рыночную систему хозяйствования потребовал структурных изменений не только туристской отрасли этих стран, но и всей туристической политики, и, если хотите, ее идеологии. В аналогичной ситуации в рассматриваемый период оказались и страны Содружества Независимых Государств, включая и Беларусь.

Вот почему особый интерес  сегодня представляют процесс реформирования туристских комплексов стран Центральной  и Восточной Европы и сама концепция  развития туризма в этих странах  в первой половине ХХ в.

Практически все страны после  распада социалистической системы  столкнулись с проблемой низкой конкурентоспособности национального  туристского продукта на европейском туристском рынке. Качество же турпродукта, предлагаемого изысканному западноевропейскому туристу, не могло соответствовать уже устоявшимся в странах ЕС стандартам вследствие крайне слабой материально-технической базы. Отсталость же последней напрямую была связана с той формой хозяйствования, которая существовала в конце 80-х гг. в этих странах. Если анализировать цифровые показатели по числу посетителей этих стран в период с 1991 по 1993г., то они подтверждают наш вывод. Исключение составляет Польша. Польский туристский "бум" этого периода (в 1990г. в Польшу прибыло 3 млн. 400 тыс. туристов, в 1992г. -- 16 млн. 200 тыс. чел., в 1993г. -- 17 млн. туристов) можно рассматривать как сознательное стимулирование (в силу сложной экономической ситуации) так называемого "шопингового туризма". Основными странами -- поставщиками таких "туристов" являлись Беларусь, Россия, Украина, некоторые страны Балтии. Понятно, что такой вид туризма не мог претендовать на евростандарты в обслуживании.

В целом же изложенные выше причины кризисного состояния туристского  комплекса в первой половине 90-х гг. ХХ в. были почти идентичными для всех государств Центральной и Восточной Европы (аналогичное положение наблюдалось и в туркомплексе на постсоветском пространстве).

Осознав то положение, в котором  оказался международный туризм в  этих странах, и понимая, какую экономикосоставляющую роль может сыграть туризм в жизни этих стран, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария предприняли действенные шаги по реформированию национальных туристских комплексов.

В настоящее время рынок  туристских услуг в этих странах  является свободным и функционирует  в условиях конкуренции. Как правило, государство не вмешивается напрямую в деятельность субъектов туристского  бизнеса, а регулирует ее за счет налогов  на обслуживание туристов и конкретно  произведенные услуги.

Так, например, венгерское правительство  признало развитие туристской отрасли  стратегическим вопросом (туризм здесь  сегодня дает более 10 % ВВП, обеспечивает работой около 250 тыс. чел.) и в правительственном плане социально-экономического развития страны (так называемый план Сечени) зафиксировало возможности развития туристского сектора национальной экономики. Основными целями правительственной программы являются:

-- повышение эффективности  иностранного туризма за счет  улучшения туристского обслуживания;

-- упрочение стабильности  отрасли за счет развития внутреннего  туризма;

-- привлечение туристов  из нетрадиционно туристских  для Венгрии стран.

На развитие туризма планом Сечени в 2001 г. предусматривается выделение из госбюджета около 100 млн. евро. Средства выделяются частным предпринимателям и муниципалитетам, чтобы те, с добавлением собственного капитала, инвестировали их в те области, где имеется соответствующая инфраструктура. И хотя Венгрия занимает 14-е место в мире по количеству иностранных туристов (ежегодно страну посещает около 30 млн иностранцев), все же здесь идет активный поиск потенциальных резервов более интенсивного развития национального туризма. Особое место в программе развития туризма на ближайшую перспективу отводится курортному, бальнеологическому и конференц-туризму. На территории Венгрии имеется 800 термальных источников, причем треть из них может быть использована для целебных целей. Страна также занимает 15-е место в мире по количеству проводимых международных мероприятий.

С целью привлечения в  страну туристов Венгрия ведет активную информационно-рекламную деятельность в области туризма за рубежом. К настоящему времени она имеет  около 20 загранпредставительств национального  туристского бюро. Значительным фактором, способствующим развитию туризма, является и то, что Венгрия имеет соглашения о безвизовом въезде с 59 государствами  мира.

Аналогичная работа проводится и Словацкой республикой. В настоящее  время Словацким банком гарантии и развития реализуется одобренная правительством Программа поддержки  развития туризма. Эта программа  предусматривает частичную дотацию  государством кредитов для реструктуризации туристской инфраструктуры. Вторым инструментом ее развития является Кредитная программа  поддержки, реализуемая Словацким  агентством развития малого и среднего предпринимательства с помощью 5 коммерческих банков. В рамках этой программы уже реализовано 73 проекта  по развитию туристской инфраструктуры на общую сумму 5,4 млн. дол. США.

В республике ведется активная работа по развитию законодательства в области туризма и приведению его в соответствие с правом Евросоюза.

Необходимо также отметить, что 90-е г. ХХ в. для Словакии стали периодом активного создания и деятельности туристских неправительственных структур. Так, Ассоциация туристских фирм координирует деятельность турфирм, проводит маркетинговые исследования, содействует туристским фирмам в установлении контактов с зарубежными партнерами. Активно функционируют Союз владельцев отелей, Союз гидов, Союз агротуризма и др.

Закон "О польской туристской организации", вступивший в силу 1 января 2001 г., значительно изменил существующую модель управления туризмом в Польше. Главное новшество состоит в разделении политико-стратегических и административно-оперативных функций.

Главный орган государственного управления по вопросам туризма (Департамент  туризма Министерства экономики  Республики Польша) занимается формированием  общей экономической стратегии  Польши в области туризма, а за продвижение туристского продукта в стране и за рубежом отвечает Польская туристская организация.

Информация о работе Туристические центры Южной Европы